- Опыты со снегом и льдом. опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Что такое снег (лёд)
- Где образуется снег?
- Что такое иней?
- Свойства снега
- Сравнение снега и льда?
- Какую пользу приносит снег для растений?
- Почему снег легче песка?
- Что же находится в снегу между снежинками?
- Какую пользу приносит снег людям?
- Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
- Картотека «Опыты со льдом для дошкольников»
Опыты со снегом и льдом.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Опыты со снегом и льдом. Интересное увлечение для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыты со снегом и льдом. | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты со снегом и льдом.
Что такое снег (лёд)
Набрать с ребёнком в ведёрко снега (или льда) на улице и принести домой.
На некоторое время оставить в теплом помещении.
Потом обратить внимание на то, что снега не стало, а в ведёрке появилась вода.
Вывод: снег (лёд) – это вода, в твердом состоянии.
Где образуется снег?
Возьмите трехлитровую банку наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подыматься вверх, охлаждается . А со временем она превратится в облако.
Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки.
Вывод: облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.
Что такое иней?
Возьмите металлический прут и начните на него дуть. Со временем прут покроется инеем. Предложите ребенку провести по инею рукой. Иней осыплется. Спросите ребенка, что же это посыпалось : снег или иней?
Вывод: снег и иней – это одно и то же. Только разница в том, что снег, образуется из воды в облаках, а иней – это вода, которая замерзла на деревьях, на металле, на стекле.
Свойства снега
Предложите ребёнку взять снег в руки и рассказать, какой он на ощупь?
Вывод: снег холодный.
Положить снег на белый лист и сравнить их по цвету.
Положить снег на черный лист и спросить, видна ли бумага?
Вывод: снег белого цвета и непрозрачный.
Предложить ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается.
Вывод: снег рыхлый.
Сравнение снега и льда?
Занести снег и лёд в теплое помещение.
Общее: это вода, в твёрдом состоянии.
Кладем снег и лед на черный лист бумаги.
Различие: снег белый, а лёд – прозрачный.
Снег сдувается с ладошки, а лёд ломается.
Различие: снег рыхлый , а лед хрупкий.
Какую пользу приносит снег для растений?
Для опыта берем на прогулку две бутылки с одинаково тёплой водой. Одну бутылку оставляем на открытом воздухе, а вторую закапываем в снег. Через некоторое время сравниваем температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке теплее. Значит снег защищает растения от холода.
Почему снег легче песка?
В одно ведерко набрать песок, а в другое снег. Сравнить их по весу.
Рассмотреть «хлопья» снега на черной бумаге. Обратить внимание, что «хлопья» снега – это несколько снежинок сцепленных вместе.
Вывод: снег легче песка, потому что он пушистый.
Что же находится в снегу между снежинками?
Предложить детям набрать снег в ведёрко, стараясь его не мять. Потом предложить утоптать его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объёме.
Вывод: в снегу между снежинками есть воздух.
Какую пользу приносит снег людям?
Обратить внимание детей, что после того, как прошёл снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становиться чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Слепить с ребёнком из снега Деда Мороза и Снегурочку. И занести их в теплое помещение. Снегурочку окутать в меховую одежду, а Деда Мороза оставить так стоять. Понаблюдать, кто раньше растает. Раньше растает Дед Мороз.
Вывод: Деду Морозу и Снегурке нужны шубы, чтобы не растаять. Снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а одежда защищает не только от холода, но и от тепла.
Я уверена, если вы проделаете подобные опыты с детьми. Вы не только умственно разовьёте своего ребёнка. Но и Ваши с ним отношения намного будут теплее и ближе от совместно проведенного времени.
Опыт «Почему снег хрустит?»
Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим?(снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды.
Вывод : снег и лед легкие (снег и лёд состоят из воды и они лёгкие, легче, чем вода)
Опыт «Откуда берётся иней?»
На прогулку вынести термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку (крышку). Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт «Почему снег греет?»
Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на улице одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод . В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания.
Опыт «Почему снег белый?»
Предварительно на улице рассмотреть снежинки через микроскоп и увидеть, что снежинки состоят из тоненьких прозрачных кристалликов льда.
— А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. Но его использовать в теплой комнате мы не можем (растает). Тогда заменим его на плёнку (она тоже тонкая, прозрачная, гладкая).
А теперь попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев.
— Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? (она стала не совсем прозрачной). Но все — таки, через нее видно цвет бумаги.
— Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. (разрезать на мелкие кусочки)
— Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).
— Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет)
Взять пинцетом один кусочек пленки. Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный)
— Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.
-Как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»?
Вывод : Прозрачная тонкая льдинка пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие «кристаллики» (снежинки) сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.
Опыт «Снежные цветы»
В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.
Опыт «Чистый лед»
Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.
Источник
Картотека «Опыты со льдом для дошкольников»
Новикова Ирина Алексеевна
Картотека «Опыты со льдом для дошкольников»
ОПЫТ «Лед легче воды»
Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
ОПЫТ «Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
ОПЫТ «Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
ОПЫТ «Вода, лёд и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?
В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
ОПЫТ: «Замерзание жидкостей»
Цель: Ознакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе замерзания.
Оборудование: Стаканы с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла.
Ход игры: Рассмотреть жидкости, выявить отличия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Залить жидкости в формочки, поставить на длительное время в холод. Внести формочки и определить, какие жидкости замерзли, а какие нет.
Результат: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще.
Вывод: Одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее. Чем гуще жидкость, тем она замерзает медленнее.
ОПЫТ: «Лед легче воды»
Цель: Показать, что лед легче воды.
Оборудование: Стакан с водой, лед.
Ход игры: Опустить лед в стакан с водой, до краев наполненной водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Результат: Лед плавает на поверхности воды и не тонет.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед; вода тяжелее, чем лед.
ОПЫТ «Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
ОПЫТ «Таяние льда»
Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
ОПЫТ «Ледяные фигуры»
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т. д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
Литература:
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика-синтез», 2016.
Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Экспериментирование. – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
Нищева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.
Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания». Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. — С. 40-49.
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПБ. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» – М. : «Мозаика-синтез», 2010;
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. – СПб. Издательство «Детство-пресс», 2016.
Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные.
Картотека физкультминуток для дошкольников Предлагаю свою подборку физкультминуток. Меня она хорошо выручает, оформила её в виде книжки, когда надо подсмотришь, очень удобно. Котята.
Картотека физминуток для дошкольников Картотека физминуток для дошкольников Едем, едем Чики — чики, чикалочки, Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Петушок на будочке,.
Картотека театрализованных игр для старших дошкольников Игры на мышечное напряжение и расслаблениеКАКТУС И ИВА Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться.
Мирилки для дошкольников. Картотека К Международному дню дружбы. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Невозможно обойтись без ссор.
Опыты для старших дошкольников С какой стороны листа в растение проникает воздух? Материал: цветок в горшочке; вазелин. Нанесите толстый слой вазелина на верхнюю сторону.
Опыты со снегом, льдом и водой (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги! Пока за окнами зима, я решила показать детям, что происходит со снегом в теплом помещении и с водой на морозе. Опыт.
Картотека «Новогодние загадки для дошкольников» Подборка загадок тренирует внимательность и бдительность детей. В окончание стихотворения просится одно слово, но правильный ответ совсем.
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.
Экспериментальная деятельность «Забавные опыты со льдом» Цели: — создавать условия для экспериментальной деятельности детей; — продолжать формировать у детей интерес к исследовательской деятельности,.
Источник