Природа выдумщица то снегом

11 класс.Средства выразительности. задание26
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Презентация занятия по подготовке к ЕГЭ. Художественные средства выразительности.

Скачать:

Вложение Размер
Художественные средства выразительности 474.8 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема сегодняшнего занятия ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 26 НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

Задачи урока: 1) повторение и обобщение знаний о художественно-изобразительных средствах; 2) развитие навыков определения и различения тропов, стилистических фигур и других средств выразительности в тексте; 3) определение роли средств выразительности в художественном тексте. 4) подготовка к выполнению задания №26 ЕГЭ.

Оценочный лист № Этапы урока Самооценка/ Взаимооценка (баллы) Оценка учителя 1 «Верю- не верю» (работа с понятиями) 2 Тропы и фигуры (заполнение таблицы) 3 Тестовые задания (найти соответствия) №1 №2 4 Работа с рецензией (задание 26 ЕГЭ) 5 Подведение итогов урока. 26.03.2020 3

Алгоритм выполнения задания 26 1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки. 2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. 3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через «-«. Однородные члены — через «,». Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках. 4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Разминка. (третий лишний)

Объясните принцип определения лишнего варианта: а) попасть впросак; б) попасть пальцем в небо; в) попасть мячом

а и б – фразеологизмы ; в — свободное сочетание слов а) попасть впросак – оказаться в неловком положении; б) попасть пальцем в небо – ошибиться . ПРОВЕРИМ

а) золотые руки; в) золотая осень. б) золотые серьги ; Объясните принцип определения лишнего варианта:

а и в – качественные прилагательные, в словосочетании являются эпитетами ; б – относительное прилагательное, обозначает материал: а) У моего отца золотые руки. в) Золотая осень вступила в свои права. б) Мама купила сестре золотые серьги. ПРОВЕРИМ

Объясните принцип определения лишнего варианта: а) седая чародейка; в) бессмертный творец «Илиады» б) седая старушка;

а ) седая чародейка — зима в) бессмертный творец «Илиады» — Гомер а и в — перифраз ПРОВЕРИМ

24. Языковые средства выразительности

Верю – не верю Антитеза — противопоставление образов и понятий 1 Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом 2 Инверсия — особое расположение слов, нарушающее обычный порядок 3 3 Метонимия — перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 4 4 Олицетворение – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета 6

Верю – не верю Метафора — троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия 8 Перифраз — сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение смежных строк 4 10 Эпифора — повторение слова или словосочетания в конце строки. 7 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности 12 Градация — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения 11

Средства выразительности ТРОПЫ речевые обороты, которые основаны на употреблении слов в переносном значении с целью усилить выразительность и эмоциональность речи ФИГУРЫ РЕЧИ синтаксические обороты, которые употребляются для усиления выразительности высказывания

1 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. 2 Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень. 3 И слышно было до рассвета, как ликовал француз . 4 Летят алмазные фонтаны. 5 И звезда с звездою говорит. 6 Гигантский карлик. 7 Как пахарь , битва отдыхает. 8 Вся комната янтарным блеском. 9 Жди меня, и я вернусь… Жди , когда наводят грусть… 1 0 На лице светились, горели, сияли глаза. 11 Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. 1 2 Игру его любил творец Макбета . 13 Обеды задавал он отличные. 14 Другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба… 1) Парцелляция 2) Антитеза 3) Синекдоха 4) Метафора 5) Олицетворение 6) Оксюморон 7) Сравнение 8) Эпитет 9) Анафора 10) Градация 11) Синтаксический параллелизм 12) Перифраз 13) Инверсия 14) Гипербола Определи выразительные средства и распределите их на две группы: тропы и стилистические фигуры .

ПРОВЕРЯЕМ ( максимальное количество баллов – 14 ) ТРОПЫ Синекдоха Метафора Олицетворение Сравнение Эпитет Перифраз(а) Гипербола ФИГУРЫ Парцелляция Антитеза Оксюморон Анафора Градация Параллелизм Инверсия

1.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной . Параллелизм Градация Антитеза Парцелляция Риторическое обращение Риторический вопрос эпифора Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума. В) А лес шумит. Тихо, проникновенно. Г) О Волга, колыбель моя! Д) Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей. А Б В Г Д 3 2 4 5 1

2.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго . ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ А) Бесконечность немых голосов . Фразеологизм Сравнение Метафора Метонимия Оксюморон Литота Ирония Б) Дрожит изумрудная капля В зеленой ладошке ольхи. В) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Г) Знакомый серый пиджак мелькнул в толпе, а затем повернул за угол. Д) Годы несутся огромными птицами . А Б В Г Д 5 3 6 4 2

Анализ текста. Работа с рецензией. ( 1) В тундре — весна. (2) Звенят большие и малые ручьи. (3) Со стоном взламываются речушки в горах. (4) Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды. (5) Вода всюду. (6) Ступишь ногой в мох — и мох сочится. (7) Тронешь мшистую кочку — и кочка сочится. (8) Станешь робко ногой на ледок — и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. (9) Вся тундра сейчас — сплошное болото. (10) Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух. (11) Весна входит в тундру робко и неуверенно. (12) Останавливается. (13) Оглядывается. (14) Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет. (15) Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. (16) Уже открылись забереги, но лед еще прочен. (17) Уже появился гусь, но нет еще комара.

«Приход весны автор изображает с помощью тропов: (А)_________ (например, в предложении 11), (Б)_________ ( «звенят… ручьи» , предложенияе 2), (В) ____________ («похожим на цыплячий пух» в предложении 10). (Г) __________________ («нежным…мхом» в предложении 10). Особо выразителен синтаксис текста: обращает на себя внимание (Д) __________________(предложения 11-14), а (Е) __________________ (предложения 6-8, 15-17) придает тексту особый ритмический рисунок». олицетворение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 метонимия метафора эпитет сравнение гипербола параллелизм градация парцелляция олицетворения метафоры сравнения эпитета парцелляция параллелизм

26 . «М. Карим рассказывает обычную историю взаимоотношений собаки и человека. Приближает речь героев к повседневному звучанию использование (А)_________ (предложения 3, 7, 12, 33) и такое лексическое средство, как (Б)_________ ( шастает, изводит , предложенияе 9). Симпатию в милому псу помогает почувствовать использование стилистической фигуры (В) ____________ (ЧЕТВЕРОНОГИЙ МАЛЫШ в предложении 16). Понять чувства героев помогает использование (Г) __________________ (предложения 11-15, 29-35) 1) ирония 2) фразеологизмы 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) перифраз 6) олицетворение 7) ряды однородных членов 8) восклицательные предложения 9) прямая речь

Ключи к заданию 25 2,4,5,9

ФИГУРЫ 26.03.2020 24 ТРОПЫ

C оздайте текст, используя лексические средства выразительности . Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова и выражения. _____________ красота. Природа – ______________выдумщица! То снегом в жару _________, то дождем в ________морозы зальет, то град сотворит величиной с _______________! Вот и до нас ее шутки добрались.. После _________ мороза вдруг ________улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. ________, ________ на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно ______________________ сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах. Город застыл в изумлении, любуясь ___________ красотой.

Домашнее задание (по выбору) C оздать собственный текст с использованием разных средств выразительности. Выписать из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»10 примеров, иллюстрирующих тропы и фигуры речи.

Источник

Природа выдумщица то снегом

Елена Устинова запись закреплена

Природа – удивительная выдумщица!
========================================
Русская природа
Всеволод Рождественский

Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Свозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
————————————————————
Напишите в комментариях : понравились ли ВАМ стихи .
Какие стихи ВАМ нравятся? Поделитесь.

Я несколько раз перечитывала ! Сколько заложено в них глубокого и трогательного смысла.
#АтомныйSMM

Источник

Ласковая майская ночь

Ласковая майская ночь мягкой шалью окутала плечи. Полная луна светит ярче солнца. Игриво, как котята, мелькают тени на асфальте. Плачет ива над спящей заводью. Жуткая красота ночного сада зовет к себе. Сияющий пруд огромным зеркалом отражает в себе небо.

Вдруг из тишины появился ветер … Дунул. Рванул. Смел за мгновение тишину и немую пустоту. Значит, пора домой. Значит, сказка закончилась, а реальность началась.

Город просыпается. Потревоженным зверем заревет реальность. Испуганно запутавшись в электрических сетях, побегут троллейбусы. Заспешат по своим делам люди.

Каждому свое. Я вот зиму люблю до одури. Снег, холод, лыжи. У Пушкина тоже зима любимой была. Хотя лето тоже ничего. Цветочки, листочки цветут. Солнце светит во всю Ивановскую. Мне подвезло. Мой дом прямо на пруду стоит. Клумбы радуют своими габаритами. Птицы хлопотно гнезда строят, они птенцов ждут. Правда, поучаствовать в этом не всегда удается: львиная часть удобных скамеек уже с утра занята преклонными людьми. Это и понятно: все дорожат каждой минутой времени тепла. Лето- лучшее время года!

Город спал. Тишина остановила суетное хаотичное молекулярное движение. Темнота была осязаемо вязкой, и даже стандартно-радостная предновогодняя иллюминация не помогала осветить эту непроглядность.

А он шел, бежал, летел. Куда? Зачем? Что там? Он не знал. Да это было и не столь важно! Главное, что его там ждали.

Череда унылых, однообразных школьных будней вдруг превратилась в праздничный фейерверк, в сладкую муку ожидания каждого нового дня, когда однажды в класс вошла ОНА.. Вошла. Села рядом и, лихо щелкнув надутым из жевачки розовым пузырем, с улыбкой сказала «Привет». Это немудреное словечко перевернуло всю его серую жизнь! Маленькая, по-мальчишески угловатая, хрупкая, с огромными глазами цвета неба и рыжим взрывом непослушных мелких кудряшек на голове, она в одночасье свела с ума все мужское население класса. Школа гудела всякий раз, когда по длинному коридору огненным факелом проносилось это удивительное существо.

Он понимал, что шансы равны нулю, но сердце с рассудком было явно не в ладу! Оно шуршало шальным шепотом , шевеля в душе шарики с надеждой. И он рискнул. Выстраданная в бессонных ночах записка легла в ее тетрадь.. Время остановилось. Замерло. Исчезло. Он ждал. Дни тянулись густым малиновым сиропом. Два. Пять. Десять. Надежда умирает последней. И он ждал.

Ночной звонок разбудил его, оборвав ее долгий, чудесный поцелуй. «Я в больнице, приезжай». Шепот шуршащих листьев, скрежет крепкой, хрупкой, радужной ледяной корки под ногами просто разрывал мозг. В горле билось: «Ей плохо. Я ей нужен. Она позвала меня».

И он шел. Бежал. Летел. Не разбирая дороги. не замечая холода и непрошенных горошин слез на щеках. Сердце разрывалось от тысячи эмоций. Куда? Зачем. Туда. Затем.

Город спал. Тишина остановила суетное хаотичное молекулярное движение. Темнота была осязаемо вязкой, и даже стандартно-радостная предновогодняя иллюминация не помогала осветить эту непроглядность.

А он шел, бежал, летел. Куда? Зачем? Что там? Он не знал. Да это было и не столь важно! Главное, что его там ждали.

Череда унылых, однообразных школьных будней вдруг превратилась в праздничный фейерверк, в сладкую муку ожидания каждого нового дня, когда однажды в класс вошла ОНА.. Вошла. Села рядом и, лихо щелкнув надутым из жевачки розовым пузырем, с улыбкой сказала «Привет». Это немудреное словечко перевернуло всю его серую жизнь! Маленькая, по-мальчишески угловатая, хрупкая, с огромными глазами цвета неба и рыжим взрывом непослушных мелких кудряшек на голове, она в одночасье свела с ума все мужское население класса. Школа гудела всякий раз, когда по длинному коридору огненным факелом проносилось это удивительное существо.

Он понимал, что шансы равны нулю, но сердце с рассудком было явно не в ладу! Оно шуршало шальным шепотом , шевеля в душе шарики с надеждой. И он рискнул. Выстраданная в бессонных ночах записка легла в ее тетрадь.. Время остановилось. Замерло. Исчезло. Он ждал. Дни тянулись густым малиновым сиропом. Два. Пять. Десять. Надежда умирает последней. И он ждал.

Ночной звонок разбудил его, оборвав ее долгий, чудесный поцелуй. «Я в больнице, приезжай». Шепот шуршащих листьев, скрежет крепкой, хрупкой, радужной ледяной корки под ногами просто разрывал мозг. В горле билось: «Ей плохо. Я ей нужен. Она позвала меня».

И он шел. Бежал. Летел. не разбирая дороги. не замечая холода и непрошенных горошин слез на щеках. Сердце разрывалось от тысячи эмоций. Куда? Зачем. Туда. Затем.

Природа – удивительная выдумщица! То снегом в жару завалит, то дождем в лютые морозы зальет, то град сотворит величиной с футбольный мяч!

Вот и до нас ее шутки добрались.. После кусачего мороза вдруг радужно улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. Прозрачным, звенящим на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно гигантские ожерелья из бриллиантов сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах.

Город застыл в изумлении, любуясь сказочной красотой. Печально шептались трамваи, лишенные жизненной силы; лишь счастливые снегоуборочные машины носились, как угорелые, по полированной поверхности замерзших дорог, с удовольствием разбрасывая химическую смерть на сверкающую рождественскую сказку о вечном ледяном совершенстве.

Природа – удивительная выдумщица! То снегом в жару завалит, то дождем в лютые морозы зальет, то град сотворит величиной с футбольный мяч!

Вот и до нас ее шутки добрались.. После кусачего мороза вдруг радужно улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. Прозрачным, звенящим на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно гигантские ожерелья из бриллиантов сияли тысячей огней ледяные наросты на проводах.

Город застыл в изумлении, любуясь сказочной красотой. Печально шептались трамваи, лишенные жизненной силы; лишь счастливые снегоуборочные машины носились, как угорелые, по полированной поверхности замерзших дорог, с удовольствием разбрасывая химическую смерть на сверкающую рождественскую сказку о вечном ледяном совершенстве.

Природа – удивительная выдумщица! То снегом в жару завалит, то дождем в лютые морозы зальет, то град сотворит величиной с футбольный мяч!

Вот и до нас ее шутки добрались.. После кусачего мороза вдруг радужно улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. Прозрачным, звенящим на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно гигантские ожерелья из бриллиантов сияли тысячей огней ледяные наросты на проводах.

Город застыл в изумлении, любуясь сказочной красотой. Печально шептались трамваи, лишенные жизненной силы; лишь счастливые снегоуборочные машины носились, как угорелые, по полированной поверхности замерзших дорог, с удовольствием разбрасывая химическую смерть на сверкающую рождественскую сказку о вечном ледяном совершенстве.

Ласковая майская ночь мягкой шалью окутала плечи. Полная луна светит ярче солнца. Игриво, как котята, мелькают тени на асфальте. Плачет ива над спящей заводью. Жуткая красота ночного сада зовет к себе. Сияющий пруд огромным зеркалом отражает в себе небо.

Вдруг из тишины появился ветер … Дунул. Рванул. Смел за мгновение тишину и немую пустоту. Значит, пора домой. Значит, сказка закончилась, а реальность началась.Город просыпается. Потревоженным зверем заревет реальность. Испуганно запутавшись в электрических сетях, побегут троллейбусы. Заспешат по своим делам люди.Каждому свое. Я вот зиму люблю до одури. Снег, холод, лыжи. У Пушкина тоже зима любимой была. Хотя лето тоже ничего. Цветочки, листочки цветут. Солнце светит во всю Ивановскую. Мне подвезло. Мой дом прямо на пруду стоит. Клумбы радуют своими габаритами. Птицы хлопотно гнезда строят, они птенцов ждут. Правда, поучаствовать в этом не всегда удается: львиная часть удобных скамеек уже с утра занята преклонными людьми. Это и понятно: все дорожат каждой минутой времени тепла. Лето- лучшее время года!

Город спал. Тишина остановила суетное хаотичное молекулярное движение. Темнота была осязаемо вязкой, и даже стандартно-радостная предновогодняя иллюминация не помогала осветить эту непроглядность.А он шел, бежал, летел. Куда? Зачем? Что там? Он не знал. Да это было и не столь важно! Главное, что его там ждали.

Череда унылых, однообразных школьных будней вдруг превратилась в праздничный фейерверк, в сладкую муку ожидания каждого нового дня, когда однажды в класс вошла ОНА.. Вошла. Села рядом и, лихо щелкнув надутым из жевачки розовым пузырем, с улыбкой сказала «Привет». Это немудреное словечко перевернуло всю его серую жизнь! Маленькая, по-мальчишески угловатая, хрупкая, с огромными глазами цвета неба и рыжим взрывом непослушных мелких кудряшек на голове, она в одночасье свела с ума все мужское население класса. Школа гудела всякий раз, когда по длинному коридору огненным факелом проносилось это удивительное существо.

Он понимал, что шансы равны нулю, но сердце с рассудком было явно не в ладу! Оно шуршало шальным шепотом , шевеля в душе шарики с надеждой. И он рискнул. Выстраданная в бессонных ночах записка легла в ее тетрадь.. Время остановилось. Замерло. Исчезло. Он ждал. Дни тянулись густым малиновым сиропом. Два. Пять. Десять. Надежда умирает последней. И он ждал.

Ночной звонок разбудил его, оборвав ее долгий, чудесный поцелуй. «Я в больнице, приезжай». Шепот шуршащих листьев, скрежет крепкой, хрупкой, радужной ледяной корки под ногами просто разрывал мозг. В горле билось: «Ей плохо. Я ей нужен. Она позвала меня».

И он шел. Бежал. Летел. Не разбирая дороги. не замечая холода и непрошенных горошин слез на щеках. Сердце разрывалось от тысячи эмоций. Куда? Зачем. Туда. Затем.

Источник

Читайте также:  Кто меняет цвет меха зимой горностай
Оцените статью