«Перед снегом» Д. Самойлов
И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню подниматься, падать с неба.
Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.
Под низким небом, тяжелей свинца,
Усталая вода сияет тускло.
Она устала быть самой собой,
Но предстоит еще утратить чувства,
Но предстоит еще заледенеть
И уж не петь, а, как броня, звенеть.
Ну а покуда – в мире тишина.
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.
Вот-вот повалит первый снег.
Дата создания: 1964 г.
Анализ стихотворения Самойлова «Перед снегом»
«Перед снегом» – стихотворение, написанное Давидом Самойловым в 1964 году. Оно вошло в сборник «Дни» (1970). В книгу вошла многогранная лирика, в которой поэт с помощью мудрых метафор и великолепных образов обнажает тонкие грани своей души.
Стихотворение «Перед снегом» – прекрасный образец того, как благодаря иносказанию можно передать настоящие человеческие чувства. Главным героем этого произведения выступает вода. Ей автор придает одушевленность – эта вода способна петь, сиять, молчать и уставать. Однако действие происходит не где-то в другом пространстве, мире воображения автора. Воду окружают обычные явления природы:
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.
В этой абсолютно естественной природной среде вода, эта, казалось бы, совершенно неживая субстанция, умеет чувствовать. Что же скрывается под этим необычным образом?
Конечно же, человек. Несмотря на то, что повествование отвлеченно, и автор прямо не сравнивает никого ни с чем, чувствуется, что речь идет именно о человеке. Окружающая природа предстает метафорой общества, в котором существует личность. Вокруг могут проноситься времена, меняться пейзажи и настроения, но посреди этого продолжает течь как речной поток чья-то жизнь.
С юности жизнь кипела и искрилась энергией как вода, которая могла «сиять, струиться и переливаться». Однако творческие силы постепенно покидают человека, и он устает. Автор подчеркивает главное, повторяя раз за разом: «вода устала», «начинает уставать вода», «вода устала быть самой собой». Близится конец, поэтому автор использует образ наступающей зимы для указания на вечный смертный сон.
Стихотворение состоит из двух строф по восемь и десять строк. Несмотря на то, что вторая строфа логически продолжает первую, они все равно разделены паузой. Если представить, что произведение все же относится к биографическим, то эта пауза является не чем иным, как войной, самым тяжелым периодом в жизни Давида Самуиловича. Она действительно делит его жизнь и жизни многих достойных людей пополам, забирая бесценное время у юности.
Учитывая, что к моменту создания стихотворения поэту было уже за сорок, то понятно становится, почему его герой в образе воды начинает уставать. Война оставляет на сердце незаживающую рану, отчего со временем радость от жизни притупляется, сменяясь усталостью. Страшные воспоминания, словно ледяная броня, заковывают душу, поэтому:
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.
Снег выступает двояким образом. С одной стороны, он указывает на смерть, потому что замерзшая вода спит, не движется. С другой стороны, снег – это тоже вода, но рассеянная над землей. Может быть, под этим образом скрывается намек на поэтическое наследие, стихи Самойлова, которые и после его смерти будут трогать и вдохновлять людей.
Источник
Перед снегом самойлов тип речи
Как тускло пурпурное пламя,
Как мёртвы желтые утра!
Как сеть ветвей в оконной раме
Всё та ж сегодня, что вчера…
Показать полностью.
Одна утеха, что местами
Налёт белил и серебра
Мягчит пушистыми чертами
Работу тонкую пера…
В тумане солнце, как в неволе…
Скорей бы сани, сумрак, поле,
Следить круженье облаков,
Да, упиваясь медным свистом,
В безбрежной зыбкости снегов
Скользить по линиям волнистым.
Осенний театр – это лучший на свете
Театр, я люблю декорации эти,
Трагедию ивы и клёна люблю,
И тополь как будто играет в «Макбете»,
И дубу сочувствую, как королю.
Показать полностью.
И ярко, и горько, и пышно, и сыро.
В саду замечательно ставят Шекспира,
С каким замедлением падает лист,
Как будто вобрал в себя боль всего мира,
И я на дорожке стою, как статист.
Английский театр приезжал на гастроли,
Давно это было, работал я в школе,
Волненье своё не забыл до сих пор.
Но сад, что ни год, те же самые роли
Играет не хуже, великий актёр!
И каждую осень печальное чувство,
Счастливое чувство большого искусства
Меня посещает в преддверье зимы.
Да, холодно будет, и снежно, и пусто,
Но дивное зрелище видели мы!
Весь день предвестьем снега сеял дождь
С названьем то ли морось, то ли сырость,
На пыль фонтана на ветру похож,
На капли слёз, что в лужах растворились.
Холодной дрожью пробирался в дом,
Под маску лез, чтобы посеять вирус,
И льдиной лечь хотел в ногах потом,
Чтобы мечты за целый год разбились.
Давай поедем в город…
Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Показать полностью.
Оставим на вокзале.
Года пускай хранятся,
А нам храниться поздно.
Нам будет чуть печально,
Но бодро и морозно.
Уже дозрела осень
До синего налива.
Дым, облако и птица
Летят неторопливо.
Ждут снега, листопады
Недавно отшуршали.
Огромно и просторно
В осеннем полушарье.
И все, что было зыбко,
Растрепанно и розно,
Мороз скрепил слюною,
Как ласточкины гнезда.
И вот ноябрь на свете,
Огромный, просветленный.
И кажется, что город
Стоит ненаселенный, —
Так много сверху неба,
Садов и гнезд вороньих,
Что и не замечаешь
Людей, как посторонних…
О, как я поздно понял,
Зачем я существую,
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую,
И что, порой, напрасно
Давал страстям улечься,
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься…
1963
ДАВИД САМОЙЛОВ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
Стояли они у картины: Саврасов. «Грачи прилетели». Там было простое, родное. Никак уходить не хотели.
Случайно разговорились, Поскольку случилась причина. — Саврасов. «Грачи прилетели» — Хорошая это картина.
Показать полностью.
Мужчина был плохо одетый. Видать, одинокий. Из пьющих. Она — из не больно красивых И личного счастья не ждущих.
Её проводил он до дома. На улице было морозно. Она бы его пригласила, Но в комнате хаос, и поздно.
Он сам напросился к ней в гости Во вторник на чашечку чаю. — У нас с вами общие вкусы В картинах, как я замечаю.
Два дня она драила, тёрла Свой угол для скромного пира. Пошла, на последние деньги Сиреневый тортик купила.
Под вечер осталось одеться, А также открытку повесить — «Грачи прилетели». Оделась. Семь, восемь. И девять. И десять.
Семь, восемь. И девять. И десять. Поглядывала из-за шторки. Всплакнула. И полюбовалась Коричневой розой на торте.
Себя она не пожалела. А про неудавшийся ужин Подумала: «Бедненький тортик, Ведь вот никому ты не нужен. »
«Наверно, забыл. Или занят. Известное дело — мужчина. » А всё же «Грачи прилетели» — Хорошая очень картина.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Давид Самуилович Самойлов. «Перед снегом»
Понедельник, 01 Октября 2018 г. 14:41 + в цитатник
Давид Самуилович Самойлов
И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню подниматься, падать с неба.
Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.
Под низким небом, тяжелей свинца,
Усталая вода сияет тускло.
Она устала быть самой собой,
Но предстоит еще утратить чувства,
Но предстоит еще заледенеть
И уж не петь, а, как броня, звенеть.
Ну а покуда — в мире тишина.
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.
Вот-вот повалит первый снег.
«Перед снегом» — стихотворение, написанное Давидом Самойловым в 1964 году. Оно вошло в сборник «Дни» (1970). В книгу вошла многогранная лирика, в которой поэт с помощью мудрых метафор и великолепных образов обнажает тонкие грани своей души.
Стихотворение «Перед снегом» — прекрасный образец того, как благодаря иносказанию можно передать настоящие человеческие чувства. Главным героем этого произведения выступает вода. Ей автор придает одушевленность – эта вода способна петь, сиять, молчать и уставать. Однако действие происходит не где-то в другом пространстве, мире воображения автора. Воду окружают обычные явления природы:
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.
В этой абсолютно естественной природной среде вода, эта, казалось бы, совершенно неживая субстанция, умеет чувствовать. Что же скрывается под этим необычным образом?
Конечно же, человек. Несмотря на то, что повествование отвлеченно, и автор прямо не сравнивает никого ни с чем, чувствуется, что речь идет именно о человеке. Окружающая природа предстает метафорой общества, в котором существует личность. Вокруг могут проноситься времена, меняться пейзажи и настроения, но посреди этого продолжает течь как речной поток чья-то жизнь.
С юности жизнь кипела и искрилась энергией как вода, которая могла «сиять, струиться и переливаться». Однако творческие силы постепенно покидают человека, и он устает. Автор подчеркивает главное, повторяя раз за разом: «вода устала», «начинает уставать вода», «вода устала быть самой собой». Близится конец, поэтому автор использует образ наступающей зимы для указания на вечный смертный сон.
Стихотворение состоит из двух строф по восемь и десять строк. Несмотря на то, что вторая строфа логически продолжает первую, они все равно разделены паузой. Если представить, что произведение все же относится к биографическим, то эта пауза является не чем иным, как войной, самым тяжелым периодом в жизни Давида Самуиловича. Она действительно делит его жизнь и жизни многих достойных людей пополам, забирая бесценное время у юности.
Учитывая, что к моменту создания стихотворения поэту было уже за сорок, то понятно становится, почему его герой в образе воды начинает уставать. Война оставляет на сердце незаживающую рану, отчего со временем радость от жизни притупляется, сменяясь усталостью. Страшные воспоминания, словно ледяная броня, заковывают душу, поэтому:
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.
Снег выступает двояким образом. С одной стороны, он указывает на смерть, потому что замерзшая вода спит, не движется. С другой стороны, снег – это тоже вода, но рассеянная над землей. Может быть, под этим образом скрывается намек на поэтическое наследие, стихи Самойлова, которые и после его смерти будут трогать и вдохновлять людей.
Источник