Пошел не то снег не то град

Содержание
  1. Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку
  2. Упражнение 1Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Выделитеграмматические основы.1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подольдом блестит. 2) Всё проходит да не всё забывается.3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. 4) И сердце бьётся в упоенье и для него воскресли вновь и божество ивдохновенье и жизнь и слёзы и любовь.5) А в городе в эти дни не то зима продолжалась не то весна наступала.6)Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство и тогда уже никто не мог с ним сладить.7) То ли я не жил на этой улице то ли от неё осталось одно название.8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на неКак узнать сколько лет.9) Поросла-убралась ты травой-ковылем да песками ты степьпозасыпалась.10) Сварила бы баба щи да кастрюлю поди поищи.11) И теперь иногда сны снятся да редко да и не то.12) Временами то моросил мелкий дождь то падал крупными хлопьямиснег.
  3. Сложносочинённое предложение

Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку

Практика по материалам открытого банка ФИПИ.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.

Читайте также:  Что может фея льда

2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.

3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.

4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Читайте также:  Можно ли дельфиниум посеять под зиму

6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.

7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу

9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз

10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.

11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.

13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.

14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.

15.
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
5) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.

18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.

19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.

20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.

22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.

1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45

Источник

Упражнение 1Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Выделитеграмматические основы.1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подольдом блестит. 2) Всё проходит да не всё забывается.3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. 4) И сердце бьётся в упоенье и для него воскресли вновь и божество ивдохновенье и жизнь и слёзы и любовь.5) А в городе в эти дни не то зима продолжалась не то весна наступала.6)Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство и тогда уже никто не мог с ним сладить.7) То ли я не жил на этой улице то ли от неё осталось одно название.8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на неКак узнать сколько лет.9) Поросла-убралась ты травой-ковылем да песками ты степьпозасыпалась.10) Сварила бы баба щи да кастрюлю поди поищи.11) И теперь иногда сны снятся да редко да и не то.12) Временами то моросил мелкий дождь то падал крупными хлопьямиснег.

1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

2) Всё проходит, да не всё забывается.

3) Мне не хотелось расставаться с ним, и мы пошли вместе.

4) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

5) А в городе в эти дни не то зима продолжалась, не то весна наступала.

6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство, и тогда уже никто не мог с ним сладить.

7) То ли я не жил на этой улице, то ли от неё осталось одно название.

8) Он засмеялся, и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет.

9) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь,

10) Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи.

11) И теперь иногда сны снятся, да редко, да и не то.

12) Временами то моросил мелкий дождь, то падал крупными хлопьями снег.

Источник

Сложносочинённое предложение

1. Укажите номера сложносочинённых предложений.

1) Наступили холода, и мы переехали в зимний дом.

2) Рано утром, подъезжая к городским воротам, путники увидели старинную башню.

3) В саду распустились цветы и летали пчёлы.

4) Потеплело, но в саду ещё лежал снег.

5) То ли он не выспался, то ли ему просто не нравилась эта поездка.

2. Укажите номера сложносочинённых предложений с соединительным союзом.

1) Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

2) То ли гречка цветёт, то ли речка течёт.

3) Корень учения горек, зато плоды его сладки.

4) Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?

5) Дорога была ему знакома, и ехать совсем недалеко.

3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

1) Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.

2) Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело!

3) Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.

4) Прошёл дождь, и поэтому в лесу появились грибы.

5) Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом.

4. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

1) Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.

2) Мал золотник, да дорог.

3) Или мы начинаем делать всё сначала, или ребята сейчас уедут.

4) Дождь прошёл, но земля была почти сухая.

5) Выпал снег, и вокруг стало бело.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) После пожара долго пахло гарью и оставались стены сырыми.

2) Из-за своей занятости брат так и не смог приехать в деревню и просил нас поклониться отчему дому.

3) Из-за долгого перехода люди проголодались и лошади устали.

4) Яркая роскошь южной природы не трогала старика зато многое восхищало Сергея.

5) Лес стал светлее и скоро мы услышали шум дороги.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В доме напротив зажгли свет и оттуда стали доноситься звуки музыки.

2) Ребята подошли к дому и тихо постучали в дверь.

3) Княжна читала бумагу и сухие рыдания задёргали её лицо.

4) Ночь казалась светлее дня и была коротка.

5) Не то шёл дождь не то мокрый снег не то град.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В саду пахло жасмином и летали бабочки.

2) Каждый день штукатурили этаж или вставляли рамы в окна.

3) То ли не было в нём прежнего смятения то ли не жгли теперь с прежней силой душу мысли о прошлой жизни.

4) Поезд стал замедлять ход и через несколько минут остановился на незнакомом полустанке.

5) Снег блестит белым и голубым цветом и в каждой его снежинке отражается лучик солнца.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ещё утром пришёл посыльный и принёс от графа корзину цветов с открыткой.

2) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.

3) Он остановился и долго не мог прийти в себя.

4) Федя никогда не плакал зато находило на него временами дикое упрямство.

5) Княгиня с московским гостем сидела на скамейке в зимнем саду и вела серьёзный разговор.

9. Найдите неверное объяснение постановки или отсутствия запятой. Напишите номер предложения, в котором допущена ошибка.

1) Лиза слушала с увлечением, и благодарила новую знакомую за столь занимательный рассказ. Сложносочинённое предложение, поэтому перед союзом И стоит запятая.

2) Рассвело, и начали петь птицы. Сложносочинённое предложение, поэтому перед союзом И стоит запятая.

3) При вечернем освещении она мне нравилась всё больше и больше, я тоже понравился ей. Сложносочинённое предложение с соединительным союзом тоже.

4) Низкое солнце ещё греет, но блестит ярче летнего. Простое предложение с однородными членами, поэтому перед союзом но стоит запятая.

5) Дом покрасили краской и разрисовали ставни узорами. Простое предложение с однородными членами, связанными одиночным союзом И, поэтому запятая не ставится.

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Духовной жаждою томим (1) в пустыне мрачной я влачился (2) и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. (А. С. Пушкин)

Кучер вдруг осадил лошадей (3) и коляска остановилась у дома (4) выкрашенного заново в серый цвет.

К вечеру прекратился дождь (5) и утих ветер.

11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Потолки были везде расписаны пёстрыми узорами (1) и небольшие белые двери всегда блестели.

Негодование росло (2) и дамы стали говорить о нём в разных углах самым неблагоприятным образом.

Похолодало (3) и пошёл снег.

Духом-то я уже давно смирился (4) да и голове моей всё ещё не хотелось нагнуться.

Казалось (5) отец приедет (6) и всё изменится.

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На даче жили дальние родственники его друзей (1) однако (2) этих родственников Муравьёв никогда не видел.

Из открытых окон тесных (3) и грязных гостиниц слышалась заунывная (4) и удалая венгерская музыка (5) звон посуды (6) и шумные разговоры.

13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впереди уже были видны ряды серых шинелей (1) и офицер (2) увидав Багратиона (3) с криком побежал за солдатами.

Вечером пришёл дядя Миша (4) но он тоже не замечал меня.

К утру небо расчистилось (5) и выглянуло солнце.

14. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он только по-рыбьи зевал ртом (1) и скрёб пальцами ошпаренные ручки кресел.

Бывало (2) приходили гости (3) и мама музицировала.

Васька не пошёл в дом (4) да и я тоже не решилась.

15. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Изредка вдали зачернеет кибитка (1) разбитая калмыками- табунщиками (2) да пройдёт косяк степных лошадей.

Дети были (3) наверно (4) очень дружны (5) и Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины.

В большой зале уже гремел оркестр (6) и начались танцы.

1. Укажите номера сложносочинённых предложений.

1) У перелётных птиц две земли, и всю жизнь они тоскуют по ним.

2) Новорождённая ночь так свежа и ясна, и тени, брошенные ею на всё кругом, тихо колышутся.

3) В праздничные дни около шалаша целая ярмарка и за деревьями поминутно мелькают красные уборы.

4) На улице не то что-то горело, не то всходила луна.

5) Дождь, моросивший весь день, неожиданно кончился и обрадовал этим всех живущих на свете.

2. Укажите номера сложносочинённых предложений с соединительным союзом.

1) Надо было бы сегодня поехать к знакомому профессору, да нет охоты, силы, желания.

2) Облокотись на стол, он был углублён в свои думы, однако, увидев меня, сразу повернулся и поздоровался.

3) Не то мысли его мучили, не то воспоминания не давали заснуть.

4) Суровый взгляд отца её поразил, также она почувствовала его беспокойство.

5) Гремел гром, и шёл дождь, и сквозь дождь лучило солнце.

3. Укажите номера сложносочинённых предложений с разделительным союзом.

1) То багровый свет заливал занавес театра, то окутывал всех запах олифы, то слышались громкие звуки.

2) Я внутренне хохотал и даже два раза ему улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил.

3) Солнечное утро чуть морозило, и было совершенно тихо.

4) Заря осветила небо, а лес оживился утренним пением птиц.

5) Он верил её словам, или ему просто хотелось ей верить.

4. Укажите номера сложносочинённых предложений с противительным союзом.

1) Эта работа, такая простая на первый взгляд, требовала навыка, и не все смогли справиться с ней.

2) Розовый свет зари сыпался на белые гранитные стены, а башня замка вся горела на солнце.

3) В ясный день отсюда можно было видеть лежащий в широкой излучине город, но добраться до него было очень непросто.

4) Не то туман сползал на поля, не то где-то горело, не то вечерняя роса создавала нежную дымку.

5) Ехали мы долго, в течение трёх часов, зато хозяева нас гостеприимно встретили.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мы вышли на лесную дорогу чёрную от грязи и побрели по колеям полным воды.

2) В сосновом лесу стояла глубокая тишина и было прохладно.

3) Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.

4) Дорога к озеру была очень живописна и радовала меня своей нетронутой красотой.

5) Я крепко спал однако хриплые крики петухов разбудили меня на рассвете.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Деревенские жители любили собирать грибы и ягоды шишки и сухостой.

2) Самая молодая женщина запела глядя на закат и глаза её казались золочёными.

3) Налетел ветерок и на подоконник упали капли росы.

4) Охотник при слабом свете свечи прочитал записку и тотчас же выбежал во двор седлать лошадь.

5) Мальчик постоянно приносил домой то брошенную кошку то бездомную собаку то невесть откуда появившуюся морскую свинку.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вечером шли на пруд и долго плавали на лодках среди зарослей кувшинок.

2) Голос лился широко и красиво и мы все молча сидели и слушали.

3) В столовой на снежной белой скатерти стоял большой букет ландышей и вся комната была наполнена их запахом.

4) Ни с отцом ни с матерью ни с братом ни с другом он не мог обсудить главный для себя вопрос.

5) Вода в Ларином озере была очень тихая и только у берега чуть вздрагивала.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В весеннем саду заливались соловьи и кукушка подавала свой голос.

2) Маргарита ударила по клавишам рояля и по всей квартире пронёсся первый жалобный вой.

3) Море дышало влажным ароматом и ласково звучало.

4) Он рассеянно улыбнулся и вышел и вскоре внизу хлопнула дверь.

5) Я долго прислушивался к тишине ничем не нарушаемой однако вскоре несмотря ни на что заснул.

9. Найдите неверное объяснение постановки или отсутствия запятой. Напишите номер предложения, в котором допущена ошибка.

1) То туман всё заволакивал, то начинал идти мелкий моросящий дождь. Сложносочинённое предложение, поэтому перед повторяющимся союзом то поставлена запятая.

2) Спектакль окончился, однако публика долго не расходилась и аплодировала актёрам. Сложносочинённое предложение, поэтому перед союзом однако поставлена запятая.

3) Июньским вечером всё затихает, и соловьи начинают петь свои песни. Сложносочинённое предложение, поэтому перед союзом И поставлена запятая.

4) Из раскрытого окна потянуло прохладой, и мне стало холодно. Сложносочинённое предложение, поэтому перед союзом И поставлена запятая.

5) Мы сидели на краю извилистого и голого оврага и смотрели вниз. Простое предложение с двумя рядами однородных членов, запятая не ставится.

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ясная и тёплая погода (1) установившаяся в течение последней недели (2) не могла помешать нашей поездке (3) и мы отправились в путь.

Река текла заметно медленнее (4) и только там (5) на высоких камнях (6) попадались перекаты (7) и мы гребли осторожнее.

На полях расцветает лён (8) и появляется голубая дымка.

11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Весна начинается медленно (1) и осень незаметно подкрадывается.

Рассветало (2) и лучи солнца кое-где уже окрасили стены белых изб в розовый цвет.

Ревела гроза (3) и дождь заливал сад (4) и веранду.

Все стали готовиться к ночлегу (5) и я тоже поставил свою палатку.

Между камнями вилась тропинка (6) и я пошёл по ней (7) но вскоре заблудился.

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На пути нам встречались каскадные горные ручьи (1) и глубокие овраги (2) и в некоторых из них ещё лежал снег.

Он пел разлуку (3) и печаль (4) и нечто (5) и туманну даль (6) и романтические грёзы. (А Пушкин)

13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Припоминая дорогу (1) она подошла к берегу (2) и увидела пару белоснежных лебедей.

В полях звенели жаворонки (3) и подавали свой забавный голос степные перепёлки.

Все ребята бросились в воду (4) Колька тоже бросился в воду.

14. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возможно (1) учёные определят возраст нашей цивилизации (2) и совершат много научных открытий (3) интересных всем слоям общества.

Многие (4) увидев землю (5) целовали её (6) и плакали (7) другие же молча смотрели на них.

Лесная лужайка вся насыщена холодной росой (8) и многие цветы ещё не раскрывали венчиков.

15. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сверкая золотистым изумрудным светом (1) насекомые летали под кустами (2) дремавшими под их тихий шёпот (3) и люди любовались этим зрелищем.

Здесь берега реки совершенно пустынны (4) и ты чувствуешь себя затерянным в бескрайних просторах (5) неисследованных и необжитых.

Может быть (6) не вся наша суета неизбежна (7) и волнения присущи всем.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1) Другие скалы походили на ж..вотных птиц или просто к..зались дли(н, нн)ой коло(н, нн)адой.

2) Утром жара (не)сп..дала и (не)было н.. малейш..го дуновения в..терка.

3) Ноч(?) была хотя и тёмная но благодаря выпавш..му снегу можно было кое(что) ра..смотреть.

4) Уже третий час с..дел рыбак и уже (не)сколько раз отча..ние см..нялось у него надеждой а надежда снова пок..рялась отча..нию.

5) На западе скво(с, з)ь густую хвою ещё виднелись кое(где) клочки бледного неба а внизу на земле уже л..жились ночные тени.

6) Утром солнце взошло во всей своей лучезарной кр..соте но земля ещё хранила на себе следы непогоды.

7) Голоса эти были похожи то ли на тихий ра..говор то ли на ш..пот пробуд..вшихся в гнезде птенцов.

8) Поднявш..йся ночью ветер ра..дувал пламя к..стра и разн..сил искры по полю.

9) Где(то) рядом посыпались стёкла и ветер з..стучал комьями з..мли.

10) Л..мпадка м..га..т и тени пр..ходят в движение и лезут в (полу)открытые (не)подвижные глаза Варьки и складываются в её (на)половину уснувш..м мо..гу в тума(н, нн)ые грёзы.

11) Св..тало и свет ещё (не)погаше(н, нн)ых на шо(с, сс)е ф..нарей был уже (не)нужен и (не)приятен.

12) Вошли Ольшанские мы то(же) вслед за ними вошли.

Подчеркните грамматические основы. Распределите номера предложений по соответствующим графам таблицы.

Сложносочинённое предложение с соединительным союзом

Сложносочинённое предложение с разделительным союзом

Сложносочинённое предложение с противительным союзом

Простое предложение, осложнённое однородными членами

Выполните синтаксический разбор предложения 4.

Напишите номер сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом.

Напишите номер(-а) предложения(-ий), в состав которого(-ых) входит односоставное предложение.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.

1) Многие говорили о случивш..мся или даже соб..рались поехать к месту разлома.

2) Пикник вышел (не)столько весёлым сколько крикливым и бе..порядочно суматошл..вым.

3) Ноч(?)ю было душно и многие спали на открытых те(р, рр)асах.

4) Нашему дедушк.. в этом году стукнуло сем(?)десят семь лет но он всё ещё работа..т с утра до ночи.

5) Луга за Волгой окрасились в бурый цвет в городе то(же) все краски п..блёкли.

6) Потом ещё минут пять пр..должала она ра..говор в этом роде а граф всё стоял перед нею с п..дносом.

7) Ни о чём (не)хочет(?)ся думать или бродят мысли и в..споминания мутные (не)ясные.

8) То т..лега пр..едет со скрипом то раздастся голос какой(нибудь) бабы идущ..й на рынок.

9) Иван работал усердно и переч..ркивал написа(н, нн)ое и вставлял новые слова и даже попытался нар..совать.

10) Снова ударила молния и пр..гремел гром.

11) Подморозило и сани з..носило на каждом (не)большом п..вороте.

12) Мы вернулись однако на душе было (не)спокойно.

Подчеркните грамматические основы. Распределите номера предложений по соответствующим графам таблицы.

Сложносочинённое предложение с соединительным союзом

Сложносочинённое предложение с разделительным союзом

Сложносочинённое предложение с противительным союзом

Простое предложение, осложнённое однородными членами

Выполните синтаксический разбор предложения 5.

Напишите номер сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом.

Напишите номер(-а) предложения(-ий), в состав которого(-ых) входит односоставное предложение.

Редкие тучки еле-еле двигались в накалённой синеве небес. Этим утром Александр Михайлович и маленький Коля ушли на речку с удочками. Зеленоватая вода казалась густой, и лишь медленно проплывавшие по её поверхности соринки указывали на слабенькое течение.

Пряно пахло нагретыми водорослями, тиной, прибрежной сыростью. Клёва не было. Кончик удилища был так мёртво недвижим, что зелёные и жёлтые стрекозы безбоязненно присаживались на него отдохнуть. Глухая тишина не нарушалась, а как бы подчёркивалась монотонным напевом удода, далёким и горестным голосом кукушки.

Уже третий час сидел рыбак, и уже несколько раз отчаяние сменялось у него надеждой, а надежда снова покорялась отчаянию.

Время шло, и сладостная дрёма стала одолевать Александра Михайловича. Он уже хотел было махнуть рукой на ловлю, растянуться на носу лодки и уснуть, но тут кончик удилища резко качнулся, а затем, судорожно содрогаясь, зарылся в воду.

Александр Михайлович вскочил так порывисто, что едва не зачерпнул в лодку воды. На конце лески тугими толчками рвалась в глубину крупная рыба, и лёгкое удилище согнулось вдвое.

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2. Составьте схему разбираемого предложения.

Осколок снаряда порвал струны на скрипке, и осталась только одна. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде.

Война застала на острове нескольких советских музыкантов. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. Ночью актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу. Начинался спектакль, и зрители наводили на актёров узкие лучи карманных фонариков. На Егорова зрители никогда не наводили лучи

фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света для него была большая звезда.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно сказал: «А Паганини играл и на одной струне. »

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, великим музыкантом!

Всё же он медленно поднял скрипку к плечу и заиграл. Неожиданно одна струна запела, будто запели все струны. Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко.

В коротком антракте войны, в глухом лесу звенела и росла мелодия Чайковского.

(По К. Паустовскому)

Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

Источник

Оцените статью