Правила безопасного движения зимой

Инструкция БДД.04

СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Особенности работы водителя транспортного средства в осенне-зимний период эксплуатации

Осенние дожди, туман, утренние заморозки – все это делает осеннюю дорогу опасной и трудной для тех, кто находится за рулем ТС. В такой ситуации только водитель, умело применяющий все меры предосторожности, сможет преодолеть трудные участки автодороги.

На мокром асфальте и грунтовой дороге, покрытой листьями, особенно опасны обгоны, резкие торможения и перестроения. Следует особенно запомнить, что совершенно недопустима высокая скорость на поворотах, на мокрой дороге и в гололед. Перед поворотом необходимо до минимума снизить скорость ТС, не применяя резкого торможения. Но если возник занос ТС – следует без суеты и нервозности предпринять следующие меры: не выключая сцепления повернуть рулевое колесо в сторону заноса, и плавно притормаживая вывести автомобиль из заноса.

Особое внимание нужно обратить на перекрестки и остановки общественного транспорта, когда автодорога заснежена, они становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей.

Общие правила движения на скользкой автодороге

Необходимо помнить, что в осенне-зимний период световой день короче и водителю ТС приходится больше пользоваться светом фар, поэтому следует снижать скорость, увеличивать дистанцию и боковой интервал по отношению к другим ТС, а также выполнять все действия плавно и не делая резких движений и торможений, строго соблюдать ПДД, не ослеплять водителей встречного ТС, своевременно переключая фары на ближний свет.

Читайте также:  Как коты греются зимой

При движении ТС в дождь и снег необходимо помнить, что при этом уменьшается обзорность с места водителя, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего лобового стекла. При этом увеличивается величина тормозного пути – а значит, повышается общая опасность движения. При движении на подъем следует выбирать такую передачу, чтобы не пришлось затем переключаться до полного завершения подъема. При спуске не следует выжимать сцепление, а вести автомобиль на включенной передаче, плавно используя тормозную систему. Исправные тормоза, рулевое управление, шины и приборы освещения – это основа безопасного движения.

Запрещается подавать резкие звуковые и световые сигналы при появлении пешеходов на проезжей части, т.к. торопясь сойти с проезжей части, пешеход может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущем автомобилем. Помните: опыт, мастерство, внимательность и дисциплинированность – надежная гарантия безаварийной работы в осеннее – зимний сезон.

Действия водителя во время гололеда

Гололёд — опасная пора для водителя автомобиля. Во время движения автомобиля в гололёд от водителя требуется повышенная осторожность. Прежде всего, скорость движения не должна быть выше 20 км/час. Это вызвано тем, что дорога покрыта слоем скользкого льда, в результате чего сильно уменьшен коэффициент сцепления колес с дорогой и вместо нормального качения колес возникает их скольжение и в результате нарушается управление автомобиля.

На скользкой дороге нельзя резко тормозить, так как может возникнуть занос автомобиля. Необходимо помнить, что выпавший снег после гололёда не только уменьшает скольжение, а наоборот увеличивает его. Резкое торможение, в этих условиях, несомненно, может привести к аварии.

Кроме того, занос автомобиля может произойти по следующим причинам:

  • резкое изменение оборотов коленчатого вала двигателя во время движения;
  • неравномерное давление воздуха в шинах колес;
  • неправильное распределение груза в кузове;
  • износ протектора шин;
  • слишком быстрое включение сцепления.

В этих случаях необходимо применять способ комбинированного торможения, т.е. осуществлять торможение двигателя, а тормозом только притормаживать.

Тормозить двигателем следует правильно в такой последовательности:

  • сбросить газ, не включая сцепления;
  • дать промежуточный газ;
  • включить низшую передачу и снова включить сцепление.

При выполнении этих действий автомобиль будет постепенно убавлять скорость. При этом можно не включая сцепление плавно тормозить. Если при торможении происходит занос автомобиля, то необходимо быстро прекратить торможение, выровнять автомобиль, рулевое колесо быстро, но плавно повернуть в сторону заноса, после чего опять притормозить.

Водитель должен помнить, что на скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь автомобиля. Практика показывает, что тормозной путь обратно пропорционален скорости, с которой начато торможение автомобиля. Поэтому дистанция между автомобилями, движущимися по скользкой дороге, должна соответствовать удвоенной скорости движения. Например, если скорость автомобиля 40 км/час, то дистанция между автомобилями должна быть 80 метров.

В условиях ограниченной видимости, а также при движении против солнца, скорость должна быть минимальной, двигаться в дождливую погоду и в гололёд очень опасно и не рекомендуется.

В некоторых случаях для увеличения проходимости, в зимнее время, целесообразно оборудовать автомобиль ёмкостью с песком, посыпав его под колеса можно продолжить движение.

Движение автомобиля по снегу

Движение автомобиля по снегу необходимо совершать внимательно и осторожно. Трогаться с места зимой следует после прогрева двигателя, когда температура охлаждающей жидкости поднимется до 85 — 90º, трогаться следует на первой передаче.

Постепенно и очень медленно повышая обороты коленчатого вала двигателя нужно переходить на повышение передачи. Хорошо накатанная снежная дорога обычно не вызывает никаких трудностей. Однако, при движении по наезженной и скользкой снежной дороге значительно уменьшается сцепление колес с дорогой. В подобных случаях не рекомендуется резко поворачивать руль или резко тормозить. Перед поворотом, во избежание возможного заноса автомобиля, заранее снижать скорость.

Особенно внимательным следует быть при движении по снежной целине. Чтобы предотвратить всякие происшествия, хорошо заранее сделать изучить путь, определить сложные места. Двигаться по снегу нужно без остановок и переключения передач, так как это приводит к снижению скорости автомобиля, а после остановки с места тронуться значительно труднее.

При движении по снежной целине следует по возможности выбирать высокие участки местности, в таких местах снежный покров менее глубокий. Установлено, что при глубине мягкого и рыхлого снега в 1.5 величины дорожного просвета автомобили утрачивают способность преодолевать целину. Если по снежной целине проложена колея, то следует ехать по ней, не отклоняясь в сторону, так как по колее сопротивление движению снижается в 2 раза, скорость движения по снежной колее не должна превышать 40 км/час. Превышение этой скорости может вывести автомобиль в сторону из колеи и затянуть в снег. В некоторых случаях перед началом движения по глубокому снегу, для улучшения проходимости, рекомендуется снижать давление в шинах. Это снижает давление колес на снег. В стандартных шинах, как исключение, допускается снижение давления в шинах при преодолении наиболее труднопроходимых участков снежной целины небольшой протяженности, не более чем на 20 — 25 % от нормального давления.

Небольшие снежные сугробы следует преодолевать с хода при этом въезжать в снег нужно обязательно под прямым углом к сугробу, чтобы избежать заноса автомобиля.

Источник

Зимнее вождение: 7 основных правил безопасности

Секреты безопасного зимнего вождения на автомобиле

Сегодня мы поговорим о том, что волнует каждого автомобилиста: о зимнем периоде вождения. Хоть зима во многих регионах России стала менее экстремальной, как по температурным режимам, так и по снежному покрову, но холодное время года остается более сложным временным промежутком для любого водителя. Никогда не знаешь, что произойдет в следующий день – резкое похолодание или снегопад, а может быть, пойдет ледяной дождь и дороги превратятся в каток. Потепление также не дает уверенности: ехать по толстому слою слякоти – то еще «удовольствие».

Важно, чтобы в таких условиях водитель знал, как справиться с капризами природы. Что нужно сделать перед зимой для того, чтобы ваш автомобиль не подвел при непростых метеоусловиях? Повторим общие концепции безаварийного вождения в зимний период. Что нужно помнить зимой и что обязательно – подчеркиваем, ОБЯЗАТЕЛЬНО! – нельзя забывать при эксплуатации автомобиля в это время.

Зимние шины

Первое, о чем нужно помнить, – о главном элементе зимней безопасности. Это значит, что на машину нужно поставить зимние покрышки. Состояние шин и протектор должны быть достаточными для безопасного передвижения по любой поверхности: лед, снег и непонятная коричневая жижа.

Цепи на колеса

При эксплуатации автомобиля в особо сложных условиях не повредят цепи или ремни противоскольжения. Современные вспомогательные цепи устанавливаются быстрее и проще своих более ранних аналогов.

Не стоит забывать, что на асфальте или при движении на дорогах общего пользования их необходимо снимать.

Важный набор

Снеговая лопата. Возите ее в багажнике. Можно взять компактный вариант. Она пригодится не только для расчистки снега, но и для раскапывания грунта, чтобы бросить его под ведущие колеса. Также ей легко раскидывать для этих же целей песок.

Теплые варежки и шерстяное одеяло, а также теплые носки. Занимают мало места в салоне, но в случае поломки или внештатной ситуации помогут вам согреться и дождаться помощи или произвести ремонт автомобиля своими силами.

Термос с горячим чаем и запас нескоропортящихся продуктов. Еще один важный момент, о котором стоит помнить при дальних поездках в малолюдных местностях в зимний период. Берите с собой запас еды (гренки, сухарики, мюсли и шоколад или аналоги по вкусу) и обязательно теплый напиток.

Возможно, запасы вам не пригодятся, но лучше подготовиться к непредвиденным ситуациям в дороге с максимальной тщательностью.

Смартфон и пауэрбанк для него. Это, возможно, первые две вещи, без которых нельзя садиться за руль. При помощи телефона вы сможете вызвать помощь или оформить ДТП, а с помощью пауэрбанка зарядите телефон в том случае, если он разрядится. Не всегда подключенный в прикуриватель смартфон будет адекватно заряжаться, поэтому пауэрбанк – очередная важная вещь в списке.

Фонарь. Тоже должен быть в багажнике. Под капотом возиться или заменять колесо в темноте – не самая простая задача.

На что обратить внимание при зимнем управлении?

Проверьте щетки стеклоочистителя. Они должны хорошо счищать грязь и не оставлять разводов. Долейте жидкость в бачок стеклоомывателя и возьмите про запас канистру с незамерзайкой.

Проверьте работоспособность обогревателя заднего стекла и боковых зеркал.

Посмотрите на работу фар, в том числе дальнего света и противотуманок. Перегоревшие лампочки замените.

Это самые важные элементы, позволяющие максимально увеличить обзорность в ненастье.

Также держите аэрозольный размораживатель автомобильных стекол и пластиковый скребок в машине.

Обогрев и запотевание

Современные автомобили нашпигованы продвинутыми системами отопления и вентиляции салона. Не стоит ими пренебрегать. Но прежде чем использовать их по назначению, неплохо прочитать инструкцию, поскольку, как показывает практика, даже автомобилисты, владеющие машинами по несколько лет, нередко не догадываются о всем многообразии функционала своей машины.

«Поигравшись» с настройками, можно найти оптимальные комфортные тепловые режимы.

Холодным или влажным днем часто можно увидеть автомобили с запотевшими боковыми и лобовым стеклом. При этом включение теплого обдува не решает проблему. Скорее всего, воздуховоды забиты опавшей листвой или другим органическим мусором. Проверьте и при необходимости очистите.

Также решить проблему помогает обдув лобового стекла:

При этом автоматически включится кондиционер. Это позволит направленному осушенному воздушному потоку быстрее справиться с запотеванием и устранить его в кратчайшие сроки. По мере осушения воздуха от конденсата избавятся и боковые стекла.

Если такого функционала у вас в машине нет, немного приоткройте одно или два боковые стекла, позволяя влажному воздуху выходить наружу, снижая влажность в салоне.

Вождение в туман

В зависимости от густоты тумана включайте либо передние противотуманки, либо противотуманные фары на задних фонарях.

ВАЖНО! Не используйте противотуманки в ясную погоду или в дождь/снегопад. В частности, это касается задних противотуманных фар. Включив их в неподходящих погодных условиях, легко ослепить других водителей. Будьте внимательны и не забывайте, что на дороге вы не одни.

Еще пару советов на зиму

Перед зимой убедитесь в исправности системы охлаждения. В холодное время года автомобили также могут закипеть, стоит об этом помнить.

Обработайте резиновые уплотнители дверей силиконовой смазкой для лучшего открывания/закрывания дверей.

Замерзший замок можно разморозить при помощи ключа, разогрев его зажигалкой.

И не забудьте проверить емкость аккумулятора. При необходимости подзарядите его.

Движение на автомобиле зимой

Золотое правило при движении по скользкому дорожному покрытию – делать все максимально плавно и аккуратно: это хороший совет для вождения в любых условиях, но он становится жизненно важным, когда на дороге лежит снег или она обледенела. Вы должны постоянно осознавать опасность заноса, потому что сцепление шин автомобиля зимой значительно снижается.

Занос неизменно провоцируется резким движением рулевого колеса или слишком грубым использованием педалей тормоза или акселератора. Спешка хороша в других ситуациях, зимой – помните об этом! – важно управлять автомобилем плавно и четко!

Тем не менее в зависимости от технической оснащенности вашего автомобиля (наличие системы ABS, динамической стабилизации и других вспомогательных технологий), а также от типа поверхности и погодных условий не всегда плавное нажатие на педаль тормоза приемлемо. Современные автомобили при помощи электронных систем неплохо помогают справиться с внештатными ситуациями, правда, при этом важно помнить, что главным элементом управления все же остается водитель.

Наглядный пример торможения с включенной или выключенной антиблокировочной системой: Как остановить автомобиль на снегу с системой ABS

Вот еще наглядный пример распространенного явления – заноса. На скользкой поверхности он более вероятен, а поэтому нужно знать не только теорию, но и изучить практику. Первое, теория, выглядит следующим образом:

Второе – практики лучше всего набраться с опытным инструктором в школе экстремального вождения.

«Чтение» дороги

Мы уже говорили, что зимой нужно быть внимательным и многое знать. В эти знания также включено «чтение» дороги и дорожной ситуации.

Например, в морозную ночь, когда полотно дороги обработано реагентом, стоит держать в уме, что обочина, как правило, более скользкая и съезд на нее на скорости может привести к неконтролируемому заносу. Даже если вы «задели» ее правыми колесами, это также может спровоцировать занос.

То же самое происходит с второстепенными дорогами. Их не обязательно чистят с использованием реагентов, поэтому снижайте скорость, двигаясь по ним.

«Черный лед»

«Черный лед». Даже если дорога кажется чистой, а мороза нет, на полотне может образовываться тонкая, невидимая наледь. Особенно на мостах и путепроводах, в низинах и в тени или в сумерках. Этот тонкий слой крайне коварен из-за того, что практически не виден глазу и чрезвычайно скользок.

Использование вашей наблюдательности может избавить вас от многих проблем, которые зима может подбросить вам.

Застрял на машине в снегу

Если застряли. И наконец, что делать, если застряли? О том есть у нас целая статья: Вот как вытащить застрявший автомобиль из глубокого снега

Вариантов самопомощи существует много – это и активные действия рулем, и раскачка автомобиля газом-тормозом, и помощь друзей, которые могут постараться подтолкнуть, и работа с лопатой, и подкладывание ковриков или картонок под колеса (только не вздумайте обрывать ветки деревьев в городе, вы будете удивлены, какой вам выпишут штраф, если поймают за такого рода вандализм). И вплоть до снижения давления в шинах.

Главное – помните, что, согреваясь в автомобиле с заведенным двигателем, следите за направлением ветра. Если задняя часть машины стоит с наветренной стороны (обращена туда, откуда дует ветер), то долго сидеть в салоне нельзя – можно угореть, поскольку выхлопные газы будут лететь в салон и просачиваться сквозь щели, скапливаясь внутри.

Поэтому лучше всего после неудачных попыток выехать позвонить в службу эвакуации или другу на внедорожнике, надеть теплые носки и варежки (которые должны лежать про запас) и, запивая неприятность горячим чаем из термоса, ждать спасения.

Источник

Оцените статью