Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета найдите сравнения

Содержание
  1. Краткий анализ стихотворения «Опрятней модного паркета…» по плану
  2. 1. История создания
  3. 2. Литературное направление
  4. 3. Род
  5. 4. Жанр
  6. 5. Проблематика
  7. 6. Тематика
  8. 7. Идея
  9. 8. Пафос
  10. 9. Система образов
  11. 10. Центральные персонажи
  12. 11. Лирический герой
  13. 12. Сюжет
  14. 13. Композиция
  15. 14. Художественное своеобразие произведения
  16. 15. Средства художественной выразительности
  17. 16. Размер, рифма, строфика
  18. 17. Значение произведения
  19. 18. Актуальность
  20. 19. Моё отношение
  21. 20. Чему учит
  22. Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета найдите сравнения
  23. Александр Пушкин — Опрятней модного паркета: Стих
  24. Анализ стихотворения «Опрятней модного паркета» Пушкина
  25. Понемногу
  26. воскресенье, 30 мая 2021 г.
  27. Ответы на вопросы учебника к отрывкам из романа «Евгений Онегин» для 3 класса
  28. Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 86-87.
  29. Пушкин А.С. отрывок из поэмы «Цыгане»
  30. Пушкин А.С. отрывок из романа «Евгений Онегин»
  31. Стихотворения А.С. Пушкина (вопросы для анализа) план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
  32. Скачать:
  33. Предварительный просмотр:

Краткий анализ стихотворения «Опрятней модного паркета…» по плану

1. История создания

Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.

Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.

В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.

В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.

2. Литературное направление

Литературное направление – реализм с элементами романтизма.

Читайте также:  С чем носят берцы девушки зимой

3. Род

Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.

4. Жанр

Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.

5. Проблематика

В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.

6. Тематика

Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.

Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.

7. Идея

Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.

8. Пафос

Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.

9. Система образов

Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.

Образ детей:

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…

Образ животных:

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…

И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».

Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.

10. Центральные персонажи

Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.

Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.

11. Лирический герой

В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.

Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.

12. Сюжет

По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.

Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.

Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.

13. Композиция

Как таковой, классической композиции в произведении нет.

Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень легким, понятным языком.

Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.

Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».

15. Средства художественной выразительности

Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.

В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.

Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».

Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».

16. Размер, рифма, строфика

Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.

Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.

Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.

17. Значение произведения

Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.

Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.

18. Актуальность

Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.

Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.

19. Моё отношение

Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.

20. Чему учит

Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.

Источник

Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета найдите сравнения

Выразительно прочитайте предложения и докажите, что в них использован прием сравнения. Какой способ выбирают авторы в каждом случае? Какая картина возникает в вашем воображении при чтении этих отрывков из художественных произведений?

Более подробно проанализируйте два примера (на выбор), выделяя в них предмет сравнения, образ и признак, по которому они сравниваются.

1) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин)

2) Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А. Пушкин)

3) И голосок ее звучит нежней свирельного напева. (А. Пушкин) За столом сидит она царицей. (А. Пушкин)

4) И сыплет листья лес, как деньги медные, спасибо, край чудес, но мы не бедные. (Н. Рубцов)

5) В очах, как на небе, светло, в душе ее темно, как в море. (М. Лермонтов)

6) В груди ее птицею пела радость. (М. Горький)

7) И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин)

8) Жеребец под ним сверкает белым рафинадом. (Э. Багрицкий)

9) Черно-бурою лисицею под горой улегся лес. (Д. Кедрин)

10) В блестках инея, точно в алмазах, задремали, склонившись, березы. (И. бунин)

11) Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов)

Спишите предложения, в которых есть сравнительные обороты с союзами как, точно. Сделайте вывод об обособлении сравнительных оборотов.

Выпишите примеры, в которых сравнение выражено формой сравнительной степени прилагательного.

В файл «Сравнение» открытой вами в компьютере папки «Художественные средства языка» поместите наиболее понравившиеся вам примеры.

Дополните их отрывками, которые вы можете найти с помощью Интернета.

Источник

Александр Пушкин — Опрятней модного паркета: Стих

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
____________
Отрывок из романа в стихах Евгений Онегин.

Анализ стихотворения «Опрятней модного паркета» Пушкина

Искрящаяся пейзажная зарисовка «Опрятней модного паркета» Александра Сергеевича Пушкина – фрагмент четвертой главы его романа «Евгений Онегин».

Отрывок создан не позднее января 1826 года. Опальный поэт в этот момент находится в Михайловском. Стихотворение предваряют такие хитросплетения сюжета: открывшаяся в своих чувствах Татьяна не встречает взаимности в Онегине. Их пути на какое-то время расходятся, Евгений ведет почти затворническую деревенскую жизнь, а в доме Татьяны разыгрывается новая любовная история, на этот раз вполне счастливая. Ее сестра Ольга и Ленский влюблены друг в друга, дело близится к свадьбе. Здесь-то и нашлось место для лирического авторского отступления, воспевающего зимние забавы. В жанровом отношении – лирика о природе, отрывок писан, как и положено, так называемой онегинской строфой. Поэт начинает с описания трескучего мороза – главной приметы настоящей русской зимы. Рифмовать «морозы» поэт берется с неизбежными «розами», о чем весело сообщает удивленному читателю. Наконец, взгляд автора переносится на «речку». Он неожиданно сравнивает ее с паркетом, причем, явно не в пользу последнего. Действительно, в те годы деревянные паркетные полы были гордостью каждого состоятельного дома. Некоторые из них считались произведениями искусства, «коврами из дерева». Стелили такие полы, как правило, только в парадных комнатах. «Опрятней»: за паркетом, традиционно покрытым воском, ухаживали ежедневно. Речка словно приглашает деревенскую непритязательную публику испытать все прелести катанья на коньках. Следует сказать, что как раз в XIX веке эта зимняя забава вновь вошла в моду. Сам А. Пушкин освоил коньки еще в Лицее. Уменьшительные суффиксы в словах подчеркивают жизнерадостную интонацию поэта, его вовлеченность в описываемую картину: речка, мальчишек. Появляется на глади и комический персонаж, без коньков, зато на «красных лапках». Рассеянный гусь, видимо, не приметил прихода зимы, и собрался было «плыть по лону вод». Последний штрих художника «вьется первый снег» передает легчайшее порханье снежинок. Возвышенная лексика смешивается с просторечной, финальная строка – и вовсе, к настоящему времени, состоит из устаревших слов («брег», ударение в слове «звездами»). Эпитет: радостный народ. Олицетворение: «льдом одета». Метафора: «режет лед», «звездами падая».

Русская зима в деревне – героиня лирического отступления А. Пушкина «Опрятней модного паркета».

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

воскресенье, 30 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к отрывкам из романа «Евгений Онегин» для 3 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 86-87.

УКМ «Школа России»

Пушкин А.С. отрывок из поэмы «Цыгане»

Пушкин А.С. отрывок из романа «Евгений Онегин»

1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень», «Гусей крикливых караван».

Осеннее небо отличается от летнего. Слова «Дышало осенью» говорят о приближении этого времени года.

Здесь использовано олицетворение и метафора. Небо дышало как живой человек. Небо дышало осенью, как воздухом.

Таинственная сень — это сумрак, который царит в лесах. Он тем плотнее, чем гуще листва. Но осенью начинается листопад, листва облетает и леса обнажаются, становятся прозрачными.

Это образное описание поры листопада. В нём использованы эпитеты Таинственная и Печальным, олицетворение Обнажалась.

Гуси являются перелётными птицами. С наступлением осени они улетают в южные края. Летят гуси стаями в форме клина. Этот клин поэт сравнивает с караваном.

Здесь использовано сравнение Караван, и эпитет Крикливых.

2. К слову Скучная найди близкие по смыслу слова

В тексте это слово использовано для описания Осени. Поэтому близкими по смыслу слова можно назвать: грустная, печальная, безрадостная, тоскливая, унылая, неинтересная.

Источник

Стихотворения А.С. Пушкина (вопросы для анализа)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Стихотворения А.С. Пушкина.

Вопросы с презентацией для работы над стихотворениями «За весной, красой природы. » , «Уж небо осенью дышало. «, «В тот год осенняя погода. «, «Опрятней модного паркета. «, «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Скачать:

Вложение Размер
chtenie._stihi_pushkina_-_analiz_3_klass.zip 172.95 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворений А.С. Пушкина

Урок литературного чтения 3 класс

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

За весной, красой природы.

1.Объясни значение слова «знойный».

2. Подбери синонимы к словам «скучно», «горе», «непогода».

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)», «поздняя (осень)».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты.

Уж небо осенью дышало.

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

2.Подбери синонимы к словам «блистало», «крикливый».

3.Подбери антонимы к словам «короче», «таинственный»

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало».

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода.

1. Объясни значения слов «куртины», «кровли», «устланные».

2. Подбери синонимы к словам «ярко», «лёгкий (узор)».

3. Подбери антонимы к словам «мягко», «рано».

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

6. Выпиши метафоры

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

8. Какое настроение у этого стихотворения?

Опрятней модного паркета.

1. Объясни значения слов: «модный», «паркет», «лоно вод», «мелькает».

2. Подбери синонимы к словам «модный», «бе режно», «мелькают».

3.Подбери антонимы к словам «модный», «бе режно».

4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.

7. Выпиши слова-движения

8. Выпиши слова-звуки

9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт

10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?

11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а не «блестит речка»?

12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?

13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты

1. Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый».

2. Подбери синонимы к словам «прелестный», «вьюга», «думать», «бурый».

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6.Сколько героев в этом стихотворении?

7.выпиши, как называет поэт свою подругу.

8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.

9.Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.

10.Найди прием антитезы в этом стихотворении. Для чего он применен?

1. Объясни значение слова «веретено», «кроет», «лачужка».

2. Подбери синонимы к словам «заплачет», «подружка», «обветшалая».

3.Подбери антонимы к словам «темна», «утомлена».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры.

6.Сравни настроение героев стихотворения «Зимнее утро» и стихотворения «Зимний вечер». Приведи цитаты.

7.Какой образ природы дан в начале стихотворения?

8.С кем и с чем сравнивает поэт бурю?

9.Как относится поэт к своей няне?

10.Приведи прием антитезы в этом стихотворении.

11.Спокоен ли лирический герой стихотворения и чувствует ли он себя защищенным?

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

6 июня 1799г. рождение внучки императора Павла.

Говорили в семье на французском языке

Дядя был известным поэтом.

Первое стихотворение написано по-французски

В 6 лет приехал впервые к бабушке в Захарово

Бабушка научила маленького Сашу писать по-русски

Няня Арина Родионовна и дядя рассказывали сказки

Цитата — строка из стихотворения, заключенная в кавычки.

Олицетворение — слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Сравнение – «Весь день стоит как бы хрустальный».

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте.

Метафора — перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

За весной, красой природы.

1.Объясни значение слова «знойный». Жаркий, пышущий зноем

«горе», — несчастье, беда

«непогода»- ненастье; слякоть..

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)» — холодное, «поздняя (осень)» — раннее.

4. Выпиши эпитеты ( Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок – красочное прилагательное) вместе со словами, к кото рым они относятся.

Знойное лето, весна, краса природы

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты. ( «Людям скучно, людям горе».)

Уж небо осенью дышало.

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь

Караван – движущаяся друг за другом вереница животных, людей.

2.Подбери синонимы к словам «блистало»- гореть, мерцать, сверкать, сиять, переливаться цветами радуги.

«крикливый» -шумный, громкий.

3.Подбери антонимы к словам «короче» — длиннее, «таинственный» — (синоним – загадочный) –явный открытый, известный

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало». (реже солнышко блистало; ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу)

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении? (поздняя осень — (реже солнышко блистало; короче становился день, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу; стоял ноябрь уж у двора) )

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась». (Опадали листья)

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (лесов таинственная сень, гусей крикливых караван)

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода.

1. Объясни значения слов «куртины» — цветочные грядки, клумбы, «кровли» — крыша, «устланные» Покрыть всю поверхность чего-нибудь .

2. Подбери синонимы к словам «ярко» -красочно, «лёгкий (узор)» — слегка заметные, тонкие, прозрачные.

3. Подбери антонимы к словам «мягко» -жестко, «рано» -поздно.

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (легкие узоры, деревья в зимнем серебре, сорок веселых, блистательный ковер зимы)

6. Выпиши метафоры ( выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. )

( блистательный ковер зимы; ждала природа, зимнее серебро)

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

Источник

Оцените статью