Почему художники рисовали зиму

Зимний пейзаж, – картины: чем они привлекательны

Зимний пейзаж – один из самых загадочных жанров (или, если хотите, поджанров) пейзажной живописи. Картины «зимний пейзаж» обладают таким ореолом неслучайно. В человеческой психологии так сложилось, что «естественным» состоянием природы считается лето, а также осень и весна; эти времена года соответствуют состоянию бодрствования, а это, в свою очередь, связано с такими понятиями, как «реализм», «здравый смысл», «жизнь».

Зима же в самом общем случае воспринимается как состояние глобального сна, стагнации и даже смерти. А эти состояния всегда привлекали человека, одновременно пугая и завораживая. Зима, если можно так выразиться, является «иррациональным» состоянием природы, и созерцание зимнего пейзажа в какой-то мере аналогично мистическому «взгляду за горизонт». Что такое смерть? Что происходит во время сна? Означает ли умирание окончанием бытия? На размышления в таком духе наталкивает созерцание зимней природы.

Цикличность времён года и её соответствие жизненным состояниям человека привлекали внимание человека с глубокой древности. Естественно, что летнее процветание и изобилие воспринималось человечеством как должное, а наступление зимы сообщало озабоченность и тревогу: это время года сопряжено с особыми трудностями, и следствием зимних холодов часто были болезни и смерть членов общины. Зима наказывала всех, кто не успел к ней подготовиться – сделать запасы пищи, утеплить жилище.

Читайте также:  Снег сорвался с крыши

Между тем у народов, изначально проживавших в условиях частых или постоянных холодов, зима вызывала иной спектр чувств. У коренных жителей Сибири сложилось особое, поэтическое восприятие зимнего состояния природы. К «трудностям» зимы эти люди давно привыкли и научились их преодолевать. Русские – это тоже «великий северный народ», и зима в сознании россиян чаще ласковая, привлекательная и даже пленительная, чем мрачная и грозная.

«Сорока» Клода Моне

Эта картина Клода Моне, основоположника импрессионизма, называется «Сорока». Интересно взглянуть на эту картину. На ней изображён классический заснеженный зимний пейзаж, и единственным одушевлённым предметом в этой композиции выступает сорока, севшая на калитку. В этой картине Моне как бы полемизирует с творчеством Гюстава Курбе, который стал известен своим восторженным зимним пейзажем, дополненным сценой охоты. В противовес картине Курбе, зимний пейзаж Моне – печальный, зыбкий, неброский. Сорока, севшая на калитку, сравнивается критиками с хрупкой нотой, случайно обронённой кем-то на нотный стан.

Любопытно, что эта ничем не примечательная, казалось бы, картина Моне привлекла огромное внимание публики, вполне оправдав замысел художника – передать зрителю чувства и эмоции, порождённые зыбкими, мимолётными состояниями окружающей природы. Материальный мир на «снежном» полотне Моне предстал каким-то непостоянным, воздушным, полупрозрачным. Несмотря на заснеженное пространство, небо ясное и светлое, вовсю светит солнце, ярко освещая землю.

В соответствии с замыслом выбрано и цветовое решение картины. Основное пространство представлено лёгкими переходами от белого к голубому (в затенённых местах) и бледно-серому в небе. Ограда и стволы деревьев окрашены в чёрный цвет, также как и сорока, и как бы контрастирует с общим впечатлением светло-коричневая полоса деревянной стены дома на заднем плане. На обширном открытом пространстве, освещённом солнцем, сорока почти не выделяется, однако почему-то Моне обозначил её главным героем и, фактически, целью написания всей картины.

Внимание публики к этой картине объяснялось прежде всего её смелостью и новизной. Зрителей больше не удовлетворяли эпигонские работы столпов «классической» живописи, которые в новых условиях казались им бездушными и мёртвыми. Клод Моне в своей картине погружает зрителя в мир своих чувств и переживаний. Акцент в творчестве Моне и его последователей смещается с того, что изображено, на то, как это изображено.

Также в этой картине можно видеть своеобразный манифест импрессионистов и вообще всех художников, кто не желал творить в соответствии с академической традицией. Раз уж зимний пейзаж – это изображение иррационального, отражение внутреннего мира художника, значит, здесь импрессионизм утверждает своё право углубляться в эту область бытия, изучать её и являть миру, а также право художника вырабатывать свою эстетику, не ориентируясь на какие-либо «эталоны».

Почему зимний пейзаж не присутствует в творчестве ван Гога?

Казалось бы, в творчестве любого пейзажиста должны обязательно присутствовать хотя бы небольшие картинки зимнего пейзажа, в этом смысл творчества пейзажиста – отразить по возможности полный спектр состояний природы. Ван Гог был по большей части пейзажистом, однако зимних пейзажей в его наследии вообще нет.

Как можно заметить, изображение зимней природы – достаточно редкое явление в эпоху постимпрессионизма. Художники этого направления пытались всеми способами удалиться от мертвящей рутины повседневности, а ведь по преимуществу повседневность господствует на «зимних» картинах. Если импрессионистам было всё равно, что изображать, – в любом проявлении действительности они находили поэзию и необычность, то представители постимпрессионизма не были свободны от внешней формы изображаемого. Кроме того, художники постимпрессионизма обращались к искусству народов Африки, Океании и Азии, которые по большей части вообще не знают традиционной европейской зимы.

Ван Гога повседневная рутинная жизнь вообще повергала в отчаяние. И большинство его произведений «тёплые», то есть выполнены в ярких, необычных тонах. А в такой эстетике места для зимнего пейзажа практически не остаётся. Самые «холодные» картины ван Гога изображают лишь ночные пейзажи, преисполненные ярких, необычайно крупных звёзд на чистом и ясном небе. Кроме того, ван Гог также был пленён искусством экзотической Японии, а это искусство тоже не знает зимы.

Видео: Зимний Пейзаж

)

Источник

Почему глухонемой живописец позднего Cредневековья писал только зимние пейзажи: Хендрик Аверкамп

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Перелистывая страницы биографии

Аверкамп Хендрик (Avercamp Hendrick) по прозвищу «Немой из Кампена»,(1585–1634), голландский живописец эпохи барокко. Хендрик Аверкамп родился в Амстердаме, а уже через год его семья переехала в Кампен, где отец Хенрика получил должность городского аптекаря. Будущий художник родился глухонемым за что впоследствии и получил своё прозвище «Немой из Кампена». Мама, дочь известного по тем временам ученого, научила сына писать и рисовать, благодаря чему тот смог в дальнейшем выражать свои детские чувства в рисунках. И это у мальчугана получалось весьма талантливо. Поэтому родители решили двенадцатилетнего сына отдать в ученики к учителю рисования. Однако его учеба продолжалось недолго, мастер вскоре умер от чумы.

В возрасте восемнадцати лет Аверкамп уехал в Амстердам, где стал постигать азы живописи у датского художника-портретиста Питера Изаксца. С портретами у юного художника не заладилось, зато его полностью поглотила жанрово-пейзажная тематика, которой он целиком посвятит все свое творчество в дальнейшем. Невозможность ощущать этот мир с помощью слуха необыкновенно обострило его чувство цвета и формы, способность замечать мельчайшие детали в многофигурных композициях.

Постигнув премудрости живописи 29-летний молодой художник вернулся в свой маленький провинциальный городок Кампен, где и оставался жить и работать вплоть до своей смерти в 1634 году. В последние годы жизни глухонемой художник обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов.

Аверкамп Хендрик — первый реалист голландской школы живописи

Как отмечают специалисты, в его ранних работах очень заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо. Более поздний период был отмечен наследованием манеры и стиля Питера Брейгеля Старшего. Но при этом художник смог создать свой авторский почерк, который и лег в основу становления реалистического направления в голландском искусстве. К слову сказать, до начала 17 века доминирующей на то время фламандской школе живописи, реализм был совершенно несвойственен. И именно Хендрик был одним из первых, кто приблизил к реализму пейзажную живопись этой школы.

Зимние пейзажи — единственная тематика творчества живописца

Хендрик Аверкамп стал известным благодаря своей любви к изображению зимних пейзажей, бытовых сценок в занесенных снегом прибрежных деревушках, развлечений горожан на скованных льдом реках. Именно эти деревенские зимние пейзажи сделали художника широко известным во всей Голландии, они пользовались большой популярностью и в бюргерской среде и среди простых горожан. Его творчество было востребовано еще при его жизни и приносило солидный доход.

Почему именно зимний пейзаж так привлекал голландца на протяжении всей его жизни?
Пристрастие художника можно объяснить его детскими и юношескими увлечениями, когда он вместе с родителями холодными зимами катался на коньках по замерзшему водоему. И к этому нужно добавить, что последняя четверть 16-го столетия, во время которого родился и провел детство голландский живописец, была одним из самых холодных климатических периодов в истории не только Нидерландов, но и Западной Европы. Оно в исторических источниках даже было названо «малым ледниковым периодом».

Именно тогда все реки и озера надолго и глубоко замерзали, к тому же зимы были чрезвычайно снежные. Но люди продолжали жить, трудиться и, разумеется, развлекаться, добавив в свой быт катание на коньках и санях, игру, похожую на современный хоккей и множество других развлечений, которые можно увидеть, внимательно всмотревшись в картинную плоскость любого из полотен художника. Художник не просто населял свои пейзажи множеством персонажей, он закладывал определенный сюжет в каждую свою работу. Что любопытно, живописец в своих картинах искусно прятал несколько забавных историй и анекдотов.

Живописное мастерство голландского мастера

Свою живопись художник творил на небольших по размеру дощечках, используя масляную краску. Для справки хотелось бы сказать, что холст, как основу живописи, в странах Западной Европы начали использовать с начала 16 века. Флорентийские и венецианские живописцы первыми оценили преимущества этого материала. Гораздо позже холстом стали пользоваться художники северных школ.

Тем не менее, в своих картинах на дереве Хендрик сумел достичь высокого мастерства, изображая голубовато-серебристую поверхность покрытых льдом каналов и рек, небесную зимнюю дымку. Аверкамп тонко смог передать глубину пространства, используя атмосферную перспективу в виде легкой туманности, создаваемой влажным морозным воздухом. Именно он первым среди голландских художников в своем творчестве применил законы атмосферной перспективы, которая позволила максимально увеличить пространственную панораму небольших по размеру картин художника. И это благодаря изменению цвета предметов и образов в зависимости от близости к линии горизонта. Одним словом, художник писал так как видит глаз человека, то есть максимально реалистично.

Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее обычно почти половину всей картины. И, как правило, всегда на заднем плане замерзшие в воде лодки, большие и малые суда с покренившимися мачтами.

В картине «Катание на коньках» художник знакомит зрителя с одной из примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы становятся для жителей прибрежных селений местом излюбленных зимних развлечений. Здесь можно увидеть катающихся на коньках и санях, гоняющих клюшкой мяч, перевозящих грузы, удящих в проруби рыбу. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа, простые люди в скромных одеждах, кажется, все местные жители вышли на ледяную гладь канала. Особое место на картинах занимают различные строения, башни, крепости, а на некоторых ветряные мельницы.

Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей – такой предстает перед нами Голландия на картинах художника. К счастью, немало работ художника сохранилось до наших дней, но почти все они повторяют один и тот же сюжет.

Конечно, в некоторых работах мастера чувствуется подражание известнейшему художнику фламандской живописи — Питеру Брейгелю Старшему, но индивидуальность таланта Аверкампа неоспорима, в чем можете убедиться более подробно, в деталях рассмотреть некоторые из произведений художника.

Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду и ловушкой для птиц. 1609 год.

Это одна из знаменитых сюжетных работ голландского мастера, которую искусствоведы считают прямим цитированием Питера Брейгеля. К слову у прославленного мастера есть полотно с аналогичным названием: «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», написанным в 1565 году.

Хендрик, как и его знаменитый предшественник, намеренно разместил линию горизонта довольно высоко, что дало возможность максимально детального изобразить происходящее на замерзшем канале. Сюжетно-пейзажная композиция полна людей, они катаются на коньках, санках, даже на лодках по льду, несут солому и вёдра, играют в нечто вроде хоккея. Судя по одеянию, на каток вышли жители всех сословий и всех возрастов.

В левой части картины живописец изобразил большое строение с гербом Антверпена на фасаде, судя по всему это — пивоварня и постоялый двор. Перед домом во льду вырублена прорубь, из которой при помощи специального приспособления достают ведра с водой для варения пива.

Левее видим строение, по двору которого разгуливает живность, и бегают ребятишки. Дом принадлежит вероятнее всего достаточно зажиточным крестьянам. А вот ловушку для птиц, о которой идет речь в названии картины, сооруженную из двери подпертой палкой, можно увидеть в левом нижнем углу картины.

А на ледяной «дороге», в которую превратилась река, жизнь кипит и идет своим чередом. Вот на переднем плане подошел мастеровой люд, присматривают, как лучше перебраться по льду. Возле дерева оживленно беседует парочка, вокруг которой кружится веселый пес. Рядом двое мужчин около лодки, они надевают коньки, и сейчас пополнят ряды беззаботных отдыхающих.

Вдали на среднем и дальнем плане художник рисует простых жителей города, они катаются на коньках, играют в игры с клюшками, скользят и падают, общаются и знакомятся. Каждая фигурка создает свой сюжет, который можно мысленно «дорисовывать».

Катание на коньках, 1610-1615

Замерзшую реку у стен Кампена заполнили многочисленные конькобежцы, любители подледного лова, крестьяне с санями. Фигуры объединены повседневными заботами: кавалер поправляет даме конек, рядом застыл любопытный мальчишка, чуть поодаль играют на льду в мяч, везут на санках старушку, прогуливают собаку. Здесь же и страж порядка с ружьем.

Ледяной город, 1600-1610 годы

На фоне морозного неба и заснеженных просторов очень четко и ярко прорисованы деревья и дома, вдали видны контуры башен и стен города, деревянных построек, каменного моста, ветряно мельницы, вмерзших в лед до весны лодок.

Согласитесь, филигранные работы голландского мастера можно рассматривать часами, находя в них каждый раз новые детали, подробности и, разумеется, новых персонажей.

Вот такими добрыми, полными умиротворения и жизни предстают перед нами работы известного «немого из Кампена» — Хендрика Аверкампа — признанного мастера реалистичного городского пейзажа. Его картинами очаровываешься, несмотря на неяркость цветовой гаммы и повторяемость сюжета. Но они по-детски жизнелюбивы и жизнерадостны.

Порой случается так, что художники берут в руки не только кисть и краски, но и совершенно не подходящие для работы инструменты. Зачем импрессионист Игорь Грабарь копал траншею в лесу, становится понятно, когда узнаешь секрет картины «Февральская лазурь» .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью