Островок мертвого тюленя со всех сторон был окружен плавучими льдами диктант

Пути кораблей (37 стр.)

Похожая на сказочный город ледяная гора остановилась и, медленно раскачавшись, с грохотом перевернулась и поплыла дальше, став похожей на корабль с распущенными парусами.

И опять слышу: гремит-шумит большая дорога, а все так странно, что начинает казаться — вот все изменится, кончится сон, и проснешься.

Стайка птиц, обдав меня ветром, садится в полуаршине. Мне хочется протянуть руку, потрогать их гладкие, чистые спинки. Они сидят кучкой, тесно прижавшись друг к другу.

Громкий и очень близкий, поражает меня звук.

Отчетливо вспоминаются деревня, летний деревенский вечер, туман над рекой, за околицей вразнобой стучат молотки — мужики отбивают с вечера косы.

Я осторожно оглядываюсь, вытягиваю ноги, стараюсь проследить происхождение звука. Подле меня горбатая, снизу подтаявшая глыба розоватого льда. Солнце растапливает лед, и с прозрачной, увешанной ледяными сосульками нижней поверхности глыбы светлыми каплями сочится вода. Стук падающих капель слышится как разнобой молотков, отбивающих за деревенской околицей косы.

Привлекая внимание пролетающих птиц, долго сижу на холодной скале, облитой птичьим пометом. Птицы проносятся надо мной тучами, разрезая крыльями воздух, падают с таким шумом, что невольно закрываешь глаза.

И все не умолкает таинственный, издалека доносящийся шум.

Изредка далекий слышится грохот, точно выстрелили из пушки или прогремел гром, и долгое катится эхо. Это упала, отколовшись от глетчера, миллионнопудовая глыба. Грохот, не умолкая, катится долго.

Окруженный флотилией льдин, фантастический проплывает корабль. Призрачное светит солнце.

Осторожно, нащупывая каждый камень, придерживая руками ружье, сползаю вниз со скалы. Медленно спускаюсь по ледяному припаю к открытой, светлой, как зеркало, воде, ступаю на большой, вмерзший в береговой лед камень. Три гаги — пегий самец и серые самки — поднимаются из-под ног и, отразившись в зеркале вод, тянут над самой поверхностью моря. Проваливаясь в снегу, оставляя за собой следы, похожие на следы зверя, я иду берегом к приметному месту, где, привязанная к глыбе льда, лежит на снегу шлюпка, а над берегом синий тянет дымок, здесь странно пахнущий человеком.

Остров Мертвого Тюленя

Мне особенно запомнилась поездка на остров Мертвого Тюленя, давно привлекавший наших охотников. Я не знаю, кто дал название этому маленькому островку, едва видневшемуся над льдинами. По рассказам бывалых спутников, там в огромном количестве гнездились гаги, стайки которых мы ежедневно наблюдали над поверхностью бухты. Григорий Петрович решил обследовать гнездовье гаг, и мы отправились в путешествие на предоставленном в нашем распоряжении моторном боте.

Этот моторный бот, видавший на своем веку многие виды, причинил нам множество огорчений. Наши мотористы часами, бывало, возились над незапускавшимся мотором, упрямо поплевывавшим кольцами вонючего дыма. Однако на сей раз мотор завелся благополучно, и, завернув к станции, чтобы пополнить запас нефти, мы взяли курс к темневшему за грядою подвижных льдов плоскому островку.

Мы выбрались близко к полуночи, но яркое светило солнце, и все было зеркально. Было чудесно скользить по гладкой, казавшейся стеклянно-густою, отражавшей небо и белые льды воде. Одинокие птицы черными точками плавали по зеркальной поверхности бухты. Доктор, сидевший на носу бота, занялся стрельбой в лет по пролетавшим над лодкой птицам. Он отчаянно мазал, и напуганные выстрелом птицы со свистом проносились мимо.

— Соли, соли на хвост.

— Доктор, цельтесь хорошенько.

До островка было около шести миль, и мы отправились в расчете вернуться под утро. Мотор работал отлично. «Грумант» (так назывался наш старый, пропитанный нефтью и ворванью бот) оставлял за собой две широко разбегавшиеся, отливавшие стеклом складки.

Вокруг все было розоватое с позолотой. Розовые отсветы лежали на дальних льдах. Похожий на праздничный стол, золотом сверкал остров Скот-Кельти. На одной из льдин, освещенных солнцем, мы увидели двух червячками лежавших у самого края тюленей. Не подпустив близко, они свалились в воду и мгновенно исчезли.

Островок Мертвого Тюленя со всех сторон был окружен плавучими льдами, сквозь которые нам пришлось с большим трудом пробираться. С риском застрять и быть раздавленными проскакивали мы в узких каналах, тотчас замыкавшихся за кормою. Понадобилось более часа, чтобы добраться до берега, окованного высоким, осевшим на мели припаем.

Причалив к льдине и закрепив конец, мы поднялись на гряду лежавших на берегу камней. Тотчас над нами с криком и угрожающим треском взвились населявшие возвышенную часть островка белые крачки.

Источник

Контрольно измерительные материалы. Русский язык. 6 класс (13 стр.)

Диктант 1. «В мае»

Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная. Кротко синеет майское небо, гладкие молодые листья ракит блестят, широкая ровная дорога вся покрыта той мелкой травкой, которую так охотно щиплют овцы. Жаворонки сотнями понимаются, поют в вышине.

Бежит жеребёнок с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках вслед за матерью; слышится его тонкое ржанье. Мы въезжаем в берёзовую рощу. Крепкий запах приятно стесняет дыхание.

Из-за круглых вершин яблонь и сирени виднеется тесовая крыша. Ямщик поворачивает, въезжает в раскрытые ворота, и мы останавливаемся перед крылечком тёмного домика.

Грамматические задания

1. Сделать морфемный и словообразовательный разбор слова «синеет» (1-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) четвёртого предложения текста: «Бежит жеребёнок с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках вслед за матерью; слышится его тонкое ржанье».

1. Сделать морфемный и словообразовательный разбор слова «неверных» (2-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) последнего предложения текста: «Ямщик поворачивает, въезжает в раскрытые ворота, и мы останавливаемся перед крылечком тёмного домика».

Диктант 2. «Петькин заяц»

Тихо в лесу под вечер. Горят румянцем заката покрытые инеем вершины берёз. Каждый лёгкий шум слышится ясно, отчётливо и далеко по лесу разносится. Закаркали вороны. Куда спешат, крыльями хлопают, куда слетаются? Лежит заяц, еле дышит, жалобно вокруг поглядывает. Смертельная тоска гложет маленькое заячье сердечко.

Вдруг затрещали кусты, над кустами шапка большая, мохнатая колышется. Всё ближе да ближе подходит. Заяц мёртвым прикинулся и дух затаил, а богатырь-то подошёл, забрал зайца да в тёплый тулуп запихнул.

Полюбился заяц Петьке. Друзья стали самые неразлучные. Пришла весна. Шубка заячья темнеет начала, а с шубкою и мысли заячьи переменились. Только и видели серого!

Грамматические задания

1. Сделать морфологический разбор слова «инеем» (второе предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Каждый лёгкий шум слышится ясно, отчётливо и далеко по лесу разносится».

1. Сделать морфологический разбор слова «тоска» (последнее предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор последнего предложения текста: «Вдруг затрещали кусты, над кустами шапка большая, мохнатая колышется».

Диктант 3 «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Мой Трезор остановился, попятился…

Я поспешил отозвать пса — и удалился.

Грамматические задания

1. Сделать морфологический разбор слова «молодого» (четвёртое предложение текста).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада».

1. Сделать морфологический разбор слова «зубастой» (пятое предложение текста).

2. Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения текста: «Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья».

Диктант 4 «Воробей-часовой»

Для воробьёв нет лучше места, чем песчаная дорожка в нашем садике.

Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны. В это время прочие воробьи торопливо таскают гусениц и кормят своих детёнышей.

Воробей-сторож невозмутим. Примерный часовой не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по ближайшей ветке. Но зато его и слушаются все. Поднимет он тревогу, и всё, что беззаботно скакало по дорожке, чирикало и прыгало, с шумом бросается в самую чащу кустов акаций или сирени. В одну минуту всё смолкнет. Только часовой сидит на вершине. Он закричал, но не пошевелился. Он увидел врага и следит за ним.

Грамматические задания

1. Сделать морфологический разбор слова «усядется» (второе предложение текста).

2. Сделать синтаксический разбор второго предложения текста: «Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны».

1. Сделать морфологический разбор слова «бросается» (седьмое предложение текста).

2. Сделать синтаксический разбор пятого предложения текста: «Примерный часовой не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по ближайшей ветке».

Диктант 5 «Необычные путешественники»

Семена деревьев — великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтобы передвигаться. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям, они окружены лёгкой ваткой. А у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.

Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба — жёлуди, но зато может перемещать довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.

В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. И всё-таки они — путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.

Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!

Грамматические задания

1. Сделать морфологический разбор слова «два» (третье предложение текста).

2. Сделать синтаксический разбор пятого предложения текста: «Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям, они окружены лёгкой ваткой».

1. Сделать морфологический разбор слова «миллионы» (тринадцатое предложение текста).

2. Сделать синтаксический разбор тринадцатого предложения текста: «Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны».

Приложение 3
Индивидуальные задания

1. Из какого языка пришли слова «гипноз», «муза», «паника»? Приведите лексические значения этих слов. Составьте предложения с этими словами.

2. Из какого языка пришли слова «гимн», «сатира», «хаос»? Приведите лексические значения этих слов. Составьте предложения с этими словами.

3. Из какого языка пришли слова «космос», «нарцисс», «зефир»? Приведите лексические значения этих слов. Составьте предложения с этими словами.

4. Назовите источник данных фразеологизмов, объясните их значение. Составьте предложения с этими фразеологизмами.

Титанические усилия, танталовы муки, яблоко раздора.

5. Назовите источник данных фразеологизмов, объясните их значение. Составьте предложения с этими фразеологизмами.

Ахиллесова пята, сизифов труд, кануть в Лету.

6. Назовите источник данных фразеологизмов, объясните их значение. Составьте предложения с этими фразеологизмами.

Панический ужас, троянский конь, прокрустово ложе.

Примечание. На усмотрение учителя задания 1–6 можно выполнять с помощью словарей.

7. Сделайте синтаксический разбор предложения. К словам с чередованием морфем подберите однокоренные слова, доказывающие чередование.

После победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры.

8. Сделайте синтаксический разбор предложения. К словам с чередованием морфем подберите однокоренные слова, доказывающие чередование.

Люди пашут, а он руками машет.

9. Сделайте синтаксический разбор предложения. К словам с чередованием морфем подберите однокоренные слова, доказывающие чередование. Подберите синоним к устаревшему слову.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.

Источник

Контрольные диктанты 4 класса за 1 полугодие

4 класс является рубежным для ученика, так как в конце года придется писать ВПР по русскому языку. Следовательно, основные, более сложные, правила русского языка приходятся на программу 4 класса.

Собранные контрольные диктанты для 4 класса по темам удобно будет использовать и учителям, и родителям.

Тексты контрольных диктантов тщательно подобраны из энциклопедий и произведений известных детских писателей.

Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 3 классе»

Хорошо летом в лесу. Зеленью одеты деревья. Пахнет спелая душистая земляника.

На разные голоса поют птицы. Свистят иволги, кукуют кукушки. Трещат кузнечики в траве. В низких кустах журчат воды ручья. Звенят птичьи трели.

Под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, прыгают весёлые рыжие белочки, топают рогатые лоси. В тёмную чащу спряталась рысь.

У вершины сосны свили гнездо ястребы. Много тайн и сказочных чудес наблюдают они с высоты. (66 слов) По И. Соколову-Микитову

Гроза

Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла тёмное небо. Раздался оглушительна треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.

Но вот опять весело засияло яркое солнце. Как всё радостно блестит вокруг! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы! (64 слова) По И. Тургеневу

Руки человека

Прекрасны руки человека. Они все время работают, творят, строят. Это они научили дикую яблоньку приносить людям сладкие вкусные плоды. Это они раздвинули дремучую чашу, построили широкие дороги, дали жизнь умным машинам. Руки человека создают прекрасные картины, замечательные дворцы и статуи, чудесную музыку. Человеческие руки послали в далекий неизвестный космос могучие корабли. Все могут руки человека. Надо только с детства терпеливо приучать их к хорошим делам. (67 слов) По Л. Кассилю

Бурундук

Однажды я увидел бурундука. Это земляная белочка быстро носилась по лесу и постоянно возвращалась на одно место. Бурундук уходил с полными защечными мешками, приходил с пустым ртом. Это показалось мне интересным.

На бревне лежали сухие грибки, орешки. В лесу грибов и орехов еще не было. Их бурундук вытащил из норы. Зачем? Зверек делает большие запасы. Их хватает на два года. Он вынес пищу просушить, а вечером опять унес в норку. (71 слово) По В. Арсеньеву.

Контрольный диктант по теме «Речь. Текст»

Мурка и ежата.

Однажды лесник принес троих ежат. У них погибла мать. Мы решили спасти ежат и подсадили голодных зверьков кошке Мурке. Она тронула их лапой и резко отпрыгнула.

Как подружить животных? Мы аккуратно завернули колючих ежат в мягкие тряпочки и поднесли кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом.

Ёжики уткнули мордочки в тёплый кошкин живот. Малыши сосали молочко у новой мамы.

Так домашняя кошка выкормила лесных зверят. (70 слов) По Е. Кузнецову

Кто хозяин?

У него болела лапа. Илья и Ваня лечили несчастного пса. Каждому хотелось быть хозяином Жука.

Ранней осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку и замахал ею. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесникпоинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (73 слова) По В. Осеевой

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Олимпийские игры

Древние греки установили хороший обычай. Каждые четь года самые сильные и ловкие юноши Греции собирались oколо города Олимпия. Они соревновались в борьбе и беге, метали диск и молот.

Обычай был священным. В день начала игр прекращались в войны. Объявлялась общая война — спортивная.

Обычай дошёл до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены мира съезжаются на соревнования. Соревнования проходят в разных городах. Но называются они Олимпийскими играми. В память об играх в древней Олимпии. (75 слов) По Дж. Родари

Контрольный диктант по теме «Слово»

Следы войны

Строили новый дом. На строительстве работали подъёмные краны, экскаваторы. Вдруг раздался резкий скрежет. Ковш экскаватора скользнул по металлу. В земле лежали ржавые мины и снаряды.

В годы войны на этом месте находился склад оружия. Фашисты в страхе покидали город и не успели его уничтожить.

Строители вызвали группу саперов. Жителей города вывезли подальше от ужасной опасности. Осторожно спускались саперы к смертельной находке.

Вскоре раздался взрыв. Город был спасен. (69 слов) По материалам газет.

Ландыши

Узкая тропинка ведет в чащу. На земле среди деревьев видны крупные зелёные листья. Из каждой пары листьев встает тонкий стройный стебелек. На вершине стебелька жемчужные бутоны, ниже свисают фарфоровые кувшинчики. Это самые пахучие и прекрасные из весенних цветов – лесные ландыши.

Ландыш не только красивый цветок. Это растение обладает целебными свойствами. Цветы ландыша – отличное лекарство больному сердце. Из свежих цветков делают капли.

Школьники должны знать о полезных свойствах ландыша, оберегать растение от уничтожения, размножать на пришкольных участках. (77 слов) По Н. Верзилину

Молоток

Я поднимался в свою квартиру. На лестничной площадке лежал молоток. Мне нужен был такой молоток. Я строил ложи подъёмные краны, ракеты. Я схватил молоток и побежал домой’

Мама спросила, где я взял молоток. Я радостно объяснил, что нашёл на лестнице. Мама очень серьёзно попросила меня написать объявление и повесить в подъезде.

В субботу за молотком пришёл электрик дядя Миша. Я мастерил табуретку. И дядя Миша подарил молоток мне.

Этот молоток я храню до сих пор. (76 слов) По А. Седугину

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Сыновья забота

Я сидел на берегу речки и заметил две чёрные точки на воде. Деревяшка с двумя сучьями? Неужели суслики? Точно! Они плыли, держась зубами за палочку. Палочка им мешала, но они не отцеплялись. Зверьки вышли на берег, отряхнулись. Один принялся лапками отжимать с другого последние капли воды. Интересная пара!

Подошёл пожилой мужчина. Он сказал, что давно наблюдает за сусликами. Это мать и сын. Мать слепая, ничего не видит. Сын приказывает ей взять палочку, чтоб она не потерялась, и за собой тащит.

На том берегу реки пожар был. Корма не стало. Суслики на этот берег кормиться приплывают. Нора там, еда здесь. Поедят — назад переплывают. (104 слова) По Б. Рябинину

Кукушка

Кукушка спокойно сидела на дереве. Вокруг проносились крылья. Птицы летали между деревьями, таскали перья, мох, траву. Скоро должны вывестись птенцы. Птицы спешили строить, вить, лепить.

У кукушки своя забота. Она не умеет вить гнёзда, воспитывать птенцов. Она искала лучшее гнездо. Туда и собиралась яйцо подбросить.

Долго следила кукушка за птицами. Ей понравилось гнездо мухоловки. Кукушка слетела с берёзы и снесла яйцо прямо на землю. Потом схватила яйцо в клюв, подлетела к гнезду и осторожно опустила его туда. Кукушка была рада. Она пристроила птенца в надёжное место. (87 слов) По В. Бианки

Контрольный диктант по теме «Три склонения имён существительных»

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи все бросились врассыпную. На улице остался один Андрюша

Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девоч­ку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова) По П. Артюховой

Медвежья смекалка

Геологи разбили лагерь на берегу озера. На краю лагеря они поставили подарок местных жителей — пчелиный улей.

Утром геологи нашли улей опрокинутым. К нему вела умятая медведем тропа. Улей перенесли в другое место, окружили кост­ром и стали ждать гостя.

Вскоре на тропинке показалась медведица с медвежонком.

Звери увидели огонь и повернули к озеру. Вернулась медведица вся мокрая — окунулась в озеро. Она стряхнула воду с мохнатой шкуры в огонь. Так повторялось несколько раз, пока медведица не потушила костёр.

Медвежонок кинулся к улью и стал таскать мёд. (86 слов) По Б. Розену

Кривая указка

Нина Васильевна показывала первоклассникам буквы. У учительницы не было указки. Она пользовалась карандашом. Нина Васильевна попросила детей принести ей хорошую палочку.

На другой день ребята принесли палочки и положили на стол. Учительница вошла в класс и улыбнулась. Она взяла самую красивую указку. Её сделал отец Миши Столярова. Нина Васильевна спросила остальных учеников, кто делал их указки. Всем указки делали папы, мамы, старшие братья.

Вася делал указку сам. Она получилась кривая, не аккуратная. Учительница взяла эту указку и стала показывать ею буквы. (85 слов) По П. Коростелеву

Как я спас сено

На лесной вырубке мы убирали сено. Отец посмотрел на небо и увидел грозовую тучу. Он послал меня за лошадью.

По дороге я встретил маму. Она бежала помогать нам. Мама набросила мне на плечи широкий плащ.

Прибежал я к лошадям. Хотел взять Гнедка, отвязал его. Но тут блеснула молния и грянул гром. Гнедок испугался грозу и бросился назад в конюшню. Не выманить его.

И вдруг мне вспомнился такой случай. Сторож Савельич поехал в город. Нужно было переезжать железную дорогу.

А тут поезд идёт. Лошадь на дыбы, чуть телегу не опрокинула. Савельич соскочил с телеги, закрыл лошади глаза. Она и успокоилась.

Решил я закрыть Гнедку глаза. Снял плащ и повесил ему на голову. Испуганный конь даже вздохнул. Я потянул поводья. Гнедок спокойно пошёл за мной.

Мы успели до дождя перевезти сено в сарай. (135 слов) По В. Березину

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

Травка пупавка

Посреди дороги росла низкая толстая травка — пупавка. Все дразнили ее. Зачем расти на дорожке? Затопчут.

Пупавка молчит и пахнет. Она была очень душистая.

Все травки зацвели, хвастают цветами. У пупавки цветы – маленькие шишки. Опять всем смешно. Пупавка молчит и пахнет.

На дачу на дорожке проходили дачники. Сколько ног! Дачная собачка наступила на пупавку лапкой. Маленький дачник – сандалькой, дачница – туфелькой, Дачник – огромной подошвой. Затоптали пупавку.

А травке не больно. Встала. Листики-ниточки целы, цветочки-шишечки даже не примялись.

Вот это листочки! Вот это цветочки! Подружки боль не дразнили пупавку. (88 слов) По Н. Павловой

На островке спасения

На разливе Волги видны пятачки земли. Водяная крыса прижалась к веточке, прочно уселась на её развилочке. Речная волна задевала крысиный хвост. Тогда на воде появлялись кружочки.

На берёзке сидела голодная ворона. Добычу искала. Не углядеть бы вороне крысу. Подсказали кружочки.

И началась война. От удара клюва вороны крыса падала с развилочки, опять выползала и опять падала. Вот вороне удалось схватить бедняжку. Но та вдруг яростно куснула обидчицу. Даже пух полетел. Ворона чуть не упала в воду. Полетела разбойница к берёзке. Села, крылья оправляет. А крыса о вороне и думать забыла. (93 слова) По М. Пришвину

День рождения старой ели

Жила старая ель. Ей исполнялось сто лет. Она умела рассказывать удивительные сказки. Самые короткие, сказки ёлке рассказывала быстрая молния. Самые длинные истории поведали долгие зимние ночи. Самые весёлые сказки рассказывали солнечные лучи. Самые грустные — осенние дожди.

Ёлку все любили. Весь лес думал: чем ёлку порадовать в день рождения? Елка мечтала встретить день рождения в пушистом платье из нежных снежинок. Но до зимы далеко. Опечалились лесные жители.

Белая бабочка сказала, что ель сравнивала её с большой снежинкой. Медведь попросил бабочку собрать всех подружек.

Настал день рождения. Медведь поздравил ель и попросил закрыть глаза. Когда ель открыла их, то увидела, что на каждой ее хвоинке взмахивает крылышками лёгкая белая бабочка. Бабочка снежинка. Такой прекрасный живой снег ель видела впервые. Она была счастлива. (123 слова) По Н. Абрамцевой

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»

Ёжик протирает звёзды

Каждую ночь ёжик залезал на дерево чистить звёзды. Иначе они потускнеют.

Утром ёжик ломал свежий веник, мыл тряпочку и вешал сушить. Потом он обедал и ложился спать. Вставал поздно вечером, ужинал и совершал подъём по сучьям на верхушку сосны.

Сначала звёзды надо обстукать веником. Аккуратно, ведь можно сбить их с неба. Потом протереть до блеска. Работа серьёзная.

Медвежонок сидел на дереве над домом и тоже чистил звёзды. У медвежонка не всегда получалось. Иногда с неба падала звёздочка. Все знали — её нечаянно столкнул медвежонок. (86 слов) По С. Козлову

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения»

Алые паруса

Воздух был наполнен свежестью. Над морем стоял плотный туман. В этой плотности гасли контуры корабля.

Но вот паруса ожили, с лёгкостью взлетели. Чудо! Они были алыми. Всё на корабле было белым, кроме плавно и широко раскинутых парусов цвета глубокой радости. Чудесная музыка лилась над гаванью с белой палубы. Она утопала в огне алой шёлковой ткани.

Ассоль бежала к пристани и до боли боялась ошибки. Временами алые паруса скрывались за крышей или изгородью. Тогда сердце ее наполнялось печалью и замирало. (81 слово) По А. Грину

Колли

Самые добрые собаки – колли. Колли похожи на лисиц. Мордочка длинная, узкая. Она больше лисьей. И хитрости в глазах нет. Смотрят с добротой и доверчивостью.

О нежности и мягкости этой породы известно давно. В надежности убедились, когда колли привезли охранять и пасти оленьи стада.

Пятнистые олени находились в загонах за изгородью. А они любят свежий ветер, широкий простор степей. В роли пастухов перебывала масса собак. Не подошли. А колли справились с ролью. Олени быстро привыкли к ласковым животным и подчинялись им. (81 слово) По Н. Дмитриевой

Источник

Читайте также:  Как реанимировать подмерзшие розы после зимы
Оцените статью