Почему медведь зимой спит авторы

Методика анализа на примере песни Л. Книппера « Почему медведь зимой спит»

Методика анализа на примере песни Л. Книппера « Почему медведь зимой спит»

План анализа составлен на основе публикации Чарненко Е.А.

https://mega-talant.com/biblioteka/analiz-pesni-pochemu-medved-zimoy-spit-94680.html , Этот план можно использовать и в других случаях, Для уроков в общеобразовательной школе (1,2, класс ) учитель выбирает доступный детям список средств музыкальной выразительности.

Песня «Почему медведь зимой спит» — это смешная и поучительная музыкальная история о задумчивом медведе, испуганной лисе и мудром дятле. Фольклорным истоком являются любимые с детства сказки о животных . Есть в сюжете и стилистика басни – в конце из уст Дятла звучит «Мораль».Огромным успехом пользуется у детей просмотр прекрасного мультфильма «Раз морозною зимой».

«Почему медведь зимой спит» — шуточная детская песня. Она исполняется как небольшой спектакль, характер интонации меняется вслед за событиями. М.И.Глинка называл «злобами»особые выразительно – изобразительные моменты (наступил, зашумел, вмиг залез). Маленькие дети очень любят участвовать в драматизациях этой песни, где кроме Медведя, Лисы, Дятла можно всех остальных учеников класса задействовать в роли Леса.

В песне есть коротенькое вступление – звуки тоники с форшлагом.

В песне два куплета

В куплете 16 тактов

В куплете нет припева

В куплете две части. Самостоятельной частью можно считать раздел со слов «Шел он шел к своей берлоге», так как ему предшествует завершение предыдущей части на тонике(совершенная каденция),одновременно происходит изменение более двух средств музыкальной выразительности: 1. Тональность – параллельный си минор. 2. Мелодическое изменение: появляются решительные восходящие квартовые ходы вместо повествовательно распевного начального мотива.

4.Фактура (во втором классе обратить внимание на басовый голос в аккомпанементе)

В фактуре песни один голос — мелодия, бас, гармонические голоса.

В аккомпанементе песни звучит мелодия, она помогает начинающим вокалистам правильно исполнять мелодию, ее нужно слышать!

В первой части песни пианист играет штрихом, нон легато, так тяжело ступает мишка..

В начале второй части пианист играет штрихом, стаккато, затем легато. Штрих стаккато помогает ощущению тревоги.

Диапазон мелодии октава (ре – ре1)

В мелодии песни 8 фраз

Самый широкий интервал в мелодии чистая октава.

Принцип развития мелодии секвенция, повторение. Обратите внимание, насколько во втором куплете эпизод с Дятлом идеально ложится на стучащие интонации.

Песня написана в тональности ре мажор. Эта тональность много веков назад уже воспринималась, как тональность солнца, шутки(Инвенции Баха, Сонаты Гайдна). Можно провести на уроке эксперимент — зажмурившись, определить время суток в песне. Большинство скажет, что это солнечный морозный денек! Смена тональности во второй части на параллельный минор связана с неприятным инцидентом и его последствиями.

Песня начинается с тонического органного пункта.

Гармонический оборот первой фразы T53-D64-T53 .

Каденция первого предложения совершенная, это тоника в положении примы.

Вторая часть начинается с трезвучия VI ступени.

Заключительная каденция песни, совершенная.

9.Метр, размер и темп

Музыкальный метр песни двухдольный.

Размер песни 2\4

Темп песни оживленный (аллегро). Авторская ремарка: «Весело, живо». Но в пределах основного пульса правильнее делать некоторые отклонения – начало исполняется чуть медленнее, в «развалочку».Легкое ускорение необходимо в кульминации – «И медведь с испугу вмиг на сосну большую влез». Важнейшую роль при исполнении песни играет фермата («И шагая через мост…)

Вступление песни звучит громко.

Вокальная партия начинается тихо

Кульминация первого куплета находится во втором предложении.

Кульминация песни во втором куплете – «На сосну большую влез».

Информация для учителя

Эта песня написана человеком потрясающей судьбы (читайте в Интернете) в 1942 году через несколько месяцев после подготовки важнейшего специального задания разведки.

Источник

Почему медведь зимой спит

музыка Льва Книппера, слова Александра Коваленкова

Текст песни:

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Об авторах

Лев Константинович Книппер — композитор, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР. Племянник актрисы Ольги Книппер-Чеховой (жены писателя Антона Павловича Чехова) и тенора Владимира Нардова, родной брат актрисы Ольги Чеховой.

Родился 21 ноября 1898 года в Тбилиси. Вначале (1905-1912 гг.) Лев Константинович Книппер учился в музыкальной школе Гнесиных по классу скрипки, а позже (1912-1914 гг.) – в Берлине и в Фрейбурге. В период 1914-1917 гг. продолжал обучаться частным образом: брал уроки у Е. Ф. Гнесиной (фортепьяно), Д. Л. Рогаль-Левицкого, Р. М. Глиэра и Н. С. Жиляева (композиция).

В Гражданскую войну воевал в Белой армии и эвакуировался в 1920 году из Крыма с остатками армии барона Врангеля. С 1922 года — в Москве. Ученик Е.Ф. Гнесиной, P.M. Глиэра, Н.С. Жиляева. С 1923 года — член Ассоциации современной музыки. Вел творческую и пропагандистскую работу в РККА. Лев Книппер серьёзно увлекался альпинизмом. Первый раз в горы он попал в 1929 году. В 1930 году совершает восхождение на Восточную вершину Эльбруса.

С 1932 года — инструктор по массовой работе Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, с 1936 года — руководитель музыкальной части Театра народов Востока. Ему принадлежит песня «Полюшко-поле», которую выдающийся американский дирижер Л. Стоковский назвал «лучшей песней XX века». Творчество его так или иначе связано с Сибирью и Дальним Востоком. С 1933 года выступал и как дирижёр.

Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. Сочинения: оперы «Северный ветер», «На Байкале», «Маленький принц» (опера-поэма, по сказкe А. де Сент-Экзюпери), балет «Красавица Ангара», 21 симфония (4-я — «Поэма о бойце-комсомольце»), музыка к кинофильмам и театральным спектаклям (среди прочих — таировская «Оптимистическая трагедия» в Камерном театре).

Он также изучал народную музыку в среднеазиатских республиках: Туркмении, Киргизии и Таджикистане, — записал таджикские (около 150), киргизские, туркменские, курдские, ассирийские народные песни и наигрыши, около 80 бурятских напевов.

Александр Александрович Коваленков — русский советский поэт-песенник и прозаик, теоретик русского стихосложения. Родился 5 марта 1911 года в Новгороде. Выпускник Московского института кинематографии (1932). Участник Первого Всесоюзного съезда советских писателей (1934).

Участник Великой Отечественной войны. Служил в газете Карельского фронта «В бой за Родину», издававшейся в Беломорске, многократно бывал на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Был репрессирован, отбывал срок в лагерях. Реабилитирован.

Позднее преподавал стихосложение в Литературном институте им. А. М. Горького и других институтах. Автор сборников стихов и прозаических произведений, основная тема которых — Заполярье, ему посвящены фронтовые и многие послевоенные сборники. Поэт-песенник. Автор работ по теории поэзии.

(C) Copyright 2015-2021 Жидова Е.А. — Разработка сайта RPK group

Источник

Почему медведь зимой спит 1

Придуманный поэтом Александром Александровичем Коваленковым, забавный текст песни «Почему медведь зимой спит» способен помочь родителям с ответом на один из распространённых детских вопросов.

Слова песни «Почему медведь зимой спит»

Раз морозною зимой,
Вдоль опушки лесной,
Шёл медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.

Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик,
Зашумел тёмный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.

На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Песня «Почему медведь зимой спит» видео

Интересный факт: В 1949 году одним из советских музыкальных издательств была выпущена книжка-песенка «Почему медведь зимой спит», на страницах которой были напечатаны и песенный текст Александра Коваленкова, и ноты мелодии Льва Книппера. И последний куплет песни там имел несколько иное содержание:

Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной,
И всю зиму без забот
Лапу день и ночь сосёт.

Источник

Методика разучивания песни «Почему медведь зимой спит» с детьми старшей группы

Татьяна панкова
Методика разучивания песни «Почему медведь зимой спит» с детьми старшей группы

Методика разучивания песни «Почему медведь зимой спит». Муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленко с детьми старшей группы детского сада.

Цель: формировать основы музыкальной культуры дошкольников, воспитывать интерес и любовь к музыке и музыкальной деятельности. Разучить с детьми песню Л. Книппера и А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит»

Задачи.

Развивающие: развивать музыкальный слух, память, мышление,музыкально-творческие способности, воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к животным. Воспитывать эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

Обучающие: совершенствовать вокально — хоровые навыки и слух в процессе певческой деятельности — петь выразительно, с логическим ударением во фразе, эмоциональной окраской; познакомить детей с разучиванием песни используя мнемотехнику.

Дидактический материал и оборудование: Мультимедийная установка – проектор, экран, компьютер, сюжетная картинка. Мнемотаблица.

Ход НОД

1 Вступительная беседа

Воспитатель обращает внимание детей на контуры следов на снегу.

Воспитатель: — Ребята, какое время года наступило? (зима)

-Гуляя по лесу чьи следы мы можем увидеть? (белки, волка, птичек)

— Посмотрите на экран. — Чьи это следы?

Дети: — Медведя. Медвежьи следы.

Воспитатель: Давным — давно медведи зимой не спали. А бродили по лесу. Сегодня мы с вами выучим новую песню о медведе, из которой вы узнаете, почему сейчас медведь зимой спит.

— Песня называется «Почему медведь зимой спит». (Музыка Льва Книппера, слова Александра Коваленкова). Послушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить.

2. Прослушивание песни

(Дети слушают аудиозапись)

3. Беседа по прослушанной песне.

Воспитатель: Понравилась вам песня?

Воспитатель: — Какое событие произошло с медведем?

Ответы детей по содержанию песни.

Воспитатель: Чем закончилась эта история? Ответы детей.

-Какая песня по характеру?

4. Разучивание песни.

Воспитатель: — А теперь с помощью мнемотаблицы мы начнем разучивать первый куплет песни (указываю на первую картинку и пропеваю слова):

На интерактивной доске на каждую фразу песни появляется цветная картинка по тексту.

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

— Споем эту фразу вместе. (Дети поют под музыку).

— А сейчас споем плавно, губки уточкой и чуть улыбаясь (повторяют).

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой (показывает указкой на иллюстрацию).

Воспитатель поет с детьми.

-Попробуем четко произносить слова (повторяют)

— А теперь соединим эти фразы (поет)

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге (показывает указкой на иллюстрацию).

-Проселочная дорога – это грунтовая, не асфальтированная дорога.

— Споем эту фразу с мелодией. (Дети поют под музыку).

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост. Воспитатель играет и поет. Обращает внимание на паузу после слова «мост». Дети повторяют.

— А теперь соединим эти фразы:

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

— Споем весь куплет. Дети поют.

5. Работа над образом песни.

Воспитатель: Запомнили слова песни (да) Давайте поимпровизируем.

— А сейчас 1-ю фразу споют девочки, 2-ю мальчики. (Дети поют под музыку).

-Давайте мы проинсцинируем песню. Кто хочет изобразить медведя? А кто лисичку? А остальные будем петь. (инсцинируем)

6. Итоговое (концертное) исполнение песни.

Дети поют только первый куплет.

Воспитатель: — С какой песней мы сегодня познакомились?

— Сегодня мы разучили только первый куплет песни. На следующих наших встречах мы доучим песню «Почему медведь зимой спит».

Я хочу поблагодарить вас за дружное пение и активное участие! Спасибо!

ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ

Музыка Льва Книппера

Слова Александра Коваленкова

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —

Зашумел темный лес.

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит?» с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад «Лесная сказка» Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения.

Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы «Почему медведи белые?» Всем детям с самого раннего детства хорошо знаком мишка, герой многих сказок и стишков -Мишка Косолапый, Михайло Потапыч, и даже один.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Почему Алтай называют золотым?» Цель. Познакомить с природой Алтайского края: пояснить детям, почему край называют золотым; обогатить словарный запас детей; воспитывать.

Конспект прогулки «Где спит зимой медведь?» в младшей группе Тема прогулки: «Где спит зимой медведь?» Цель: учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих.

Конспект занятия по аппликации с детьми старшей группы «Белый медведь» Цели: Познакомить детей с белым медведем, его средой обитания, питанием и т. д. ; Развивать образное и эстетическое восприятие; Развитию.

Видео и методическая разработка разучивания песни «Золотые капельки» Методическая разработка разучивания песни «Золотые капельки». Видеоклип Песня «Золотые капельки» Методическая разработка Алгоритм разучивания.

Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни. (для детей 3-4 лет) Песня «Зима» муз Г. Карасевой,.

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : » Цыплята» .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Методический прием в процессе разучивания песни «Есть у солнышка друзья» к международному Дню дружбы Методический прием в процессе разучивания песни: «Есть у солнышка друзья» слова Е. Каргановой, музыка Е. Теличеевой, к международному Дню.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Источник

Читайте также:  Сварочные инверторы для работы зимой
Оцените статью