Подготовка льда — отдельный вид искусства: заливают 7 дней, красят под требования вещателей, важнейшая роль у бетонной плиты
Хоккей с каждым годом меняется: площадки становятся меньше, игра быстрее, спортсмены атлетичнее. В связи с этим повышаются и требования к качеству площадки. Даже в 2020-м нам регулярно приходится слышать жалобы игроков на плохой лед. Трудно понять — о чем идет речь, ведь по телекартинке он весь одинаковый.
В нашем сознании процесс заливки льда ассоциируется с добрым сотрудником ЖЭКа, который холодной ночью затаскивает пожарный гидрант на дворовую коробку и открывает горячую воду, которая кристаллизуется под воздействием отрицательных температур. Но это не имеет никакого отношения к тому, как готовят или «варят» ледовую поверхность в профессиональных дворцах.
Там все начинается с высокотехнологичного базового уровня, а именно — с бетонной плиты, которая представляет из себя многослойный пирог с системой подогрева грунта, несколькими уровнями теплоизоляции и верхним слоем, прошитым трассами с хладагентом, с помощью которого ведется регулирование ее температуры. Все основание напичкано различными датчиками, которое позволяет в круглосуточном режиме отслеживать его состояние.
Температура плиты — важнейший аспект. С ее помощью можно менять свойства льда. Для разных видов спорта существуют свои требования. Хоккеисты любят лед пожестче, фигуристы — помягче, чтобы было проще отталкиваться и выезжать с прыжков.
Самое важное перед заливкой льда — правильно подготовить помещение. Огромное количество специальных установок на арене работает на создание и поддержание нужного микроклимата. На начальном этапе бетонная плита тщательно отмывается и охлаждается до -4 градусов. Температура плиты имеет критически важное значение. Достаточно опустить ее на полградуса ниже установленных требований, вода схватится быстрее, но лед получится ломким и хрупким. Важно придерживаться всех стандартов.
После правильного охлаждения плита готова к нанесению основы — тончайшего слоя воды, порядка двух-трех миллиметров. Чаще всего это делается при помощи специального оборудования — рамки, которая равномерно распыляет воду по поверхности. При этом к качеству жидкости предъявляются особые требования. Из воды, которая течет в обычном городском водопроводе, никогда не получится хороший лед, соответствующий всем стандартам. Поэтому перед нанесением она проходит несколько стадий очистки при помощи оборудования, которое, как правило, всегда установлено на больших ледовых аренах.
Процесс заливки первого слоя льда занимает порядка шести-семи часов. В этом процессе принимают участие несколько человек — один несет рамку, распыляющую воду, другие держат шланг, по которому она поступает. Каждый из них в таком случае надевает на обувь антислайдеры, которые позволяют не скользить и не пачкать первоначальный слой ледового покрытия. Главное в этом процессе — равномерное нанесение воды. Любая ошибка может сказаться на конечном результате. Основа должна быть максимально ровной и глянцевой.
На следующем этапе первоначальный слой льда красят специальной белой краской на меловой основе. Это делается для того, чтобы хоккеисты и зрители лучше видели шайбу.
Белый — самый сложный цвет, у него невероятное количество оттенков. Поэтому на топовых ледовых аренах его подбирают с учетом освещения, а также требований каналов-вещателей и даже фотографов.
Как и первоначальный слой льда, краска наносится с помощью специальных рамок-распылителей. Технологии нанесения отработаны годами. Специально обученные люди ходят по заранее продуманным траекториям, чтобы краска наносилась равномерно. При этом сохнет она практически моментально. После окончания покраски поверхность покрывается мелкодисперсным раствором воды для закрепления и выравнивания.
На следующем этапе работники арены приступают к разметке. Есть несколько способов ее нанесения: окрашивание или укладка специализированной ткани.
Параметры разметки прописаны в правилах IIHF и соблюдаются максимально строго. На первоначальном этапе площадку размечают четко по установленным предписаниям. И только потом приступают к раскатыванию ткани. На большинстве ледовых арен используют именно такой способ нанесения. Окрашивание — слишком сложный и трудоемкий процесс.
В процессе укладки разметки, как правило, задействованы четыре-пять человек. Двое раскатывают рулон с разметкой, один поливает ее сверху водой, двое раскатывают валиками, выгоняя воздух, чтобы она ложилась максимально ровно. Цена ошибки в этом процессе велика. Если разметка уйдет в сторону хотя бы на несколько сантиметров, комиссары лиги просто не допустят арену к проведению соревнований.
С красной и синей линиями все более-менее понятно — они прямые. Куда сложнее наносить разметку кругов вбрасывания и вратарской площади. Для этого на всех продвинутых аренах существуют специальные устройства и свои наработанные годами лайфхаки.
На следующем этапе работники приступают к укладке рекламных баннеров и эмблем на основание. Они делаются на перфорированной пластиковой основе для ровной раскладки и последующего вмерзания.
Ну а дальше начинается отработанный процесс наращивания ледовой поверхности с помощью рамок-распылителей и шлангов. Но не таких, как мы привыкли видеть в своих дворах. После укладки рекламы сверху заливается еще около трех сантиметров льда. И на финальном этапе — обновляемый слой, с которым ведется работа на ежедневной основе. Он полируется и обновляется с помощью ледовых комбайнов. Весь процесс заливки льда в топовых дворцах занимает шесть-семь дней.
Обслуживание ледовой поверхности — отдельный процесс, в котором многое зависит от опыта бригады, работающей во дворце. Это только кажется, что быть оператором ледового комбайна легко. На деле же — это процесс, требующий максимального уровня внимательности и аккуратности. Важно поддержание стабильной скорости, следование определенным траекториям, чтобы равномерно снять слой поврежденного льда и залить его 40-50-градусной водой.
От качества работы заливщика в перерыве многое зависит. Плохо залитый лед может стать причиной травм. Поэтому на топовых ледовых аренах чаще всего работают крепкие профессионалы с большим опытом.
Лед обслуживают не только с помощью комбайнов. Некоторые трещины сотрудники арен заливают вручную. После каждого матча ледовая поверхность, как правило, тщательно инспектируется. В некоторых случаях на торможениях и резких виражах коньки хоккеистов могут уходить в глубину льда на восемь миллиметров. Такое не всегда удается исправить заливкой.
Что касается жалоб на лед, то чаще всего их приходится слышать в начале сезона. В сентябре молодая поверхность не набирает нужную плотность, поэтому может казаться вязкой. На мягком льду сложнее отталкиваться, быстрее забиваются мышцы. На большинстве ледовых арен по всему миру существует журнал наблюдений, в котором хоккеисты базирующейся команды пишут свои отзывы о качестве льда. В том числе на их основе строится работа бригады, которая обслуживает поверхность.
Источник
Матчи на открытом льду. Как это было в СССР
Русская классика – это не только «Щелкунчик» Чайковского или «Братья Карамазовы» Достоевского, но ещё и большой хоккей на открытом воздухе. Это «фишка» ВХЛ, которая возвращает хоккей к истокам и позволяет ему шагнуть за пределы дворцов спорта и не забыть свои корни.
Наш хоккей начинался с русской классики. С тех времен, когда еще не было ни клюшек, ни шайб, когда не был он еще видом спорта, а существовал лишь как веселая зимняя русская забава.
С 22 декабря 1946 года русская хоккейная классика стала «играться по нотам» – стартовал первый чемпионат страны по хоккею с шайбой. Ни о каких дворцах спорта или даже об открытых площадках с искусственным льдом и речи быть не могло.
Во второй половине 40-х и в первой половине 50-х центр хоккейных треволнений советского народа находился на московском стадионе «Динамо». Классическом общеспортивном стадионе с футбольным полем и гаревыми дорожками, секторами для прыжков в длину и в высоту, для толкания ядра. Ледовый овал «канадского хоккея» заливали у Восточной трибуны. Это позволяло частично приблизить площадку к зрителям, однако игроков и болельщиков разделяли беговые дорожки. Отдаляла их друг от друга и весьма умеренная крутизна амфитеатра и подъема рядов. А на стыках Восточной трибуны с Северной и Южной, удаленность от «коробки» становилась еще больше. Оттуда была видна лишь общая картинка игры, однако неприхотливость граждан, переживших войну, и влюбленность в новый вид спорта с лихвой компенсировали явные неудобства его просмотра. По приблизительным оценкам там собиралось до тридцати-сорока тысяч зрителей.
Русская классика берет начало на столичном стадионе «Динамо».
Понятное дело, что хоккей смотрели стоя. Сидеть на морозе было невозможно. Мегаполис тогда не прогревался за счет техногенных факторов, как в наши дни. Поэтому и стоять без движения было некомфортно, несмотря на то что одеваться старались потеплее. Оставалось только притопывать в тесной толпе или… играть в снежки. Не подумайте, что зрители, забыв про хоккейный матч, метали друг в друга снежные снаряды. Игрой в снежки в народе называли тайное (а иногда и не очень тайное) потребление спирта или водки. В качестве закуски закаленные военным житьем болельщики, среди которых было немало фронтовиков, использовали свежевыпавший искрящийся снег. Сейчас такой вид обогрева выглядит диковато, но в суровое послевоенное время он воспринимался в порядке вещей. А каково было хоккеистам? Им-то в снежки поиграть было невозможно. Да и игровые смены длились не по 30 секунд, как сейчас. Бывало, что второе звено за весь матч вообще ни разу целиком на лед не выходило. На запасных игроков накидывали одеяла, не зазорно было и шарф повязать. Некоторые хоккеисты даже играли в шарфах.
Большинство первых хоккейных площадок было установлено на динамовских стадионах: Рига, Ленинград, Свердловск… Впрочем, в этом не было жесткой ведомственной привязки. «Хозяйничали» на них не только динамовцы, но и другие клубы, например армейцы в Ленинграде и Свердловске. В то же время таллинское «Динамо» принимало гостей на катке в парке Кадриорг, а ужгородский «Спартак» – на хоккейной площадке стадиона имени Хрущева в… Киеве. Понятие базового катка и домашней арены не то что было размыто, а практически отсутствовало. Когда погода не благоприятствовала, а время поджимало, концовку чемпионата могли спокойно доиграть в Москве, как было, например, в 1948 году. Был там, правда, еще и хитрый план. Надвигались первые международные контакты зарождающегося советского хоккея, ждали приезда легендарного чешского клуба ЛТЦ. В этом случае концентрация всех игр чемпионата в одном месте под пристальным оком тренерского штаба в первый раз созывавшейся сборной послужила одновременно и ненавязчивым сбором расширенного состава кандидатов.
Весьма узок диапазон погодных условий, сочетающих комфорт для игроков и гарантию хорошего состояния льда на площадке под открытым небом. И не только в температуре дело. Снегопады, туманы, дождь могли серьезно вмешаться в ход игры. Поэтому в старинных отчетах о матчах нередко можно увидеть записи о том, что игра проходила в четыре или даже в пять периодов. Причиной такого мелкого дробления игрового времени мог стать либо лютый мороз, либо обильный снегопад. Именно он вмешался в ход матча Швеция – СССР на первом для советской сборной чемпионате мира. 5 марта 1954 года в Стокгольме во время игры разразился страшный снегопад, шайба зарывалась в снег, и наши игроки, отстававшие еще от шведов в искусстве передавать снаряд по воздуху, теряли свое преимущество в скорости, комбинационной игре и функциональной готовности. Матч тогда закончился вничью – 1:1.
Между тем Европа играла на катках с искусственным льдом практически с начала века, а у нас на всю страну был один такой пятачок, созданный инженерами-энтузиастами в Марьиной Роще в 1951 году, на котором не то что играть, а даже разучить тактическую схему было невозможно. Для того чтобы продлить хоккейный сезон, приходилось ездить на сборы в Сибирь и на Урал, да и начинать чемпионат там же. В южных городах хоккей развивать было вообще невозможно. Трудно приходилось Прибалтике и Ленинграду, где зима из-за влияния Балтийского моря капризна и непредсказуема. Календари соревнований трещали по швам. Нужен был искусственный лед.
Исторической датой стало 14 апреля 1956 года, когда открылся каток с искусственным льдом и трибунами в Сокольниках. Впоследствии (в 1973 году) он станет основой крытого ледового дворца. 31 июля 1956 года открылись дворец спорта и Малая спортивная арена на стадионе имени Владимира Ильича Ленина, а проще – в Лужниках. Дворец спорта стал первым крытым хоккейным сооружением. Его вместимость составляла 11,5 тысяч мест. Большой хоккей ринулся под крышу. В Лужники сразу переместилось большинство матчей московских хоккейных команд (Малая спортивная арена была перекрыта только в 1980 году, потеряв при этом почти половину своей внушительной вместимости).
С вводом в строй Дворца спорта на стадионе имени Ленина появилась возможность провести в СССР чемпионат мира. И он стартовал менее чем через год – 24 февраля 1957 года. Правда, часть матчей все равно проводилась на стадионе «Динамо», а несколько – даже на Большой арене стадиона имени Ленина. Судьба золотых медалей мирового форума 1957 года решалась 5 марта в заключительном матче чемпионата СССР – Швеция. Предвкушая победу советских хоккеистов, организаторы, чтобы сделать для народа настоящий праздник, вынесли игру на открытый лед Большой арены. Это была настоящая русская классика. Детективный сюжет, драматизм, борьба, эмоции. Переполненные трибуны (а зрителей было аж 50 000, что на 54 года стало рекордом посещаемости на чемпионатах мира) то замирали, то взрывались. Игра казалась то безнадежно упущенной, то досрочно выигранной. В итоге была зафиксирована ничья, которая стала золотой для шведов. Причем в третьем периоде они сравняли счет не без помощи погодных условий: шайба застряла в снегу.
Постепенно в высшей лиге советского хоккея создалась такая ситуация, когда команды по ходу чемпионата могли оказаться то на естественном льду, то в крытом дворце спорта, то на открытой площадке с искусственным льдом. Игрокам приходилось постоянно приспосабливаться, и стало понятно, что будущее большого хоккея связано исключительно с крытыми ледовыми аренами, где можно управлять климатическими условиями.
Одним из последних на искусственный лед ступил Ленинград, которому, по идее, надо было в этом вопросе стать одним из первых из-за самой неустойчивой зимы. В сезоне-1966/67 армейцы начали чемпионат длительной выездной серией из восемнадцати игр, потом в течение полутора месяцев отыграли в спешном спаренном режиме все двадцать два домашних матча и опять уехали на выезд до окончания чемпионата. Но на горизонте у них вырисовывался дворец спорта «Юбилейный», названный так в честь 50-летия Октябрьской революции, к которому он был открыт.
Смотря на матчи русской классики, хочется надеяться, что они станут первыми сигналами к возрождению веселого бесшабашного уличного хоккея, где борьба идет не за кубки, а за возможность поиграть вместе с соседскими ребятами.
Сегодня русская классика – событие в нашем хоккее. Событие, которое заметно украшает сезон Высшей лиги, оживляя его зимой в середине сезона. Стоит напомнить, что в этой лиге широко представлены крупные промышленные и культурные центры, центры обширных областей и столицы республик: Самара и Саратов, Тверь и Пермь, Ижевск и Саранск, Красноярск и Пенза… И население этих городов заслуживает праздника под названием «русская классика». Стоит отметить, что организаторы праздника, ставшего уже традиционным, проявляют креатив и благодаря их энергичности и инициативности зимний спектакль каждый раз воспринимается по-новому, свежо. Будь то Красноярск или Челябинск, Нижний Тагил или Тверь. Так, вне сомнений, будет и в этот раз в московском «Парке легенд» 14 января.
Источник