Принакрылась снегом это словосочетание или нет
Форум «Казахстан и образование» » Ученический форум » Русский язык » Словосочетание. Способ связи согласование. (Что такое словосочетание, чем выражено главное слово) |
Словосочетание. Способ связи согласование.
Словосочетание указывает на действие и его признак:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Любовь к книге.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.
Ответ: A
Словосочетание указывает на предмет и его признак:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Любовь к книге.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.
Ответ: B
Словосочетание указывает на признак признака:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Любовь к книге.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.
Ответ: E
Словосочетание указывает на действие и предмет:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Голубое небо.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.
Ответ: D
Главное слово выражено именем существительным в словосочетании:
A) Поездка в горы.
B) Стремиться к добру.
C) Приехать летом.
D) Очень увлекательный.
E) Неутомимо трудиться.
Ответ: A
Главное слово выражено глаголом в словосочетании:
A) Наказ отца.
B) По-зимнему холодно.
C) Упорно трудиться.
D) Вековые сосны.
E) Желание учиться.
Ответ: C
Главное слово выражено наречием в словосочетании:
A) Наказ отца.
B) По-зимнему холодно.
C) Упорно трудиться.
D) Вековые сосны.
E) Очень увлекательный.
Ответ: B
Главное слово выражено прилагательным в словосочетании:
A) Наказ отца.
B) По-зимнему холодно.
C) Упорно трудиться.
D) Вековые сосны.
E) Очень увлекательный.
Ответ: E
Словосочетание связано способом согласования:
A) Наши обычаи.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.
Ответ: A
Словосочетание связано способом согласования:
A) Семейный очаг.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.
Ответ: A
Словосочетание связано способом согласования:
A) Строящийся дом.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.
Ответ: A
Словосочетание связано способом согласования:
A) Второй игрок.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.
Ответ: A
Словосочетание – это
A) сочетание частицы с глаголом.
B) сочетание подлежащего и сказуемого.
C) сочетание предлога с именем существительным.
D) сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
E) слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию.
Ответ: D
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.
Ответ: D
По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.
Ответ: D
По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) идущий вслед.
B) белеющая вдали.
C) сдавший экзамен.
D) сапожник-старик.
E) решённая учеником.
Ответ: D
По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) стоит в тишине.
E) принакрылась снегом.
Ответ: B
По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чудное мгновенье.
D) явилась как виденье.
E) явилась передо мной.
Ответ: C
По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) рассек мечом.
B) воззвал ко мне.
C) приник к устам.
D) в пустыне мрачной.
E) явился на перепутье.
Ответ: D
По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) скорбный труд.
B) стремленье дум.
C) храните терпенье.
D) разбудит бодрость.
E) дойдут сквозь затворы.
Ответ: A
По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) черкни на листе.
C) будущей недели.
D) читай с чувством.
E) достань-ка календарь.
Ответ: C
Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
A) Там некогда гулял и я…
B) Я помню чудное мгновенье…
C) Сижу за решёткой в темнице сырой.
D) И шестикрылый серафим на перепутье мне явился.
E) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
Ответ: E
Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
A) Горит восток зарею новой.
B) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут…
C) Дым багровый кругами всходит к небесам…
D) Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.
E) Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…
Ответ: D
Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
A) Ребенка пленного он вез.
B) Дубовый листок оторвался от ветки родимой.
C) Я никому не мог сказать священных слов отец и мать.
D) Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!
E) Однажды русский генерал из гор к Тифлису подъезжал.
Ответ: B
Словосочетание — это сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
В словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (К нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании, одно из них согласование.
Согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову).
Примеры: большой забор, об маленьком мальчике, необыкновенный рассказ, великие дела, молодые учителя, красивый стих, и т.д.
Как Вы уже заметили, от главного слова можно задать вопрос прилагательного: какая, какой, какое?
Насколько я знаю, согласование — это самый легкий вид связи, который не перепутаешь с никаким другим.
Шпаргалка для тех, кому сложно определять:
При согласовании три требования главного к зависимому — род, число, падеж.
При управлении одно требование главного к зависимому — падеж.
При примыкании никто ничего потребовать не может.
Источник
Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Источник
Словосочетания со словом «снег»
Мы смогли составить 36 словосочетаний со словом «снег». Для генерации словосочетаний подбирали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.
- мелкий снег
- колючий снег
- холодный снег
- ранний снег
- мёрзлый снег
- голубой снег
- серебристый снег
- осевший снег
- тёмный снег
- примятый снег
- сплошной снег
- растопленный снег
- пригоршня снега
- шапки снега
- горы снега
- комок снега
- уборка снега
- зима снега
- вихри снега
- кусочек снега
- в ожидании снега
- струи снега
- жажду снегом
- с неба снег
- снег валил
- снег ляжет
- снег сиял
- увидеть снег
- спрыгнуть на снег
- зашагал по снегу
- приминать снег
- вглядываться в снег
- затеряться в снегу
- опрокинуть в снег
- плясать на снегу
- продать снег
Всего подобрано 8 словосочетаний с предлогами и 28 без предлогов, 8 длинных словосочетаний (из трёх и более слов) и 28 коротких.
Источник
III. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы.
– Мы приступаем к изучению нового раздела «Знакомимся со словосочетаниями». Прочитайте тему урока.
– Предложите свой ответ на вопрос заголовка.
2. Упражнение 77.
– Малыш не умеет говорить. А если бы он умел говорить, как должен был выразить свою просьбу?
– Как сказать точнее: что он хотел получить?
3. Упражнение 76 (в тетради-задачнике).
– Замените слова, которые даны в скобках, на более точные.
– Какие слова вы напишете?
– Какой способ сказать точнее вы использовали?
4. Упражнение 78.
– Рассмотрите другой способ для точного определения предметов.
– Как бы вы его охарактеризовали?
5. Упражнение 79.
– Рассмотрите картинки на с. 36.
– Назовите действие, показанное на них, как можно точнее.
– Составьте сочетания слов в рамке.
6. Знакомство с сообщением авторов (упражнение 80).
– Что же такое словосочетание? Как вы понимаете его?
– Что нужно сделать, чтобы составить словосочетание?
– Какое слово в словосочетании называется главным?
– Как обозначается главное слово?
– Какое слово в словосочетании является зависимым?
– Какова роль зависимого слова?
– Подберите подходящие по смыслу слова в примерах сообщения.
– Какое слово в составленных словосочетаниях будет главным, а какое – зависимым?
7. Знакомство с сообщением авторов (упражнение 82).
– Что важное из него вы узнали?
– Что мы будем называть членом словосочетания?
8. Упражнение 83.
– Верно ли мальчик составил словосочетания?
– Какие слова составляют словосочетания?
– Какое существует главное правило для словосочетания? (Зависимое слово связано по смыслу с главным.)
9. Упражнение 86. Выполняется коллективно.
– Добавляйте к главному только те слова, которые связаны с ним по смыслу.
– Запись оформите так:
– Чтобы составить это словосочетание, что нам необходимо было сделать? (Изменить окончания.) Почему?
По ходу выполнения задания задаются вопросы:
– Какие орфографические задачи мы решаем?
– Назовите словосочетания, в которых зависимые слова помогли точнее назвать предметы, а в каких – действия?
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
IV. Закрепление изученного.
1. На доске записаны предложения.
Из густых зарослей вылез маленький барсук.
– Найдите в предложении словосочетания, в которых зависимое слово точнее называет предметы.
Свое гнездо пушистая белка строит в дупле.
– Найдите словосочетание, в котором зависимое слово точнее называет предмет. (Рыжая белка.)
– Найдите словосочетание, в котором зависимое слово точнее называет действие.
2. Игра «Найди пару».
На пушистых ветках
В сонной тишине,
И горят снежинки
– Выпишите словосочетания, в которых зависимое слово точнее называет предмет.
3. Самостоятельная работа.
– Составьте словосочетания по предложенным схемам, обозначьте главное слово, укажите зависимость стрелкой с вопросом.
– Что вы определили по вопросу, задаваемому от названия предмета?
V. Итог урока.
– С каким новым понятием познакомились?
– Какие требования к составлению словосочетания вы запомнили?
Домашнее задание: упражнения 84, 85.
Урок 22
как предметы, признаки, действия
назвать точнее?
Цель: обучить: 1) построению словосочетаний и определению их роли в предложении; 2) построению предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) Упражнение 84.
– С какими словами вы не смогли составить словосочетания? Почему?
б) Упражнение 85.
– Какие словосочетания вы составили?
– На что опирались в выборе слов?
– Какую орфографическую задачу вы решили?
– Назовите еще несколько слов на это же правило.
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 87.
– Запишите словосочетание со словом дом.
– Обозначьте главное и зависимое слова, обозначьте части речи.
– В каком словосочетании зависимое слово с предлогом вносит значение места, а в каком – признака?
– Как вы об этом догадались?
– Зачем нужны нам умения строить словосочетания?
2. Упражнение 89.
– Что вы о нем можете сказать?
– Пользуясь словосочетаниями, составьте распространенное предложение.
– Как лучше расставить слова в предложении? (Обозначайте порядок слов карандашом.)
Стая гусей белых проплывает над теплоходом треугольником.
– В словосочетании мы видим: А в предложении прилагательное обычно ставится где?
– Как лучше употребить: «проплывает над теплоходом треугольником» или «проплывает треугольником над теплоходом»?
– Запишите получившееся предложение.
– Какое из предложений (нераспространенное или распространенное) точнее выражает мысль?
– Как вы думаете, какими членами предложения становятся словосочетания?
– Подчеркните в предложении главные члены, обозначьте части речи.
3. Словарная работа.
а) Допишите по смыслу слова из словаря.
Душистая ____, спелая ____, широкая ____, русский ____, теплое ____, вкусное ____, новые ____.
– Обозначьте (x) в словосочетаниях главное слово.
– Что поясняет зависимое слово?
б) Выберите любое словосочетание и составьте с ним предложение по схеме.
– Какие предложения у вас получились?
– Что поясняет во втором случае зависимое слово?
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, повернуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
4. Упражнение 90.
а) Работа в парах по заданию учебника.
Проверка.
– Какое предложение у вас получилось?
– Сколько словосочетаний в этом предложении?
– Что поясняют зависимые слова?
– Какие ошибкоопасные слова встретились в предложении?
б) Продолжение выполнения задания в тетради-задачнике (упражнение 90). (По вариантам.)
– Составьте предложение. Цифрами показывайте возможный порядок слов в предложении.
– Запишите лучший вариант предложения в тетрадь.
– Можно ли из составленных вами предложений составить картину?
– Прочитайте получившийся текст.
– Укажите в каждом написанном предложении главные члены, укажите части речи.
5. Выписывание словосочетаний.
На доске записаны предложения, указаны главные слова для словосочетаний.
– Выпишите словосочетания. Найдите зависимые слова к отмеченным главным.
– это является словосочетанием? Почему?
IV. Итог урока.
– Зачем в нераспространенные предложения мы включаем словосочетания?
– Как из словосочетаний построить предложения?
Домашнее задание: упражнение 91.
Урок 23
Наблюдаем за значениями словосочетаний
Цель: обучить постановке смысловых вопросов в словосочетании, разъяснить значения словосочетаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) Орфографическая работа.
– Какие слова с непроверяемым написанием встретились в упражнении?
– В каких словах написание необходимо было проверить?
– Объясните постановку букв на месте оставшихся пропусков.
– В какой части слова пропущены буквы?
– Какие части вы нашли в слове заалел?
– От какого слова оно образовалось?
б) Синтаксическая работа.
– В каком предложении вы не смогли подчеркнуть главные члены?
– Какие словосочетания из этих предложений вы можете назвать?
– Что поясняют в них зависимые слова?
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с сообщением на с. 42.
– Что вы узнали из сообщения о главных членах?
2. Порядок выписывания словосочетаний.
(После прочтения сообщения на с. 43 записывают схему действий.)
3. Из упражнения 91 выписать пятое и шестое предложения и словосочетания со всеми обозначениями.
Зашумел у реки зеленый камыш.
(От второстепенных членов вопросы задать нельзя.)
Над рекой повисло цветное коромысло.
– Какие значения вносят зависимые члены?
4. Упражнение 93.
а) Прочитайте сообщение на с. 43.
– О каких двух вопросах идет речь в сообщении?
– Приведите примеры таких случаев.
– Для чего важен смысловой вопрос?
– Зачем нужен падежный вопрос?
б) Определите, какой вопрос нужно поставить. Над правильным вариантом ставьте «+».
5. Знакомство с сообщением на с. 44.
– Какие значения могут быть у словосочетаний?
– Поставьте около словосочетаний из упражнений 92 и 93 тот номер, под которым его значение названо в таблице.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
6. Работа по карточкам.
– Составьте словосочетания (соедините стрелкой). Возле главного слова укажите тот номер, под которым нужное значение названо в таблице (с. 44).
бегает | интересная |
гулял | сестренке |
отправил | исторический |
фильм | быстро |
книга | ночью |
проснулся | по лесу |
рисовал | с дачи |
поздравил | задорно |
игрой | вечером |
поют | занимательной |
наблюдал | картину |
приехал | бабушку |
пишет | радостной |
за хвостом | утром |
качаются | пушистым |
вернулся | из командировки |
для встречи | аккуратно |
встретил | на деревьях |
7. Упражнение 95.
– Определите в словосочетаниях главные и зависимые слова, напишите вопросы и укажите части речи.
– Назовите значение каждого словосочетания, опираясь на таблицу (с. 44).
– Вырази эти же значения по-другому.
– Обозначь в новых словосочетаниях главное и зависимое слово.
– Какие части речи вам встретились в задании?
8. Упражнение 96.
– Запишите первое предложение. Подчеркните главные члены.
– Выпишите словосочетания. От какого слова сначала будете задавать вопрос? (От подлежащего.)
– Можно ли с подлежащим составить словосочетание?
– Сколько словосочетаний выпишем со сказуемым? (2.)
– Запишите второе предложение.
– Можно ли выписать словосочетание с подлежащим? (Да.)
– Сколько словосочетаний выпишем со сказуемым? (2.)
– Можно ли составить словосочетание, задавая вопрос от второстепенного члена предложения? (Нет.)
IV. Итог урока.
– В какой последовательности нужно выписывать словосочетания из предложения?
– Что можете сказать о главных членах?
– Какие вопросы можно поставить к слову?
– Каково значение смыслового вопроса?
– Зачем нужен падежный вопрос?
– Какие значения словосочетаний вы запомнили?
Домашнее задание: продолжить работу с упражнением 96 (3-е предложение).
Урок 24
Наблюдаем за значениями словосочетаний
Цель: обучить построению словосочетаний и вычленению их из предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Осиновый л.сточ.к спуст.лся (на) землю (на) тонк.й п.утинк..
– В окончании какого слова вы смогли решить орфографическую задачу, а какого – еще нет?
– Объясните все орфограммы на месте пропусков.
– Назовите словосочетания из этого предложения, указывая на их значение.
III. Работа по теме урока.
1. Работа в парах.
Упражнение 97 (тетрадь-задачник).
– Объясните правописание букв на месте пропусков.
– В какой части слова находится орфограмма?
– На что указывает (а)?
– Что же такое словосочетание?
– Какие требования мы предъявляем к словосочетанию?
– Подберите слова, подходящие по смыслу к данным глаголам.
– Укажите, к какой части речи относится зависимое слово.
2. Упражнение 98.
– Чем отличаются изображенные тетрадки?
– Какое значение имеют словосочетания? (Таблица на с. 44.)
– Какой частью речи являются зависимые слова?
3. Упражнение 99.
– Какие вопросы нужно стараться задавать в словосочетаниях? (Смысловые.)
– Назовите вопросы по смыслу, которые мы можем назвать от слова шел.
– Впишите вопросы в схему упражнения.
– Подберите зависимые слова, впишите их.
– К каким частям речи относятся зависимые слова?
– Какое значение имеет каждое из словосочетаний?
– Попробуйте составить предложение, используя все словосочетания.
– Какой член предложения необходимо добавить, чтобы оно имело смысл? (Подлежащее.)
– Почему предложение не получилось? (Много слов.)
– Какой же можно сделать вывод? (Такие громоздкие предложения строить не надо.)
III. Самостоятельная работа.
– Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Запишите предложения.
На … черемухи … щебечут … птицы.
… распустились на … шиповника … цветы.
– Подчеркните в предложениях грамматическую основу.
– Выпишите словосочетания. В скобках укажите значение словосочетаний.
Сели травушку покушать,
Тише, тише; высоко
Прыгай на носках легко.
IV. Коллективная работа.
1. Предложения записываются под диктовку.
Высится над землей красная шляпка опасного мухомора. Из-за ядовитого сока люди не дотрагиваются до гриба.
– Какие вопросы называют падежными?
– Какие смысловые вопросы вы запомнили?
– Какие вопросы в словосочетаниях мы стараемся задавать?
– Выпишите основу первого предложения. (Высится шляпка.)
– От какого слова будем задавать вопросы сначала? (От подлежащего.)
– Назовите зависимые от подлежащего слова.
– Выпишите словосочетания, задавайте вопросы в скобках.
шляпка (какая?) красная
шляпка (чего?) мухомора
– Что обозначают эти словосочетания?
– От какого слова теперь будем искать зависимые слова? (От сказуемого.)
выситься (над чем? где?) над землей
– Какой вопрос вы выберете? Почему?
– Какое значение у словосочетания?
– От какого слова будем задавать вопрос сейчас? (От второстепенного члена.)
мухомора (какого?) опасного
– Какое значение имеет это словосочетание?
(Аналогично проводится работа со вторым предложением.)
2. Игра «Выбери вопрос».
На доске записаны словосочетания. Ребята перекидывают друг другу мячик. Тот, кто его ловит, выбирает, обосновывая свой ответ, нужный вопрос и называет значение словосочетания.
плавание (где? по чему?) по реке
поехали (за что? куда?) за Волгу
следы (какие? чьи?) лисьи.
веселился (чем? когда?) вечером
вернулся (откуда? из чего?) из поездки
свитер (какой? чей?) мой
в реке (какой? когда?) вечерней
жаловался (куда? на что?) на боль
прислал (куда? кому?) бабушке
V. Итог урока.
– У всех получается правильно выписывать словосочетания
и определять их значения?
– Какую задачу поставим перед собой на следующий урок?
Домашнее задание: упражнение 100 (1-е и 2-е предложения).
Урок 25
Наблюдаем за значениями словосочетаний
Цель: обучить вычленению словосочетаний из предложения, определению их значений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите грамматическую основу первого предложения.
– Какие словосочетания вы выписали?
– Какое значение имеет каждое словосочетание?
– Назовите словосочетания с вопросами из второго предложения.
– Какие орфографические задачи вы решали?
– Написание каких слов требует запоминания?
III. Работа по теме урока.
1. Игра «Кто первый?».
Детям предлагается из набора слов собрать как можно больше словосочетаний. Словосочетания записывать с вопросами в скобках.
Остановились, шагали, для детей, сегодня, из дерева, хлебушек, в небе, рисовала, мягкий, клена, вечернем, построили, смотрели, листья, у озера, быстро, написали.
– Какие словосочетания вы составили?
– Определите значения словосочетаний.
– Назовите слова, в которых есть в корне гласная, проверяемая ударением.
– Как проверить такую гласную?
– Подберите проверочные слова.
2. Разбор предложения.
С.р.брятся в воздухе тонкие нити паутины.
– О чем говорится в этом предложении?
– Подчеркните главные члены предложения.
– Как вы думаете, сколько словосочетаний можно выписать из предложения?
(Сколько в предложении второстепенных членов (самостоятельных частей речи), столько и пар слов можно выписать.)
– Найдите группу подлежащего, то есть зависимые слова от слова Нити.
нити (какие?) тонкие
нити (чего?) паутин
– Найдите группу сказуемого, то есть слова, зависимые от сказуемого серебрятся.
серебрятся (где?) в воздухе
– Проверьте, сколько в предложении второстепенных членов.
– Сколько пар слов мы выписали?
3. Составление предложения, определение словосочетаний.
– Распространите предложения, пользуясь таблицей на с. 44:
первое предложение – дополните действие местом его совершения;
второе предложение – добавьте признак предмета;
третье предложение – дополните действие способом его совершения.
Пожелтели листья. Несутся тучи. Зарядили дожди.
Налетает ветер. Летят листья. Они кружат.
– Укажите в словосочетаниях главное слово (×) и вопрос к зависимому слову
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
4. Игра «Редакторы».
Детям предлагается нераспространенное предложение. Каждый из вышедших к доске учеников может добавить только одно слово.
(Дети сами должны почувствовать, когда необходимо закончить распространение, чтобы в предложении не появились «лишние» слова.)
Идет мелкий дождь.
Идет мелкий холодный дождь.
Часто идет мелкий холодный дождь.
Часто по утрам идет мелкий холодный дождь.
Осенью часто по утрам идет мелкий холодный дождь.
(Последнее предложение записывают дети в тетрадь и под руководством учителя выписывают словосочетания с вопросами.)
IV. Самостоятельная работа.
– Составьте и запишите предложения по вопросам. Подчеркните главные члены. Укажите части речи, которые знаете. Выпишите из предложений словосочетания с вопросами.
Какой? Кто? Как? Что делает?
Где? Как? Что сделала? Какая? Что?
Когда? Какой? Что? Как? Что сделал?
Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?
(Проверка задания проводится в устной форме.)
V. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 100 (3-е и 4-е предложения).
Урок 26
Что приказывает имя существительное
имени прилагательному
Цель: ознакомить со связью имен существительных с именами прилагательными (согласованием), повторить способы решения орфографической задачи при написании окончаний имен прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доске записаны словосочетания, учащиеся проверяют написанное, исправляют ошибки (если они есть), на полях тетрадей отмечают правильность выполнения.
хозяйки (какие?) умелые
варят (что?) варенье
варят (из чего?) из них
варят (что?) компот
варят (что?) кисель
используется (для чего?) для лекарства
– Есть ли необходимость заменить падежные вопросы на смысловые?
– В каких случаях?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 101.
– Какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями?
– В словосочетаниях обозначьте главные и зависимые слова.
– Определите, какие приметы (правильные или неправильные) указали ребята.
– Выберите ту характеристику, с которой вы абсолютно согласны.
2. Упражнение 102.
– Составьте словосочетания с предложенными словами.
– Записывать начинайте с главного слова.
(Задание выполняется на доске «по цепочке».)
– Слова какой части речи являлись «командирами»?
– Слова какой части речи подчинялись?
– Какая часть слова в зависимом слове менялась по команде главного слова?
– Как вы определяли окончание прилагательного?
– Что является подсказкой в этом случае?
3. Упражнение 103.
– Найдите ошибку, допущенную в предложении. В чем она заключается?
– Запишите предложение грамотно.
– Выпишите словосочетание, в котором была допущена ошибка с вопросом.
корабликов (каких?) разноцветных
– Каково значение этого словосочетания?
– В каком падеже стоит существительное?
– В форме какого падежа стоит прилагательное?
– Как определить число прилагательного?
– Какой вывод можно сделать?
– Прочитайте вопрос, с которого начинается материал к уроку
в учебнике (с. 46).
– Как вы на него ответите?
4. Знакомство с сообщениями (упражнение 105).
– Какую роль играет существительное, становясь главным в словосочетании с именем прилагательным?
– Как ведет себя имя прилагательное в таких словосочетаниях?
– Что же показывает вопрос от имени существительного к имени прилагательному?
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Хорошо мы потрудились.
5. Подготовить устный ответ на вопросы в упражнении 106.
6. Игра «Какое прилагательное?».
На доске – словосочетания имен существительных с именами прилагательными, у которых пропущена основа.
Нужно подобрать подходящее по смыслу прилагательное, вписать его и обозначить падеж:
до ..ого дерева | из ..ого молока |
к ..ему дождю | по ..ому берегу |
в ..ой корзине | над ..им озером |
из ..ого шелка | в ..ый мороз |
– Какое слово в словосочетаниях является главным?
– Докажите постановку окончания в именах прилагательных.
– В каком случае вопрос не указал на окончание? (В
мороз.)
(Учитель объясняет вариант расхождения окончаний у имени прилагательного и вопроса.)
7. Работа по карточкам.
– Составьте словосочетания, укажите главное слово (×), вопрос записывайте в скобках, у прилагательных выделите окончание.
Имена существительные. Солнце, к ветерку, море, из комнаты, на песке, карандаши, над чашкой. Имена прилагательные. Цветн.. , тепл.. , светл.. , красн.. , ярк.. , горяч.. , прохладн.. . |
Имена существительные. В журнале, без тетради, к березке, волна, сосны, волк, облако. Имена прилагательные. Син.. , бел.. , сильн.. , голодн.. , интересн.. , высок.. , низк.. . |
Имена существительные. К тополю, |
Имена существительные. С друзьями, озеро, к цветку, без пятна, мед, весна, через скамью. Имена прилагательные. Темн.. , верн.. , сладк.. , высок.. , ранн.. , солен.. , чудесн.. . |
8. Орфографическая работа.
– Исправьте ошибки и запишите предложение.
Эти прастые цвиты пахожи на маленькае сонце с залотыми липестками.
– Объясните правописание слов.
– Выпишите словосочетания с согласованием.
IV. Итог урока.
– Какая связь в словосочетании называется согласованием?
Домашнее задание: упражнение 107.
Урок 27
Что приказывает имя существительное
имени прилагательному
Цель: наблюдать за особенностями связи имен существительных и имен прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие словосочетания с прилагательными вы выписали?
– В каких признаках имена прилагательные согласуются с именами существительными?
– С какого слова вы начинали определять признаки?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 108 (тетрадь-задачник).
– В каких формах употреблено прилагательное?
– Как вы это определили? Надпишите число.
– Как определите окончание имен прилагательных? Впишите окончания.
– Определите род имен существительных.
– В каком случае род имен прилагательных мы указать не можем? Почему?
– Значит, в каком числе говорить о согласовании в роде не нужно?
2. Знакомство с сообщением авторов на с. 50.
– Эти сведения вам знакомы?
3. Упражнение 110.
Дети выполняют по заданию учебника.
I вариант – работает с первой частью задания (два предложения).
II вариант – работает со второй частью задания.
(Взаимопроверка с указанием на полях пометки о правильности выполнения задания: «+», «–».)
4. Игра «Парный выход».
На доске записаны предложения с пропущенными прилагательными противоположного значения.
Участники подбирают и вставляют слова по смыслу, объясняют правописание окончаний прилагательных. Определяют род прилагательного.
Сахар … , а горчица … .
Камень … , а вата … .
Сметана … , а чай … .
Летом ночь … , а зимой … .
Нитка … , а канат … .
Ворона … , а воробей … .
– Как называется связь имени существительного с именем прилагательным?
– Какую роль выполняет имя существительное?
– Что делает имя прилагательное?
Руки в стороны – в полет
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
– Встретилось ли согласование в стихотворении для физкультминутки?
– На что указывает в этом словосочетании имя существительное?
5. Упражнение 111. Выполняется коллективно.
– Составьте словосочетания, соединяя слова по смыслу.
– В чем согласуются слова в словосочетании?
– В каком случае подчинения в роде нет? Почему?
– У всех ли существительных можно определить род? Почему?
– Прочитайте сообщение на с. 50.
IV. Самостоятельная работа.
1. Запишите текст, исправляя ошибки.
Мелкие асенние даждинки совсем не похожы на летнии гразовые дажди. Ани идут беспрестанно. Зимля не просыхает скора, как бывало летом. Халодный ветир дует без устали. Он далико разносит зрелые симена диревьев и траф.
(Подчеркнутое слово записано на доске.)
– Выпишите из текста примеры согласования, определите у имен прилагательных число и род.
(Проверка по готовому образцу.)
V. Итог урока.
– Во всех ли словосочетаниях вы смогли определить род у имени прилагательного?
Домашнее задание: упражнение 112.
Урок 28
Кому и в чем подчиняются
имена существительные?
Цель: ознакомить со связью – управлением, отработать правильный способ действий для определения падежного вопроса к имени существительному.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы определяли правильное написание окончания имен прилагательных?
– Назовите случаи согласования.
– Какое место занимают главные слова по отношению к зависимым?
– С каким словом в словосочетании употребляется предлог?
– В каких признаках согласуются члены словосочетаний?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 113.
– Прочитайте текст из упражнения.
– Как называют такую запись?
– Какое слово в тексте часто повторяется?
– Найдите словосочетание со словом «облако».
– Слова, которым оно подчиняется, обозначьте «×».
– Какой частью речи в этих словосочетаниях является главное слово?
– Выпишите все словосочетания со словом «______» в столбик с вопросами.
– Во всех ли случаях вопрос указывает на форму зависимого слова?
– А какой вопрос указывает?
– Укажите рядом с каждым словосочетанием вопрос, который укажет на форму зависимого слова.
– Какую характеристику существительного мы можем дать по этим вопросам?
– Укажите падеж имени существительного.
(Подсказка на с. 8 в тетради-задачнике.)
2. Знакомство с сообщением авторов на с. 52.
– Какие сведения в сообщении для вас новые?
– Чего требует глагол от имени существительного в словосочетании?
– Как называется такая связь?
– Что мы узнаем о словосочетании по смысловым вопросам?
3. Повторение падежей и падежных вопросов.
(Вопросы записаны на карточках. Детям предлагается на доске распределить вопросы к названиям падежей, в тетрадях же записать их столбиком в нужном порядке.)
Им. п. | что? | чего? |
Р. п. | кому? | кто? |
Д. п. | кого? | чему? |
В. п. | о чем? | кого? |
Т. п. | кем? | кто? |
П. п. | о ком? | чем? |
4. Упражнение 117.
– Прочитайте совет от авторов.
– Расскажите (в парах), как будете действовать, чтобы узнать падеж имени существительного.
Ветер дует, зазывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
– Встретилась ли связь управление в физкультминутке? (Вращает мельницу.)
– Как определите падеж имени существительного?
5. Упражнение 118. Коллективная работа.
– Запишите первое предложение.
– Какие орфографические задачи вы решили?
– Подчеркните главные члены.
– Является ли пара главных членов словосочетанием? Почему?
– Выпишите из предложения словосочетания?
– Как узнать, сколько их будет?
– В словосочетаниях записывайте сначала смысловой, а затем падежный вопрос.
(Работа со вторым предложением проводится аналогично.)
– Прочитайте совет авторов.
– Как не путать винительный падеж с именительным?
– Какое необычное имя существительное два раза встретилось в предложении?
– Что можете сказать об этом слове?
6. Игра «Добавь существительное».
На доске записаны в 2 столбика глаголы (для двух вариантов), к которым нужно добавить существительное, чтобы получилось словосочетание.
В скобках указывать сначала смысловой, а затем падежный вопрос. Определить падеж имени существительного.
опаздывать на … | сходить в … |
решать без … | заплатить за … |
выручать … | путешествовать по … |
ходить по … | надеть … |
изучать в … | нарисовать над … |
ответить на … | побежать без … |
играть на … |
(У доски работают два ученика. Затем класс определяет победителя.)
IV. Итог урока.
– Как называется связь глагола с именем существительным?
– Какие вопросы мы записываем в словосочетании? Для чего?
Домашнее задание: выписать из словаря 7 слов (существительных) и записать с ними словосочетания со связью управление, определить падеж имени существительного (падежи должны быть разными).
Урок 29
Кому и в чем подчиняются
имена существительные?
Цель: формировать умения определять падеж имен существительных, используя связь управление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
(Дети зачитывают записанные словосочетания, указывая вопрос и объясняя форму падежа имен существительных.)
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 119.
– Прочитайте шуточное стихотворение.
– Можете ли из своего раннего детства припомнить подобные случаи?
– Найдите в тексте существительные, которые не входят в основу предложения.
– Составьте словосочетания с этими именами существительными.
– Главными или зависимыми они являются в словосочетании?
– Как называется такая связь глагола с именем существительным?
– Что мы можем определить из этой связи? (Падеж имени существительного.)
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник