- 2.3.4. Придаточные причины
- 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
- Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Общие понятия
- Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия
- Примечания
- Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
- Примечания
- Сложноподчинённые предложения с придаточными места
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
- Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
- Примечание
- Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП
2.3.4. Придаточные причины
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?
2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.
Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза ( что ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .
3. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский).
[Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло , как в операционной (Полевой).
Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).
Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).
Союз так как полностью входит в состав придаточного и не может разбиваться на две части – указательное слово в главном предложении и простой союз в придаточном. |
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Источник
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Общие понятия
предложения делятся на:
Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия
Придаточные степени и образа действия отвечают на вопросы как? в какой степени? Они прикрепляются союзом что к сочетаниям, в которые обязательно входят у к азательные слова так , такой и т. п. Например:
- Мальчика одели так (как одели?), что все принимали его за девочку.
- Лев рявкнул так громко (как громко?до какой степени громко?), что все вздрогнули.
- Неожиданно раздался такой громкий крик (в какой степени громкий?), что все вздрогнули.
- Серёжа так (до такой степени, настолько, до того) испугался, что побледнел и задрожал.
Примечания
1. Есть небольшая группа предложений с придаточными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к сочетанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:
Ученик всё сделал так, как велел мастер.
2. Если придаточное степени относится к сочетанию, состоящему из указательного слова такой и существительного, то оно имеет добавочное определительное значение, например:
Раздался такой взрыв, что все вздрогнули (какой взрыв? до какой степени громкий взрыв?)
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
I. К придаточным образа действия по значению близки придаточные сравнительные. Они отвечают на вопрос как? Прикрепляются они ко всему главному сравнительными союзами как, словно, будто и др. Например:
- Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
- Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл.
- Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах.
Примечания
1. Сравнительные союзы могут присоединять не только придаточные предложения, но и сравнительные обороты, которые бывают или обстоятельствами образа действия ( Росинки блестят, как бриллианты ), или сказуемыми ( Наша школа как дворец ).
2. Если в главном предложении есть указательные слова, придаточные со сравнительными союзами могут иметь несколько значений, например:
- Мы возвращались из театра с таким чувством, как будто побывала ка большом а светлом празднике (сравнительное и определительное значения).
- Снег под лучами солнца блестит так ярко, как будто всё поле усеяно бриллиантовыми звёздочками (сравнительное и степени).
II. Своеобразное значение имеет сложноподчинённое предложение с двойным сравнительным союзом чем — тем , например:
Чем ночь — темней, тем ярче звёзды.
Обе части этого сложного предложения взаимно связаны, и поэтому нельзя выделить главное и придаточное предложения. В этом сложном предложении явления ( темнота ночи и яркость звёзд ) сопоставляются по степени. Сопоставление по степени может быть выражено и одиночным союзом чем , например:
- Некоторые ракеты движутся быстрее, чем распространяется в пространстве звук.
- Вчера было холоднее, чем сегодня.
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся к сочетанию сказуемого с указательными словами ( там , туда , оттуда ), например:
- Медведь остановился там (где остановился?), где только что стоял лось.
- Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.
- Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы.
Придаточные места прикрепляются союзными словами где , куда , откуда . Иногда указательных слов в главном предложении не бывает, например:
- Он засмеялся и пошёл (куда пошёл?), куда захотелось ему.
Примечание
Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельств места, например:
Впереди (где именно впереди?), где кончалась роща, стояли берёзы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами:
- когда;
- пока;
- покамест;
- как только;
- с тех пор, как (с тех пор как);
- до тех пор, пока (до тех пор пока) и др.,
- Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
- Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.
- Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.
- В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка.
- Дедушка приказал не будить Ташошу до тех пор, пока сама не проснётся.
Примечание
Придаточные времени могут употребляться для уточнения обстоятельства времени, например:
Летом, когда кончатся экзамены, мы будем работать в нашем колхозе.
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом чтобы ( чтоб ). В главном предложении бывают указательные слова для того , с тем , затем . Например:
- Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Серёжу.
- Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их всех была истыканы толстой булавкой.
- Няня оставалась в тени с тем, чтобы вязать чулок.
Примечание
Придаточные с союзом цели чтобы могут иметь два значения, если в главном предложении есть указательное слово так , например:
Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников (значение цели и образа действия).
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами потому что , оттого что , так как , ибо . Например:
- Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.
- Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.
- Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
- Я пригласил своего спутника выпить стакан чаю, ибо со мной был чугунный чайник.
Примечание
Слова потому или оттого могут стоять в главном предложении, а слово что — в придаточном:
- Ходил Беликов к нам только потому, что считал это своею товарищеской обязанностью.
- Наташа заревела, как ребёнок, только оттого, что Соня плакала.
В главном предложении могут быть другие слова, например: вследствие того , ввиду того , благодаря тому :
- Зелень сохранила свою свежесть до начала июля вследствие того, что весна была сырая.
- Трава была необычайно дочна благодаря тому, что шли частые и обильные дожди.
Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
Придаточные условные отвечают на вопрос при каком условии? , они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если , когда , раз и др. Например:
- Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
- Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.
Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то , например:
Если растение не поливать, то оно засохнет.
Примечание
В роли придаточного условного употребляются предложения без союзов, в которых повелительное наклонение имеет значение сослагательного, например:
Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами хотя ( хоть ); несмотря на то, что ; пускай ; пусть , например:
- Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
- В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
- Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
- Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.
По смыслу сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным сходны со сложносочинёнными предложениями (с противительными союзами но , а , однако ), сравните:
Хотя солнце село, в лесу ещё светло. — Солнце село, но в лесу ещё светло.
Вот почему между придаточными уступительными и главным может быть добавочный противительный союз, например:
Хотя и будет дождь, но уже не зеленеть траве.
Кроме указанных союзов, придаточные уступительные присоединяются к главному союзными словами сколько, как с усилительной частицей ни , например:
- Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.
- Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.
Такие придаточные уступительные предложения имеют добавочное усилительное значение.
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
следствия относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом так что . Например:
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
Примечание
Значение следствия бывает в так называемых придаточных присоединительных, например:
Неожиданно заболел Виктор, что очень встревожило Анну Петровну.
Придаточные присоединительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему словами что, вследствие чего, отчего, зачем, почему. Они являются добавочными замечаниями, выводами, заключениями, например:
- Болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах.
- Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
- Его не было дома, почему я и оставил записку.
- Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.
Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972
Источник
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП
Контрольная работа по СПП в 9 классе.
1. Укажите ССП с соединительным союзом.
1) Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
2) То ли гречка цветет, то ли речка течет.
3) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
4) Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?
2. Укажите ССП с разделительным союзом.
1) Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.
2) Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело!
3) Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.
4) Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.
3. Укажите ССП с противительным союзом.
1) Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.
2) Мал золотник, да дорог.
3) Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.
4) Выпал снег, и вокруг стало бело.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.
1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.
1) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Распустилась сирень ( ) и наполнила ароматом весь сад.
1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
7. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.
Вой волка восходил вверх начальными полутонами (2)и задерживался долго на пронзительной ноте.
Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то голова.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Иволги кричат ( ) да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.
1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.
4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.
9. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Я стал читать (1) и во мне проявилась охота к литературе.
Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.
10. На месте каких цифр в предложениях должные стоять запятые?
Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора.
Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил её по голове.
1) ССП, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
12. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Натерли полы (1) и запах мастики долго не выветривался.
Голова у неё шла кругом (2) и только Николай смог её немного успокоить.
На террасе ещё долго кипел самовар (3) и сидели гости.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,2
4) запятые не нужны
13. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.
2) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
3) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4) С утра шел дождь, и гремел гром.
14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Гости разъехались, и в доме наступила тишина.
2) Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.
3) Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.
4) В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.
15. В данном предложении пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих части ССП.
Чистая, (1) как слеза, (2) вода Байкала не терпит мусора, (3) и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок ,(4) коряги.
Источник