Применить пузырь со льдом алгоритм

Применение пузыря со льдом: алгоритм, противопоказания, показания

Пузырь со льдом – это емкость из толстой резины с плотно завинчивающейся крышкой, наполняемая кусочками льда или снега, погруженных в холодную воду. Применяется это физиотерапевтическое устройство для эффектов, связанных с суживанием кровеносных сосудов.

В качестве пузыря со льдом могут выступать предварительно охлажденные в морозильной камере солевые грелки, а также специальные гелевые хладоэлементы. Ввиду опасности возникновения повреждений кожи и подлежащих мягких тканей наложение холода назначается врачом, а методика выполнения этой манипуляции объясняется и контролируется медицинской сестрой.

Зачем нужен холод

Локально наложенный холод, суживая кровеносные сосуды не только под местом наложения, но и в некотором радиусе вокруг, приводит к таким эффектам:

  • снижение степени боли;
  • остановка кровотечения из сосудов небольшого диаметра, что используется, в основном, для профилактики посттравматических или постоперационных гематом;
  • снижение температуры тела;
  • уменьшение выраженности воспаления;
  • снижение потребности клеток мозга в кислороде.

Это используется практически во всех областях медицины, но основные специалисты, которые используют влияние холода – это реаниматологи, неонатологи, хирурги, косметологи, невропатологи, кардиохирурги. Последние, правда, не используют локальные охладители: они, охлаждая всю кровь организма, могут несколько минут работать на несокращающемся сердце без осложнений для организма.

Таким образом, пузырь со льдом – процедура серьезная, имеет строгие показания и противопоказания.

Когда нужна локальная холодотерапия

Местный источник холода применяется при:

  • в послеоперационных периодах;
  • в первые сутки после ушиба, растяжения или разрыва связок или сухожилий;
  • при внешних и внутренних кровотечениях;
  • в первые сутки послеродового периода, особенно если есть предпосылки подозревать не самую лучшую сократимость матки;
  • когда болит живот, но не схваткообразно, а боль ноющая, тянущая, разлитая;
  • детям лед применяется после родовой травмы или асфиксии. Тут проявляется научно доказанный и многократно испытанный эффект снижения потребности клеток мозга в кислороде;
  • при нарушении сознания. Здесь срабатывает тот же принцип, что и в предыдущем случае: мозг меньше пострадает, если будет меньше употреблять кислорода;
  • при укусе насекомых и клещей: в сузившиеся сосуды меньше попадет аллергена, впрыснутого насекомым;
  • при тепловом ударе;
  • если внутривенно вводился хлористый кальций, но он попал под кожу;
  • при повышении температуры, особенно у детей. В особенности это касается ситуаций, когда было принято уже достаточное количество жаропонижающих или последние вообще не рекомендованы к употреблению в данной ситуации (например, при лейкозе или при поражении мозга) или у данного человека (при язвенной болезни или аспириновой астме). Конечно, пузырь со льдом может применяться и при любом другом повышении температуры.
Читайте также:  Что лучше для зимы 215 или 225

Такие показания для пузыря со льдом.

При мигрени у детей и взрослых, травмах головы у детей, проведении тепловых процедур, когда прилив крови к голове неприятен или даже опасен, при психическом возбуждении, а также, если ребенок получил травму без повреждения кожных покровов, должны применяться холодные компрессы. Под словом «компресс» в данном случае подразумевается сложенный в несколько раз кусок чистой ткани или бинта, смоченный холодной водой. Его нужно поменять так скоро, как он нагреется от тепла кожи (обычно это 5-7 минут).

Когда нельзя применять лед

Противопоказания к применению пузыря со льдом следующие:

  • переохлаждение;
  • когда, несмотря на высокую температуру тела, отмечается похолодание конечностей (в этом случае нужны лекарства-спазмолитики типа «Но-шпа» в сочетании с растиранием прохладных конечностей тканью, смоченной смесью воды и спирта 1:1);
  • при шоке, то есть состоянии, когда в результате боли, кровопотери, аллергической реакции, обильной рвоты или поноса отмечается снижение давления с похолоданием конечностей;
  • при параличах или парезах;
  • при коллапсе – состоянии, похожем на обморок, с тем отличием, что потеря сознания вызвана резким падением артериального давления;
  • если в животе отмечаются боли схваткообразного характера, вызывающие желание лечь, свернувшись «калачиком».

Последнее состояние называется болями схваткообразного характера и является показанием для постановки грелки. Рассмотрим отличия, когда нужно применение грелки, а когда – и пузыря со льдом:

Симптом Лед Грелка
Травма: ушиб мягких тканей, растяжение или разрыв связок, сухожилий, мышечных волокон В первые сутки В последующие 2-3 суток, для ускорения заживления
Боль под челюстью, в области шеи или над ключицей, когда там определяется «шарик»-лимфоузел Не применяется Если «шарик» свободно катается, болезнен, при этом его появление не связано с опухолью или гнойным процессом
Если «тянет» руку, ногу, отмечаются «прострелы» в шею или лицо Нет Может быть
Покраснел и увеличился сустав, над ним повысилась температура Да Нет
Больно выполнять определенное движение, например, поворачивать голову Нет Да
Схваткообразные боли в животе Нет, до согласования с врачом По совету с врачом
Боли в животе любого характера Да, до осмотра врачом Нет
Носовое кровотечение Да Нет
Кровотечение из влагалища во время беременности Да, по согласованию с врачом Нет
Кровотечение из лунки удаленного зуба Да Нет
Повторное кровотечение из места операции Да Нет
Отек щеки после удаления или после длительной боли в зубе Да Нет
При болях в пазухах возле носа, в области лба или в ухе Нет После осмотра ЛОР-врача, с его согласия
При любых болях в голове, даже сопровождающихся повышением температуры, тошнотой, повышением чувствительности. НО! Если они возникли не у человека, страдающего атеросклерозом, ИБС, тромбозом или сердечными аритмиями. Да Нет
При болезненных участках затвердения в любой области, в том числе и молочных железах, особенно если над ними повышена температура Да Нет
При болях в ухе Нет Если разрешит ЛОР-врач

В любом случае, прежде чем использовать холод или тепло, посоветуйтесь с врачом, чтобы себе же не навредить.

Как прикладывать холод

Алгоритм применения пузыря со льдом следующий. Вам понадобятся:

  • кусочки льда из морозильной камеры. Подойдут или те, которые находились в формочках для льда, или лежали единым конгломератом;
  • если взят конгломерат («глыба»), ее нужно завернуть в 2-3 слоя ткани и поколоть деревянным молотком на небольшие куски;
  • найти полотенце или сухую пеленку;
  • насыпать куски льда или снега в емкость, на 1/3;
  • залить еще на 1/3 холодной водой 10-15 градусов;
  • положить пузырь на горизонтальную поверхность так, чтоб из него вышел воздух и емкость приобрела мягкость и податливость;
  • завинтить крышку;
  • перевернув, проверить на герметичность: из резервуара не должна капать вода;
  • обтереть ледяной резервуар;
  • можно прикладывать, но только – на сухую ткань.

Техника применения пузыря со льдом:

  1. на намеченное место, которое не должно быть открытой раной (в противном случае лед можно наложить рядом), накладывается сухая салфетка или пеленка, сложенная в 3-4 слоя;
  2. на салфетку кладется пузырь со льдом на 15-20 минут;
  3. через это время емкость убирается на 20-30 минут, оценивается кожа, находившаяся под ней (она не должна быть красного или другого цвета, на ней не должны появиться пузыри);
  4. если причина использования льда – кровотечение, отек или высокая температура, повторяем подачу пузыря со льдом через 20-30 минут;
  5. кратность повторений согласовывается с лечащим врачом. Обычно применяется 2-3 подхода дважды-трижды в сутки, но лихорадка или кровотечение могут потребовать другого дозирования. Перерывы на 20-30 минут — обязательны;
  6. по мере таяния вода сливается, а лед – добавляется.

По окончании процедуры воду со льдом надо слить, а пузырь оставить храниться в открытом виде. Класть его в морозильную камеру с водой недопустимо.

Места прикладывания льда

Лед может быть приложен:

  • при нарушениях сознания, головной боли или повышении температуры не вследствие воспаления внутренних органов, а вследствие отека мозга при его воспалении или опухоли – к лобной и затылочной частям головы;
  • при высокой температуре: на область крупных сосудов: в складке между ногой и низом живота (но не касаясь половых органов), кратковременно – на область шеи, в подмышечные впадины, а также – в правое подреберье;
  • на места ушибов или растяжений связок;
  • в области отека и покраснения тканей, если они вызваны нагноением, травмами, укусами насекомых или введением лекарств;
  • при болях в животе – на место боли. Это возможно только после осмотра гастроэнтерологом или хирургом.

Постановка пузыря со льдом ребенку несколько отличается. Тут пузырь кладется не непосредственно на пеленку, которая укладывается на кожу. «Ледяная» емкость располагается на расстоянии 2-3 см от нужной зоны, детям до 3 лет лучше использовать меняемые каждые 5-7 минут холодные компрессы. Если же нужно охладить голову ребенка, используется специальный штатив-стойка, чтобы лед «висел» на расстоянии 6-10 см. В этом случае также можно применять холодные компрессы.

Источник

Манипуляция № 66 «Техника применения пузыря со льдом».

Цель: сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, а также снижение чувствительности нервных рецепторов и уменьшения отека тканей.

Пузырь со льдом применяют:

— при внутреннем кровотечении;

— в начальной стадии некоторых острых заболеваний брюшной полости;

— в первые сутки после травмы /ушибах/;

— в послеоперационном периоде;

— при высокой лихорадке /во II-ом периоде пузырь со льдом рекомендуется подвесить над головой пациента/;

— при укусах насекомых;

— при попадании 10% хлористого кальция под кожу (в первые 2 часа).

— парезы или параличи.

— пузырь для льда;

— воду t 10-12 0 С;

— емкость с дез. раствором.

I. Подготовка к манипуляции

1. Приготовить все необходимое.

Убедиться в целостности пузыря и соответствии пробки.

2. Объяснить пациенту ход предстоящей манипуляции и получить его согласие.

3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

4. Наполнить пузырь кусочками льда на ½ его объема и долить холодной воды до 2/3 объема.

5. Положить пузырь на горизонтальную поверхность, вытеснить воздух из него нажатием руки и плотно закрутить пробку.

6. Перевернуть пузырь пробкой вниз и убедиться в его герметичности.

7. Насухо вытереть пузырь и обернуть его полотенцем (пеленкой).

II. Выполнение манипуляции.

8. При возможности придать пациенту удобное положение.

9. Положить пузырь со льдом на нужный участок тела и оставить его на 20 минут.

10. Периодически оценивать состояние пациента.

11. По мере таяния льда необходимо сливать воду из пузыря и добавлять в него новые кусочки льда.

III. Окончание манипуляции.

12. Через 20 минут снять пузырь со льдом, воду слить.

13. Продезинфицировать пузырь.

14. Снять перчатки, поместить их в дез. р-р.

15. Вымыть и осушить руки.

16. Сделать отметку о выполнении манипуляции в медицинской документации.

Эффективность проведения манипуляции.

Право пациента на информацию, участие пациента, обеспечение безопасности.

Тающий лед поддерживает температуру воды 10 – 12 градусов, что исключает переохлаждение (отморожение) кожи.

Обеспечение герметичности. Создание свободного пространства для воды, образующейся при таянии льда.

Профилактика обморожения кожи.

Удобство проведения манипуляции.

Выполнение назначений врача. Предупреждение отморожений и переохлаждений.

Предупреждение отморожений и переохлаждений.

Предупреждение отморожений и переохлаждений.

Устранение химического воздействия талька на кожу.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

— при необходимости более длительного применения пузыря со льдом каждые 10 -15 минут нужно делать перерыв;

— нельзя замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере, т.к. поверхность образовавшегося конгломерата велика и может вызвать резкое охлаждение тканей и даже отморожение;

— детям на голову пузырь со льдом не кладут, а подвешивают его над головой на расстоянии 6 – 10 см при помощи штатива-стойки.

Источник

Методическая разработка «Применение грелки и пузыря со льдом»

Министерство здравоохранения Саратовской области

государственного автономного профессионального

«Балашовский медицинский колледж»

«Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом»

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

«Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом» — 4ч.

Учебно-методическая разработка ПМ 04.

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Автор: Сорокина Оксана Владимировна

Данная методическая разработка выполнена преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории Аркадакского филиала Сорокиной О.В.

Название: методическая разработка «Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом» по ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг для студентов 2 курса специальности 34.02.01. «Сестринское дело».

Данная разработка предназначена в качестве помощи при преподавателю при преподавании предмета.

Внимание студентов акцентируется на роли медицинской сестры в обеспечении потребностей пациента. Для оптимальной подготовки студента к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского процесса. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений студентов в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями.

В основной части для студентов представлены учебные вопросы занятия, указано оснащение занятия, поставлены цели занятия, а также профессиональные компетенции, которыми должен владеть студент. Для проверки уровня усвоения тем прилагаются тестовые задания, задачи, вопросы.

ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными состоит из трех междисциплинарных курсов: МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг.

Учебно-методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе рабочей программы ПМ 04 по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Обучающимся в процессе обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг: «Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается в том, что обучающиеся в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа обучающихся повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если один обучающийся выполнил манипуляцию неточно, то обучающиеся исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга. Обучающиеся, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех обучающихся.

Для достижения поставленных целей на занятиях использованы комплексы методов обучения:

— словесный (рассказ, объяснение, инструктаж);

— наглядный: метод иллюстраций;

2. Алгоритмический: (работа по набору правил).

3. Самостоятельная работа обучающихся (с методическими указаниями, отработка манипуляций).

4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).

Использованы разнообразные средства обучения:

— информационные (учебник, таблицы);

— методические (методические указания, контрольные задания);

— технические (ноутбук, проектор).

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Балашовский медицинский колледж»

Технологическая карта практического занятия

Название ПМ, раздела, МДК:

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

Специальность, группа: сестринское дело, 621

Тема занятия: Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом

Цели занятия: формирование знаний, умений и навыков по данной теме.

Тип занятия: практическое

применять пузырь со льдом.

осложнения после постановки грелок;

осложнения после постановки пузыря со льдом

дезинфекцию использованного оборудования.

Уровень освоения: 2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

Междисциплинарные связи: истоки — фармакология, основы микробиологии

иммунологии, анатомия человека. Выход — СП в хирургии, СП детям, СП в терапии, СП при инфекционных заболеваниях, основы физиотерапии.

Источник

Оцените статью