Почему зимой улицы посыпают солью

Зачем солить снег? Почему к борьбе с гололедом снова готовят соль

Первое осеннее похолодание – и столичные чиновники отрапортовали, что запаслись солью на случай гололеда сполна, ее хватит практически до весны. Снова соль, от которой страдают деревья, обувь, животные и машины. Хотя неоднократно обещали заменить ее на более щадящие смеси. Чем же так опасна соль, которой посыпают зимой дороги, и на что ее можно заменить?

Из чего состоит «гремучая» смесь?

«Весь теплый период года идет подготовка к зиме. И уже в августе ДЭУ (дорожно-эксплуатационные управления) обеспечены солью на 87-92% от потребности. Это один из лучших показателей в Украине», — отметил он. И уточнил, что, согласно плану подготовки к осенне-зимнему периоду, до 1 ноября должно быть заготовлено 38 тыс. тонн соли. В настоящее время в ДЭУ есть уже почти 40 тыс. тонн. А расчетное количество соли для столичных дорог составляет 59,2 тыс. тонн на весь осенне-зимний период. Но это – в среднем. Ведь многое зависит от погодных условий. А в этом плане год на год не приходится. Например, в прошлый сезон было использовано 38 тыс. тонн солевых смесей.

В то же время, экологи утверждают, что для посыпки дорог в столице к имеющейся соли (где-то на уровне от 35 тыс. тонн) обычно добавляют 50 тыс. тонн песка и плюс — химические реагенты. И вот в них, в реагентах, – вся соль, точнее, весь вред. Из-за них ржавеют автомобили, портится обувь, болят лапы у домашних питомцев. Ими забиваются ливневки, из-за них «сгорает» растительность и даже погибают деревья. А весной все, что не убрали с улиц, стекает в водоемы, уничтожая их, а также — попадает горожанам в легкие и в глаза.

«Список претензий к этой «посыпке» настолько велик, что невольно задумаешься, а стоит ли применять вообще реагенты на наших улицах? С одной стороны, плохо расчищенные тротуары ведут к повышенному травматизму людей зимой, а скользкие дороги увеличивают случаи аварийности. С другой стороны – это несомненно огромный вред для людей, машин и для экологии», — говорит глава Национальной экологической рады Украины Александр Чистяков.

По его словам, хоть реагенты вместе с солью спасают людей от скользких дорог и, в то же время, они же бьют по нашим кошелькам и по здоровью. Соль на дорогах-катках превращается в бедствие. Испарения натрия хлорида вызывают респираторные заболевания. Но больше всего химические вещества повреждают лапы животных, что приводит к ожогам и дерматитам. Поэтому после прогулки ветеринары советуют тщательно мыть своему питомцу лапы. А в те дни, когда коммунальщики особенно щедро «солят» тротуары, собакам, особенно маленьких пород, желательно надевать на лапки специальную «обувь».

Что же представляют собою реагенты? Это хлористый кальций, натрий и магний, которые смешаны в таких пропорциях и в такой комбинации, что резко негативно влияют на окружающую среду, на флору и фауну, на людей и даже на бетон, сталь, резину, кожу и многие другие материалы. Многим после зимы приходится выбрасывать пару испорченных солью ботинок, а в некоторых городах весной асфальт с дорог «сходит» вместе со снегом. Но хуже всего то, что, концентрируясь на определенном участке, реагенты могут проникать в почву и даже «дойти» до грунтовых вод, значительно ухудшив их состояние. Перенасыщение почвы смесями с солью для противодействия гололеду или, как еще говорят, засаливание почв несет огромную экологическую угрозу, и может реально привести к угнетению и даже к гибели растений. В итоге нарушается хрупкое равновесие в природе.

О камешках и «свекольном снеге»

Как же пережить зиму, если в гололед не использовать специальные смеси для посыпания дорог, дворов и тротуаров?

«Главное, что нужно упорядочить, так это то, чтобы так хаотично, как сейчас, не разбрасывали соль с реагентами, — считает Чистяков. — Нужно четко определиться, что химию можно использовать только на дорогах, а во дворах и на детских площадках снег надо убирать механическими средствами. Также можно использовать мелкий гравий и песок. В общем, к вопросу нужно подходить дифференцированно. Экологи неоднократно заявляли об опасности использования реагентов. Их безопасных вообще не бывает. Есть менее опасные и более опасные. Выбор невелик. Анализы почвы в тех местах, где использовались реагенты, показывают существенное превышение по ртути, кадмию, свинцу, хрому и другим токсичным металлам. Там вся таблица Менделеева. В реагентах содержатся даже гормоноразрушающие вещества, которые могут приводить к онкозаболеваниям, бесплодию, аллергии, диабету, нарушениям иммунитета. Сейчас мы уже видим увеличение заболеваний, связанных с эндокринной системой».

По словам эколога, нам надо брать пример у других стран. Так вот, в Европе и США зимой справляются без реагентов. Ежегодную проблему солевых присыпок уже давно решили и в Европе, где их заменили более безопасными смесями. Там работают на предотвращение ситуации – четко фиксируют погодные прогнозы, своевременно убирают улицы – для этого выводится огромное количество снегоуборочной техники. Кроме того, там достаточно активно стали использовать реагенты природного происхождения, например, так называемый «свекольный снег», который «плавит» на улицах снежный покров.

Что характерно: во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения. Самым подходящим и самым экологичным материалом для посыпки дорог в ЕС признана каменная крошка. При чем, это материал еще и экономный, поскольку его модно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. А весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Одна из тех стран, где активно используется для посыпки дорог каменная крошка – Финляндия. Выпавший снег лежит там всю зиму, поэтому крошку разбрасывают только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой камешков уже скрыт толстым слоем снега.

Может и нам пора перенять этот опыт, и перестать травить природу солеными смесями с опасными реагентами?

Источник

Почему соль заставляет снег таять?

В зимний период обледеневшие дороги и тротуары посыпают солью, чтобы избавиться от гололеда и обеспечить безопасное передвижение для пешеходов и различного транспорта. Именно соль используется неспроста – этому есть научное объяснение с точки зрения физики.

Что такое плавление?

Плавление – это физический процесс, во время которого вещество переходит из одного агрегатного состояния в другое, то есть из кристаллического твердого в жидкое. Для плавления требуется соблюдение некоторых условий. Каждое вещество имеет собственную температуру плавления или определенный диапазон температур. В данном случае лед или снег превращается в воду при участии соли. В нормальном состоянии и без внешнего воздействия температура плавления снега составляет 0℃.

Плавление льда происходит при температуре 0°C

Большое значение имеет тот факт, что смесь веществ обычно плавится при более низкой температуре, чем те же вещества по отдельности. Например, можно взять условный металл А с температурой плавления 500℃. Если к нему добавить другой металл, чтобы получился какой-нибудь сплав, то температура плавления данного сплава будет уже ниже – к примеру, 480℃. Аналогичная ситуация происходит со снегом и солью.

Как происходит таяние снега с солью?

Для понимания данного процесса можно привести в качестве примера простой эксперимент. Необходимо набрать полстакана снега и еще горсть положить на дощечку, дождаться пока снег на дощечке растает. Если поставить стакан на образовавшуюся воду и замерить температуру внутри него, то она будет близка 0℃.

Теперь следует всыпать немного соли в стакан, перемешать и сразу снова замерить температуру. Удивительно, но градусник покажет примерно -18℃. Через несколько минут температура начнет повышаться, но дно стакана примерзнет к дощечке. Почему так происходит?

Когда в стакан добавили соль, температура плавления льда резко понизилась. Она может быть равна около -21℃. Для расплавления льда требуется большое количество энергии. Она берется из окружающей среды и смеси. В данном примере быстро замерзла лужа воды на дощечке. Таким образом, понижается температура смеси снега и соли.

Именно это явление используется при гололеде. Когда лед посыпают солью, образуется особый слой. Смесь снега и соли тает, поскольку понижается температура замерзания этого слоя. Постепенно появляется пленка водно-солевого раствора, которая расширяется и расширяется, тем самым увеличивая площадь соприкосновения льда и соли. Этот процесс длится до тех пор, пока не растает весь лед. Энергия берется из окружающего воздуха, поэтому и стоять на образующейся кашице из снега и соли холоднее.

Если рассмотреть этот процесс на более сложном физическом уровне, то лед покрыт тонким слоем квазижидкой воды. Он образуется за счет очень быстрых молекул, отрывающихся от основного кристалла льда. Квазижидкая вода при низкой температуре быстро затвердевает. Соль способствует снижению концентрации данных молекул и не дает воде заледенеть.

Чем опасна обработка дорог солью?

Несмотря на распространенность данного метода в борьбе с гололедом, он имеет массу недостатков. Когда снег в сочетании с солью тает, появляется грязная жидкость с большим количеством соединений хлора. Эти вещества оказывают негативное влияние на окружающие растения, почву, а также обувь пешеходов и покрышки транспортных средств.

По этой причине установлен свод правил, которых нужно придерживаться при обработке покрытия солью. В частности это – соблюдение дозировки. На квадратный метр участка необходимо использовать максимум 450 г соли. В промышленных средствах для борьбы с обледенением тоже используется хлорид натрия, но кроме него в составе присутствуют специальные добавки, снижающие вред от соли.

Смесь из нескольких веществ плавится при более низкой температуре, чем те же вещества, взятые по отдельности. Этот принцип работает с солью и снегом. В обычных условиях снег начинает таять при 0℃. Если его смешать с солью, данный процесс запуститься уже при -18℃. Эффект смеси соли и льда используют для борьбы с гололедом на дорогах. Но на квадратный метр покрытия можно использовать не больше 450 г соли, поскольку образующиеся хлоридные соединения наносят вред окружающей среде, обуви и покрышкам авто.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Откуда взялась практика посыпать зимой ледяные дороги солью

Вы, вероятно, задумывались, почему дороги зимой посыпают солью. Какова же причина этой практики? Если вы живёте в городе, где много снега и льда, вы видели, как дорожки посыпают солью. В вашем городе и местных органах власти, скорее всего, есть несколько грузовиков, которые разбрасывают дорожную соль на шоссе, улицах и тротуарах, чтобы лёд растаял. Но как именно это работает? How stuff works рассказали обо всех преимуществах соли, и почему зимой без неё не обойтись.

Содержимое материала

Почему дороги зимой посыпают солью

Во-первых, соль, которой посыпают дорожки, – это просто галит – каменная соль, то есть поваренная соль природного происхождения. Разница в том, что поваренная соль проходит длительный процесс очистки, а каменная соль – нет. А поскольку каменная соль всё ещё содержит примеси, она коричневого или серого цвета.

Почему соль?

Лёд (в том числе на дорогах) образуется, когда температура воды достигает 0 градусов по Цельсию. Соль на дороге действует путём понижения температуры замерзания воды. После добавления соли температура замерзания воды снижается, поэтому соль затрудняет замерзание воды. 10-процентный раствор соли замерзает при температуре -6 градусов, а 20-процентный раствор замерзает при температуре -16 градусов.

Ключ в том, чтобы на дороге было хоть немного воды, чтобы всё сработало. Вот почему вы часто видите, как грузовики предварительно обрабатывают дороги солевым раствором (смесью соли и воды). Если дороги сухие, и кто-то посыпает их солью, это, вероятно, не принесёт много пользы. Предварительная обработка солевым раствором поможет сократить количество льда. Если это сделать, понадобится меньше грузовиков для удаления льда.

Плюсы и минусы

Каменная соль является одним из наиболее широко используемых средств против льда. С одной стороны, каменная соль имеет свои «лимиты». Если температура дороги ниже примерно -9 градусов по Цельсию, соль не окажет никакого влияния на лёд. Твёрдая соль просто не сможет попасть в структуру замёрзшей воды, чтобы начать процесс растворения. В этих случаях обычно разбрасывают песок поверх льда.

Каменная соль также имеет недостатки. Поскольку каменная соль не очищена, она содержит загрязняющие вещества – включая свинец, железо, алюминий и фосфор. При попадании соли в землю, эти вещества также попадают в окружающую среду. Однако каменная соль по-прежнему остаётся наиболее широко используемым и доступным средством борьбы со льдом. И хотя существуют и другие химические способы, ни один из них не является на 100% безопасным.

Источник

Чем посыпают дороги зимой

Коммунальные службы всех городов мира борются со снегом. Но в нашей стране это отдельная история. Зачем посыпают дороги солью, противогололедным реагентом?

С наступлением холодного сезона автолюбителей беспокоит вопрос, чем посыпают дороги зимой, как эта химия влияет на состояние машины. Особенно эта проблема актуальна в мегаполисах, где средства для растапливания льда и снега используют очень активно. Например, коммунальные службы Москвы ежегодно закупают около 500 тысяч тонн реагентов на сумму порядка 6 млрд. рублей.

Зачем зимой дороги посыпают солью

Один из самых известных реагентов, которым зимой посыпают дороги от гололеда, – хлорид натрия. Это вещество имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей.

На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при — 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

Вторая причина, зачем дороги посыпают солью в морозную погоду – экономическая целесообразность. Удалять снег с проезжей части механическим способом дорого. Приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Надо просто обработать поверхность проезжей части, растаявший снег и лед стекает в кюветы и стоки. Экономится топливо и трудовые ресурсы.

Посыпают ли дороги солью сегодня

Соль в России сыпали на дороги еще в позапрошлом веке. Сохранились документы 1868, где поднимался вопрос отказа от этого метода борьбы с гололедом. Основная причина – вред для копыт лошадей. С тех пор ситуация мало изменилась, но сдвиги в лучшую сторону все-таки есть.

Какими реагентами посыпают дороги сегодня? Полностью отказаться от использования соли дорожно-эксплуатационные службы пока не могут. Все реагенты для растапливания льда содержат натрий хлорид в различных концентрациях.

В городах России используют разные химические вещества для борьбы с гололедом. Вопрос лишь в том, какой солью посыпают дороги зимой. Выбор зависит от климатических условий, плотности автомобильного потока на улицах и возможностей регионального бюджета. Рассмотрим пример Москвы.

Смесь песка и соли использовали на дорогах столицы с 60-х годов прошлого века. В 1992 году использование этого дешевого реагента ограничили, а в 2003 году отказались от него полностью. Хлорид натрия разъедает резину покрышек, вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, разрушает обувь пешеходов. Песок добавляет грязи на улицах, забивает стоки ливневой канализации.

Чем посыпают дороги от гололеда в Москве

Московские коммунальные службы используют несколько реагентов, рассчитанных на разные погодные условия. Различают жидкие и твердые вещества. Жидкость может использоваться как самостоятельное средство. Порошкообразные смеси разбрасывают на снежный накат и лед, чтобы растопить их, только в паре с растворами.

Жидкий реагент для любых улиц

Представляет собой водный раствор хлоридов натрия (до 6%) и кальция (до 23%). Жидкость наносят на чистое дорожное полотно как превентивную меру, чтобы выпавший снег не прилип к асфальту, и его легче было удалить. Сроки нанесения координируют по данным московского метеоцентра.

Твердый реагент для обычных дорог

Содержит хлористый натрий и кальций в соотношении 8:2. Смесь достаточно быстро плавит лед и снег при температуре до — 15°C. Распыляют на заснеженное или обледеневшее дорожное полотно только в паре с жидким средством.

Твердый реагент для скоростных трасс

Техническая соль составляет около 65% общего объема. Добавки: соль муравьиной кислоты, хлориды кальция и калия. Позволяет быстро расплавить лед при температурах до — 35°C. Используют с жидким составом преимущественно на МКАД и ТТК.

Твердый реагент для трасс в зоне зеленых насаждений

В составе этой сухой смеси доля хлорида калия увеличена до 25%. Это удобрение для растений. Распыляют вместе с жидким средством. Несмотря на повышенную экологическую безопасность, этот состав вызывает коррозию деталей автомобиля также быстро, как и другие реагенты.

Примеры из мировой практики

Разобравшись,чем посыпают дороги в Москве, интересно узнать, как дела в этой сфере у соседних государств. Конечно, надо делать поправку на климатические условия и общую техническую грамотность массы водителей.

Чем посыпают автомобильные дороги в Европе

Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.

Каменная крошка. Вот чем посыпают дороги в Европе. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Чем посыпают дороги в Финляндии

Северные соседи не особо оригинальничают. Автомобильные дороги в Финляндии посыпают каменной крошкой. Холодная погода способствует. Выпавший снег лежит всю зиму, поэтому разбрасывание крошки приходится выполнять только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой скрыт толстым слоем снега.

Важность защиты автомобиля от воздействия реагентов на зимних дорогах

Проблема защиты от реагентов актуальна для любого водителя. Владельцам новых моделей европейского производства можно беспокоиться немного меньше. Совсем немного. Уверения производителей, что заводская защита обеспечивает абсолютную защиту кузова – маркетинговый ход. Все хорошо только в рекламе.

Даже оцинкованный кузов не застрахован на 100% от коррозии. Соль, растворенная в воде, – это электролит, который агрессивен к любому металлу. В цинковом покрытии есть микропоры, через которые соляное раствор добирается до стальных деталей кузова. Максимум – пять лет, и начнется процесс коррозии. Корейские и японские машины начинают гнить раньше. Антирекорды, как всегда, ставят российские и китайские авто. Образцы автопромышленности этих стран пасуют уже на второй-третий год.

Как защитить свой автомобиль от вредного воздействия реагентов

Коррозия начинается в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Это первый барьер защиты металлических деталей. Часто ЛКП повреждается на дверцах, порогах, днище, в колесных арках от летящих из-под колес камешков.

Простейшее решение этой проблемы – установка локеров и брызговиков. Эти приспособления защищают внутреннюю часть арок, днище и нижнюю часть кузова от абразивного воздействия грязи, песка и камешков, вылетающих из-под колес при движении автомобиля.

Надежный способ, позволяющий защитить внешние части кузова автомобиля от коррозии, – ламинирование. Тонкая пленка наклеивается на «проблемные места»: пороги, дверцы, капот, промежуток между задней дверцей и колесной аркой.

Специалисты автосервисов советуют не менее двух раз за зиму выполнять профилактику коррозии. Если установлены локеры – проверить их состояние. Любые мелкие царапины ЛКП необходимо зачистить от грязи и обработать полиролью. Глубокие сколы зачищают более тщательно и обрабатывают составом против ржавчины. При необходимости проблемное место лучше подкрасить.

Осматривать нужно не только видимые части автомобиля. Обязательно исследуйте на наличие повреждений антикоррозионное покрытие днища. Если пренебречь этим советом, можно упустить момент возникновения очага ржавчины. Бороться с этой напастью намного сложнее, чем предупредить ее.

Чтобы качественно осмотреть днище, его надо тщательно очистить. На многих автомойках моют только кузов. Доплатите, чтобы ваш автомобиль вымыли полностью, или пользуйтесь автоматической мойкой (там эта услуга включена «по умолчанию»). Зимой днище машины нужно содержать в чистоте.

Если уделять должное внимание, независимо от того, чем посыпают дороги зимой в вашем городе, вы сможете защитить свой автомобиль от коррозии. Помните: любую проблему легче предотвратить, чем решать ее. Счастливого пути и ровных вам дорог.

Источник

Читайте также:  От чего зимой погибают хвойные
Оцените статью