Остроухов ранняя весна последний снег

И. Остроухов. «Последний снег»

Илья Остроухов (1858-1929) Последний снег. 1885.
Холст на картоне, масло. 19.5 х 33 см.

«Разве можно забыть оставшуюся посерелую снеговую залежь весною…». Илья Репин

Илья Остроухов – яркий пейзажист, историк-искусствовед, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея, в течение многих лет – попечитель Третьяковской галереи.

Художник, происходивший из богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три языка, играл на музыкальных инструментах. В 21 год И. Остроухов стал самостоятельно заниматься живописью, пользуясь советами А. Киселева и И. Шишкина. В 1882 г. посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств и акварельные вечера у И. Репина. Состоял вольнослушателем АХ и две зимы занимался у профессора П. Чистякова. Большое влияние на мастера оказало творчество В. Поленова, способствовавшего, как говорил сам Остроухов, созданию его «художественной физиономии». С 1884 по 1890 – он участник поленовских рисовальных вечеров и «керамических» четвергов в Москве.

Большую роль в становлении И. Остроухова как художника сыграл кружок в Абрамцево, где собирались люди, интересующиеся культурой и искусством.

С 1891 г. И. Остроухов член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. — Союза русских художников, с 1906 г. – действительный член АХ. В середине 1880-х гг. у И. Остроухова установились дружеские отношения с семьёй П. Третьякова. В дальнейшем он член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, а позже попечитель ГТГ.

Читайте также:  С первым днем зимы 1 декабря красивые

Художник активно участвовал в работе Комиссии по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря и соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

С 1890-х гг. И. Остроухов оставил службу и полностью посвятил себя коллекционированию. Он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари и предметов ДПИ. В 1918 г. на основе его коллекции был открыт Музей иконописи и живописи, ставший в 1924 г. филиалом ГТГ, в котором художник занимал посты хранителя и директора. После смерти художника в 1929 г. музей был ликвидирован, и собранные И. Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ.

Основная тема творчества И. Остроухова – это пейзаж средней полосы России, в которых он смог с сильным лирическим звучанием создать запоминающиеся образы русской природы. Лучшие из его работ не уступают по силе дарования «пейзажам-настроениям» кисти И. Левитана, отличаясь отсутствием драматизма бытия. Художник просто поет песнь красоте и гармонии природного мира, показывая без грусти и меланхолии его красоту, часто изображая ярко-насыщенные состояния осенних и летних дней или, наоборот, тихозвучащие переходы зимы к весне.

В собрании Калужского музея изобразительных искусств хранится две работы мастера. Представленная зрителям картина «Последний снег» (1885 г.), относится к раннему периоду творчества мастера, но чрезвычайно плодотворному и успешному. За год до этого он впервые дебютирует на художественной выставке, а в следующем году уже выставляется на XIV выставке ТПХВ. В 1890 г. И. Остроухов создает свой шедевр — «Сирко».

Картина «Последний снег», экспонировавшаяся на выставке передвижников в 1886 г. имеет одноименное название с калужской работой. Что позволяет предположить их взаимосвязь.

По сохранившимся воспоминаниям Е. Поленовой, часто сопровождавшей И. Остроухова в его пленэрах: в феврале 1885 г. художник вместе с В. Васнецовым и И. Левитаном выезжает в подмосковное имение Мамонтовых, где пишет четыре этюда. Один из которых он дописывает в следующий свой приезд и называет «Последний снег» (Дом-музей В. Поленова). Сам художник считал его этапным, так как он дал толчок к созданию одноименной картины. Еще один этюд из этой серии хранится в фондах ГТГ. Скорее всего, и калужская работа также является одним из тех четырёх этюдов, созданных художником весной 1885 г. в имении Абрамцево и значит, имеет не только художественную, но и историко-культурную ценность, как произведение, послужившее созданию одной из известных, узловых картин художника.

Представленное произведение, подкупает зрителя новым, свежим подходом к изображению русской природы. Тонкость выбранной цветовой гаммы, построенной на сложных нюансах, сочетается с простотой и цельностью композиции.

Большая поляна, наполовину покрытая еще оставшимся снегом, несколько стройных деревьев второго плана, стена темного леса сзади и по-весеннему голубое небо — все это вместе создает лиричный и проникновенный образ. Картина ничего не рассказывает и не доказывает, а позволяет человеку испытать всю волну чувств и переживаний при прикосновении к естественному неокультуренному миру, а также почувствовать себя его неотъемлемой частичкой.

При осмотре работы также подкупает ее пронизанность светом и воздухом, но ненарочито-активная, а тонкая, еле различаемая рассудком, но создающая при этом пейзаж особой эмоциональной силы и свежести.

И. Остроухов был необычайно сложной, многогранной и богатоодаренной личностью. Пришедший в живопись достаточно поздно, он смог при этом создать такие пейзажные работы, которые навсегда западают в душу и уже никогда не уходят оттуда, всплывая в памяти всякий раз при соприкосновении с миром живого.

Источник

Художник Илья Остроухов (1858 – 1929). Ощущение всеобщей любви

Илья Семёнович Остроухов. Портрет работы С.В. Малютина

Галерея работ и биография русского художника и коллекционера, члена «Товарищества передвижных выставок» и «Союза русских художников», академика Петербургской Академии Художеств и одного из руководителей Третьяковской галереи Ильи Остроухова.

Биография художника Ильи Остроухова

Художник Илья Семёнович Остроухов родился в Москве, в июле 1858 года, в семье успешного купца. Состоятельные родители дали сыну хорошее образование. А летние каникулы Илья Семёнович проводил в родительском Подмосковном имении на озере Сенеж – одном из живописнейших мест в окрестностях Москвы. Остроухов собирал образцы подмосковной флоры и фауны, и очень скоро его коллекция стала настолько объёмной и грамотно составленной, что о юном натуралисте знали не только российские учёные, но и многие специалисты в области естествознания из Европы.

В 1871 году Илья Остроухов поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, успешно закончил полный курс и даже планировал последующую работу на предприятиях своего отца. Но в это время совершенно случайно познакомился с известным издателем и владельцем типографии А.И. Мамонтовым, который специализировался на выпуске разнообразной естественно-научной литературы, детских книжек и литературных произведений по общественным вопросам.

Речка в полдень (Купавы на пруду)

Остроухов показал Мамонтову свои заметки о птицах средней полосы России. Мамонтову понравились очерки Ильи Семёновича, понравился и автор этих очерков. С той поры между семейством Мамонтовых и Остроуховым завязались тёплые дружеские отношения. А через семью А.И. Мамонтова Илья Семёнович познакомился с семьёй С.И. Мамонтова – Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна сделали для русской живописи больше, чем все вместе взятые меценаты того времени.

С.И. Мамонтов был одним из богатейших людей России конца девятнадцатого века. Будучи большим и удачливым предпринимателем, Савва Иванович больше своего дела любил искусство: театр, музыку и живопись, к которой предприниматель пристрастился в знаменитой галерее своего дальнего родственника Третьякова. Мамонтов сам коллекционировал произведения искусства. Однако, в отличии от своего знаменитого дальнего родственника С.И. Мамонтов любил и уважал художников существенно больше, чем их работы.

В известном на всю Россию имении Абрамцево стараниями семейства Мамонтовых образовался творческий кружок близких по духу людей. Кружок посещали Поленов и Репин, Врубель, Левитан, Васнецов и многие другие. Савва Иванович от всей души поддерживал молодых художников, создавал им условия для работы, поддерживал в их начинаниях. А художники, в свою очередь, платили ему искренней любовью и в конечном итоге прославили Абрамцево и его обитателей в своих бессмертных (не побоюсь такого определения) произведениях.

Начало творческого пути Ильи Остроухова

Вот в такую семейную и творческую среду попал двадцатиоднолетний Илья Остроухов. Несколько застенчивый, но прекрасно образованный (владел тремя языками, как профессиональный пианист играл на рояле, любил театр и оперу) будущий художник достаточно быстро стал своим в Абрамцево, с искренним увлечением наблюдал за работой молодых художников, вникал в их проблемы и участвовал в вечерних дискуссиях.

Не удивительно, что очень скоро Остроухов просто загорелся желанием рисовать и начал брать уроки у учителя детей Мамонтовых, великолепного педагога и художника Александра Александровича Киселёва. Правда учиться Остроухов начал весьма необычным способом – он отверг классическую методу, которая предполагала длительное рисование гипсовых слепков и предметов карандашом, потом нужно было писать углём античные статуи и т.д.

Илья Семёнович свою первую работу написал маслом. Учитель был просто изумлён качеством представленной Остроуховым копии и поверил в «искру божью», начал заниматься с новым учеником копированием полотен Поленова. Очень скоро начинающим художником заинтересовался Репин и предложил Остроухову совместную работу на этюдах, а в последующем даже проводил отдельные занятия для молодого живописца.

Зимой 1882 года Остроухов начал посещать уроки профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. В Академию художеств Остроухова не приняли и он взялся, со всем пылом, компенсировать эту неудачу в школе Чистякова. И проучился в школе почти два года. А это много значит – Чистяков отбирал своих учеников по двум критериям: наличие яркого таланта и бесконечное трудолюбие. Бесталанных не брал, а лодырей гнал без всякой жалости.

Можно сказать, что классы Чистякова стали завершением художественного образования Остроухова. Илья Семёнович вернулся в Абрамцево и принялся работать. Он писал так много и с таким упорством, что на некоторое время стал главной темой шуток в усадьбе. Художники шутили, но с большим уважением относились к таланту и трудолюбию – помогали по мере сил советами, делились секретами. И в 1887 году Остроухов дебютировал на ХIV выставке «передвижников» с пейзажем «Последний снег». Полотно заметили критики, о молодом художнике, без академического образования, начали писать и следить за творчеством.

А когда следующая картина «Золотая осень», в том же году, «ушла» в Третьяковскую галерею – пресса просто взорвалась восторженными отзывами.

Художник много времени работал на пленэре, часто ездил по стране, изучал творчество старых мастеров и в конце 1887 года уехал в Италию с большой группой русских художников.

Из Италии Остроухов вернулся впечатлённый и просветлённый, и показал на Московской выставке 1888 года пейзаж «Первая зелень».

И снова восторженные отзывы публики и критиков.

Мастерство художника растёт, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину «Сиверко». Это полотно было принято на выставку единогласно всеми членами «Товарищества передвижных выставок», а П.М. Третьяков не стал рисковать и купил пейзаж прямо в первый день выставки (Третьяков впоследствии всегда считал «Сиверко» одним из самых значимых украшений своей галереи). А сразу же после окончания выставки Остроухов, вместе с Левитаном и Касаткиным, был принят в члены Товарищества, что давало право на участие в ежегодных выставках без предварительно обсуждения работы в жюри.

Остроухов продолжает участвовать в выставках, пишет весьма зрелые и интересные пейзажи, но работы уровня «Сиверко» он уже не создаст.

Со второй половины 90-х годов Илья Семёнович пишет всё меньше и меньше – он занимается коллекционированием и очень много времени отдаёт Третьяковской галерее, как Председатель Совета и попечитель галереи.

Говорят, что в своё время коллекция живописи Остроухова была совершенно уникальной. Илья Семёнович коллекционировал живопись исключительно ради живописи. Он собирал не отдельные «удачные» полотна, а большие коллекции работ одного автора и очень многие живописцы «второго ряда» в его коллекции были представлены очень широко. Приобретал он работы и у своих друзей: Репина, Поленова, Серова, Левитана.

А с 1902 года Остроухов сконцентрировал свои усилия на собирании коллекции икон. Собрание древнерусских икон Остроухова в своё время наделало много шума – с публичного показа коллекция возродился интерес к этому древнерусскому искусству (именно благодаря Остроухову о иконах заговорили, как о древнерусской живописи). В коллекции Остроухова иконы размещались не в отдельной комнате, а находились рядом с пейзажами и портретами, и такое соседство только усиливало художественные достоинства иконописи, подчёркивало декоративность и уникальную пластику этих работ.

В научной среде долго спорили о возможности считать иконопись живописью. А коллекция Остроухова положила этим спорам конец, и старинной русской живописью заинтересовалась Европа.

После революции 1917 года все крупные музей были национализированы и переданы в собственность государства. Коллекция Остроухова обсуждалась персонально в декабре 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров было единогласно принято решение предложить И.С. Остроухову стать пожизненным хранителем собранного им музея, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».

В 1925 году в залах Третьяковской галереи состоялась персональная выставка художника Остроухова на которой были представлены 62 работы мастера. И многие из современников были просто поражены – они уже забыли про художника. Коллекционер, администратор. И вдруг оказалось, что это мастер, работы которого можно сравнивать с полотнами лучших пейзажистов конца девятнадцатого века.

В 1929 году художник Илья Семёнович Остроухов скончался. Большая часть картин и икон из его собрания попали в Третьяковскую галерею, часть работ передали в Русский музей и Музей-усадьбу Поленова.

Источник

Художник Илья Остроухов (1858 – 1929). Ощущение всеобщей любви

Илья Семёнович Остроухов. Портрет работы С.В. Малютина

Галерея работ и биография русского художника и коллекционера, члена «Товарищества передвижных выставок» и «Союза русских художников», академика Петербургской Академии Художеств и одного из руководителей Третьяковской галереи Ильи Остроухова.

Биография художника Ильи Остроухова

Художник Илья Семёнович Остроухов родился в Москве, в июле 1858 года, в семье успешного купца. Состоятельные родители дали сыну хорошее образование. А летние каникулы Илья Семёнович проводил в родительском Подмосковном имении на озере Сенеж – одном из живописнейших мест в окрестностях Москвы. Остроухов собирал образцы подмосковной флоры и фауны, и очень скоро его коллекция стала настолько объёмной и грамотно составленной, что о юном натуралисте знали не только российские учёные, но и многие специалисты в области естествознания из Европы.

В 1871 году Илья Остроухов поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, успешно закончил полный курс и даже планировал последующую работу на предприятиях своего отца. Но в это время совершенно случайно познакомился с известным издателем и владельцем типографии А.И. Мамонтовым, который специализировался на выпуске разнообразной естественно-научной литературы, детских книжек и литературных произведений по общественным вопросам.

Речка в полдень (Купавы на пруду)

Остроухов показал Мамонтову свои заметки о птицах средней полосы России. Мамонтову понравились очерки Ильи Семёновича, понравился и автор этих очерков. С той поры между семейством Мамонтовых и Остроуховым завязались тёплые дружеские отношения. А через семью А.И. Мамонтова Илья Семёнович познакомился с семьёй С.И. Мамонтова – Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна сделали для русской живописи больше, чем все вместе взятые меценаты того времени.

С.И. Мамонтов был одним из богатейших людей России конца девятнадцатого века. Будучи большим и удачливым предпринимателем, Савва Иванович больше своего дела любил искусство: театр, музыку и живопись, к которой предприниматель пристрастился в знаменитой галерее своего дальнего родственника Третьякова. Мамонтов сам коллекционировал произведения искусства. Однако, в отличии от своего знаменитого дальнего родственника С.И. Мамонтов любил и уважал художников существенно больше, чем их работы.

В известном на всю Россию имении Абрамцево стараниями семейства Мамонтовых образовался творческий кружок близких по духу людей. Кружок посещали Поленов и Репин, Врубель, Левитан, Васнецов и многие другие. Савва Иванович от всей души поддерживал молодых художников, создавал им условия для работы, поддерживал в их начинаниях. А художники, в свою очередь, платили ему искренней любовью и в конечном итоге прославили Абрамцево и его обитателей в своих бессмертных (не побоюсь такого определения) произведениях.

Начало творческого пути Ильи Остроухова

Вот в такую семейную и творческую среду попал двадцатиоднолетний Илья Остроухов. Несколько застенчивый, но прекрасно образованный (владел тремя языками, как профессиональный пианист играл на рояле, любил театр и оперу) будущий художник достаточно быстро стал своим в Абрамцево, с искренним увлечением наблюдал за работой молодых художников, вникал в их проблемы и участвовал в вечерних дискуссиях.

Не удивительно, что очень скоро Остроухов просто загорелся желанием рисовать и начал брать уроки у учителя детей Мамонтовых, великолепного педагога и художника Александра Александровича Киселёва. Правда учиться Остроухов начал весьма необычным способом – он отверг классическую методу, которая предполагала длительное рисование гипсовых слепков и предметов карандашом, потом нужно было писать углём античные статуи и т.д.

Илья Семёнович свою первую работу написал маслом. Учитель был просто изумлён качеством представленной Остроуховым копии и поверил в «искру божью», начал заниматься с новым учеником копированием полотен Поленова. Очень скоро начинающим художником заинтересовался Репин и предложил Остроухову совместную работу на этюдах, а в последующем даже проводил отдельные занятия для молодого живописца.

Зимой 1882 года Остроухов начал посещать уроки профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. В Академию художеств Остроухова не приняли и он взялся, со всем пылом, компенсировать эту неудачу в школе Чистякова. И проучился в школе почти два года. А это много значит – Чистяков отбирал своих учеников по двум критериям: наличие яркого таланта и бесконечное трудолюбие. Бесталанных не брал, а лодырей гнал без всякой жалости.

Можно сказать, что классы Чистякова стали завершением художественного образования Остроухова. Илья Семёнович вернулся в Абрамцево и принялся работать. Он писал так много и с таким упорством, что на некоторое время стал главной темой шуток в усадьбе. Художники шутили, но с большим уважением относились к таланту и трудолюбию – помогали по мере сил советами, делились секретами. И в 1887 году Остроухов дебютировал на ХIV выставке «передвижников» с пейзажем «Последний снег». Полотно заметили критики, о молодом художнике, без академического образования, начали писать и следить за творчеством.

А когда следующая картина «Золотая осень», в том же году, «ушла» в Третьяковскую галерею – пресса просто взорвалась восторженными отзывами.

Художник много времени работал на пленэре, часто ездил по стране, изучал творчество старых мастеров и в конце 1887 года уехал в Италию с большой группой русских художников.

Из Италии Остроухов вернулся впечатлённый и просветлённый, и показал на Московской выставке 1888 года пейзаж «Первая зелень».

И снова восторженные отзывы публики и критиков.

Мастерство художника растёт, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину «Сиверко». Это полотно было принято на выставку единогласно всеми членами «Товарищества передвижных выставок», а П.М. Третьяков не стал рисковать и купил пейзаж прямо в первый день выставки (Третьяков впоследствии всегда считал «Сиверко» одним из самых значимых украшений своей галереи). А сразу же после окончания выставки Остроухов, вместе с Левитаном и Касаткиным, был принят в члены Товарищества, что давало право на участие в ежегодных выставках без предварительно обсуждения работы в жюри.

Остроухов продолжает участвовать в выставках, пишет весьма зрелые и интересные пейзажи, но работы уровня «Сиверко» он уже не создаст.

Со второй половины 90-х годов Илья Семёнович пишет всё меньше и меньше – он занимается коллекционированием и очень много времени отдаёт Третьяковской галерее, как Председатель Совета и попечитель галереи.

Говорят, что в своё время коллекция живописи Остроухова была совершенно уникальной. Илья Семёнович коллекционировал живопись исключительно ради живописи. Он собирал не отдельные «удачные» полотна, а большие коллекции работ одного автора и очень многие живописцы «второго ряда» в его коллекции были представлены очень широко. Приобретал он работы и у своих друзей: Репина, Поленова, Серова, Левитана.

А с 1902 года Остроухов сконцентрировал свои усилия на собирании коллекции икон. Собрание древнерусских икон Остроухова в своё время наделало много шума – с публичного показа коллекция возродился интерес к этому древнерусскому искусству (именно благодаря Остроухову о иконах заговорили, как о древнерусской живописи). В коллекции Остроухова иконы размещались не в отдельной комнате, а находились рядом с пейзажами и портретами, и такое соседство только усиливало художественные достоинства иконописи, подчёркивало декоративность и уникальную пластику этих работ.

В научной среде долго спорили о возможности считать иконопись живописью. А коллекция Остроухова положила этим спорам конец, и старинной русской живописью заинтересовалась Европа.

После революции 1917 года все крупные музей были национализированы и переданы в собственность государства. Коллекция Остроухова обсуждалась персонально в декабре 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров было единогласно принято решение предложить И.С. Остроухову стать пожизненным хранителем собранного им музея, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».

В 1925 году в залах Третьяковской галереи состоялась персональная выставка художника Остроухова на которой были представлены 62 работы мастера. И многие из современников были просто поражены – они уже забыли про художника. Коллекционер, администратор. И вдруг оказалось, что это мастер, работы которого можно сравнивать с полотнами лучших пейзажистов конца девятнадцатого века.

В 1929 году художник Илья Семёнович Остроухов скончался. Большая часть картин и икон из его собрания попали в Третьяковскую галерею, часть работ передали в Русский музей и Музей-усадьбу Поленова.

Источник

Оцените статью