Почему заяц меняет окраску
Наиболее распространены в России, а также широко известны обычному человеку два вида зайца: заяц-беляк и заяц-русак. Между ними есть множество отличий: во внешнем виде, обитании, размножении, питании и окраске. Однако оба эти вида меняют свою окраску в зависимости от времени года.
Из-за того что за зайцем постоянно охотятся хищные животные, ему приходится находить способы выживать. Одним из таких способов является смена окраски шерсти летом и зимой. Благодаря этому они маскируются под окружающую природу, прячась таким образом от своих врагов, куда, кстати, относится и человек.
Понимание того, что необходимы сезонные изменения окраски, к зайцу приходит «через глаза». Именно световые ощущения помогают животному вовремя подготовится к приближающемуся времени года. Уменьшение светового периода дня означает приближение зимы, и, наоборот, увеличение продолжительности светлого времени суток предполагает скорое лето.
Свои названия эти зайцы получили благодаря окраске. Заяц-беляк известен своей расцветке в зимний период года. В это время его шерсть белоснежная, как снежный покров, и увидеть его можно только за счет темных кончиков ушей, окраска которых не меняется. Летом же он очень напоминает своего сородича, имея темно-бурую с рыжиной окраску. Цвет шерсти зайца-русака меняется от буро-серой летом до светло-серой зимой, то есть особой маскировочной шубкой он не обзаводится.
Однако сезонные линьки этого животного полностью зависит от его местообитания. К примеру, заяц, обитающий в Южной Америке зачастую не меняет окраску, так как в этом нет необходимости, а полярный заяц круглый год носит белую шубку.
Источник
Образовательная деятельность «Зачем зайчик меняет шубку»
Руслана Громова
Образовательная деятельность «Зачем зайчик меняет шубку»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 р. п. Семибратово»
ММО воспитателей средних групп
«Развитие познавательных интересов
детей среднего дошкольного возраста через
опытно-исследовательскую деятельность»
Образовательная деятельность
«Зачем зайчик меняет шубку»
Подготовила Громова Р. А. – воспитатель
Декабрь 2017 года
Цель: Формирование представлений о подготовке зайца к зиме.
1. Закреплять представления детей о подготовке зайца к зиме;
2. Развивать умение выстраивать причинно-следственные связи в ходе опытно-эксперементальной деятельности;
3. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
4. воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;
5. закреплять знания детей о диких животных (о зайце);
6. развивать воображение, внимание, мышление, наблюдательность;
7.Обогащать словарный запас: линька, маскировка.
Мольберты, картины с изображением зимней и осенней полянок, маленькие зайчики белого и серого цвета, кочки, полоска-мостик, полоски-сугробы, серый и белый зайчики, елки, вата для снега, столы, пластиковые стаканы со льдом, белые пушистые варежки, серые тонкие варежки, большой белый зайчик, клочки меха, кусочки коры,
Ход игры:
— Ребятки, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
— Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, но сначала,отгадайте загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома-
Значит, к нам пришла … (зима)
— Правильно – это зима. А вы хотите отправиться в зимний лес на прогулку. Тогда аккуратно идем по дорожке друг за другом. Дорога не простая, я пойду первая, а вы повторяйте за мной.
Сначала прыгаем по кочкам.
По бревнышку через ручей.
Пробираемся через сугробы. Молодцы.
Вот мы и пришли. Посмотрите как вокруг красиво. А давайте вспомним, как правильно вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, громко кричать, а то мы напугаем животных, бросать мусор и ломать ветки)
— Ой, смотрите, какая красивая полянка!
— А кто тут спрятался? (зайцы) Правильно.
— Какие зайчики? (серенький и беленький)
— Посмотрим, внимательно, какого зайчика легче заметить на снегу? (серого) А почему?
— А какого труднее заметить на снегу? (белого) А почему?
— А серому зайчику, когда легче спрятаться? (осенью, летом)
— Ребятки, кто мне расскажет, для чего же зайчику разный цвет шубки? (зимой – белый, летом – серый, чтобы быть незаметным, для маскировки)
— Ребята, а зайчики хотят с нами поиграть в прятки. Хотят, чтобы мы их спрятали.
— Возьмите по одному зайчику из коробочки.
— Зайки, какие? (разные)
— Посмотрите у меня две картинки. Какое время года на них изображено? (осень, зима).
— Ребятки прикрепите зайчиков на картинку так, чтобы их не было видно.
— Ребята, давайте посмотрим, всех ли зайчиков мы спрятали.
-Ребята, мы с вами вспомнили, что зайчик меняет зимой шубку серую на белую, чтобы быть незаметным, спрятаться. А для чего еще меняет зайчик летнюю шубку на зимнюю. (ответы детей) А давайте мы с вами поиграем в игру.
— Для каждого ребенка: пластиковые стаканы со льдом, варежка пушистая, плотная, теплая белого цвета, варежка тонкая с редким ворсом, серого цвета
— Ребята, встаньте вокруг стола, перед вами две варежки, возьмите их в руки, погладьте, потрогайте. Возьмите в руки белую варежку. Какая она? (Д. Она гладкая или пушистая, по толщине — толстая, по теплоте — теплая)
— Возьмите серую варежку. А что вы можете сказать про серую варежку? (Д. Серая варежка тонкая, не пушистая)
— Давайте представим, что варежки – это шубки для зайчонка.
— Наденьте варежки на руки, пусть одна рука у вас будет в летней, а другая — в зимней шубке. Покажите руку в зимней шубке. Почему вы выбрали белую варежку? (Белая варежка теплая, пушистая, толстая, а серая тонкая.
— Мех у зимней шубки животных плотный, пушистый, густой, теплый
— Ребята, а посмотрите, что это (стаканы со льдом). Дети, не снимая варежки, приложите руки к стакану со льдом и подержите.
— Ребята, рука в какой шубке чувствует холод? (в тонкой, летней)
— А в какой шубке не чувствует холод?
— Ребята, как вы думаете, подойдет такая шубка для зимы? (Нет, в ней станет холодно, она тонкая)
— А какую шубку выберем для зимы? (Пушистую, теплую, с густым мехом)
— Почему? (В зимней шубке тепло.)
— Ребята, как еще меняется шубка зайчика с приходом зимы, какой она становится? (теплой, толстой, пушистой)
— Правильно. Густой, пушистый, плотный мех зимней шубки защищает от зимних морозов. Именно в такой теплой шубке животным не страшны никакие холода.
— Ребята, снимайте варежки, давайте немного отдохнем.
(песня зайчика)
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
— Ребятки, А как вы думаете, где серым зайчатам взять зимнюю теплую шубку? Летом зайчик был серый, зимой стал белым, где он взял шубку?
— Ребятки шубка у животных вырастает сама, у них под старым мехом вырастает новый более мягкий пушистый и тёплый мех – это называется линькой. А чтобы избавиться от старого меха, животные часто трутся о кору дерева и на коре остаются ворсинки и клочки старого меха.
Опыт «Как зайчик меняет шубку»
— Ой, посмотрите, кто к нам пришел? (зайчик)
— Он какой-то необычный, что с ним не так? (Он, наверное, меняет летнюю шубку на зимнюю.)
— Хотите ему помочь? Смотрите, что у меня есть. (кора дерева)
— Возьмите в руки кору дерева и потрогайте ее, проведите по ладошке, потрогайте пальчиками. Какая она? (неровная).
— Кора с обеих сторон одинаковая?
— А теперь, давайте подойдем к зайчику и почешем его корой.
— Посмотрите на кору, что вы видите? А что происходит с зайчиком?
— На коре остаются старые ворсинки меха.
— А зайчик, каким становится? (белым)
— Кто вспомнит как назвать этот процесс 1 словом?
— Помогли мы зайчику?
— Ребятки зайчик говорит нам спасибо, и за то что вы ему помогли, хочет вас отблагодарить.
— Ребятки, настала пора прощаться с зайчиками и возвращаться в детский сад. Идем по дорожке аккуратно друг за другом.
Пробираемся через сугробы. Молодцы.
По бревнышку через ручей.
Прыгаем по кочкам. Молодцы.
Вот мы и пришли.
Закрепление полученных знаний.
— Где мы с вами были?
— Кого мы встретили в лесу?
— А что нового узнали?
— Для чего заяц меняет цвет шерсти?
— Как готовятся зайцы к зиме, чтоб им не было холодно?
Молодцы, все запомнили.
Давайте попрощаемся с гостями.
«Зайчик». Образовательная деятельность для детей раннего возраста ЦИПР «Зайчик» Образовательная деятельность для детей раннего возраста. Цель: — Содействовать формированию эмоционального общения ребенка.
Исследовательская деятельность «Зачем нужна чистая вода» Цель: Развивать познавательную активность в ходе исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде. Задачи: 1. Научить детей.
Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в средней группе «Как заяц шубку менял» Тематическая неделя: «Дикие животные нашего леса» Тема совместной деятельности педагога и детей: «Как заяц шубку менял» Направление: художественно.
Конспект НОД по аппликации из ваты «Как зайка шубку менял» Цель: Учить выполнять аппликацию из ваты на листе Задачи: Закрепить знания детей о том как зимуют дикие животные волк, белка, заяц, особенности.
Мастер-класс «Оденем белочку в теплую шубку» Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети дошкольного возраста — это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством.
Непосредственная образовательная деятельность «Семь Я» Конспект непосредственной образовательной деятельности Старшей группы Тема: «Семь Я» Образовательная область: коммуникация. Подготовка.
Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет» Цель: рассмотреть на опыте изменение окраски воды. Задачи: — Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении.
Сценарий новогоднего вечера по мотивам кинофильма «Президент меняет профессию» Сценарий новогоднего вечера по мотивам кинофильма: «Президент меняет профессию» Действующие лица: Ведущий: Ведущая: Президент школы.
Современная образовательная деятельность по ФГОС Тема: «Современная ООД по ФГОС» Перед тем, как начать свой доклад, я хотела бы уточнить следующее — слово «занятие» как таковое теперь.
Образовательная деятельность «Зима в природе» Цели: • обобщение и систематизация знаний детей о природе; • формирование первоначальных понятий, позволяющих дошкольникам шире ориентироваться.
Источник
Беседа «Зачем зайчик меняет шубку»
Бажанова Марина Николаевна
Беседа «Зачем зайчик меняет шубку»
Конспект ООД по окружающему миру
Беседа: «Зачем зайчик меняет шубку»
Цель: Формирование представлений о подготовке зайца к зиме.
1. Закреплять представления детей о подготовке зайца к зиме;
2. Развивать умение выстраивать причинно-следственные связи в ходе опытно-эксперементальной деятельности;
3. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
4. воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;
5. закреплять знания детей о диких животных (о зайце);
6. развивать воображение, внимание, мышление, наблюдательность;
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел заяц из леса. (Показываю на экране телевизора картинку с изображением зайца в серой шубке).
У него произошла беда с шубкой. Послушайте его историю.
(читаю детям русскую народную сказку «Старая и новая шубка»)
Жили были два зайца. Один носил шубку старую другой новую. Да вот как только их волк или лиса увидят – все за зайцем в новой шубке и погонятся. Понял заяц, что в новой шубке вся беда, и поменял у соседа свою новую на его старую всю в заплатках. Живет не тужит, лыки сушит. (показываю слайд с иллюстрацией)
А тут морозы налетели трескучие, заморозили зайца, колючие. В старой-то шубке ветер в дырах свищет, снежок налетает. Понял заяц, что в старой шубке вся беда, да и поменял у соседа старую шубку на прежнюю, новую (показываю слайд с иллюстрацией).
Как жарко солнышко из-за горы показалось, землю пригрело, заяц в новой шубке приупарился. поменялся опять с соседом, стал носить старую шубку, легкую. Живет не тужит, лыки сушит.
Вот надумал заяц в гости идти, пришел к соседу менять старую шубку на новую. Да та от частой смены-перемены вся обносилась, изорвалась, совсем как старая стала, совсем пропала – ни носить, ни в гости ходить. Вот такая вышла шутка с заячьей шубкой (показываю слайд с иллюстрацией).
Воспитатель: Вот такая история. Скажите дети, что случилось у зайца?
Дети: У него шуба испортилась, стала старой.
Воспитатель: А почему у зайца вся шуба износилась и изорвалась?
Дети: Потому, что заяц часто менялся шубой с соседом.
Воспитатель: А почему заяц поменял шубу в первый раз?
Дети: Потому что, лиса с волком за ним гонялись.
Воспитатель: Верно. А второй раз, почему поменялся шубкой?
Дети: Потому что замерз в старой шубе.
Воспитатель: Правильно. Ну а потом что не понравилось ему?
Дети: Жарко стало в новой шубе.
Воспитатель: Правильно, ребята! А когда пришел он в последний раз меняться, то шуба уже не годной стала.
Воспитатель: Хорошо! А скажите, какого цвета должна быть шуба у зайцев сейчас?
Воспитатель: Правильно. Она должна быть белого цвета, чтобы зимой они не были заметны на снегу.
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома-
Значит, к нам пришла … (зима)
Ой, смотрите, какая красивая полянка!
— А кто тут спрятался? (зайцы) Правильно.
— Какие зайчики? (серенький и беленький)
— Посмотрим, внимательно, какого зайчика легче заметить на снегу? (серого) А почему?
— А какого труднее заметить на снегу? (белого) А почему?
— А серому зайчику, когда легче спрятаться? (осенью, летом)
— Ребятки, кто мне расскажет, для чего же зайчику разный цвет шубки? (зимой – белый, летом – серый, чтобы быть незаметным, для маскировки)
Ребята, мы с вами вспомнили, что зайчик меняет зимой шубку серую на белую, чтобы быть незаметным, спрятаться. А для чего еще меняет зайчик летнюю шубку на зимнюю. (ответы детей)
— Ребятки, А как вы думаете, где серым зайчатам взять зимнюю теплую шубку? Летом зайчик был серый, зимой стал белым, где он взял шубку?
— Ребятки шубка у животных вырастает сама, у них под старым мехом вырастает новый более мягкий пушистый и тёплый мех – это называется линькой. А чтобы избавиться от старого меха, животные часто трутся о кору дерева и на коре остаются ворсинки и клочки старого меха.
Закрепление полученных знаний.
— Где мы с вами были?
— Кого мы встретили в лесу?
— А что нового узнали?
— Для чего заяц меняет цвет шерсти?
— Как готовятся зайцы к зиме, чтоб им не было холодно?
Молодцы, все запомнили.
Беседа с детьми «Зачем спиливают деревья» Беседа была проведена с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть использован и для бесед с детьми подготовительного к.
Беседа с дошкольниками «Зачем нужна прививка» Беседа с дошкольниками на тему «Зачем нужна прививка» Цель: Дать детям знания о пользе прививок. Задачи: Обучающие: Познакомить с понятиями.
Познавательно-исследовательская деятельность. Беседа «Зачем Деду Морозу шуба?» Беседа «Зачем Деду Морозу шуба?»Познавательно исследовательская деятельность. Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе.
Мастер-класс «Оденем белочку в теплую шубку» Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети дошкольного возраста — это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством.
Фотоотчет «Мои увлечения, или, зачем нам руки даны?» Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили. Хун Цзычэн Сегодня.
Познавательная беседа «Зачем кронируют деревья» с детьми подготовительной группы Задачи: — расширить и углублять представление детей о деревьях; — развивать логическое мышление, умение выявлять проблемные ситуации,.
Проект «Зачем человеку еда?» НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Зачем человеку еда?» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, родители, воспитатель ТИП ПРОЕКТА: Информационно.
Стихотворение «Зачем нужен Алфавит» Алфавит совсем не сложный, его выучить, возможно. Буквы здесь от А до Я, как 33 богатыря. Видишь, их совсем немного, все запомнить можно.
Экологический проект «Что это? Где это? Зачем это?» Фотоотчет Экологический проект «Что это? Где это? Зачем это?» Этапы Дата/ Тема Содержание работы Ответственный Информационно-накопительный Изучение.
Источник