Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные»
Aнна Ншановна Узунян
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные»
Интеграция ОО:
«Социально-коммуникативное развитие», » Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
— расширить знание детей о зимних изменениях в природе и приспособлением разных животных к зимним условиям;
— обратить внимание детей на отличительные особенности животных нашего региона;
— развивать логическое мышление, умение делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;
— воспитывать бережное отношение к миру животным.
Предварительная работа:
рассматривание альбомом, чтение художественных произведений, беседы, отгадывание загадок о диких животных.
Материал:
мольберт, картины с изображением времени года — зима и животных нашего региона (волк, лиса, медведь, белка заяц)
1. Вводная часть
На мольберте выставлена картина с изображением зимы. Воспитатель читает детям загадку
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Как махнула рукавом —
Всё покрыла серебром
Воспитатель: Не пойму, что за тройка прилетела, что за скакуны, да ещё с царицей? Может вы догадались?
(ответы детей: это зима)
Не пойму никак, время года зима, а снега нет, где метель, где трескучие морозы и морозные узоры на окнах? Может вы знаете, почему? (ответы и предположения детей)
Воспитатель: Да, ребята, на Земле, в разных странах разный климат. Где-то круглый год стоит жара, где-то круглый год — зима.
А мы с вами живём в России и щедрая природа подарила нам все времена года. Но даже и у нас в России не одинаковый климат. Есть места, где зимой выпадает много снега, метёт метель, пурга. А есть такие места, как у нас, где почти нет зимы, море не замерзает никогда, может целый день лить дождь, везде пальмы, кипарисы, цветы цветут круглый год. Почему? (ответы и предположения детей)
Правильно, мы живём на берегу Чёрного моря, летом море нагревается и даёт нам тепло, а горы защищают нас от холодных северных ветров.
Знаете, ребята, о чём я подумала? Хотите знать? Как зимуют наши животные в лесу, или у нас нет животных? (Воспитатель выставляет на мольберт тех животных, которых называют дети)
Воспитатель: Давайте вспомним, как зимуют эти животные.
— Какой из зайчиков живёт в наших лесах, заяц- беляк или русак? Почему? (ответы детей)
Зимой, если и выпадает снег, то очень быстро тает. А представьте, что будет, если у зайчика шубка будет белой, на фоне деревьев, чёрной земли, сухой травы, может зайчик быть незаметной? (ответы детей)
Наши зайчики шубку на белый цвет не меняют, чтобы спастись от врагов, а врагов у него много. Только в тех местах, где зима холодная и снежная, заяц меняет цвет шубки на белый. Почему? (ответы детей)
Какими словами можно сказать о зайце? Заяц какой? (ответы детей: трусливый, длинные ушки, беленький, серенький и т. д.)
Когда заяц убегает от волка и лисы, то, как можно сказать о нём (ответы детей: очень быстро бежит) Можно сказать, что мчится без оглядки, несётся стремглав.
Давайте, вспомним всё про белочку. Где зимует? Чем питается? Зачем белке нужен хвост? (ответы детей: живёт в дупле на дереве, собирает грибы, ягоды и т. д.)
Белочка очень трудолюбива и хозяйственна. У неё есть кладовые в лесу, всё что найдёт складывает, а к концу осени утепляет дупло и спасается от холодного ветра, дождя и снега. А пушистый хвост помогает держаться в воздухе, как руль, помогает рулить.
А как проводят зиму другие дикие животные, узнаем в следующий раз.
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Как животные готовятся к зиме» Тема: «Как животные готовятся к зиме». Цель: Формирование представлений о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов.
Конспект организованной образовательной деятельности «Домашние животные» по познавательному развитию в старшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с воспитанниками старшей группы с ОНР «Домашние животные».
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Животные Севера» Задачи: ОО «Познавательное развитие». — Познакомить с климатическими условиями крайнего Севера, с животным миром. — Пополнить знания и представления.
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Как зимуют звери в лесу» Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Задачи: формировать умение выделять и характеризовать особенности внешнего.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как появился календарь» Конспект занятия по познавательному развитию. Старшая группа Тема: «Как появился календарь». Цель: познакомить детей с историей возникновения.
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Домашние животные» Цель: познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизнидомашних животных: познакомить с обобщающим понятием.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся» Программные задачи: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные зимой» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое.
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Как животные готовятся к зиме» Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию. Тема «Как животные готовятся к зиме». Программное содержание: 1. Образовательные.
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Как зимуют дикие звери в лесу» Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Как зимуют дикие звери в лесу» Цель: Познакомить детей.
Источник
Беседа в старшей группе «Звери зимой»
Юлия Богер
Беседа в старшей группе «Звери зимой»
Тема: «Звери зимой»
Расширять знания детей животном мире, повадках животных, их особенностях, показать обычных животных, но имеющих интересные особенности.
образовательные: закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение;продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
плакат с изображением «следов» лесных зверей; плакат с изображением диких животных, цветовые модели (соответствующие звери).
чтение рассказов и стихотворений о зиме; рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних загадок, беседа о приметах зимнего периода; наблюдение за снегом; беседа, диких животных и птиц в зимний период;
Ход беседы:Послушайте загадку и отгадайте ее:
Когда повяли все цветы
Мы прилетели с высоты
Мы прилетели на поля
Чтоб стала белая земля. (Снег)
-Правильно это снег. А какому времени года характерно это явление?
-Посмотрите на календарь, с какого числа установилась зима? Учёные считают, что зима устанавливается с 22 декабря. В этот день солнце находится очень низко над горизонтом, день длится всего 7 часов. Сегодня мы отправимся в зимний лес. Будем наблюдать жизнь этого морозного края. В лесу полная тишина. И мы свами будем ходить тихо, тихо, чтобы не нарушить зимнего глубокого сна. кажется, что в лесу все спят, нет никого, нет ничего живого. Но это не так. А вот как, мы это сегодня и выясним.
-Каких зимних лесных обитателей вы знаете? (заяц, волк, лиса, медведь, белка, лось, барсук)
-А вы знаете,что каждый из них приспосабливается к зиме по своему и внешне и внутреннее? Зимой, меж деревьев мы можем даже не заметить. Единственное что подскажет нам о их существовании-это следы. Посмотрите, как много следов в лесу на снегу, их много даже там куда казалось бы зима не могла впустить ни человека ни птицу ни животное. Вот по этим то следам мы будем в лесу ориентироваться и определять кто какой след оставил.
Отгадайте ка загадку:
В гору бегом с горы кувырком? (заяц)
-Зайцы бывают беляки и русаки. В наших лесах живут-русаки. У зайцев очень крепкие ноги, когда он бежит, то передние ноги сзади, а задние спереди. Бегают зайцы во много раз быстрее лис, волков. На зиму зайцы линяют, т. е. меняют шерсть, она становиться у них белого цвета. Зимой зайцам хорошо, они совсем не видны на фоне белого снега, а вот осенью зайцам приходится очень тяжело, линять они начинают до того как выпал снег и ему очень трудно белому спрятаться в темном осеннем лесу. В такую пору заяц нередко становится добычей лисы или волка. Заяц охотится ночью, а днем спит.
В народе говорят: Зайца кормят ноги.
-А чем же он питается? (корой деревьев, особенно осин)
-Днем зайка отлежится в ямке, а ночью выходит, где достанется ему кора, а если он в поле, то раскопает снег и достает себе озимые с посевы, которые уже взошли. В зимнюю пору зайцы приносят огромный вред, садоводам, они едят кору и тем самым портят дерево. И когда деревья наливаются жизнью, это дерево либо болеет, либо вообще погибает. В это время у зайчихи появляются зайчата. Они рождаются здоровыми, маленькими, пушистыми, не слепыми. Зайчиха накормит их своим жирным молоком и исчезает, чтобы волк или лисица не нашли ее вместе с зайчонком по запаху. Ведь от зайчихи отдает спец. Запахом, по которому она себя может легко обнаружить себя. А зайчонок еще ни чем не пахнет. Вот и бросает своего малыша зайчиха ради его же спасения. Этого маленького зайчонка всегда накормит другая зайчиха, которая будет пробегать мимо и увидит его. Молоко у зайчихи жирное, зайчонку хватает на долго, после 6-7 кормлений зайчонок становится самостоятельным.Вот идем дальше по лесу и видим:
«Рыжая хозяйка из леса пришла
Всех кур пересчитала, и одну с собой унесла»
Следующая наша попутчица- лиса. Шерсть у лисы к зиме становится грязно рыжей, лапки обрастают шерстью, чтобы зимой не замерзнуть.
— А чем питается лиса?
— Да, лиса может поймать и зайца, но заяц тоже хитер, он умеет так запутать следы, что даже самая хитрющая лисица не сможет найти его. А вот мышами лиса лакомится чаще. Она достает их из нор из под снега. В это время и у лисицы появляются лисята. Мать начинает учить их, как добывать пищу, как хитрить. У лисы очень красивый мех. Лису носят на себе девушки зимой как украшение.
Идем дальше, под ногами скрипит снег, мы проваливаемся по колено и ниже, в вышине воют вершины сосен, трещат от мороза сучья. Мороз щепает нас за щеки, и вдруг …
Телят, ягнят ищет»
— Да, мы видим еще одного грозного обитателя леса- волка. На какое домашнее животное похож волк?
— На собаку — овчарку
— Летом волку хорошо, добычи много, летом в лесу жизнь кипит, а вот зимой среди такой тишины попробуй — ка учуй зайца или другую добычу. Кроме того снег глубокий, волку тяжело ходить, а уж за добычей гнаться – и подавно. Поэтому чтобы было легче поймать редкую добычу, волки живут стаями по 10 – 12 волков. Эти голодные стаи рыщут по лесу, и не дай – Бог, кому ни будь попасться на их пути. Разорвут в клочья. Но как бы, не страшны волки, они приносят огромную пользу. Волки санитары леса, зимой они могут догнать только, слабых, а слабые значит больные. Больных волки съедают, а остальные остаются здоровые, быстрые, ловкие.
Вот и мы с вами давайте притаимся, что бы волки на нас случайно не напали. Оглянемся, вокруг никого, только вьюга воет в вышине, морозный воздух заходит в грудь, а вот взгляните вверх, кто там скачет с сосны на сосну, с веточки на веточку. Кто же это быстрая шалунья?
-Что вы знаете о жизни белки?Чтоони едят (грибы сушоные,шишки,орехи,ягоды)
-Белка это самый ценный пушной мех-зверь. На зиму белка линяет, она становится серой. А летом, какого цвета шерсть у белки? (рыжая)
Белка попрыгунья она может прыгнуть в длину 4-5 метров. Зимой белочку совсем не видно. Она серая и ствол сосны тоже серый, поэтому ей легко скрыться. Где живет белка? В дупле старом, где раньше жил дятел.
-Если белочка не найдет дупло по осени, то она строит гнездо. Она большая мастерица. Белка запасает на зиму корм. В лютый мороз белка сидит, а дупле. А когда станет немного теплее выходит из дупла и ищет свои запасы. Вот копает под снегом лапками. Вытащила желудь,гриб,полакомилась,закапала и дальше побежала. Бывает, что белкины запасы уже кто-нибудь съел. Например, сойка. Но белка не унывает, у нее много запасено. Все равно на зиму хватит. А и сойкам тоже питаться надо. Это лютое время у белки появляются бельчата,5-6 штук. Они слепые, беспомощные. Долго белка обхаживает их. Иногда 1.5 года. Но у белки есть свои враги. Это рысь, хитрая хищница,похожвя на кошку, только больше по размеру. Рысь вступает в борьбу даже с волком и нередко побеждает. (картина соболя)
-Ну а кто узнал этого зверька?
-Соболь –хищник, он меньше кошки, его мех очень ценится. В наших лесах было очень много соболей, но их истребили, сейчас охота на соболей запрещена. Соболь занесен в красную книгу. Сейчас есть заповедники, фермы, где соболей разводят в неволе. У соболей рождается 3-4 малыша. Они беспомощные, слепые. Соболиха, как и белка долго кормит своих детенышей.
-ребята а каких вы знаете животных, которые впадают в спячку?
-Медведь, барсук, ёж.
— Ёж поздней осенью делает гнездо, носит в него запасы. Если до наступления зимы ёж не успел лечь в спячку, то он погибает. Всю зиму ежи спят, ранней весной они справляют свадьбу. Позже появляется потомство,у ежат нет иголок. Вместо иголок у них «пушистые иголки« совсем не колючие. Только когда ёж взрослеет, иголки у него грубеют и становятся его надёжной защитой.
Идём дальше. Тише. Прислушайтесь. Может быть мы встретим в зимнем лесу медведя?
-Медведи поздней осенью залегают в спячку. Медведь-большое животное. Рост- 2.5- 3 метра, вес- 300 кг, они быстро бегают, лазают по деревьям, известно, что медведи большие сластёны. За лето медведь накапливает много жира и спит всю зиму. В феврале у медведя рождаются медвежата. Они по 500 гр., маленькие, беспомощные.
-Какие животные ещё спят зимой?
-Да, но когда оттепель они просыпаются, кормятся, а когда непогода и мороз- вновь ложатся в спячку.
-Тихо, тихо кажется мы слышим шаги хозяина нашего сибирского леса. Да, это он. Кто же это?
-Лоси — огромные красивейшие копытные, их рост достигает 2,5м, а вес- 650 кг. У лося на голове есть рога. Кто видел такие рога? Может у кого-то дома есть? У лося стройные, сильные ноги, поэтому лось везде может пройти. На лосиных фермах доят лосих. Молоко лосих жирное- 6% жиру, оно питательное, целебное. В зимние времена трудно приходится лосям. У них тоже есть свои враги. Это волки, рыси. Им приходится охраняться. Человек должен помогать животным, лесники и ставят в лесу сено, кормушку с солью. Эти места называются, `лесными столовыми` `Ещё лось и сам питается. Он ест кору молодых осин. Лесники кормят их и салом.
-Ребята, все, что мы сегодня видели в безмолвном зимнем крае надо охранять, надо помогать всему живому. Мы знаем такие слова« Охранять природу-значит охранять родину«
— Кто сказал эти слова?
-Вот, чем больше мы принесём добра всему живому, тем больше получим прекрасного и такого-же доброго всего живого, тем лучше, пусть на немножко, на капельку но лучше,жить станет всем нам. Всей нашей необъёмной стране.
«Звери в лесу». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Звери в лесу. Конспект занятия по развитию речи. Цели: Образовательные Развитие словаря: активизировать в речи детей глагольные формы,.
Беседа «Урок дружбы» в старшей группе Задачи. Образовательные: 1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. 2. Формировать умение детей пересказывать короткие.
Беседа о лесе в старшей группе Программное содержание: Учить использовать имеющиеся знания о природе, установление взаимосвязей между растениями и животными леса. Обогащение.
Беседа о семье в старшей группе Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? Семья-это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
Конспект игровой образовательной ситуации «Как дикие звери живут зимой?» ОО («Познавательное развитие» + «Речевое развитие» + «Соц. — комм. развитие») Программное содержание: ОО «Познавательное развитие».Развивать.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как звери к зиме готовятся» Любовь Сушкова Тема: «Как звери к зиме готовятся».
Конспект ОС по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как лесные звери медведь и белка готовятся к зиме» Цели: дать представление о том, что лес – это среда обитания диких животных. Развивать у детей представление о последовательности событий.
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Прощание с зимой» Образовательная область: «Познавательно – речевое развитие», «Коммуникативное развитие» Цель: систематизировать знания детей о временах.
Проект в первой младшей группе «Звери зимой» Проект «Звери зимой» Воспитатель: Кузьмина Т. В. Участники: дети 1-ой младшей группы, педагоги. Цель проекта: Дать представление детям о.
Конспект НОД в старшей группе «Птицы зимой. Снегирь» Конспект непосредственной организованной деятельности в старшей группе. Тема: «Птицы зимой. Снегирь». Цель: Воспитание у детей интереса.
Источник