- «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
- Анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак)
- Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»
- Краткий анализ стиха Пастернака «Снег идет»
- Стихотворение «Снег идет» Пастернака – анализ по плану
- Историко-биографический контекст
- Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»
- Средства выразительности
«Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.
Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.
Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.
Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.
Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.
Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.
Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).
Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).
Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.
Источник
Анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак)
Выполняя анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак), окунаешься в мир философской лирики, в размышления о человеческом бытии. А когда читаешь строки, невольно в мыслях рождаются разные образы, мысли роятся и кружатся, как белый снег Пастернака.
«Снег идет» относится к позднему творчеству поэта, к периоду переосмысления жизни, творчества. К 957 году уже многое написано и сказано, мировоззрение оформилось, остался в прошлом футуризм, к которому относил себя Пастернак. Все чаще теперь в его лирике звучат философские мотивы и рассуждения о смысле жизни, времени и пространстве.
К подобным размышлениям, наверное, в определенный период жизни приходит каждый писатель, но не всякое произведение наполняется такими удивительными образами, не всякое стихотворение прячет под символической вуалью глубокий смысл произведения.
К моменту написания стихотворения «Снег идет» уже был издан роман «Доктор Живаго», и поэт прекрасно понимал, что ему не стоит ждать милости от власти за свое произведение. Возможно, думы об этом под падающие хлопья снега за окном и навели поэта на размышления, которые легли в основу стихотворения.
«Снег идет» венчает футуристическое прошлое поэта, возносившее форму над содержанием и глубокий смысл, свойственный поздней лирике Пастернака. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, это довольно замысловатое по структуре произведение раскрывает и сложную тему скоротечности времени. Главная мысль в стихотворении раскрывается постепенно, рождая в каждой строке новые невероятные образы в сознании читателя, одна часть плавно перетекает в другую, так что не сразу можно заметить этот смысловой переход.
Стихотворение начинается с легкой пейзажной зарисовки. Четырехстопный хорей, которым оно написано, делает произведение похожим на детские стишки, настолько легко и жизнеутверждающе звучит первая часть стихотворения.
Падающий с неба снег создает неповторимые картины за окном лирического героя. Снег падает с неба без перерыва, и, кажется, что так будет всегда. Снег падает и падает, воплощая в миллионах снежинок бесконечность времени. И эта бесконечность приводит в радостное смятение все вокруг: «все пускается в полет». Перед нами возникают образы черной лестницы и перекрестка, но в первой части они еще не оформились в единую идею и пока существуют сами по себе, заметенные миллионами белых снежинок. Но в третьей строфе снегопад становится настолько густым, что как будто само небо спускается на землю в «заплатанном салопе». Но это не просто художественное описание заснеженного города. И вторая часть стихотворения раскрывает тайну образов.
Сразу после описания снегопада следует размышление лирического героя о времени. И в этих размышлениях бесконечный полет снежинок обретает совершенно иное значение. Снегопад и все, что прячется под ним, становится более предметным. Само время начинает обретать определенные границы. Мы видим конкретные праздники и понимаем, что зима идет своим чередом, время не ждет, и пролетают, как одно мгновение, Святки и Новый Год:
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
И тут же теряется нить одной зимы, перетекая в бесконечную череду зим, идущих год за годом. Вполне конкретный временной промежуток неожиданно утопает в вечности, теряя начало и конец, и смешиваясь со снегом. Время становится похожим на снег, оно также бесконечно и с разной быстротой идет и идет:
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Так, мы понимаем, что в стихотворении царит зима, а точнее, ее начало, все главные события ее впереди, но в то же время проходит год за годом, события и праздники повторяются, как и падающий с неба снег. И в это цикличность мироздания. Теме повторяющегося однообразия бесконечно вторит рефрен «снег идет». Что бы в мире ни происходило, все это уже было не единожды, и все еще не раз повторится. Характерно и то, что в стихотворении преобладают в основном глаголы настоящего времени, что отражает сиюминутность происходящего, но снегопад как будто растянут во времени. Вероятно, поэтому форма настоящего времени приобретает обезличенное значение и еще больше усиливает ощущение бесконечности жизни.
Особого внимания заслуживают образы и символы стихотворения. Снегопад перемешивает все вокруг, вовлекает в свой белый танец и переворачивает все, меняя даже пространство. Поэтому возникает ощущение, что кругом царит хаос: небо почти сливается с землей, спускаясь на нее в «салопе», а черная лестница стремится к небу. Так, антитеза, призванная противопоставлять небо и землю, объединяет их в единстве всеобщего смятения.
Снег размывает границы пространства и предметов, и в то же время ясно и четко видны разные незначимые, казалось бы, детали бытовой жизни человека, вот и недостижимый свод неба вдруг становится маленьким и обычным, как будто бы и не с небес спустился, а по чердачной лестнице:
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Эти маленькие бытовые зарисовки милы и близки лирическому герою, поэтому обретают особый смысл, перемешиваясь с вечными философскими вопросами.
Многогранен и символ снега. В плотной стене бурана различаются отдельные звездочки. И снова Пастернак смешивает, как художник краски, глобальное и маленькое, вечное и сиюминутное, ирреальное и бытовое. Ведь снегопад здесь представлен неким живым организмом, единым целым, которое способно закружить все и всех, проглотить весь мир, унося его в вечность. И в то же время каждая снежинка в нем – это маленький человечек, не способный сопротивляться законам мироздания. Снежинки поддаются общему движению, так же и человек не в силах остановить время. Но в его власти почувствовать его ход, как по-разному «в том же темпе, с той же ленью» может время идти, то сужая жизнь до одного дня, то расширяя до бесконечности.
Снег символизирует время, в котором оживает все, и все ему подвластно. За окном лирического героя кипит жизнь, но он всего лишь ее сторонний наблюдатель, не в силах изменить что-либо в ее ходе. Он похож на цветки, стоящие на его окне. Лирический герой так же, как и герань не может окунуться в снежную круговерть. Но цветам мешает «оконный переплет», а «удивленный пешеход» стоит перед поворотом на перекрестке, застыв в томительном выборе, какой дорогой идти.
В стихотворении Пастернака талантливо уживаются, казалось бы, абсолютные противоположности: «черная лестница» и белое небо и снег, миг и вечность, каждодневные мелочи и глобальные вопросы времени и пространства, быт и бытие. Поэт мастерски создает общий план жизни: город, заметенный снегом, небо, размытые образы. И выхватывает детали, мелкие подробности каждого дня привычной жизни. Но в действительности не так важно, минута прошла или целый год, бежит время или лениво шагает – все равно никому его не подвластно контролировать. Оно неумолимо идет вперед.
Идея в стихотворения выражена не только рефреном и антитезой. Эпитеты «заплатанном», «густой-густой», «убеленный» рисуют образ снега и образ вечности, в которой многое становится неважным, кроме белой густой пелены времени. Олицетворениями «все пускается в полет», «сходит… небосвод», «играя в прятки» создается эффект жизни, которая идет независимо ни от чего. Важная художественная функция и у сравнений. Так, небо спускается на землю «словно с видом чудака», удивляясь происходящему и принося с собой удивление всему в этом мире. А движение снежинок в пурге сравнивается со словами в поэме: «как слова в поэме». На мой взгляд, в этом выражается слаженность, гармоничность, стройность мироздания. Так что снег сам становится поэзией.
Задавая риторически вопрос в конце стихотворения, автор предлагает каждому самостоятельно ответить на него, остановиться, поразмышлять в снежной тишине о времени. Ведь у каждого будет свой ответ, потому что время у каждого и для каждого движется по-разному.
Стихотворение Пастернака «Снег идет», как и вся его философская лирика, завораживает и околдовывает. Оно — как тихая песня под гитару у окна зимним снежным днем, такое же негромкое, потому что очень личное, интимное, для каждого – свое. В нем нет блоковской обреченности и пустоты, нет и бунинского умиротворения и библейских мотивов. Оно наполнено смятением, но это смятение без лишней суеты. Готов ли лирический герой преодолеть преграду и стать одной из миллиона снежинок, закруженных в танце времени, в пурге, соединяющей небо и землю, вечность и мгновенье? Каждый сам должен решить для себя, стоя на заснеженном перекрестке.
Источник
Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»
Краткий анализ стиха Пастернака «Снег идет»
Вариант 1
Прекрасное произведение “Снег идёт” от автора Б.Л. Пастернака смело можно назвать одним из лучших, который вошел в его последний сборник но, к сожалению так и не попал в свет при жизни автора. Все стихотворения, включая и этот в которых поэт описывал зиму, неповторимы. Я думаю, Б.Л.Пастернак просто любил именно эту пору года, она хорошо описывала его судьбу и подходила по его характеру. Возможно, благодаря этому прекрасному автору и была вручена Нобелевская премия.
Счастливое чувство автора и лирическое сметание внутри него, передается с падением на землю всех снежинок, от которых утекает неповторимое данное ему время, а истинные мгновения остаются всего лишь ушедшим и уже давно пережитым. Сопрягая, всю идею бытия и его течения автор в этом произведении динамически повторял фразу “Снег идёт”, символически намекая, о том, как время необратимо и быстротечно даже на какое-то мгновение.
Б.Л.Пастернак благодаря своим философским талантам и невероятным образам соразмерно и великолепно объединяет мысль о вечности и её быстротечности, смело перемешивая повседневность и смысл бытия.
Стихотворение имеет в себе восемь строф, в которых находится не одинаковое число строф: пять начальных строф – это четверостишия, шестая и восьмая строфа, наоборот, состоят из трёх строф. Автор таким написанием стиха наталкивает на то, как герой размышляет о бытие и о жизни.
Для написания автор применил и сочетал рифмы различных видов – охватные и перекрестные. Полёт в стихотворении снежинок прослеживается в звуковом подпоре аллитерации (Б, Г, С, Т) Необычной музыкальности и мелодичности стихотворению предают в звуковом ассонансе (Э, А, О)
Поэту удалось полностью передать то чувство уходящего времени, которое незаметно проходит в его жизни. Цените прожитое вами мгновение, так как время скоротечно.
Вариант 2
Стихотворение «Снег идет» было написано в 1957 году. Его условно можно разделить на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, о ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Кроме того, словосочетание «снег идет» выполняет роль динамичного повтора, благодаря которому поэт передает, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги.
Вторая часть стихотворения — размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Жизнь проходит так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Эта мысль акцентирована с помощью риторических вопросов:
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет завтра. А «убеленный пешеход» — не просто человек, покрытый снежными хлопьями, а седой, проживший жизнь одинокий странник.
Вариант 3
Стихотворение «Снег идет» было написано Пастернаком в 1957 г. К этому времени поэт уже значительно отошел от своих прежних футуристических убеждений и в своем творчестве обращался к реальным жизненным явлениям. Еще одно стихотворение “Февраль” тоже на зимнюю тему, как и знаменитая “Свеча горела”.
Поводом для написания произведения стал обычный обильный снегопад. Однако это природное явление натолкнуло поэта на серьезные философские размышления. Прежде всего Пастернак, наблюдая за снегопадом, обратился к проблеме бренности человеческой жизни. Поэт начинает развивать свою мысль постепенно.
Картина непрерывно падающих с неба белоснежных хлопьев придает всему окружающему фантастический характер. Снежная круговерть приводит к тому, что «все пускается в полет». Постепенно у автора возникает ощущение, что в этом завораживающем падении земля и небо сливаются воедино («сходит наземь небосвод»). Небо становится одушевленным персонажем стихотворения, спускающимся «с верхней лестничной площадки».
В этом нереальном мире начинают действовать особые законы. В первую очередь это касается времени. Его обычное течение значительно ускоряется, подчиняясь темпу снегопада («смотришь, там и новый год»). Становится непонятно, какие промежутки разделяют падающие хлопья. Возможно, это всего лишь секунды, но вдруг мелькает «за годом год»? Главная же идея Пастернака состоит в том, что время, как и снегопад, невозможно остановить.
К финалу стихотворения автор полностью отдает себя на волю снегопада, оказываясь не только вне времени, но и вне пространства. Последнее четверостишие подчеркивает непрерывность цикла: несколько раз повторяется фраза «снег идет». Быстрая смена «пешеход», «растенья», «перекрестка поворот» словно бы сравнивает все перечисленное с падающими снежинками. В этом полном слиянии крупица снега может символизировать человеческую жизнь, которая стремительно промелькнула на фоне вечности. В этом смысле немаловажную роль играет «перекрестка поворот».
Жизнь человека слишком коротка, но содержит в себе множество «перекрестков». От принятия правильного решения для поворота в нужную сторону зависит весь жизненный путь. Совершенную один раз ошибку уже будет невозможно исправить. В конечном счете произведение заставляет читателя задуматься о цели и смысле своей жизни, дающейся всего лишь один раз.
Стихотворение «Снег идет» Пастернака – анализ по плану
Вариант 1
История создания. Произведение “Снег идет” (1957 г.) было создано Б. Пастернаком по поводу необыкновенно раннего снегопада. Взяв за основу странное природное явление, поэт углубился в философское размышление.
Жанр стихотворения — пейзажно-философская лирика.
Основная тема произведения — непрерывное течение времени. К размышлению над этим серьезным философским вопросом автора подталкивает завораживающая картина снегопада. Падающий снег заслоняет собой все пространство. Это создает атмосферу нереальности происходящего: “все пускается в полет”. Снегопад уничтожает границу между двумя мирами: небо принимает человеческие черты “чудака”, который решил спуститься на землю. В этой фантастической картине уже невозможно отличить пространство от времени. Бесконечный снегопад заставляет полностью отрешиться от реальности. Дни промелькнут, подобно снежинкам: “не оглянешься и святки”, “там и новый год”.
У автора исчезает нормальное восприятие времени. Падающие хлопья снега вполне могут быть безвозвратно уходящими годами. В снежной круговерти все сливается воедино, приходя “в смятенье”: “пешеход”, “растенья”, “поворот”. Смешение пространства, времени, человека, всех окружающих предметов подводит к мысли о вечности Вселенной. Человек — всего лишь такая же маленькая снежинка. Его жизнь — стремительное падение на землю, которое не имеет никакого значения для миллионов остальных снежинок.
Композиция стихотворения последовательная. Автор неспешно развивает свою главную мысль, поводя итог в последней строфе.
Размер произведения — четырехстопный хорей с охватной и перекрестной рифмовкой.
Выразительные средства. Центральным средством художественной выразительности, задающим тон всему стихотворению, является рефрен “снег идет”. Эпитетов немного (“заплатанном”, “густой-густой”, “убеленный”); наиболее значимо противопоставление: “белым звездочкам” — “черной лестницы”. В стихотворении кипит жизнь, причем без участия человека (лишь в финале появляется “пешеход”). Этот эффект достигается с помощью олицетворений: “все пускается в полет”, “сходит… небосвод”, “играя в прятки”. Глубокий смысл несут в себе сравнения: “словно с видом чудака”, “как слова в поэме”.
Главная мысль произведения заключается в том, что бег времени невозможно остановить. Человек должен максимально использовать предоставленный ему краткий срок. В стихотворении дважды упоминается “перекрестка поворот”. Этот перекресток — выбор жизненного пути, от которого зависит судьба человека.
Вариант 2
Восприятие, истолкование, оценка.
Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии.
Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия, но творчество Пастернака отличается особой глубиной мысли и чувства, тонким и точным анализом человеческой души. Мотивы глобального размышления о смысле бытия и роли человека в нем прослеживаются во многих его произведениях. Особенно же отчетливо они видны в последнем сборнике избранных стихов, так и не увидевшем свет при жизни автора. И одним из важнейших стихотворений в этой книге является «Снег идет».
Читая произведение в первый раз, сразу бросается в глаза тот факт, что оно до странности похоже на детскую считалку:
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном. Надо сказать, что описание зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака.
Обращаясь к композиции и стихотворному размеру произведения, стоит отметить, что они также создают впечатление детской считалки. Размер рваный, кольцевая рифма чередуется с перекрестной, сама композиция выглядит хаотичной, неопределенной. Но надо заметить, что по ходу произведения строфы становятся длиннее и напряжение, динамика текста возрастает. Такой композиционный выбор неслучаен. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке… Но читая дальше мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта?
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Развернутая метафора, в которой небо сравнивается с неким человеком «в заплатанном салопе», навевает нам библейские мотивы, которые нередки с стихах Пастернака. В этом момент начинает ощущаться присутствие чего-то высокого, не вполне земного… Чувствуется предвкушение чего-то мистического. Вот что мы видим далее:
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Сразу бросается в глаза несоответствие великого и повседневного: абстрактное небо, воплощенное в образе «чудака», «играющего в прятки» с самим собой. Налицо ярко выраженный контраст. Надо сказать, что на контрасте построено все произведение. Большое и малое, простое и великое, повседневное и необычное, наконец, даже черное и белое (белый снег и черная лестница) сосуществуют бок о бок в этом удивительном стихотворении.
Цветопись очень красноречива: черное и белое, цвета тревожные и мистические. Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию:
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься, и – святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
С годами человеческой жизни сравнивает автор падающий снег и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора:
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи…
Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. И жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.
И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает. Лишь глядят на нас «удивленные растения». Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака.
Но как ни странно, фатализм у поэта переходит в тему надежды, тему непрерывности жизни, ведь «снег идет». А это значит, что все продлится, все повторится, будут новые годы, новые люди и снежинки…
Вариант 3
Борис Пастернак написал стихотворение «Снег идёт» в 1957 году, когда над поэтом и писателем сгущались тучи, а в душе назревал снежный ураган. Уже публикуют за границей «Доктора Живаго», уже начинается осуждение в СССР, уже живительная вода готова превратиться в лёд.
Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.
Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.
Вместе с тем автор понимает:
… что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.
Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:
Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.
Это моё видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.
Историко-биографический контекст
Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей?
Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».
23 октября 1958 года, кадры кинохроники Reuters снятые на даче в Переделкино. Борис Пастернак получил известие о присуждении ему Нобелевской премии
В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». О Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.
Борис Пастернак. Переделкино. 23 октября 1958 год
В одном из стихотворений Пастернак пишет:
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.
Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.
Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.
Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»
Вариант 1
Борис Пастернак долгое время считал себя футуристом, считая, что в любом произведении первостепенное значение имеет не содержание, а форма и образ подачи своих мыслей. Однако постепенно поэт отказался от этих взглядов, и его более поздние стихи наполнены глубокой жизненной философией, через призму которой он рассматривает различные явления, ища в них некую закономерность.
Тема скоротечности жизни является ключевой в творчестве Пастернака, ее он затрагивает во многих своих произведениях, среди которых – стихотворение «Снег идет», написанное в 1957 году. Ранний московский первый снег вызвал у поэта весьма противоречивые чувства, он сравнивает его с волшебным полетом, в который пускаются не только люди, но и неодушевленные предметы – лестницы, перекрестки, мостовые. «Тянутся цветы герани за оконный переплет» — этой фразой пастернак подчеркивает, что даже комнатные растения, привыкшие к теплу, рады снегопаду, который символизирует очищение земли, которой вскоре предстоит облачиться в роскошное белое одеяние.
Преображение мира для поэта является не обыденным и привычным явлением, а чем-то возвышенным и недоступным для человеческого понимания. Поэтому Пастернак сравнивает снегопад со встречей неба и земли, одушевляя оба эти понятия. Так, небосвод автор представляет в виде чудака, который «в заплатаном солопе сходит наземь». При этом поэт остро чувствует скоротечность времени, о. Несмотря на то, что снегопад дарит ощущение праздника и радости, автор видит в этом явлении и обратную сторону медали, которая свидетельствует о том, что с каждой снежинкой убегают минуты жизни. Поэтому именно зимой Пастернак особо остро чувствует, что настоящее в одно мгновение становится прошлым, и изменить это не под силу никому.
Именно поэтому вместе с чувством радости и свободы снегопад вызывает у поэта ощущение смятения. Передает он его через образы убеленного снегом пешехода, «удивленных растений» и поворота перекрестка, который меняется буквально на глазах. Но пройдет несколько недель, снег растает и мир примет свои привычные очертания, а волшебство зимы останется лишь в памяти, которая является весьма хрупким и ненадежным хранилищем наших чувств и переживаний. И именно это пугает Пастернака, который не готов свыкнуться с мыслью, что очередной снегопад ему уже не доведется увидеть, но мир от этого не измениться, а время не замедлит свой ход.
Вариант 2
Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.
Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.
Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.
Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время.
Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.
Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.
Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.
Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).
Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).
Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.
Вариант 3
Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» только с первого взгляда кажется рядовым представителем пейзажной лирики, на самом деле в не присутствуют очень глубокие мысли и переживании, относящие произведение скорее к лирике философской. Чтобы эти мотивы и эмоции прочувствовать, необходимо провести анализ стихотворения «Снег идет».
С самого начала, в первых строфах мы видим картину падающего снега. Сильный снегопад подчеркивается тем, что поэт использует большое количество глаголов, которые помогают создать картину движения, бесконечного и упорядоченного – как сильный зимний снегопад. Все в смятении, вся природа тревожится, и, кажется, не хлопья падают, а небосвод. Все вокруг погружается в картину падающего снега: и цветы герани, и ступени лестницы.
Но во второй части стихотворения начинают звучать совсем другие ноты. И начинается это настроения с первого же стиха пятой строфы: «потому что жизнь не ждет». Тут лирический герой уже видит не просто идущий снег, не просто зимнюю вьюгу за окном. Он уже смотрит дальше, сквозь белую пелену, сквозь природу, сквозь все земное. И что же видит поэт в белых снежинках? Что за таинство открывается ему в картине снежной метели? Жизнь. Поэт видит и делится со своим читателем тем, насколько быстротечна и угасающа наша земная жизнь. Как снежинки за окном в своем вечном танце падают на землю, так и жизнь человека быстро проходит от начала до конца своего пути и тает, упав на землю.
Поэт пишет о том, насколько быстро сменяют друг друга разные моменты нашей жизни, вот сегодня «святки», а совсем скоро уж «там и новый год». Не успеваешь оглянуться, как одни события сменяют другие, и тебе остается только бежать вслед за свое жизнью.
В последней строфе поэт повторяет все свои мысли, а в последней картине появляется странник. Кто этот странник? Убелен ли он хлопьями снега, которые кружат вокруг него в зимней метели или же он убелен сединами, потому что вместе с хлопьями снега прошла и вся его жизнь? Он находится рядом с перекрестком – еще одним символом жизни, символом ее поворотов и перемен.
На протяжении всего стихотворения поэт повторяет одни и те же слова: «снег идет». Это создает картину движения, но не только движений природы, таких как снег, но и движений жизни, которая также проходит за окном. Все это помог понять нам анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака.
Средства выразительности
В произведении «Снег идёт» использованы средства художественной выразительности:
Сравнений два – «словно падают не хлопья» и «словно с видом чудака».
Олицетворений три – «удивлённые растенья», «сходит наземь небосвод» и
Всё пускается в полет, — Черной лестницы ступени,
Эпитеты: «заплатанном салопе» и «удивлённый пешеход».
Источник