Очистка дорожного полотна от снега
Proxima Nova TimesNewRoman
Интервал между буквами
Стандартный
Средний
Большой
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное дорожное агентство
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог
19 декабря 2016, 11:55
К зимнему относится период года с момента перехода средней суточной температуры воздуха ниже О °С к отрицательной осенью и до момента ее обратного перехода, через О °С от отрицательной к положительной.
Зимнее содержание дорог представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя:
• защиту дорог от снежных заносов;
• очистку дорог от снега;
• борьбу с зимней скользкостью;
• защиту дорог от лавин;
• борьбу с наледями.
Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Продолжительность этого периода колеблется от 20 сут в южных районах до 260 сут в северных районах России.
Самой характерной особенностью зимнего периода является образование на дорожной поверхности отложений снега и льда, в результате чего происходит резкое изменение условий взаимодействия автомобиля с дорогой.
Дорожная эксплуатационная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания дорог, основными показателями которого являются (рис. 1):
• ширина чистой от снега и льда поверхности дороги;
• толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин;
• толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;
• сроки очистки дороги от снега и ликвидации гололеда и зимней скользкости.
Система мероприятий по зимнему содержанию дорог
Вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей, с другой — максимально облегчить, ускорить и удешевить зимнее содержание. Чтобы обеспечить выполнение этой задачи, при зимнем содержании проводятся мероприятия:
• профилактические, цель которых не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге; к числу таких мероприятий относят уменьшение снегозависимости дорог, профилактическую обработку покрытий химическими противогололедными реагентами и др.;
• защитные, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и льда, поступающего с прилегающей местности; к ним относят применение защиты от метелевого переноса, снежных лавин, наледного льда. Главным критерием качества снегозащиты следует считать полное исключение отложений метелевого снега на дорогах с тем, чтобы для патрульной снегоочистки оставалось только удаление снега, выпадающего во время снегопадов;
• по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений (например, очистка дорог от снега и льда), а также по уменьшению их воздействия на движение автомобилей (обработка обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).
Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию дорог
По уровню зимнего содержания все дороги подразделяют на группы:
А — дороги с чистой на всю ширину поверхностью;
Б — дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;
В — дороги с чистой серединой проезжей части;
Г — дороги с уплотненным снегом на проезжей части.
Директивные требования к показателям уровня зимнего содержания каждой дороги должны устанавливаться на основе технико-экономических расчетов с учетом оснащенности дорожно-эксплуатационной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания дорог. Допустимые значения показателей состояния дорог приведены в табл. 1.
Предельно допустимые нормы показателей состояния дороги в зимний период
Значение автомобильных дорог общего пользования | Показатели | |||||
Интенсивность движения, авт./сут | Минимальная ширина очищенной поверхности проезжей части, м | Максимально допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм | Минимально допустимая толщина уплотненного слоя снега на проезжей части*, мм | Допустимая толщина уплотненного слоя снега на обочинах (у бровки земляного полотна), мм | Максимальный срок проведения работ по снегоочистке и ликвидации зимней скользкости, ч | |
Федеральные | Более 3000 | На всю ширину | 20 | — | 50 | 4 |
Менее 1000 | -«- | 30 | 50 | 70 | 6 | |
Региональные | Более 3000 | -«- | 30 | — | 60 | 4 |
1000-3000 | -«- | 40 | — | 70 | 5 | |
Менее 1000 | -«- | 60 | 50 | 80 | 6 | |
Региональные, межмуниципальные с регулярным автобусным движением | Менее 1000 | -«- | 70 | 50 | 120 | 6 |
Дороги с допускаемым перерывом движения (сезонные) | Движение нерегулярное | Не нормируется | Не нормируется | 50 | 200 | 24-48 |
* На грунтовых дорогах и дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд, содержание которых предусмотрено с уплотненным снежным покровом.
Классификация дорог (участков) по снегозаносимости.
Критерием классификации участков дорог по снегозаносимости служит отношение количества снега, отложившегося на дорожном полотне, к общему количеству снега, принесенного метелями к дороге. Оценивать снегозаносимость количеством приносимого снега нельзя, так как снежные заносы — это отложившийся, а не приносимый снег. При одном и том же количестве приносимого снега на участках дорог с разным поперечным профилем и характеристикой прилегающей местности откладывается разное количество снега.
По степени снегозаносимости все участки дорог подразделяют на снегонезаносимые и снегозаносимые.
К снегонезаносимым относят участки дорог, пересекающие лесные массивы, а также сады и кустарники, если их ширина составляет 100. 250 м и более с каждой стороны дороги; проходящие в выемках глубиной более 8,5 м при годовом снегоприносе до 100 м3 на 1 м длины дороги; пересекающие крупные населенные пункты с застройкой по обеим сторонам дороги; участки насыпей высотой не меньше требуемой по снегонезаносимости.
Снегозаносимые участки дорог подразделяют на три категории (табл. 2).
Районирование территории по условиям зимнего содержания дорог. Широкий размах природно-климатических условий на территории России, от которых зависят характеристики состояния дорог в зимний период и затраты дорожных организаций
Категория снегозаносимости | Характеристика участка | Вид снежных отложений, которые необходимо удалять |
I. Слабозаносимые | Насыпи высотой Нп и Нн пересечения в одном уровне; насыпи с барьером безопасности | Снегопадные отложения; снежные заносынебольшого объема; небольшие снежные валы |
II. Среднезаносимые | Раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые места и невысокиенасыпи ниже Нп; пересечения в разных уровнях; дороги, проходящие через небольшие населенные пункты, в районах с интенсивными общими метелями | Снегопадныеотложения; снежные заносы толщиной до 1. 1,5 м; снежные валы |
III. Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями, и выпадающий при снегопадах; все выемки на кривых | Снегопадные отложения; снежные заносы, толщина которых может достигать глубины выемки |
1. Нп — высота снежного покрова; Ни — высота снегозаносимости насыпи.
2. Данные таблицы относятся к заносимым участкам, проложенным по безлесной местности.
3. Незаносимые участки в безлесной местности — насыпи высотой Ни и более, а также нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, откладывающийся при метелях и снегопадах.
4. Участки, проложенные через сплошные лесные массивы, не заносятся при любом поперечном профиле.
на их содержание, вызвали необходимость районирования территории страны по условиям зимнего содержания дорог.
В результате исследований Г. В. Вялобжеского и А. А. Кунгурцева было разработано районирование территории страны по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах с разделением территории на характерные зоны.
В качестве основного признака районирования был принят объем снега, приносимого к дороге в зимний период. Дополнительно учитывалось влияние рельефа местности, продолжительность зимнего периода, количество снежных осадков за зиму, высота снежного покрова и другие природно-климатические факторы.
В результате территория России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах была разделена на пять дорожно-климатических зон (районов):
I — районы легкой снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 60— 100 сут, в отдельных местах до 160 сут в году. Скорость ветра при метелях, как правило, не превосходит 15 м/с, средняя многолетняя высота снежного покрова находится в пределах 15. 20 см. Объемы снегоприноса в большинстве случаев не превышают 50 м3/м, только в отдельных случаях доходят до 100 м3/м.
К районам легкой снегоборьбы относят Калининградскую область, южную часть Республики Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Кабардино-Балкарию, Чеченскую, Ингушскую, Северную Осетию— Аланию, южные части Астраханской и Ростовской областей, Читинскую и Амурскую области, юго-западную часть Хабаровского края;
II — районы средней трудности снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 100 —160 сут, а в отдельных местах до 200 сут в году. Объем снегоприноса, как правило, не превышает 150 м3/м.
К районам средней трудности снегоборьбы относят Республику Карелия, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Костромскую, Вологодскую, Смоленскую, Брянскую, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Московскую, Ивановскую области, южные части Республики Коми и Архангельской области, Кировскую, Пермскую, Волгоградскую, Томскую, Свердловскую, Иркутскую, Челябинскую, Курганскую области, Республику Удмуртия, Тюменскую область (кроме Ямало-Ненецкого автономного округа), северные части Омской, Ростовской, Астраханской, Нижегородской и Калужской областей, северную часть Республики Калмыкия, Хабаровский край (кроме юго-западной части), республики Тува, Бурятия, Саха (Якутия) южнее Северного полярного круга, Приморский и Красноярский края (кроме юго-западной части и Таймырского автономного округа);
III — районы трудной снегоборьбы. В этих районах зимой преобладают сильные ветры и интенсивные метели. Снежные заносы образуются систематически, часто большой толщины и плотности. Объемы снегоприноса достигают 250 м3/м, а в отдельных местах — 400 м3/м.
К районам трудной снегоборьбы относят центральную часть Архангельской области, Тульскую, Орловскую, Курскую, Воронежскую, Белгородскую, Липецкую, Рязанскую, Тамбовскую, Пензенскую области, республики Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Саратовскую и Ульяновскую области, южные части Нижегородской, Омской, Калужской и Мурманской областей, Новосибирскую и Кемеровскую области, юго-западную часть Красноярского края, Республику Алтай, центральную часть Республики Коми, юго-западную часть Магаданской области, южную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия);
IV — районы очень трудной снегоборъбы. Ветры переносят зимой значительное количество снега, объемы снегоприноса достигают 400. 600 м3/м, в отдельных местах — 1 000 м3/м. Отложения от интенсивных снегопадов или снежные заносы большой толщины систематически образуются на участках большого протяжения.
К районам очень трудной снегоборьбы относят Самарскую и Оренбургскую области, Алтайский край (кроме Республики Алтай), Сахалинскую область, центральную часть Магаданской области, северные части Мурманской и Архангельской областей, северную часть Республики Коми, Камчатскую область (кроме Корякского автономного округа, побережья Камчатского автономного округа и побережья Камчатского полуострова), центральную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), южную часть Ямало-Ненецкого автономного округа.
V — районы особенно трудной снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 220 — 240 сут, а в отдельных местах доходит до 300 сут в году. Скорость ветра при метелях нередко достигает 40. 45 м/с, а число суток с метелями доходит до 130 за зиму при продолжительности отдельных метелей до 10 сут и более. Объем снегоприноса составляет до 1 000 м3/м и более.
К районам особенно трудной снегоборьбы относят северную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ, северную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), побережье Чукотского автономного округа в пределах Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей (включая Корякский автономный округ).
Борьба с зимней скользкостью
Работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее действующим требованиям и соответствующее заданному уровню содержания.
Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия:
— профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием;
— повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.
Противогололедные материалы
Для борьбы с зимней скользкостью используют различные ПГМ, к которым относятся:
— твердые сыпучие (кристаллические, гранулированные или чешуированные);
— жидкие растворы или рассолы различных реагентов;
— песчано-гравийная смесь (ПГС);
— смесь фрикционных и химических материалов.
Более подробная информация о ПГМ изложена в ОДН 218.2.027-2003.
Способы борьбы с зимней скользкостью
При зимнем содержании автомобильных дорог применяют химический, комбинированный, фрикционный способы борьбы с зимней скользкостью.
Химический способ основан на использовании химических материалов, обладающих способностью при контакте со снежно-ледяными отложениями переводить их в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах.
При химическом способе распределяют чистые ПГМ в твердом (техническая соль, галит, ХКНМ, Биодор и др.) или жидком (ХКМ, Нордвэй, Антиснег и др.) виде с целью предупреждения (профилактический метод) образования зимней скользкости или ликвидации уже образовавшихся снежно-ледяных отложений — снежного наката, стекловидного льда и др.
Применяют химический способ борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах группы А и Б с учетом их функционального назначения и категории.
Фрикционный способ применяют на дорогах (участках) группы В, а также на дорогах, расположенных в регионах с продолжительными и устойчивыми низкими температурами (ниже —20°С) или там, где использование химических ПГМ запрещено.
Комбинированный способ (химико-фрикционный) предусматривает совместное применение химических и фрикционных ПГМ. Этот способ применяют при необходимости срочного повышения коэффициента сцепления и ликвидации снежно-ледяных отложений на автомобильных дорогах группы А, Б и В.
Комбинированный способ (физико-химический) заключается в придании противогололедных свойств асфальтобетонному покрытию путем введения в асфальтобетонную смесь антигололедного наполнителя типа «Грикол», который на поверхности покрытия создает гидрофобный слой, снижающий адгезию снежно-ледяных отложений к покрытию или предотвращающий их образование.
Этот способ применяют на участках автомобильных дорог группы А, подверженных частому гололедообразованию (в горной местности, у водоемов, ТЭЦ, на мостах, путепроводах, эстакадах и др.).
Классификация стратегий работ по зимнему содержанию дорог
Источник