Воспитываем «чувство жанра». Интегрированный урок по рассказу К.Г.Паустовского «Снег» в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Рассказ К. Г. Паустовского «Снег» рекомендован программой для внеклассного прочтения в VIII классе. Учащиеся уже познакомились с рассказами писателя «Телеграмма», «Белая радуга», «Дождливый рассвет», читали произведения «малого» жанра Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.
Рассмотрение художественного текста с точки зрения жанра способно, на наш взгляд, вызвать у юного читателя целостное представление о произведении, созданном «по законам» жанра, помочь читателю проникнуть в потаенные уголки авторского замысла, насладиться красотой языка.
Рассказ «Снег» — классический образец «малого» жанра. Работа над этим произведением на уроке строилась сообразно жанровым особенностям рассказа и включала использование традиционных и поиск новых приемов анализа текста на литературоведческом и лингвистическом уровнях: исследовалось восприятие рассказа детьми, выявлялись наиболее существенные признаки произведения, способные обострить внимание школьников к художественному слову, чтению, творчеству писателя.
Подобную работу можно провести на интегрированном уроке (русский язык и литература) в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospityvaem_chuvstvo_zhanra._urok.doc | 85 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Воспитываем «чувство жанра».
Интегрированный урок по рассказу К.Г.Паустовского «Снег» в 8 класс
Рассказ К. Г. Паустовского «Снег» рекомендован программой для внеклассн о го прочтения в VIII классе. Учащиеся уже познакомились с рассказами писателя «Т е леграмма», «Белая радуга», «Дождливый рассвет», читали произведения «малого» жанра Тургенева, Толстого, Чехова, Бун и на, Куприна.
Рассмотрение художественного текста с точки зрения жанра способно, на наш взгляд, вызвать у юного читателя целос т ное представление о произведении, созда н ном «по законам» жанра, помочь читателю проникнуть в потаенные уголки авторского замысла, насладиться красотой языка.
Рассказ «Снег» — классический образец «малого» жанра. Работа над этим произв е дением на уроке строилась сообразно жанровым особенностям рассказа и вкл ю чала использование традиционных и поиск новых приемов анализа текста на л и тературоведческом и лингвистическом уровнях: исследовалось восприятие ра с сказа детьми, выявлялись наиболее сущ е ственные признаки произведения, спосо б ные обострить внимание школьников к художественному слову, чтению, творчес т ву писателя.
Подобную работу можно провести на интегрированном уроке (русский язык и литература) в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.
На предыдущем уроке учащиеся получ и ли задание подумать над следующими вопросами:
- Почему рассказ имеет такой краткий заголовок? Сопоставьте его с заголовками других произведений Паустовского.
- Сколько событий изображено в произвед е нии? Сколько персонажей в рассказе?
- С какими другими жанрами «малой» прозы можно сравнить рассказ?
- Почему рассказ называется «Снег»?
Урок начинаем с выявления перви ч ного восприятия рассказа («ступень восторга» — по Белинскому):
- Понравился ли рассказ?
- Каково ваше отношение к его героям?
- Какие чувства вызвали у вас картины природы?
- Как вы относитесь к финалу рассказа?
Рассказ понравился школьникам своей лиричностью, задушевностью. Многие о т мечали «простоту» этого произведения: рассказ интересен, читается легко, быстро запоминается его сюжет, герои, даже детали в описании обстановки, окр у жающей персонажей. Восьмиклассники о т метили особенности рассказа: нет отр и цательных героев; каждое из действ у ющих лиц, обладая цельным, законче н ным характером, вписывается в единую картину, созданную поэтическим вообр а жением писателя. У многих рассказ в ы звал чувство грусти, но вместе с тем и радости за судьбу героев. Учащиеся сравнили рассказ с акварелью : краски в нем неяркие, неброские, «задушевные», звуки тихие, как медленное кружение снежных хлопьев, как отдаленное бре н чание пустых ведер у проруби, как мя г кие шаги кота Архипа по половицам. Ребята отмечали, что рассказ рождает светлые чувства, он словно пронизан этим светом, исходящим от только что в ы павшего снега, от горящих на рояле свечей. Да и сами герои будто излучают этот свет.
Финал рассказа детям показался н е ожиданным, возникло много «почему?», они недоумевали: как совместить «кр а сивое», «романтическое» письмо Потап о ва с восклицанием Татьяны Петровны: «Боже мой, я никогда не была в Крыму! Никогда!»? Почему рассказ открывается смертью старика Потапова, а заверш а ется счастливым смехом героини? Сл о вом, рассказ Паустовского вызвал у школьников самое искреннее желание «р а зобраться» во всех «тайнах» прои з ведения, занимающего всего восемь стр а ничек.
Стадия анализа («истинное наслажд е ние» — по Белинскому) предполагала внимательное прочтение рассказа, но без нарочитой фиксации его жанровых особе н ностей, которая могла бы лишить его эпической цельности и поэтического оч а рования.
Определяя тему и намечая идею прои з ведения, говорим, что рассказ «Снег» — о смерти и жизни, о торжестве жизни вопреки грозным ее обстоятельствам, о красоте и чистоте человеческих чувств. Это рассказ о большом человеческом счастье, потому что писатель был убе ж ден: маленького счастья не бывает, как не бывает маленькой любви. Это рассказ о достойных людях, вынесших на своих плечах военное лихо, сохранивших в душе своей тихий свет родных окон в далеких заснеженных русских городах.
Читаем первые строки рассказа:
Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой.
— Всего два предложения, а сколько чувств и вопросов рождает это начало! Паустовский сказал однажды: «Смерть — вещь необратимая, и излечиваются от нее только любовью». Может быть, в этом и состоит идея рассказа «Снег»? Подумайте, почему так лаконична экспозиция произв е дения. Создает ли она в вашем предста в лении картину человеческой жизни, какие рождает ассоциации?
Ребята отмечали, что в двух предлож е ниях Паустовский запечатлевает большой отрезок жизни героев, намечает их хара к теры, приоткрывает тайны их судеб: героиня с дочкой поселилась в доме старика Потапова, который вскоре умир а ет; «осталась одна» — но ведь рядом Варя, нянька. Почему «одна»?
С первых строк рассказа мы почувств о вали внутреннее одиночество героини. Всего два предложения — а перед нами целый мир, в котором смерть и одиночес т во человека; мы узнаем имена героев. Экспозиция формирует «рассказовую те н денцию» — кратко, без излишних дет а лей, вовлекает читателя в мир «малого» жанра. В этом отношении автор рассказа сопоставим с поэтом: он концентрирует материал, «сжимает» его, отбирает лишь самое необходимое.
Начало действия рассказа сконцентрир о вано в четырех эпизодах: описания дома (образ дома), осеннего пейзажа, размы ш лений героини и начала зимы. Понаблюдаем, как меняется настроение героини. Что помогает его передать?
Маленький дом — всего в три комнаты — стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка.
В одном предложении — целый образ. Уточнение — « всего в три комнаты» и ряд однородных обстоятельств места д о вершает этот образ, позволяет зрительно представить окраину провинциального г о родка, пригорок, холодную реку.
— Какие чувства вызывает у вас осенний пейзаж?
— Грусти, какой-то щемящей печали и даже безысходности.
— Облетевший сад, «березовая роща», крики галок «над голыми вершинами», накликающие ненастье, — эти детали точно передают состояние внутреннего одиночества героини.
— Верно. Вы заметили, что Паусто в ский прибегает к словам с уменьшител ь ными суффиксами? В этих словах неявно выраженное неприятие Татьяной Петро в ной, столичной жительницей, провинц и альной глуши, заброшенности, безысхо д ности. Найдите эпитеты к этим словам.
— Писатель к этим словам подбирает оценочные эпитеты: «пустынный гор о док», «домишки со скрипучими калитк а ми», да еще «глухие вечера», огонь керосиновой лампы.
— Действительно, перед нами не просто забытый богом уголок русской земли; перо автора убедительно выписывает пр и меты военного времени: нет электричества, городок обезлюдел — многие ушли на фронт, потому-то так гулок привычный когда-то скрип калиток! Татьяна Петровна корит себя, что уехала из Москвы, бросив театр, друзей, весь уклад привычной жизни: «Боже мой, какая я дура!»
— Когда Татьяна Петровна начинает обретать какое-то душевное равновесие? С
чем это связано?
— Когда она стала выступать в лазар е тах (небольших военных больницах). Г е роиня начинает чувствовать себя нужной этому «пустынному городку».
— Как меняется отношение Татьяны Петровны к городу? Как мы узнаем об этом и какую роль играет зимний пейзаж?
— «Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила
его снегом», — так скупо Паустовский описывает состояние героини. Олицетвор е ние «пришла зима и завалила его снегом» не отличается особой яркостью, оно, пожа луй, по- бытовому просто, но образ получается емким и убедительным.
— Эпитеты «мягкие, серые дни», «зел е ная вода» незамерзающей реки словно усиливают ощущение тишины, которая начинает проникать в душу героини,
принося ей душевный покой.
В центре рассказа — короткий эпизод из жизни героини, столичной актрисы, ветром войны заброшенной с ребенком в маленький городок. Но автор насыщает повествование отступлениями в прошлое героев, расширяя рамки рассказа, созд а вая у читателя панорамный образ челов е ческой жизни. Какие детали описания позволяют нам заглянуть в прошлую жизнь семьи Потаповых?
— Расстроенный рояль, пожелтевшие фотог рафии с неуклюжими броненосцами береговой обороны, стол «с выцветшим. сукном », «модель крейсера », на котором
служил корабельным механиком старший Потапов.
— Татьяна Петровна мучительно думает, вглядываясь в фотографию молодого По тапова, что «она где-то его встречала, но очень давно, еще до своего неудачного
замужества». А помните эпилог рассказа? В письме Потапова мы находим отзвук
этих мыслей: « Я вспомнил, конечно, где мы встречались ». Паустовский использует
прием « зеркального» отражения мыслей и поступков героев, который помогает пис а телю углубить их характеры, придать повествованию объемность и законче н ность.
«Пейзаж очищает человека во всех его проявлениях », — говорил Паустовский. В рассказе «Снег» самые значительные м о менты жизни героев происходят на фоне жизни природы, что дополняет, углубляет их образы.
Получая частые письма Потапова, адр е сованные отцу, Татьяна Петровна склад ы вает их на письменном столе. Понабл ю дайте, как детали пейзажа помогают нам представить готовность героини откли к нуться на светлые чувства чужого чел о века.
— Она неожиданно просыпается ночью. «Снега тускло светили в окна».
— Удивительный образ находит пис а тель — множественное число существ и тельного снег помогает создать особую его поэтичность. Наречный эпитет тускло на первый взгляд не сообразуется с глаголом светили. Как вы понимаете слово тускло?
— Тускло — значит «мутно, непрозра ч но», так часто говорят о грязном стекле.
-Тусклый может быть, например, лак на старинной картине, т. е. «матовый, неблестящий».
— Тускло — это «слабо, неярко», так характеризуют приглушенный свет.
— В переносном значении тусклый — «безжизненный, невыразительный», н а пример тусклый взгляд.
— Да, это слово многозначно; кажуща я ся простота рассказа скрывает в себе высокую требовательность автора к язык о вым подробностям описания. Паустовский пишет об обыденном и привычном, но о том, что мы порой не умеем видеть. Эпитет тускло, сочетаясь с глаголом светить, дорисовывает образ тихо, неярко мерцающих снегов. Найдите другие дет а ли, усиливающие этот образ.
— Стоя у окна, Татьяна Петровна видит, как «с дерева беззвучно сорвалась
птица» (словно созревшее яблоко упало!), как снег после нее «долго сыпал белой
пылью, запорошил стекла»..
— Верно, тихое сияние снега сообраз у ется с удивительной тишиной в доме и за
окнами. В душу героини входят эта тишина, умиротворенность, разлитые в природе. И дальше; неяркий свет свечи, долгий взгляд героини на « язычок огня», осторожное движение руки к пачке писем; «оглянувшись», Татьяна Петровна «начала читать». В одном предложении свет, цвет, тишина одухотворены сердечным порывом героини.
— Значительный эпизод, раздвигающий рамки сюжетного повествования, — пис ь ма Потапова домой, отцу. Какие отнош е ния существовали между отцом и сыном?
— Добрые, доверительные. Молодой офицер тепло обращается к отцу: «милый мой старик»; заботится о его здоровье: «не волнуйся», « не кури папиросу за папиросой », «Я часто вспоминаю тебя, папа».
— Только ли родственные чувства диктуют Потапову эти нежные и прони к новенные слова?
— Не только. Отец и сын — люди одной профессии, одного призвания — оба моряки. Сын пишет письмо с фро н та.
— Верно, это письмо из госпиталя, где после ранения лечился Потапов. Он поб ы вал в боях, видел смерть, терял друзей. Отец для него теперь не просто родной человек, но и задушевный слушатель, близкий друг. Вот почему так трогательны и нежны слова сына.
Рассказ «Снег» был написан в самый разгар жестокой войны, в 1943 году. Почему же в письме Потапова с фронта почти нет деталей военного быта? О чем он вспоминает?
— Все письмо Потапова дышит воспом и нанием о доме, о маленьком городке, где остался бесконечно родной человек, о ра с чищенной от снега дорожке, ведущей к беседке, о кустах сирени в пушистом инее.
— Герою памятен запах «березового дыма» от домашних печей.
— Наконец-то настроенный рояль, витые свечи в подсвечниках.
— Ноты увертюры к «Пиковой даме» и романса «Для берегов отчизны дал ь ней. ».
— Герой сокрушается, что не успел починить колокольчик у дверей.
— Он помнит освежающую прелесть колодезной воды из кувшина.
— Замечательно! «Без подробностей вещь не живет », — любил повторять писатель.
— Каждый предмет, каждая деталь в письме героя — это не просто примета довоенной мирной жизни, но и зримая картина жизни будущей. Принцип «зе р кальности» снова возьмет в плен вообр а жение читателя: прочитав письмо, Татьяна Петровна все так и устроит, как мечтает Потапов.
— Понаблюдайте за синтаксическим п о строением предложений в письме. Под у майте, почему в нем так много восклиц а ний, риторических вопросов, обращений, междометий в начале фразы.
— Потапов взволнован, его переполняют чувства к отцу.
— А случайно ли упоминание Паусто в ского о музыке, о романсе на слова Пушкина?
— Нет, конечно, не случайно. «Мы — потомки Пушкина, и с нас за это спросится», — это известные слова Пау с товского. Пушкин — наша национальная гордость, мерило духовных ценностей. И воспоминания о родном доме связаны и с его именем.
— У Константина Симонова есть про н зительные строки о родине, к мыслям о которой человек обращается в самые драматические и волнующие минуты своей жизни.
. Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском.
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
— И молодой Потапов «в самые страшны е минуты боя» вспоминал и защ и щал этот «маленький и самый милый» уголок: отца, сад, вихрастых мальчишек, «березовые рощи за рекой» и «даже кота Архипа». Музыка еще зазвучит в этом рассказе, но не в воспоминаниях героя, а наяву. А пока проследите за поведением героини в момент приготовления дома к встрече с Потаповым. Сопоставьте этот эпизод с поведением героини в начале рассказа.
— Татьяна Петровна преобразилась. Если в начале рассказа мы видим ее уныние, тоску и сожаление о московской суете, тяготение скукой «пустынного г о родка», то теперь перед нами «румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами» молодая женщина.
— Да, теперь писатель насыщает опис а ние глаголами, но они не создают впеча т ления спешки, суеты, резкости порывов. Писатель остается верен тихой тонально с ти повествования. Найдите эти глаголы и посмотрите: они передают сосредоточе н ность героини на главном — воспроизве с ти детали интерьера дома, запечатленные довоенной памятью Потапова: Татьяна Петровна «исправила колокольчик», «пр и вела из города старика настройщика», осторожно заглянула во все ящики стола», «нашла пачку витых толстых свечей», «вставила их в подсвечники», «зажгла свечи», «села к роялю», потом «перестала играть», «погасила свечи». Подумайте, как можно определить повед е ние Татьяны Петровны в этот момент?
— «Репетиция» предстоящей встречи.
— «Увертюра» волнующего свидания.
— Одна ли Татьяна Петровна готовится к этой встрече? Кто разделяет ее сопр и частность чужой тайне?
— Дочь Татьяны Петровны; она перс о наж эпизодический в системе образов рассказа, но никак не второстепенный в жизни ее матери.
— Посвящает ли мать Варю в эти приготовления?
— Нет, во всяком случае Паустовский не говорит нам об этом. Татьяна Петровна попросила Варю расчистить дорожку к беседке. Так и представляешь это юное создание у старых поседевших деревянных колонок, и видишь, как все начинает преображаться под детской рукой.
— Очень хорошо. Всмотритесь вним а тельно в описание всех этих приготовл е ний. Здесь не только тишина и несуе т ность поведения героев, но и тот сияющий свет, который согревает и нас, читателей. Видишь этот свет свечей, ощущаешь «сладкий» их дым. Не случайна ассоци а ция с новогодней елкой — семейным праздником, какой-то еще более глубокой тайной, которая ждет нас впереди.
— Интересная деталь: Варе Татьяна Петровна меньше всего кажется взрослой : «Она вся как будто светилась и была больше похожа на ту девушку с золотыми волосами, которая потеряла хрустальную туфлю во дворце».
— Тонкое наблюдение! Татьяна Петро в на в восприятии своей дочери — Золу ш ка, ожидающая. принца.
— Вторая часть рассказа — «воплощ е ние» письма Потапова. Однако весть о смерти отца, услышанная из уст начальн и ка станции, словно разрушает наши чит а тельские ожидания: Потапов собирается обратным поездом вернуться на фронт. Вы заметили, как замедляется повествов а ние? Почему, приняв решение уехать на фронт, Потапов идет к дому, где все ему кажется чужим? Какой отклик рождает пейзаж в его душе?
— Ноги словно сами приводят героя к родному дому. Сначала он решает «в дом не заходить, а только пройти мимо», «заглянуть в сад, постоять в старой беседке»: он думает, что в « отцовском доме живут чужие, равнодушные люди».
— Зимний пейзаж рождает в душе Потапова печальные и безысходные чувс т ва. И природа словно усиливает эту печаль: над рекой «висело сизое небо», «летел редкий снежок»; «ходили галки», «темнело», «ветер. выдувал из глаз слезы». Но когда он видит, как из трубы дома, что стоит в запорошенном саду, поднимается дым, что-то меняется в нем самом и в природе.
— В зимнюю тишину родного сада робко вплетаются живые звуки, передава е мые глаголами движения: «скрипнула к а литка», «сад как бы вздрогнул», «с веток сорвался снег, зашуршал».
— Появляются звуки, пробуждающие героя к жизни, преображаются и краски природы: «розовело небо», «подымалась луна»; бренчание пустых ведер на реке возвращает героя к реальной обстановке, в которой смерть и жизнь могут идти рядом, но победа за жизнью.
— А потом «молодая женщина с бледным строгим лицом» взяла Потапова за руку и повела по расчищенной дорожке в дом.
— Что мы узнаем о состоянии героя в этот момент?
— « Судорога сжала ему горло, он не мог вздохнуть», с трудом перевел дых а ние. Но когда он видит привычную домашнюю обстановку, он понимает, что перед ним — не чужие люди: «Архип сидел на диване и зевал»; «девочка с косичками радостными глазами смотрела. на золотые нашивки на рукаве».
— Почему Потапова не покидает ощ у щение, «будто он живет в легком, но очень прочном сне»? Обратите внимание, что писатель использует контрастные эп и теты (оксюморон).
— Наверное, он вспоминает свое неда в нее письмо. Все детали нынешней обст а новки дома точь-в-точь повторяют его мечты о встрече с отцом.
— Да, это так. Герои мало говорят. Какие слова могут передать ту глубокую печаль и то отрадное удивление, которые посетили героя одновременно? Татьяна Петровна провожает Потапова на могилу отца (помните, у Пушкина: «Любовь к отеческим гробам»?).
— В слабых отблесках туманной луны «светились березы, брос а ли на снег легкие тени». И вновь этот неизбывный свет, как у Пушкина: «Мне грустно и легко: печаль моя светла. ». Как у Есенина: «Тот вечерний несказа н ный свет».
— Да, смерть — это неизбежность, «и излечиваются от нее только любовью». Провожая наутро Потапова, Татьяна Пе т ровна скажет: «Пишите. Мы теперь как родственники. Правда?» Почему родс т венники?
— Татьяна Петровна получает от Пот а пова « письмо с дороги ». Мы видим родство душ героев. В безбрежном лю д ском море они нашли друг друга; горе Потапова и одиночество Татьяны Петро в ны отступают, их жизнь наполняется новым смыслом.
— Верно. Наступает развязка пов е ствования. Казалось бы, все сказано и можно ставить точку. Рассказ выполнил свое жанровое предназначение: поведал нам об одном из эпизодов жизни героев. Но под пером талантливого писателя он преображается в картину человеческой судьбы. Паустовский действительно «поднял» большой материал, чтобы в ы брать для короткого рассказа «самое ценное».
Читаю ребятам небольшой этюд Инны Гофф «Запах мокрых заборов» — восп о минание о том, какое впечатление прои з вел на них с подругой, тогда еще юных читателей, этот рассказ. В своем письме с фронта молодой моряк описывает кры м скую Ливадию, аллею в парке и девушку с книгой. «Это были вы!» — восклицает герой рассказа.
Дочитав до этого места, мы с подр у гой разочарованно переглянулись, — такой конец показался нам ненатуральным, прид у манным. Но это был не конец! Молодая женщина дочитала письмо, прижала его к гр у ди и сказала счастливым голосом: «Боже, но я никогда не была в Крыму. » И мы ахнули от радости прикосновения к истинному искусству».
( Воспоминания о Константине Паустовском. — М., 1983. — С. 254.)
— Вот она — главная загадка «малого» жанра! Оставаясь лаконичным, концентр и руя материал вокруг одного эпизода из жизни героя, настоящий мастер всегда удивит читателя, по образному выражению А. Н. Толстого, «элементом неожиданно с ти» и поставит в сюжете запятую и но . (Цит. по книге: Нинов А. Сквозь тридцать
лет. — Л., 1987. — С. 130.)
На завершающем этапе работы над текстом возвращаемся к вопросам, поста в ленным в начале урока. Ребята отмечают такую особенность, как стремление писат е ля давать своим рассказам названия из одного-двух слов, выбирая при этом слова с метафорическим смыслом («Поздняя весна», «Пустая дача», «Белая радуга») или глубокой символикой («Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Снег»).
Снег в рассказе вырастает в удивительно емкий образ — символ света людской доброты, красоты человеческой души, чи с тоты помыслов героев. «За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий закат» — так завершается рассказ.
Ребята сравнивали жанр рассказа со сказкой, притчей, легендой, стихотворен и ем в прозе, страницей из дневника, записками, обращая внимание на то, что именно рассказ при малом его объеме заключает в себе «единство художестве н ного события». ( Энциклопедический словарь юного литер а туроведа / Сост. В. И. Новиков. — М., 1988. — С. 249).
Автор стремится не к «краткости» объема как такового, а строит повествование «кратчайшим способом», с о средоточивает наше внимание на худож е ственном событии. В рассказе «Снег» это встреча героев. Через «единство художес т венного события» Паустовский раскрывает читателю силу вечных законов жизни.
Рассказ «Снег» побудил восьмиклассн и ков к творчеству. Ребята выполнили иллюстрации к произведению, нарисовали обложку книги, сделали попытку написать сценарий кинофильма по рассказу. По их мнению, рассказ музыкален, его лириче с кий настрой сопоставим не только с музыкой Чайковского, тема которой об о значена в повествовании, но и с музыкой Грига, Вивальди. Сдержанность, мягкость, задушевность героев и природы, звуков и красок — вот что привлекает юных читателей и делает их души отзывчивыми к художественному слову.
Источник