- Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.И.Тютчев) Её глаза как два тумана, — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.И.Тютчев) Её глаза как два тумана,» — Транскрипт:
- В полёте
- Демон (Лермонтов М. Ю., 1839)
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.И.Тютчев) Её глаза как два тумана, — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛюбовь Розенбах
Похожие презентации
Презентация на тему: » Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.И.Тютчев) Её глаза как два тумана,» — Транскрипт:
1 Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.И.Тютчев) Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач, Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н.Заболоцкий).
2 Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев) Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач, Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н.Заболоцкий).
3 Сравнительный оборот; знаки препинания при нем
4 Сравнение – сопоставление двух объектов и нахождение у них сходного. ?
5 Чтобы признать оборот сравнительным, необходимо найти два сопоставляемых объекта и выделить признак, по которому они сравниваются ( такой признак называется основанием сравнения)
6 Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.
7 Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
8 Сравнительный оборот с союзом КАК выделяется запятыми, если 1. Он обозначает уподобление, никаких других оттенков не содержат (КАК имеет значение «подобно») Как чайка, парус там белеет. (М. Лермонтов) Степь уходила вдаль, Обширная и ровная, как море. (Л. Соболев).
9 Сравнительный оборот выделяется запятыми, если 2. Оборот начинается словосочетанием КАК И В её глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.
10 Сравнительный оборот выделяется запятыми, если 3. В основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь). Черты лица его были те же, как и у сестры. (Л. Толстой).
11 Сравнительный оборот выделяется запятыми, если 4. Оборот выражается сочетанием КАК ПРАВИЛО, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК ОБЫЧНО, КАК ВСЕГДА, КАК ПРЕЖДЕ, КАК СЕЙЧАС, КАК ТЕПЕРЬ, КАК НАРОЧНО и др. Занятия начались, как обычно, в девять часов. Помню, как сейчас, свою первую учительницу. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
12 ПРИМЕЧАНИЕ. Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу. Вчерашний день прошел как обычно.(т.е. по обыкновению)
13 Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 1. Если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение ( обычно образа действия на вопрос КАК?) Как дым рассеялись мечты.(М. Лермонтов). (ср. рассеялись дымом). Как демон коварна и зла.(М. Лермонтов) (ср. демонически коварна). Примечание: Обычно обороты с КАК в этих случаях можно заменить творительным падежом существительного или наречием..
14 Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 2. Если основное значение оборота — приравнивание или отождествление Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…(М. Лермонтов). (ср. …любил меня, считая своей собственностью.)
15 Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 3. Если союз КАК имеет значение «в качестве» или оборот с союзом КАК (приложение) характеризует предмет с какой- либо одной стороны. Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин). Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста.
16 Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота). Как ребенок душою я стал. (И. Тургенев) Я смотрел как очарованный. (Арсеньев)
17 Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРЯМО, ПРОСТО и др. Было светло почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.
18 Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: Если оборот имеет характер устойчивого сочетания Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов).
19 Устойчивые сочетания. Белый как лунь, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, дрожит как осиновый лист, катался как сыр в масле, красный как рак, летит как стрела, похожи как две капли воды, свеж как огурчик, слушал как завороженный, мрут как мухи, как в воду канул, голодный как волк и др.
20 Составьте предложения, используя устойчивые обороты с союзом «как»
22 Тест. Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А) Отец и мать ей как чужие. Б) Как нарочно в кармане не было ни копейки. В) Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика.
23 Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием (знаки препинания не расставлены) А) Она сама ходила как дикая. Б) Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. В) Наш герой дрожит как осиновый лист.
24 Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А) Это кто такие и что им надобно? Б) Важно не что он сказал, а как он сказал. В) Он поступил не как друг.
25 Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого? А). Один как изумруд, другие как коралл. Б). Старик заплакал как дитя. В). Я через всю жизнь как через тысячу лет пронес это воспоминание.
26 Задание 5. В каком предложении нет запятой. (знаки препинания не расставлены) А) В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. Б) Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахло так же крепко как в церкви. В) На улице было много людей как в праздник.
27 Проверка теста и его анализ. 1 — Б 2 — В 3 — В 4 — А 5 — А
28 Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А) Отец и мать ей как чужие. (Именное сказуемое) Б) Как нарочно в кармане не было ни копейки. (Оборот с КАК НАРОЧНО) В) Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика. (Употреблено в качестве)
29 Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием. А) Она сама ходила как дикая. Б) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. В) Наш герой дрожит как осиновый лист.
30 Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А) Это кто такие и что им надобно? (Это простое предложение) Б) Важно не что он сказал, а как он сказал. (Союз КАК во второй части СП) В) Он поступил не как друг.
31 Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого? А) Один как изумруд, другие как коралл. (сказуемое КАК ИЗУМРУД, КАК КОРАЛЛ) Б) Старик заплакал, как дитя. (Старик –подлежащее, заплакал- сказуемое, как дитя- сравнительный оборот) В) Я через всю жизнь, как через тысячу лет, пронес это воспоминание. (Я –подлежащее, пронес –сказуемое, «как через тысячу лет»- сравнительный оборот.)
32 Задание 5. В каком предложении нет запятой. А) В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. (нет запятой, т.к. обстоятельственное значение) Б) Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахло так же крепко, как в церкви. (Есть запятая, т.к. есть слово ТАК) В) На улице было много людей, как в праздник. (Есть запятая, так как со значением уподобления, «подобно»)
33 Если допустили много ошибок, не печальтесь! Поработайте над этой темой дома и выполните тест еще раз…
35 Орфоэпическая разминка Кладовая Отчасти Нефтепровод, газопровод Пахота Мельком Мизерный Облегчить Цепочка.
36 Орфоэпическая разминка Кладовая хороша не для сарая. Отчасти фигуру делим мы на части. В нефтепровод пустим нефть, а не смесь вод. Пахота – причина страха-то. Мельком взглянули мы на ель ту. Доход мизерный, хотя расчёты верны. Чтобы боли облегчить, зубы мы начнём лечить Цепочка куплена для дочки.
37 Подготовка к ГИА и ЕГЭ
38 Готовимся к ГИА иЕГЭ. Выпишите из 2 предложения прилагательное в сравнительной степени. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
39 Готовимся к ГИА и ЕГЭ. Выпишите из 3-6 предложений слово с чередованием гласных в корне слова. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
40 Готовимся к ГИА и ЕГЭ. Укажите номер предложения с обособленными согласованными распространёнными определениями. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
41 Готовимся к ГИА и ЕГЭ. Из первого предложения выпишите слова, образованные суффиксальным способом образования. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
42 Благодарю за работу.
43 Домашнее задание В произведениях художественной литературы найти 5-6 предложений со сравнительными оборотами и объяснить знаки препинания.
Источник
В полёте
«И над вершинами Кавказа,
Изгнанник рая пролетал,
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял»
«Демон» М.Ю.Лермонтов.
Мы долго «шли» над берегом лазурным
На бреющем полёте, а внизу
Сверкало ожерелье Кавказа,
Как будто бы у дамы на балу.
Луга альпийские хранили
В своих ладонях горный снег.
А волны синие, морские
Ласкали нежно тёплый брег.
Сверкает гранями алмаза
Ледник, уснувшего Кавказа.
Под нами облака плывут,
Как будто волны у Гуда Уд.
Мы над вершинами Кавказа.
Чуть в отдалении Эльбрус.
Как будто в ожерелье бус
Из хрусталя или алмаза.
Я над вершинами Кавказа
С Баку в Россию пролетал.
И под крылом, как грань алмаза,
Эльбрус таинственно сиял.
Я видел — лермонтовский демон
Меня в полёте провожал.
Он приближался очень близко,
И я его печаль видал.
Он удалился и мгновенно
В ущелье молнии метал.
Он сгусток мощи и печали,
Он сгусток гнева и беды.
Нас обнимали облака
И долго нас сопровождали.
На них вершины тень бросали.
То тени? Демоны были.
Но вот уж море подо мной
Меня влечёт голубизной,
Своею ласковой волной.
Нас ждут друзья, зовёт прибой.
Заходим в Адлер, на посадку,
Нам нужно сделать там «зарядку»
И снова в путь. Мы в Крым
Летим и снова горы, синий дым.
И снова море подо мной.
Над Ялтой медленно плывём.
Ведь это Крым!
Наш дом родной.
Источник
Демон (Лермонтов М. Ю., 1839)
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый…
И много, много…и всего
Припомнить не имел он силы!
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, — и горный зверь, и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы —
У врат Кавказа на часах
И дик, и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц, безответных
На сладкий голос их любви;
Чинар развесистые сени,
Густым венчанные плющом,
Пещеры, где палящим днем
Таятся робкие олени;
И блеск и жизнь и шум листов,
Стозвучный говор голосов,
Дыханье тысячи растений!
И полдня сладострастный зной,
И ароматною росой
Всегда увлаженные ночи,
И звезды яркие как очи,
Как взор грузинки молодой.
Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
Высокий дом, широкий двор
Седой Гудал себе построил…
Трудов и слез он много стоил
Рабам послушным с давних пор.
С утра на скат соседних гор
От стен его ложатся тени.
В скале нарублены ступени;
Они от башни угловой
Ведут к реке, по ним мелькая,
Покрыта белою чадрόй [Покрывало. (Примечание Лермонтова)]
Княжна Тамара молодая
К Арагве ходит за водой.
Всегда безмолвно на долины
Глядел с утеса мрачный дом;
Но пир большой сегодня в нем —
Звучит зурнá, [Вроде волынки. (Примечание Лермонтова)] и льются вúны —
Гудал сосватал дочь свою,
На пир он созвал всю семью.
На кровле, устланной коврами,
Сидит невеста меж подруг:
Средь игр и песен их досуг
Проходит. Дальними горами
Уж спрятан солнца полукруг;
В ладони мерно ударяя,
Они поют — и бубен свой
Берет невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, — глядит —
И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко,
И по ковру скользит, плывет
Ее божественная ножка;
И улыбается она,
Веселья детского полна.
Но луч луны, по влаге зыбкой
Слегка играющий порой,
Едва ль сравнится с той улыбкой,
Как жизнь, как молодость, живой.
Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.
В последний раз она плясала.
Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.
И часто тайное сомненье
Темнило светлые черты;
И были все ее движенья
Так стройны, полны выраженья,
Так полны милой простоты,
Что если б Демон, пролетая,
В то время на нее взглянул,
То, прежних братий вспоминая,
Он отвернулся б — и вздохнул…
И Демон видел… На мгновенье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты.
И долго сладостной картиной
Он любовался — и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.
Прикованный незримой силой,
Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.
То был ли признак возрожденья?
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своем не мог…
Забыть? — забвенья не дал бог:
Да он и не взял бы забвенья.
Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.
Арагвы светлой он счастливо
Достиг зеленых берегов.
Под тяжкой ношею даров
Едва, едва переступая,
За ним верблюдов длинный ряд
Дорогой тянется, мелькая:
Их колокольчики звенят.
Он сам, властитель Синодала,
Ведет богатый караван.
Ремнем затянут ловкий стан;
Оправа сабли и кинжала
Блестит на солнце; за спиной
Ружье с насечкой вырезной.
Играет ветер рукавами
Его чухи, [Верхняя одежда с откидными рукавами. (Примечание Лермонтова)] — кругом она
Вся галуном обложена.
Цветными вышито шелками
Его седло; узда с кистями;
Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти, золотой.
Питомец резвый Карабаха
Прядет ушьми и, полный страха,
Храпя косится с крутизны
На пену скачущей волны.
Опасен, узок путь прибрежный!
Утесы с левой стороны,
Направо глубь реки мятежной.
Уж поздно. На вершине снежной
Румянец гаснет; встал туман…
Прибавил шагу караван.
И вот часовня на дороге…
Тут с давних лет почиет в боге
Какой-то князь, теперь святой,
Убитый мстительной рукой.
С тех пор на праздник иль на битву,
Куда бы путник ни спешил,
Всегда усердную молитву
Он у часовни приносил;
И та молитва сберегала
От мусульманского кинжала.
Но презрел удалой жених
Обычай прадедов своих.
Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал.
Вдруг впереди мелькнули двое,
И больше — выстрел! — что такое.
Привстав на звонких [Стремена у грузин вроде башмаков из звонкого металла. (Примечание Лермонтова)] стременах,
Надвинув на брови папах, [Шапка, вроде ериванки. (Примечание Лермонтова)]
Источник