Меню

Песенки подо льдом жанр

Песенки подо льдом

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их − как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть птица…

Я стукнул лыжей по льду − песенка смолкла. Я постоял тихо − песенка зазвенела опять.

Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

− Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

− А я ведь знаю тебя! − сказал я. − Ты оляпка − водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!
А нам чего бы его не послушать.

Источник

Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом»

Вера Ионова
Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом»

Тема: Николай Сладков «Песенки подо льдом»

Цель: формирование читательской компетенции учащихся

-знакомство учащихся с творчеством Н. И. Сладкова;

— формирование навыков чтения вслух и про себя;

— развитие умения отвечать на вопросы учителя, высказывать предположения, аргументировать свою точку зрения, пересказывать прочитанное

-развитие устной речи, внимания, эмоциональной и мотивационной сферы

— привитие любви и бережного отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова

1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) ориентироваться на развороте учебника.

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу;

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в группах.

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) экологическое воспитание;

2) эстетическое воспитание.

3) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

4) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

5) воспитание здорового образа жизни

Технология продуктивного чтения

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, книги Николая Сладкова, плакат-эпиграф

Конспект урока

У. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Надеюсь, что у нас получится интересный урок, о котором останутся только приятные воспоминания (Слайд 1 – урок литературного чтения).

Читайте также:  Что если лицо протирать кусочками льда

Я приглашаю вас на необычную прогулку (Слайд 2 – лыжня). Лыжня зовет нас в зимний лес. Встали. Представили, что мы лыжники, оттолкнулись, поехали. Посмотрите, прямо над нами на ветках снегири. Садитесь тихонько, не вспугните.

2) речевая разминка

У. Прочитайте скороговорку сначала про себя. Теперь вслух. (1-2 ученика)

Под сияющим сводом небес снегири украшают лес.

Хоровое чтение шепотом, с обычной громкостью, с увеличение громкости

II. Основная часть

Технология продуктивного чтения – работа с текстом до чтения

1) словарная работа

У Как вы понимаете выражение «сияющий свод небес»? (ответы детей)

А еще можно сказать «лазоревое небо» (слайд 3 – значение слова «Лазоревый»)

Прочитайте толкование (объяснение) слова. (Читает 1 ученик)

Лыжня зовет нас дальше. Впереди какой-то черный провал, мне кажется, это полынья (слайд 4- рисунок полыньи). Объясните значение этого слова.

Прочитаем толкование из словаря (слайд 5)

2) Определение темы

Ребята, вот здесь с Николаем Сладковым произошел удивительный случай

Поднимите руку, кто раньше слышал это имя. Что можете сказать о Николае Сладкове?

Посмотрите в парах книги, которые лежат у вас на партах. Определите основную тему творчества писателя.

Рассказ учителя о Сладкове:

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе.

Откройте учебник (стр 120) Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чем (о ком) будем читать

Мне не терпится прочитать, я начну, вы следите, я попрошу кого-то мне помочь

Работа с текстом во время чтения

(диалог с автором).

3) Читает учитель и хорошо читающие дети. Учитель показывает образец ведения диалога с автором.

Работа с текстом после чтения

4) Выявление первого впечатления

У. Какой удивительный случай произошел с автором?

А действительно, почему бы нам не посмотреть на оляпку и не послушать его?

(Слайд 6 – видеофрагмент) А теперь я предлагаю вам изобразить эту птичку. Я расскажу вам стихотворение. А вы слушайте и повторяйте движения.

Я сижу на берегу,

Окунуться и напиться,

Я простужен – не могу.

Вдруг (как часто это «вдруг»

Нам встречается в природе)

Под водою птичка ходит.

Чашка выпала из рук…

А она секунд пятнадцать

Под водой ходила братцы.

Быстро воздуха глотнула

И опять на дно нырнула.

Семенят смешные лапки.

Да ведь это же оляпка.

Технология продуктивного чтения – повторное чтение текста

5)У. Давайте еще раз прочитаем рассказ про себя с карандашом. Обратим внимание на пение птички, ее поведение

Технология продуктивного чтения – работа с текстом после чтения

6)У Поработаем в группах. У командира группы – лист с заданием. Объединяйтесь, готовьтесь, желаю успеха, с нетерпением ждем ваших рассказов

1 группа – находит в тексте описание песни оляпки, готовит выразительное чтение

И песенка их — как ___ так и ___, так и. …Подо ___ кто-то поёт, прямо у меня под ногами….

А песня звенит. ___она и ___; такую ни ручью, ни рыбам, ни ___не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть — птица.

Читайте также:  Куры несушки породы зимой

2 группа – читает справочный материал и готовит сообщение о пении оляпки

Оляпка — певчая птица. Ее песня напоминает журчание бегущего ручейка.Она поет почти всегда: во время купанья, беготни по берегу, в промежутках между подводной охотой, во время ссор с другими оляпками, когда чистит перышки и даже перед смертью. Песня эта звучит в зимние, морозные дни так же весело, как и в теплые, летние — было бы лишь над певцом голубое небо.

3 группа –готовит развернутый ответ на вопрос: Почему оляпка ныряет и ходит под водой? (на основе текста и дополнительного материала)

Оляпка ныряет и ходит под водой, потому что…

Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Сладкова)

Питается оляпка водными насекомыми и рачками, которых собирает под водой, подо льдом (из энциклопедии)

4 группа – готовит описание внешнего вида оляпки

Обыкновенная оляпка. Верх и бока головы и шеи бурые (то есть коричневые). Спина и хвост черные или серые. Горлышко и грудь белые.

Бурая оляпка. А вот у бурой оляпки все тельце темного цвета, ни одного белого пятнышка

5 группа — читает справочный материал и готовит рассказ о водяном воробье

Гнездо оляпка строит возле воды: в углублении берега, скалы

Гнездо похоже на шар. Вход водяной воробей делает сверху или сбоку. В стенки вплетено много мха. Самочка кладет 4 — 6 совершенно белых, без всяких крапин, яичек и сидит на них так крепко, что ее можно в это время взять с гнезда руками. Выводит птенцов оляпка только один раз в лето.

6 группа – готовит пересказ от лица оляпки

Я – оляпка, водяной. Однажды я как обычно ___ в свою любимую полынью и запел веселую. Увидел рачка, только хотел___, вдруг какой-то звук привлек мое внимание. Рачок спрятался.

Только я хотел ___ личинку, опять стук, да сильнее прежнего. Выскочил я из ___, посмотреть, кто мешает мне.

Смотрю – человек, я ему___, спел___ и ___ в воду. Пора обедать!

6) Выступление 1 представителя группы

У. Что Николай Сладков хотел сказать нам «между строк»?

Сам он говорил так: (плакат) «Мне хочется одного: оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги – везде жизнь таинственная и удивительная… Мы должны уважать и беречь ее»

У. Николай Иванович наделся, что его книжки помогут вам полюбить природу, а общение с природой сделает вас лучше, чище, терпимее

2) самооценка (Цветок самостоятельности)

У. Проанализируйте свою работу на уроке. Подумайте, удалось ли вам на все вопросы ответить самостоятельно или с помощью учителя, а может быть, вам помогали делать выводы товарищи.

3) сюрпризный момент

У. У многих народов Севера принято вешать крылышко оляпки над колыбелью ребенка, чтобы он, когда вырастет, хорошо плавал и не боялся холода. На память о нашем уроке я хочу подарить вам птичек, которых сделала своими руками. Мне кажется, они похожи на оляпку.

Интегрированный урок чтения и развития речи во 2–3 коррекционном классе «Мир русских народных сказок» Интегрированный урок чтения и развития устной речи во 2-3 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Продолжительность урока: 40 минут.

Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе. УМК «Планета знаний». Тема урока: Знаки и символы. Цель: закрепить представления детей о знаках и символах, рассказать об их роли в жизни человека. 1. Орг. момент.

Традиции семейного чтения — основа литературного образования Книжная культура, являющаяся фундаментальным достижениям человеческого разума и ее носитель «Homoiegens» («Человек читающий», внесли огромный.

Читайте также:  Кто протирает лицо кубиками льда

Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» 3 класс Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» Программа «Планета знаний» 3 класс. Тип урока: комбинированный Цель: Познакомить.

Урок литературного чтения во 2 классе по стихотворению О. Высотской «Пришла зима с морозами» Урок литературного чтения во 2 классе. Автор учебника: С. Д. Корген-оол. О. О Иргит. Тема урока: О. Высотская «Пришла зима с морозами».

Урок русского языка во втором классе «Птицам нужна помощь» Тема: Птицам нужна помощь Тип урока: изучения нового материала; Класс: 2 Цели: 1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность.

Урок русского языка во втором классе «Безударные гласные в корне слова. Закрепление» Тема: Безударные гласные в корне слова. Закрепление. Цель: 1. закрепить умение распознавать в словах безударную гласную в корне слова. 2.

Урок внеклассного чтения в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Общее счастье» (сказки нар. Северного Кавказа) Цели. Общие: обучать осознанному чтению ; побуждать к размышлению о том, что такое счастье, когда можно назвать его настоящим, полным. Учить.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

10.11.2019

Сладков Н. «Песенки подо льдом»

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа «Песенки подо льдом» и их характеристика

  1. Автор. Писатель-натуралист, любитель животных, любознательный и любопытный человек.
  2. Оляпка. Водяной воробей. Веселый певец.

План пересказа рассказа «Песенки подо льдом»

  1. На лыжах по озеру
  2. Пение лыж
  3. Усохшее озеро
  4. Звуки из провала
  5. Птичьи поклоны
  6. Водяной воробей
  7. Красивая песня

Кратчайшее содержание рассказа «Песенки подо льдом» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор катался по озеру, когда у него запели лыжи.
  2. Он понял, что поют не лыжи, ведь они деревянные.
  3. Автор лег у провала и заглянул под лед.
  4. Он постучал по льду и из провала вылетела птица.
  5. Птица трижды поклонилась автору.
  6. Это была оляпка, водяной воробей.

Главная мысль рассказа «Песенки подо льдом»
Даже зимой находятся животные, которые поют и радуются погоде.

Чему учит рассказ «Песенки подо льдом»
Рассказ учит любить природу, учит внимательности и наблюдательности. Учит радоваться жизни, уметь веселиться, учит тому, что у природы не бывает плохой погоды.

Отзыв на рассказ «Песенки подо льдом»
Мне понравился этот рассказ, из которого я узнала о еще одной занимательной тайне природы. оказывается, существуют птицы, которые живут подо льдом, и любят петь даже в зимние морозы.

Пословицы к рассказу «Песенки подо льдом»
У природы нет плохой погоды.
На вкус и цвет товарищей нет.
Что одному хорошо, второму смерть.
Не всяк весел, кто поет.
Всякая птица своим голосом поет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Песенки подо льдом»
Это случилось зимой. У автора запели лыжи, когда он бегал по озеру. Лыжи пели хорошо, как птицы, и автор понял, что то поют не они, ведь лыжи были деревянными и не умели петь.
Автор решил разгадать эту загадку, остановился и лег на лед, свесив голову в черный провал.
За зиму озеро усохло и лед навис над водой, где-то обвалившись. Именно оттуда и звенела песня.
Автор стукнул лыжей о лед и пение прекратилось. Он подождал немного и пение зазвучало с новой силой.
Тогда автор громко постучал о лед и из провала вылетела птица. Она села на край полыньи и трижды поклонилась автору. Автор узнал эту птицу — водяной воробей или оляпка. Но птица не отвечала ему, она умела только кланяться и кивать.
Потом оляпка вновь скрылась подо льдом и вновь зазвучала ее песня.
Подо льдом оляпке были нестрашны морозы, хищники и ветра. Там царил таинственный полумрак. И звуки звенели, отражаясь ото льда. Так чего бы оляпке не петь, а нам его не слушать?

Источник

Adblock
detector