Обработка улиц от льда

Чем посыпают дороги зимой

Коммунальные службы всех городов мира борются со снегом. Но в нашей стране это отдельная история. Зачем посыпают дороги солью, противогололедным реагентом?

С наступлением холодного сезона автолюбителей беспокоит вопрос, чем посыпают дороги зимой, как эта химия влияет на состояние машины. Особенно эта проблема актуальна в мегаполисах, где средства для растапливания льда и снега используют очень активно. Например, коммунальные службы Москвы ежегодно закупают около 500 тысяч тонн реагентов на сумму порядка 6 млрд. рублей.

Зачем зимой дороги посыпают солью

Один из самых известных реагентов, которым зимой посыпают дороги от гололеда, – хлорид натрия. Это вещество имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей.

На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при — 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

Вторая причина, зачем дороги посыпают солью в морозную погоду – экономическая целесообразность. Удалять снег с проезжей части механическим способом дорого. Приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Надо просто обработать поверхность проезжей части, растаявший снег и лед стекает в кюветы и стоки. Экономится топливо и трудовые ресурсы.

Читайте также:  Именины зимой женские имена

Посыпают ли дороги солью сегодня

Соль в России сыпали на дороги еще в позапрошлом веке. Сохранились документы 1868, где поднимался вопрос отказа от этого метода борьбы с гололедом. Основная причина – вред для копыт лошадей. С тех пор ситуация мало изменилась, но сдвиги в лучшую сторону все-таки есть.

Какими реагентами посыпают дороги сегодня? Полностью отказаться от использования соли дорожно-эксплуатационные службы пока не могут. Все реагенты для растапливания льда содержат натрий хлорид в различных концентрациях.

В городах России используют разные химические вещества для борьбы с гололедом. Вопрос лишь в том, какой солью посыпают дороги зимой. Выбор зависит от климатических условий, плотности автомобильного потока на улицах и возможностей регионального бюджета. Рассмотрим пример Москвы.

Смесь песка и соли использовали на дорогах столицы с 60-х годов прошлого века. В 1992 году использование этого дешевого реагента ограничили, а в 2003 году отказались от него полностью. Хлорид натрия разъедает резину покрышек, вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, разрушает обувь пешеходов. Песок добавляет грязи на улицах, забивает стоки ливневой канализации.

Чем посыпают дороги от гололеда в Москве

Московские коммунальные службы используют несколько реагентов, рассчитанных на разные погодные условия. Различают жидкие и твердые вещества. Жидкость может использоваться как самостоятельное средство. Порошкообразные смеси разбрасывают на снежный накат и лед, чтобы растопить их, только в паре с растворами.

Жидкий реагент для любых улиц

Представляет собой водный раствор хлоридов натрия (до 6%) и кальция (до 23%). Жидкость наносят на чистое дорожное полотно как превентивную меру, чтобы выпавший снег не прилип к асфальту, и его легче было удалить. Сроки нанесения координируют по данным московского метеоцентра.

Твердый реагент для обычных дорог

Содержит хлористый натрий и кальций в соотношении 8:2. Смесь достаточно быстро плавит лед и снег при температуре до — 15°C. Распыляют на заснеженное или обледеневшее дорожное полотно только в паре с жидким средством.

Твердый реагент для скоростных трасс

Техническая соль составляет около 65% общего объема. Добавки: соль муравьиной кислоты, хлориды кальция и калия. Позволяет быстро расплавить лед при температурах до — 35°C. Используют с жидким составом преимущественно на МКАД и ТТК.

Твердый реагент для трасс в зоне зеленых насаждений

В составе этой сухой смеси доля хлорида калия увеличена до 25%. Это удобрение для растений. Распыляют вместе с жидким средством. Несмотря на повышенную экологическую безопасность, этот состав вызывает коррозию деталей автомобиля также быстро, как и другие реагенты.

Примеры из мировой практики

Разобравшись,чем посыпают дороги в Москве, интересно узнать, как дела в этой сфере у соседних государств. Конечно, надо делать поправку на климатические условия и общую техническую грамотность массы водителей.

Чем посыпают автомобильные дороги в Европе

Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.

Каменная крошка. Вот чем посыпают дороги в Европе. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Чем посыпают дороги в Финляндии

Северные соседи не особо оригинальничают. Автомобильные дороги в Финляндии посыпают каменной крошкой. Холодная погода способствует. Выпавший снег лежит всю зиму, поэтому разбрасывание крошки приходится выполнять только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой скрыт толстым слоем снега.

Важность защиты автомобиля от воздействия реагентов на зимних дорогах

Проблема защиты от реагентов актуальна для любого водителя. Владельцам новых моделей европейского производства можно беспокоиться немного меньше. Совсем немного. Уверения производителей, что заводская защита обеспечивает абсолютную защиту кузова – маркетинговый ход. Все хорошо только в рекламе.

Даже оцинкованный кузов не застрахован на 100% от коррозии. Соль, растворенная в воде, – это электролит, который агрессивен к любому металлу. В цинковом покрытии есть микропоры, через которые соляное раствор добирается до стальных деталей кузова. Максимум – пять лет, и начнется процесс коррозии. Корейские и японские машины начинают гнить раньше. Антирекорды, как всегда, ставят российские и китайские авто. Образцы автопромышленности этих стран пасуют уже на второй-третий год.

Как защитить свой автомобиль от вредного воздействия реагентов

Коррозия начинается в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Это первый барьер защиты металлических деталей. Часто ЛКП повреждается на дверцах, порогах, днище, в колесных арках от летящих из-под колес камешков.

Простейшее решение этой проблемы – установка локеров и брызговиков. Эти приспособления защищают внутреннюю часть арок, днище и нижнюю часть кузова от абразивного воздействия грязи, песка и камешков, вылетающих из-под колес при движении автомобиля.

Надежный способ, позволяющий защитить внешние части кузова автомобиля от коррозии, – ламинирование. Тонкая пленка наклеивается на «проблемные места»: пороги, дверцы, капот, промежуток между задней дверцей и колесной аркой.

Специалисты автосервисов советуют не менее двух раз за зиму выполнять профилактику коррозии. Если установлены локеры – проверить их состояние. Любые мелкие царапины ЛКП необходимо зачистить от грязи и обработать полиролью. Глубокие сколы зачищают более тщательно и обрабатывают составом против ржавчины. При необходимости проблемное место лучше подкрасить.

Осматривать нужно не только видимые части автомобиля. Обязательно исследуйте на наличие повреждений антикоррозионное покрытие днища. Если пренебречь этим советом, можно упустить момент возникновения очага ржавчины. Бороться с этой напастью намного сложнее, чем предупредить ее.

Чтобы качественно осмотреть днище, его надо тщательно очистить. На многих автомойках моют только кузов. Доплатите, чтобы ваш автомобиль вымыли полностью, или пользуйтесь автоматической мойкой (там эта услуга включена «по умолчанию»). Зимой днище машины нужно содержать в чистоте.

Если уделять должное внимание, независимо от того, чем посыпают дороги зимой в вашем городе, вы сможете защитить свой автомобиль от коррозии. Помните: любую проблему легче предотвратить, чем решать ее. Счастливого пути и ровных вам дорог.

Источник

Нескользкая дорожка: как работают дорожные реагенты

Что лучше — всю зиму отмывать прихожую от грязи и песка или сломать одну-две ноги, поскользнувшись на тротуаре?«Площадь Свободы» рассказывает, из чего делают смеси, которыми посыпают российские дороги зимой, и почему раствор соли замерзает медленнее, чем обычная вода. Без страшных слов не обойдется: вас ждет знакомство с эвтектической точкой.

Простите за капитанское вступление, оно здесь необходимо: в России две беды — низкоквалифицированные высокомотивированные люди и дороги. И если от дураков мы страдаем равномерно в течение всего календарного года (разве что весной и осенью мотивация некоторых из них усиливается), то дороги становятся особенно тяжелым испытанием примерно на пять месяцев в году — с наступлением зимы.

Их засыпает снегом, они обрастают льдом, становясь опасными и для водителей, и для пешеходов. Но человек — существо умное и изобретательное. Мы научились делать дороги условно комфортнее даже зимой: противогололёдные материалы мешают образованию льда или плотно спрессованного снежного слоя.

Фрикционные материалы: трение — сила

В России работу с противогололедными материалами определяет ГОСТ 33387-2015 . В нем говорится, что наши главные помощники в борьбе с зимой — фрикционные материалы, противогололедные реагенты и их комбинации.

Фрикционные материалы — это твёрдые вещества, измельченные в крошку: гравий, измельченный щебень, шлак. И, конечно, песок. Они не растворяются в воде и увеличивают сцепление между нашими подошвами или протекторами автомобиля и дорогой: не дают человеку или машине проскальзывать на уплотненном снеге или льду.

Фрикционные материалы недорогие и эффективные: с гарантией не дают буксовать на уже образовавшейся ледяной корке. Но ни предотвратить, ни замедлить формирование наледи ни песок, ни гравий не могут.

Противогололедные реагенты: как под нами тает лед

Образованию ледяной корки или уплотнению снега мешают противогололедные реагенты. К ним относят хлориды натрия, кальция и магния, ацетаты, производные мочевины и другие вещества, которые хорошо растворяются в воде.

Про них иногда говорят, что они способны «плавить снег или лёд». Но правильнее говорить, что они понижают температуру замерзания воды. Это происходит из-за того, что растворенные реагенты мешают молекулам воды собраться в регулярную кристаллическую решетку (перейти из жидкого состояния в твердое). В итоге она замерзает при минусовой температуре, а не при нуле градусов.

Насколько сильно понизится точка замерзания воды, в которой растворен реагент, зависит от природы вещества и от его концентрации. Чем она больше, тем ниже сдвигается температура замерзания.

Для каждого вещества существует эвтектическая точка — максимально низкая температура, при которой начинает замерзать его водный раствор. Для хлорида натрия (то есть, для поваренной соли) такая точка составляет –21,1°C: при этой температуре станет льдом вода, в которой 23,3% соли. Больше уже при таких низких температурах просто не растворится. Для хлорида магния это –33°C (и в растворе будет 21,6% MgCl2).

Хлориды и другие соли эффективно мешают образованию льда. Если зима не очень холодная и небогатая на снегопады, а коммунальщики исправно сыплют реагенты на дорогу, то ни снег, ни наледь на ней накапливаться не будут.

Дворники и коммунальщики ликуют, но есть в этой ситуации и серьезный минус. К сожалению, большинство дешевых противогололедных реагентов отличаются высокой коррозионной активностью. Это из-за них ржавеют открытые металлические детали машин и портится обувь.

Особенно ожесточенно нужно бороться с обледенением авиационным службам: наледь нужно снимать и со взлетно-посадочных полос, и с самих самолетов.

Неорганические соли вызывают коррозию материалов, из которых сделан корпус воздушного судна. Поэтому в авиации используют специальные противообледенительные жидкости: в их составе — в основном органические соединения. Чаще всего это многоатомные спирты этиленгликоль или пропиленгликоль, водные растворы которых замерзают при –50°C и –60°C соответственно. Они бережнее относятся к тому, на что попадают.

Но дороги и тротуары ими обрабатывать пока не получится: органические противообледенители слишком дорогие.

Комбинированные материалы: одно вещество хорошо, а два — лучше

Лучше всего работают те материалы, в которых есть и компонент, понижающий температуру замерзания воды, и минеральная крошка, обеспечивающая хорошее сцепление с дорогой.

В российских городах для спасения от гололеда чаще всего используют самый простой и дешевый материал: пескосоляную смесь. Она примерно на 70% состоит из песка и на 30% — из поваренной соли. В зависимости от температуры на улице, толщины наледи и влажности воздуха, процент хлорида натрия в реагенте увеличивают или уменьшают. Чем холоднее, тем больше соли в составе, и тем дороже получается смесь.

Рассыпать реагент лучше всего перед началом снегопада, чтобы на дороге не образовалась плотная ледяная корка. Но коммунальные службы чаще всего до последнего момента не верят, что зимой может идти снег (см. первую беду России). Поэтому разбрасывают смесь уже после того, как снегоуборочная техника расчистит проезжую часть.

Из-за этого приходится и увеличивать в реагенте отношение соли к песку, и рассыпать больше смеси. В итоге растет стоимость противогололедной обработки, и, конечно, ее суммарное влияние на окружающую среду, мрачный вид городов, наши машины, обувь и грязищу в прихожке.

По нормам, на один квадратный метр поверхности можно высыпать не больше 2 кг соли за сезон (за один раз квадратный метр можно подсаливать примерно 15–25 граммами соли).

В некоторых смесях вместо хлорида натрия используют другие соли — хлориды или ацетаты магния и кальция. Их точка замерзания ниже — значит, их можно использовать при сильных морозах. А еще они не так губительны для обуви и металла.

Что лучше: лед или грязь?

Самым безопасным компонентом комбинированного противогололедного материала можно считать песок. Он не вызывает коррозию, не растворяется в воде, нейтрален для окружающей среды. Казалось бы, самое неприятное, что связано с песком — это грязь в прихожей, которую нужно постоянно убирать.

Но страдают от песка еще и коммунальные службы. Если пескосоляной смеси на дороги высыпают много, то к весне он накапливается на обочинах, засоряет водостоки, загрязняет проезжую часть, тротуары и газоны. На то, чтобы очистить город, уходят очень много денег. Если они есть.

Возможно, именно поэтому в некоторых городах проводят эксперимент: используют только соли.

Чтобы ходить по зимним дорогам и не падать, приходится «плавить» снег и лед до самого асфальта. Для этого приходится высыпать все большие дозы противогололедных смесей. И хотя всё чаще вместо поваренной соли для борьбы с гололедом используют менее коррозионноактивные соли магния или кальция, абсолютно безопасных реагентов, позволяющих ходить по зимним дорогам, пока еще нет. Растворы солей впитываются в почву, разъедают нашу обувь и далее по списку.

Поэтому, выгуливая собаку или кошку, смотрите, чтобы питомец не пытался лизать проступивший из-под снега асфальт, не пил воду из лужиц на дороге. Чтобы обувь дольше служила, мойте её после прогулок (особенно подошвы и нижнюю часть).

Ну и самое главное — терпите. Зима все равно рано или поздно кончится. Без «этих ужасных реагентов» на наших улицах лёд, конечно же, был бы чище и красиво блестел. Но безопаснее бы такие дороги точно не стали. Поэтому пусть ровный и чистый лёд остаётся там, где ему должно быть — на катках и в хоккейных коробках, но не там, где ежесекундно движется транспорт и ходят люди.

Источник

Оцените статью