Понятие вещество тело явление солнце нагревание лед карандаш эхо стекло пластмасса

Первоначальные сведения о строении вещества. 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся с новой главой учебника, определить материальности объектов и предметов.
  • Развивающие: Развить интерес к физике. Развивать логическое мышление. Формировать умение «видеть» физику в окружающем мире, а также умение выдвигать учебные гипотезы для физических явлений и результатов опытов.
  • Воспитательные: Повышать познавательную деятельность и активность учащихся.

Оборудование: штатив; металлический шарик на нити; воздушный шарик; фильтровальная бумага; химический стакан; колба; набор пробирок; горелка; марганец; модели молекул.

Ход урока

1. Повторение

В самом начале урока следует повторить материал предыдущих уроков. Повторение можно провести в форме самостоятельной работы.

Примером такой самостоятельной работы может является проверочный тест. Вопросы теста появляются через определенный интервал времени, что дисциплинирует детей, и уже с 7 класса готовит их к тестам ГИА и ЕГЭ, способствует развитию у детей умения быстро выбирать верный ответ и экономить время на простых вопросах (время выставляется учителем в зависимости от особенностей детей). Проведя, тест дети меняются тетрадями и проверяют друг друга (какому ребенку не хочется хоть немного побыть в роли учителя и поставить оценку). Проверив тест и поставив оценки необходимо провести анализ допущенных ошибок и еще раз повторить проблемные вопросы. Необходимо дать ребятам возможность самостоятельно пытаться исправлять допущенные ошибки.

Самостоятельная работа

1. Какие явления относятся к физическим?

Б. Пожелтение листьев.

В. Падение капель дождя

2. Какие явления относятся к механическим?

Б. Свечение электролампочки.

В. Солнечное излучение

3. Какие явления относятся к тепловым?

Б. Плавление стали.

4. Кто из перечисленного является физическим телом?

5. Что из перечисленного является веществом?

6. Каким образом изучались перечисленные явления:

1. Замерзание воды в пруду?

2. Вода в стеклянной колбе помещена в холодильную камеру.

3. Получен и изучен лед, образовавшийся в колбе.

Б. В процессе наблюдений

7. Земля притягивает к себе все тела. Чем является процесс падения яблока с ветки на Землю по отношению к явлению притяжения?

Б. Физическим явлением

В. Опытным фактом.

8. Какие слова обозначают физические величины?

9.Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

1. Какие явления не относятся к световым?

Б. Изображение человека в зеркале

2. Какие явления относятся к механическим?

Б. Свечение электролампочки.

В. Солнечное излучение

3. Какие явления относятся к электрическим?

Б. Спуск санок с горы

4. Что из перечисленного является физическим телом?

5. Что из перечисленного является Веществом?

6. Каким образом изучались перечисленные явления:

1. При раскручивании дисков электрофорной машины между шарами проскакивает искра

2. Между грозовыми облаками и землей происходит вспышка молнии.

Б. В процессе наблюдений

7. При нагревании воск плавится. Чем является процесс нагревания по отношению к процессу плавления?

В. Опытным фактом.

Г. Независимым процессом

Д. Физическим явлением

8. Какие слова обозначают физические величины?

9. Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

Взаимопроверка.

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9
№ 1 А, В А Б В А, В 1-Б

3-А

Д Б, В Б
№ 2 Б А, Б А Б, В В 1-А, Б

2-Б

А А, В А

После повторения изученного я, считаю необходимо подготовить ребят к изучению нового материала. Для более легкого усвоения необходимо отвлечь их дать возможность немного передохнуть. Поэтому на данном этапе урока я провожу физминутку.

Использование средств мультимедиа, просто необходимо на этом этапе урока, для вовлечения ребят в «сказочный» мир физики. А увлекательный рассказ учителя вовлечет, каждого учащегося в этот мир.

За долго до нашей эры народы Древнего Востока- египтяне, вавилоняне, ассирийцы, индусы и китайцы — накопили много естественно научных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерений земельных участков и т. д. накопились первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.

Однако научные знания народов Древнего Востока не содержали данных о строении тел и о причинах отдельных явлений природы.

По дошедшим до нас сведениям первые высказывания по зтому вопросу принадлежат ученым — Древней Греции и Древнего Рима. Среди этих ученых следует назвать Фалеса Милетского, Аксимена Гереклита Эфффеского. Фалес, например, утверждал, что первоначало всех вешей вода, из нее образуются вещи, а Анаксимен учил, что весь мир построен из воздуха. Древнегреческий ученый Гераклид говорил, что первоначальной формой вещества является огонь.

Основная заслуга этих ученых заключается в том, что они поставили вопрос: из чего состоят окружающие тела? Сплошные ли они или построены из каких то маленьких частиц, которые нельзя увидеть, но о существовании которых можно догадываться на основании наблюдений: испарение воды, стирание лезвий ножа.

Древнегреческий ученый Демократ впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частичек — атомов, которые находятся в движении и, взаимодействуя между собой, образуют все тела природы.

Таким образом, древние ученые высказали многое из современных представлений о строении вещества. В ту пору их высказывания являлись, конечно, лишь гениальными догадками, основанными на наблюдениях, но не подтвержденными ни какими экспериментальными фактами.

Все окружающее человека обладает своими свойствами. Объекты отличаются по форме, цвету, запаха.

Знания о строении вещества помогают не только объяснить суть явлений, но и оказывать влияние на его течение.

Почему каучук упругий, а воск мягкий? Почему при нагревании твердые тела превращаются я в жидкости, жидкости в газ? На все эти вопросы можно ответить, зная строение вещества.

3. Демонстрация опытов

1. Изменение формы воздушного шарика

2. Эксперимент на интерактивной доске.

Наглядный эксперимент, показанный на экране, непременно заинтересует каждого. Если ребенку интересно, он готов полностью «погрузиться» в урок. В одной из целей урока написано «развить интерес к физике», это не просто одна из целей это одна из главных целей. Даже в 7 классе они все еще дети, и нам педагогам, следует не забывать об этом. Показать эксперимент красочно, наглядно и доступно для каждого ребенка — вот к чему стремилась я, создавая свой урок.

4. Выводы

Проведя, наглядные эксперименты, я стараюсь подтолкнуть ребят к собственным выводам. Ребята высказывают свои выводы из увиденного и услышанного на уроке, обсуждают и пытаются корректировать ошибки друг друга. На данном этапе урока учить выступает больше как слушатель и подсказчик.

Все эти опыты указывают на и о, что вещества состоят из отдельных частиц, разделенных промежутками. Изменение расстояния между частицами и приводит к изменению объема тела.

То, что тела состоят из мельчайших частиц, объясняет распространение запаха, испарение жидкости.

Молекула вещества — это мельчайшая частица данного вещества.

Можно ли вообразить себе на сколько малы эти размеры?

Молекулы в свою очередь состоя , из еще более мелких частиц — атомов.

5. Закрепление изученного

Для закрепления изученного я предлагаю ребятам ряд качественных вопросов, например:

  • Как объяснить высыхание белья после стирки?
  • В чем заключается гипотеза о строении вещества?
  • Почему не видны частицы, из которых состоят тела?

6. Домашнее задание

  • & 7,8; вопросы к параграфу;
  • № 40, 43, 44.

Экспериментальное задание: Нарисуйте свои молекулы различных веществ (используйте знания из курса химии). (Важно дать ребятам творчески подойти к выполнению домашнего задания)

Источник

Вещество, физические и химические явления

Проект УРОКА по теме «понятие «вещество» в физике и химии. физические и химические явления» [3]

Предметные: изучение понятий: вещество, химические и физические явления, признаки химических реакций

Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях физических и химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное

Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

Планируемые результаты обучения 1 : умение о писывать и характеризовать физические и химические явления, наблюдать и сравнивать свойства веществ, дифференцировать физические и химические явления.

Основные понятия: физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, физические свойства вещества, агрегатные состояния вещества, плотность

Демонстрации: размягчение стекла в пламени газовой горелки (спиртовки), реакция раствора хлорида бария с раствором сульфата натрия, растворение твёрдой щелочи в растворе серной кислоты

Лабораторные опыты: плавление парафина в пробирке, горение лучины, реакция мрамора (мела) с раствором соляной кислоты

Краткое содержание урока: Обсуждение нового материала следует начать с актуализации понятий «физическое тело», «вещество», «физическое явление». Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры физических тел, веществ, физических явлений.

Учитель нагревает стеклянную трубку в пламени спиртовки или газовой горелки. Стекло начинает плавиться. Учитель сгибает трубку. Учащиеся отвечают, к какому типу явлений относится данный процесс, поясняя ответ.

Далее учащимся предлагается нагреть, соблюдая правила нагревания, выданную им на парты, пробирку с кусочком парафина. Опыт будет более безопасным, если нагревание проводить не на открытом огне, а в электрическом нагревателе, для пробирок. Наблюдая за изменениями, сначала плавлением парафина, затем его отвердеванием учащимся предлагается ответить к какому типу следует отнести наблюдаемое ими явление и обосновать свой ответ.

Обобщая наблюдаемые явления, учащиеся самостоятельно дают определение физического явления и записывают его в рабочую тетрадь. Сравнивают полученную запись с определением, данным в учебнике [4].

Учитель предлагает учащимся провести еще два опыта: горение лучины и взаимодействие разбавленной соляной кислоты с мрамором. Обсуждая признаки наблюдаемых явлений, учащиеся приходят к выводу, что результаты новых опытов отличаются от того, что происходило при плавлении парафина: в результате процесса вещества не восстанавливают свои исходные состояния. Сравнивая наблюдаемые явления в результате эксперимента, учащиеся делают вывод, что новых экспериментах произошло превращение одних веществ в другие. Таким образом, рождается определение понятия химическое явление или химическая реакция. Определение понятия «химическая реакция» учащиеся записывают в рабочую тетрадь.

Наблюдая за демонстрацией эксперимента, учащиеся делают записи признаков химической реакции:

Изменение окраски (почернение древесины вследствие образования угля)

Образование газа (пузырьков углекислого газа при взаимодействии мрамора с соляной кислотой)

Далее учитель вновь просит обратить внимание учащихся к демонстрационному столу. В демонстрационных пробирках смешивают растворы хлорида бария и сульфата натрия. Учащиеся фиксируют образование осадка:

На демонстрационном столе учитель к разбавленному раствору серной кислоты добавляет несколько гранул щелочи. Температурный датчик, помещённый в раствор, фиксирует повышение температуры (при отсутствии температурного датчика можно воспользоваться химическим термометром)

Учащиеся фиксируют выделение энергии

Итогом урока являются выводы [4, с. 22], которые учащиеся делают самостоятельно:

1) Изменения (явления), которые происходят с веществами, можно разделить на физические и химические.

2) Физические явления состоят в изменении тел, при этом образования новых веществ не происходит.

3) При химических явлениях (реакциях) образуются новые вещества – продукты реакции.

4) Для объяснения сущности химических реакций необходимо изучить состав, строение, свойства веществ.

5) О протекании химических реакций можно судить по таким признакам: образование газообразных вещества, выделение или поглощение энергии, изменение цвета веществ

Самостоятельная деятельность учащихся 2 : « Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления [3]

Задание 1. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 3

Имеются следующие явления: размягчение стекла при нагревании, кипение воды, горение дров, реакция мрамора с соляной кислотой, горение электрической лампочки, горение керосиновой лампы, растворение сахара в воде, замерзание воды, ковка железа, образование осадка при смешении двух растворов, взрыв смеси гремучего газа. Какие из указанных явлений относят к физическим, а какие к химическим? Впишите эти явления в соответствующие колонки таблиц.

Задание 2. ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 4

Из приведённого ниже списка выберите, химические явления, указав признак химической реакции (таянье льда, запотевание стекла, плавление парафина, пожар в лесу, замерзание водоемов, ржавление железа, гниение яблока, квашение капусты)

Задание 3 . ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ 5

Приведите пример химической реакции в соответствии с указанным признаком

Задание 4. ХИМИЧЕСКОЕ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ? 6

Объясните, почему указанное явление следует отнести к физическим или химическим?

1) Свечение электрической лампочки_______________________________

2) Таяние мороженого__________________________________________

3) Проволока сплющивается от удара с молотком_____________________

4) Горение дров_________________________________________________

5) Дробление сахара____________________________________________

6) Почернение медной проволоки ___________________________________

7) Пропускание воды резиновыми сапогами___________________________

Задание 5. РАСШИРЕНИЕ И СЖАТИЕ ГАЗА 7

Был проведён следующий опыт. Закрыли пробирку пробкой со вставленной в неё трубкой. Опустили конец трубки в стакан с водой. Рукой нагрели пробирку. Объем воздуха в ней увеличился, и часть воздуха из пробирки вышла через трубку, что можно наблюдать благодаря выделению пузырьков воздуха. При охлаждении пробирки объём воздуха уменьшился, и вода вошла в пробирку.

О каком явлении идёт речь? О физическом или химическом. Ответ обоснуйте______________________________________________________

Тематический контроль: Тест 2 по теме «Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления» 8 [1]

А1. Явления, при которых изменяются агрегатное состояние веществ и их форма, и явления, при которых происходит образование новых веществ, соответственно называются

1) физические, физические

2) физические, химические

3) химические, физические

4) химические, химические

А2. К химическим следует отнести каждое из явлений ряда

1) размягчение стекла при нагревании, испарение воды

2) испарение воды, горение лучины

3) горение лучины, реакция мрамора с соляной кислотой

4) реакция мрамора с соляной кислотой, размягчение стекла при нагревании

А3. Не является признаком химической реакции

1) помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа

2) образование пузырьков газа при смешивании растворов

3) обугливание древесины при горении

4) образование пузырьков газа при нагревании воды

А4. В результате химической реакции происходит

1) переход вещества из жидкого состояния в газообразное

2) расплавление вещества

3) превращение одного вещества в другое

4) конденсация вещества

А5. В результате реакции мрамора с соляной кислотой выделяется

3) углекислый газ

А6. В результате реакции мрамора с соляной кислотой образовался раствор, при выпаривании которого в пробирке остались кристаллы

1) хлорида натрия

2) хлорида кальция

3) хлорида калия

4) хлорида бария

А7. В результате реакции мрамора с соляной кислотой реагентом (исходным веществом) и продуктом реакции соответственно являются

1) мрамор, соляная кислота

2) соляная кислота, хлорид кальция

3) хлорид кальция, мрамор

4) хлорид кальция, соляная кислота

А8. Химический процесс происходит при

1) растворении сахара в воде

2) испарении воды при сушке белья

3) приготовлении яичницы

4) разрезании бумаги с помощью ножниц

А9. Углекислый газ можно обнаружить, пропуская его через

1) родниковую воду

2) водопроводную воду

3) кипячёную воду

4) известковую воду

А10. На рисунке, иллюстрирующем выделение тепла при растворении щёлочи в воде, показано горение паров

4) продуктов реакции эфира со щёлочью

В1. Веществами являются

В2. Установите соответствие между названием явления и его типом.

С1. Запишите в таблицу названия тел и веществ: проволока, вода, сахар, линейка, железо, стакан, графит, льдина, гвоздь, кислород, кирпич, бумага.

Домашнее задание: (на выбор)

1) Задания 1-3 [4, с. 22]

1. Приведите примеры физических и химических явлений. По каким признакам можно отличить физическое явление от химического?

2. Приведите примеры химических реакций, происходящих в природе и организме человека

3. Какой процесс – химический или физический – происходит 9 : а) при образовании ржавчины на железных предметах; б) при выветривании горных пород; в) при испарении воды из водоёма (озера, моря); г) при сжигании бензина в двигателе автомобиля; е) при потемнении изделий из серебра.

2) Задание 5. Домашний эксперимент + отчёт о домашнем эксперимента [4, с.22]

Дома проведите следующий опыт: положите в стакан одну чайную ложку уксуса (столовый уксус – это раствор уксусной кислоты). С помощью горящей спички выясните, какой газ выделяется в результате протекающей реакции. Узнайте у родителей, в каких случаях применяется эта реакция, называемая в быту гашением соды.

3) Лабораторный эксперимент (на факультативе или в плане внеклассной работы) [4, §4] «Изучение физических свойств веществ» — воды, меди, цинка, железа, пластмассы, органических жидкостей в соответствие с планом [4, c .24]. Объём жидкостей измеряется цилиндром, объём твердых веществ по объёму вытесненной воды. Масса может быть измерена по разности масс. Плотность жидкостей может быть измерена с помощью ареометра

4) Составьте описание физических свойств веществ в соответствии с материалом §4 «Описание физических свойств веществ» [4]

1. А хметов, М.А. Готовимся к государственной итоговой аттестации: алгоритм успеха. Химия: 8-9 классы. Учебное пособие. /М.А.Ахметов – М.:Вентана-Граф, 2012. — 174 с. – (готовится к публикации).

2. Ахметов, М.А . Методическое пособие к учебнику Н.Е.Кузнецовой /М.А.Ахметов, Н.Н.Гара. – М.:Вентана-Граф, 2012. – (готовится к публикации).

3. Гара, Н.Н . Рабочая тетрадь к учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гары Н.Н. «Химия 8 кл»./ Н.Н.Гара, М.А.Ахметов. – М.:Вентана-Граф, 2012. – (готовится к публикации).

4. Кузнецова, Н.Е . Химия: 8 класс: учебник для общеобразов. учреждений / Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара. – 4-е изд. перераб. – М.Вентана-Граф, 2011. – 224 с., ил

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] //Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. — Режим доступа: http://standart.edu.ru (14.05.2012).

1 Предполагают достижение учащимся определённого уровня знаний и умений в соответствие с предметными целями обучения

2 Организуется с использованием рабочей тетради

3 Данное задание позволяет закрепить знания учащихся, полученные при проведении лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента, и расширить эти знания, перенеся их на другие явления окружающего мира. Приводятся примеры явлений, с которыми учащиеся сталкиваются в быту, тем самым повышается познавательная активность учащихся.

4 Задание, направлено на закрепление учащимися знаний о признаках химических реакций. Приводятся примеры явлений, с которыми учащиеся сталкиваются в быту, тем самым повышается познавательная активность учащихся.

5 Задание направлено на развитие творческих способностей учащихся. Учащиеся могут предложить явления окружающей жизни в соответствии с указанными признаками из собственного опыта и знаний.

6 Задание полностью построено на явлениях, распространённых в повседневной жизни. Но теперь учащимся необходимо не только отнести явление к физическим, но и дать объяснение, почему?

7 Творческое задание, позволяющее учащимся интерпретировать результаты проведённого эксперимента

8 Тест полностью построен на материалах параграфа учебника, проведённого урока, заданий в рабочей тетради, призван оценить уровень знаний и умений учащихся по материалу изученного параграфа

9 Для стимулирования познавательной активности приводятся процессы, хорошо знакомые учащихся из наблюдений.

Источник

Читайте также:  Рецепт томатной пасты на зиму из помидор в домашних условиях на зиму рецепт
Оцените статью