ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СНЕГОБОРЬБЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ОАО «РЖД».
КОНСПЕКТ ПО КУРСУ
Обучение первозимников (1 модуль)
Разработала: Тимошенко Т.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СНЕГОБОРЬБЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ОАО «РЖД».
Виды метеорологических явлений, их характеристики, степени влияния на работу железных дорог
Опасные метеорологические явления – это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный ущерб.
Особо сложные погодные условия для железнодорожного транспорта – понижение температуры воздуха до 30 0 С и ниже; усиление ветра до скорости 25 м/с и более; снегопад; метель; гололедно-изморозевые отложения; дождь (ледяной дождь) и т.п.;
Отложения снега на пути образуются при снегопадах и метелях, которые как природные явления в зависимости от осадков характеризуются следующими признаками:
— снегопад — выпадение снега при отсутствии ветра;
— поземка (низовая метель) — перенос ранее выпавшего снега при скорости ветра 5-10 м/с, но при отсутствии снегопада;
— верховая (общая) метель — выпадение снега при ветре и одновременный его перенос.
Снегопады подразделяются на умеренные, сопровождающиеся высотой снегоотложения h = 5-9 см снега за сутки (для мокрого снега – 3-7 см в сутки), значительные с h = 10-19 см в сутки (мокрого снега – 7-14 см в сут) и сильные с h более 20 см в сутки (для мокрого снега более 15 см в сутки).
По опасности как метеорологические явления снегопады подразделяют на:
— умеренные, относимые к опасным явлениям (ОЯ), особенно для крупных станций и узлов в ночное время;
— значительные, особо опасные явления (ООЯ);
— сильные, сверхопасные явления (СОЯ).
При этом различают метели:
— умеренные (ОЯ) продолжительностью до 3-х ч и при скоростях ветра не более 10 м/с,
— значительные (ООЯ) продолжительностью от 3-х до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с,
— сильные (СОЯ) продолжительностью 12 ч и более, при скорости ветра 15 м/с и более.
Таблица 1. Перечень опасных метеорологических явлений.
Наименование опасного явления | Количественная характеристика метеорологического явления | Меры, принимаемые в соответствии с оперативными планами снегоборьбы |
Снегопад умеренный | Выпавший снег, ливневый снег с количеством 5 – 8 см за период времени 24 ч. | Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила 1 очереди, при необходимости снегоуборочная техника. |
Снегопад значительный | Выпавший снег, ливневый снег с количеством 10 — 19 см за период времени 24 ч. | Необходимо задействовать снегоочистительную и снегоуборочную технику, стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Снегопад сильный | Выпавший снег, ливневый снег с количеством не менее 20 см за период времени не более 12ч. | Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Снегопад с мокрым снегом умеренный | Выпавший снег, ливневый снег с количеством 3 — 7 см за период времени 24 ч. | Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила 1 очереди, при необходимости снегоуборочная техника. |
Снегопад с мокрым снегом значительный | Выпавший снег, ливневый снег с количеством 7 — 14 см за период времени 24 ч. | Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов, внеочередные осмотры устройств контактной сети и воздушных линий. Организуется очистка проводов воздушных линий от снега. |
Снегопад с мокрым снегом сильный | Выпавший снег, ливневый снег с количеством 15 см и более за период времени 24 ч. | Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов, внеочередные осмотры устройств контактной сети и воздушных линий. Организуется очистка проводов воздушных линий от снега. |
Метель умеренная | Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра до 10 м/с. Продолжительность менее 3 ч. | Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Метель значительная | Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра до 10 — 14 м/с. Продолжительность от 3 до 12 ч. | Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Метель сильная | Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра не менее 15 м/с и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м, продолжительностью не менее 12ч. | Требуется принятие экстренных мер по обеспечению снегоуборочных работ. Привлекается рабочая сила 1, 2 и 3 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Гололед и изморозь | Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром не менее 5 мм; изморози – диаметр отложения до 20 мм. | Назначаются осмотры воздушных линий и контактной сети, при необходимости, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. |
Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром 6 – 9 мм; изморози – диаметр отложения 20 – 49 мм. | Назначаются осмотры воздушных линий и контактной сети, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС. | |
Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром не менее 20 мм; сложного отложения или мокрого (замерзающего) снега – диаметром не менее 35 мм; изморози – диаметр отложения не менее 50 мм. | Назначаются осмотры воздушных линий, на линиях связи организуется обивка наледи с проводов, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС. | |
Низкая температура нар. воздуха | В период с ноября по март значение минимальной температуры воздуха достигает установленного для данной территории опасного значения или ниже его. | Организуются дополнительные обходы и объезды, задействуются мобильные средства контроля состояния рельсов, линий связи, контактной сети. Возможно ограничение весовой нормы грузовых поездов. |
Сильный ветер | Ветер при достижении скорости при порывах не менее 25 м/с, или средней скорости не менее 20 м/с; на побережьях морей и в горных районах 35 м/с или средней скорости не менее 30 м/с. | Прекращаются погрузо-разгрузочные работы. Ограничивается скорость движения электроподвижного состава при автоколебаниях проводов контактной сети. |
Большую опасность для движения поездов представляют метели, при которых образуются заносы пути и плотные снегоотложения. При отложениях снега, даже при спокойном снегопаде, более 20 см выше головки рельса создается опасность схода подвижного состава с рельсов; из-за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок; образование уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки (явление «напрессовки») может привести к аварии поезда; снег на пути увеличивает сопротивление движению, что приводит к повышенному расходу электроэнергии или топлива, снижает скорость движения, а глубокие заносы могут вызвать даже прекращение движения поездов.
Инструкцией по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации в зависимости от интенсивности снегоотложения при снегопадах и метелях повторяемостью не реже 1 раза в 2 года различаются следующие территории (табл.2):
Таблица 2. Характеристика территорий в зависимости от интенсивности снегопадов и метелей.
Интенсивность | Характеристика интенсивности |
Умеренная | Снегоотложения до 10 см за случай; Метели со скоростью до 10 м\с |
Значительная | Снегоотложения до 10-19 см за случай; Метели со скоростью до 10-19 м\с |
Сильная | Снегоотложения до 20-25 см за случай; Метели со скоростью до 20-30 м\с |
Очень сильная | Снегоотложения более 25 см за случай; Метели со скоростью более 30 м\с |
Выбор средств и осуществление тех или иных мероприятий по снегоборьбе, а также очередность их выполнения на конкретных участках пути и станциях производится на основании учета двух основных признаков: категории и степени снегозаносимости. Категория снегозаносимости зависит от поперечного профиля земляного полотна и характеризует уровень опасности заноса того или иного участка пути и угрозы движению поездов и поэтому определяет очередность по времени защиты пути от заносов.
Степень снегозаносимости определяется расчетным годовым объемом в м 3 метелевого снега, приносимого к 1 м пути с вероятностью повторения один раз в 15—20 лет. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на:
слабозаносимые с объемом приносимого снега за наиболее снежную (не менее чем из 10 зим) до 100 м 3 /м;
среднезаносимые 101—300 м3/м, сильнозаносимые 301—600 м3/м и особо сильнозаносимые более 600 м 3 /м.
Таблица 3. Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты
Категория снегозаносимости | Характеристика участков по категориям снегозаносимости | Очередность защиты |
Выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и более; Нулевые места на косогорах; Участки на перегонах с путями в разных уровнях; Территории станций и узлов | Первая очередь | |
Выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места | Вторая очередь | |
Насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах | Третья очередь |
Особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течении зимы наблюдаются снегопады и метели с очень сильной интенсивностью. К сильнозаносимым относятся Южно-Уральская, Свердловская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше Сыктывкара), Октябрьская (выше станции Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью (или наоборот).
К заносимым относятся Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные дороги, а также южные части Северной и Октябрьской железных дорог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с сильной интенсивностью.
К среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью (или наоборот).
Слабозаносимой является Забайкальская железная дорога, на территории которой наблюдаются снегопады и метели с умеренной интенсивностью.
По степени снегозаносимости осуществляется выбор и проектирование типа и снегосборной способности снегозащитных ограждений. Снегосборность защитных ограждений характеризуется объемом задерживаемого ими снега на каждом погонном метре. Для того, чтобы воспрепятствовать приносу снега к пути во время метелей, вдоль него устраивают стационарные или переносные ограждения.
Источник
Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях , а также его дочерних и зависимых обществах (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
«Российские железные дороги»
от 22 октября 2013 г. № 000р
по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ,
а также его дочерних и зависимых обществах
Настоящая Инструкция определяет порядок подготовки к работе в зимних условиях, организацию работ по снегоборьбе, меры по обеспечению безопасности и бесперебойному движению поездов, порядок работы при особо сложных погодных условиях, устанавливает сроки, систему планирования работ и контроль за их выполнением.
Требования настоящей Инструкции обязательны для работников железных дорог, в других филиалах и структурных подразделениях , а также его дочерних и зависимых обществ (далее — ДЗО), участвующих в перевозочном процессе или выполняющих работы по обслуживанию и ремонту объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры, с которыми заключены договоры (соглашения), включающие положения о регулировании вопросов подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы. При наличии в договорах (соглашениях) между и ДЗО вышеуказанных положений такие договоры (соглашения) должны предусматривать условия об обязательном соблюдении действующих в нормативных документов, регулирующих данный вид деятельности, а также о привлечении рабочей силы и техники для снегоборьбы, предоставлении и его подразделениям права осуществления проверок и других контрольных полномочий, предусмотренных настоящей Инструкцией.
Все работы по подготовке хозяйств к работе в зимних условиях должны выполняться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций и регламентов, определяющих по каждому хозяйству порядок технического обслуживания объектов и устройств, инструкций по охране труда, производственной санитарии и других нормативных документов.
В настоящей Инструкции используются следующие термины и определения:
важнейшие железнодорожные станции — крупные сортировочные, грузовые, участковые и пассажирские железнодорожные станции, на которых под председательством начальника железнодорожной станции формируется рабочая группа по снегоборьбе. Перечень таких железнодорожных станций определяется начальником железной дороги;
железнодорожная станция (далее — станция) внеклассная, I, II, III, IV и V класса — порядок определения классности железнодорожной станции устанавливается . Отнесение станций к внеклассным, I и II классов производится начальником дирекции управления движением по согласованию с железной дорогой; станций III, IV и V классов — начальником дирекции управления движением. Отнесение станций к внеклассным согласовывается с Центральной дирекцией управления движением;
метеорологические явления — явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный урон;
опасные метеорологические явления — это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный ущерб;
особо сложные погодные условия для железнодорожного транспорта — понижение температуры воздуха до –30 °С и ниже; усиление ветра до скорости 25 м/с и более; снегопад; метель; гололедно-изморозевые отложения; дождь (ледяной дождь) и т. п.;
отдельный участок железной дороги — зона ответственности заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению), границы которой закрепляет начальник железной дороги;
пассажирский комплекс — Департамент управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки», Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом, региональные службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре — структурные подразделения , Дирекция железнодорожных вокзалов, Дирекция скоростного сообщения, Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава, Центральная дирекция пассажирских обустройств — филиалы и их структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность в границах железной дороги, а также ДЗО, осуществляющие свою деятельность в пригородном сообщении;
«первозимник» — впервые принятый или переведенный из подразделения в подразделение внутри работник, характер работы которого существенно изменился в зимних условиях;
первая очередь по снегоборьбе — работники дистанций пути и путевых машинных станций;
вторая очередь по снегоборьбе — работники структурных подразделений филиалов, ДЗО , а также физические лица (не работники ) на основе договоров гражданско-правового характера (несписочный состав), юридические лица на основе договоров гражданско-правового характера (аутсорсинг, оказание услуг и пр.). Расчет потребной численности работников для организации работ по снегоборьбе с учетом несписочного состава производится в соответствии с Технически обоснованными нормами времени на работы по снегоборьбе [53] и местными метеорологическими условиями в зависимости от интенсивности снегоотложения и снегозаносимости;
третья очередь по снегоборьбе — работники сторонних предприятий и личный состав воинских частей, расположенных в границах железной дороги;
снегоуборочная техника — снегоуборочные поезда, плужные снегоочистители, струги-снегоочистители, электрические роторные снегоочистители, машины пневмоочистительные, вентиляторные и другая техника, предназначенная для очистки железнодорожного пути, стрелочных переводов и уборки снега;
структурные подразделения — структурные подразделения региональных подразделений филиалов (дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, локомотивные, моторвагонные, эксплуатационные вагонные депо, путевые машинные станции и др.), непосредственно участвующие в перевозочном процессе;
хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры — хозяйства: пути, механизации, вагонное, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, диагностики и мониторинга;
штормовое предупреждение — прогноз возникновения опасного или неблагоприятного погодного явления для железнодорожного транспорта (или инфраструктуры).
1.1. Система метеорологического предупреждения и
1.1.1. Организация метеорологического предупреждения и прогнозирования в возложена на отдел гидрометеорологии Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры , а также геофизические станции дирекции инфраструктуры.
Основной задачей отдела гидрометеорологии и геофизических станций является своевременное предупреждение причастных подразделений об ожидаемых опасных явлениях погоды (см. таблицу 1.1.).
Перечень опасных метеорологических явлений
Источник