- Словарь предметов, признаков, действий и игры-задания по теме «Зима»
- ЗИМА
- Признаки снега признаки льда
- Описание явления
- Как образуется
- Классификация
- Таяние снега
- Конспект занятия » Сравнение воды, льда и снега» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарь предметов, признаков, действий и игры-задания по теме «Зима»
Лариса Гулая
Словарь предметов, признаков, действий и игры-задания по теме «Зима»
ЗИМА
1. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
2. Предметный словарь: зима, мороз, снег, вьюга, пурга, пороша, метель, снежинки, снегопад, позёмка, воздух, погода, сосулька, гололёд, оттепель, наст, день короткий, ночь длинная, снеговик, иней, заносы, санки, лыжи, коньки, каток, лёд…
3. Какие бывают (словарь признаков):
Тучи: тяжёлые, низкие, снеговые;
Солнце: тусклое, неяркое, бледное, низкое, светит, но не греет;
Мороз: большой, сильный, слабый, трескучий;
Ветер: холодный, колючий, ледяной, северный, обжигающий, сильный;
Погода: снежная, морозная, вьюжная, ветреная, пасмурная, ясная;
Зима: снежная, малоснежная, холодная, суровая, студеная, морозная;
Снег: пушистый, белый, рассыпчатый, блестящий, серебристый, мягкий, искрящийся, скрипучий, холодный;
Сосулька: холодная, прозрачная, длинная, ледяная, хрупкая.
4. Глагольный словарь: наступила, пришла (зима, похолодало, ложится, падает, идёт (снег, метёт, дует, трещит, морозит, стукнул (мороз, зимовать, приспосабливаться, свищет, бушует.
Снежинки–летят, порхают, кружатся, вьются, тают.
Ребята катаются, лепят, играют, делают, заливают (каток).
5. Запомни слова-родственники:
Зима – зимующие (как называют птиц, которые остаются на зиму)
зимний (каким словом можно назвать день зимой)
зимушка (каким ласковым словом называют зиму)
зимовать (что делают звери в лесу).
Снег – снежная (как сказать о горке, сделанной из снега, какая она)
снеговик (как ещё можно назвать снежную бабу)
снежок (назови снег ласково)
снежинки (что зимой падает с неба? Белые, пушистые)
подснежники (как называется цветок, первым появляющийся из-под снега)
Мороз – морозный, морозит, морозит, мороженое, морозилка, замораживать (без чего не было бы этих слов) Без слова «мороз».
6. Придумать как можно больше слов отвечающих на вопросы:
а) какой? (какая, какое)
небо, снег, снежинки, погода, воздух, ветер, узоры, день, мороз, иней…
б) что делает? (ют?
Снег (что делает)–,
снежинки, мороз, ветер, птицы, люди, дети.
валит, свищет, бушует, кружатся, замерзает, блестит, лежит, лепят, катаются.
г) Про что можно сказать:
зимний (лес, сад, день,
зимняя (дорога, погода, пора, стужа,
зимнее (утро, небо, солнце).
7. Составь предложение:
Дети, снеговик, лепили.
Снежки, мальчики, играют.
Земля, покрыть, снег.
Снежинки, падать, тихо.
Дети, санки, на, катаются.
Игры и упражнения на согласованность совместных действий Многие игры такого характера я использую в утренние минутки, во время динамических пауз, на прогулке, в послеобеденное время. Иногда детские.
Домашние задания по лексической теме «Осень» Домашние задания по лексической теме «Осень» Рекомендации родителям: 1. Обратите внимание ребенка на изменения в природе осенью. 2. Вспомните.
Домашние задания по теме «Животные» Тема: «Домашние животные. Дикие животные» 1. Назвать домашних животных и их детёнышей; диких животных и их детёнышей. 2. Закрепить умение.
Конспект фронтального занятия «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Цель: закрепление и уточнение знаний детей о размерах предметов, умения сравнивать и составлять группы предметов с заданными признаками.
Игры и задания на ориентировку в пространстве для дошкольников Игры и задания на ориентировку в пространстве и на собственном теле для дошкольников Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.
Игры и задания со звуком [Б] и буквой Б Дидактическая игра «Договори словечко» Буратино с букварём Идет в школу прямиком Барабас его встречает, Буратино … (убегает). Быстро крылья.
Игры и задания со звуком [В] и буквой в Стихи «БУКВА «В» Цифра три, цифра три С единицей впереди. Не спеши, погоди, Вместе их соедини. С правильным написанием сличи, Букву «В».
Игры для классификации предметов (с презентацией) Классификация предметов – это умение находить общий признак предметов, и по нему объединять предметы в однородные группы. Классифицируем.
Развивающие игры и задания по теме «Творчество А. С. Пушкина» для детей старшей группы 10 февраля 2017 года день памяти А. С. Пушкина. В этот день 180 лет назад великий русский поэт скончался от ранения, полученного на дуэли.
Конспект «Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами» Модель занятия по ФЭМП На тему: «Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими.
Источник
Признаки снега признаки льда
Снег – хрупкие кристаллики воды. Вес одной снежинки не превышает 1-3 мг. Несмотря на малый размер, снежные осадки легко накрывают огромные территории толстым мягким слоем. Вес этого снежного покрытия способен оказать влияние на скорость вращения Земли.
Описание явления
Снег относится к одному из видов атмосферных осадков, состоит из крошечных ледяных кристаллов, появляется внутри облака и выпадает на земную поверхность из слоисто-дождевых облаков в холодное время года. Он состоит из отдельных снежинок в форме шестиугольников.
Как образуется
Снег падает с неба в виде замёрзшего дождя чаще всего в зимний период года.
Образование снега происходит при температуре не выше 0 ºС. Крошечные капельки воды, образующие дождевое облако, замерзают. Такова основная причина образования данного вида осадков. Молекулы воды принимают шестиугольную форму, а ледяной кристаллик по мере роста становится шестигранником. При 15 градусах по Цельсию кристаллик льда превращается в тонкую пластину. При 8 градусах образуются полые колонны. При 2,5 градусах получается то, что в представлении каждого является классической снежинкой.
Также снег формируется путём испарения. Наблюдать это явление можно на примере высыхания мокрой ткани на морозе. Сначала ткань замерзает и быстро становится твёрдой – вода в ткани превратилась в лёд. Потом лёд начинает испаряться – крошечные льдинки отрываются от ткани и поднимаются к атмосфере. Процесс испарения занимает несколько дней. Когда лёд полностью испарится и улетит в виде снежинок, ткань становится мягкой.
Классификация
Снег – это не просто замёрзшая вода, а осадки в виде кристаллов льда. Из-за особого строения молекул воды кристаллы при замерзании приобретают форму гексагональной призмы. Падая, сформированные кристаллы образуют следующие виды явления:
Иногда хлопья могут достигать 30 см. Одним из первых людей, которых заинтересовало происхождение снега, был Уинсон Бентли. Начиная с 1880 года он фотографировал снежинки через микроскоп. Он сделал больше 5,5 тысяч фотографий. К его удивлению все снежинки были разные и нельзя было найти хотя бы пару идентичных.
Помимо формы снег можно классифицировать по разным критериям. По механизму выпадения он бывает следующих типов:
- Обложной снег. Выпадает из однородной облачности на большой территории. Облачность в это время достигает обычно 10 баллов. Имеет монотонный и длительный характер, не прерываясь по нескольку часов. Выпадает в виде твёрдых крошечных кристаллов. Видимость значительно падает. Настоящая зима характеризуется именно обложным снегом.
- Ливневый снег противопоставляется обложному и представляет собой интенсивное выпадение снежных масс. Характеризуется неожиданным началом и концом. Выпадает из кучево-дождевых облаков, если атмосфера неустойчива.
- Морось – крошечные снежинки, создающие в воздухе дымку. Морось может продолжаться несколько дней.
Если классифицировать снег по критерию цвета, то помимо белого встречается розовый снег (также его называют кровавый или арбузный). Наблюдать такое уникальное явление с запахом арбуза можно в Гренландии и Сьерра Неваде, а также в Альпах, Арктике, на Кавказе и Северном Урале. Арбузный снег можно увидеть только весной и летом, когда солнце чуть пригревает толстый снежный покров. Чем больше снег подмокает, тем ярче его окраска, которая становится похожа больше на кровь, проступающую изнутри.
Феномен кровавого снега впервые встречается в работах Аристотеля. А в 1818 году один английский капитан привёз этот снег из Гренландии к себе на родину. Большинство учёных не смогли определить причину необычного цвета осадков, и только предположение шотландского ботаника Роберта Брауна оказалось верным. Браун полагал, что некие водоросли вызывают покраснение снега. Как бы невероятно не звучало его предположение, оно оказалось верным. Спустя сто лет учёные с помощью микроскопа определили, что розовый цвет вызван жизнедеятельностью крошечных одноклеточных водорослей хламидомонады (Chlamydomonas nivalis). Несмотря на низкую температуру эти водоросли интенсивно размножаются. При контакте с кислородом водоросли источают приятный аромат арбуза. Некоторые утверждают, что и вкус такого снега похож на арбуз.
Выпадение снега из облаков – это снегопад. Такое явление природы отличается интенсивностью и продолжительностью и скоростью падения снежных хлопьев.
По интенсивности различают следующие виды снегопадов:
- слабый – менее 10 хлопьев на 1 м 3 воздуха;
- средний – 10-100 хлопьев на 1 м 3 воздуха;
- сильный (густой) – от ста до нескольких тысяч снежных хлопьев.
Длительность, интенсивность и скорость снегопада определяют количество выпадающего снега. Если ветра нет, снегопад считается спокойным. Снегопад в ветреную погоду носит название «верховая метель».
Несмотря на то, что снегопады обычно прогнозируются, а жителей районов возможного бедствия предупреждают, чрезвычайная ситуация зачастую неминуема.
Длительность снегопадов может составлять несколько дней. Жизнь замирает даже в самых больших городах. На дорогах и в населённых пунктах образуются заносы, прекращается энергоснабжение. Снегопады могут приводить к жертвам.
Скопление снега в горах приводит к формированию лавин. Движущаяся лавина захватывает камни, сносит всё на своём пути.
Последствия снегопада – это человеческие жертвы и разрушения коммуникаций. На Кавказе и в Швейцарии были случаи, когда при сходе лавин полностью разрушались вековые селения. Объём лавины может составлять два миллиона кубометров, а скорость – 100 метров в секунду. Ударная воздушная волна при сходе лавины способна сбросить железнодорожный вагон и снести здание.
Знание путей прохождения и мест остановки потенциальной снежной лавины поможет защитить свою жизнь. Чтобы избежать катастрофических последствий на карте и на местности необходимо обозначить границу территории с опасностью схода лавины.
Таяние снега
Одним из свойств снега является его таяние при температуре выше 0 о С. Обычно это происходит с наступлением весны. Под воздействием солнечных лучей снег может таять и при отрицательных температурах. В этом случае происходит испарение ледяных кристаллов без превращения в воду.
Если на улице грязно, таяние снега происходит быстрее. Поэтому в лесу данный вид осадков сохраняется дольше, чем на улицах города. Под воздействием соли снег тает быстрее – его кристаллы разрушаются, а затем превращаются в воду.
При таянии меняется и плотность снега – он становится плотнее. Когда его плотность достигает 0,99 т на куб. метр, он превращается в воду.
Роль снега невозможно переоценить. Укрывая землю, снежный покров держит тепло и позволяет растениям и мелким зверькам пережить зиму. Без снега не выживут озимые зерновые, не вырастет урожай. За его счёт растения при пробуждении получают необходимую влагу.
Природа всегда разумна – зимний снег весной превращается в воду, давая жизнь флоре и фауне. Жизнь на Земле существует за счёт превращений, которые происходят с водой в течение года.
Источник
Конспект занятия » Сравнение воды, льда и снега»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_poznavatelnyh_sposobnostey_i_rechi_sravnenie_vody_lda_snega.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка»
по развитию познавательных способностей и речи
Тема: «Сравнение воды, льда, и снега»
воспитатель Сырчик Г.К.
г. Нижневартовск 2014 г.
1. Развитие познавательных способностей:
1.1. Закрепление знаний детей о зимних явлениях, о свойствах снега, льда, воды.
1.2. Формирование умений находить общие признаки, выделяя различия.
2. Развитие связной речи:
2.1. Учить делать правильные умозаключения.
2.2. Формировать навыки доказательной речи.
2.3. Воспитывать наблюдательность, память и интерес к явлениям природы.
Материал. Розетки со льдом, поднос со снегом, вода в прозрачных сосудах разной формы, небольшие подносы для снега на каждый стол.
Предварительная работа. Наблюдения в природе за снегом, льдом и водой; ознакомление с трудом взрослых зимой, чтение детской художественной литературы, знакомство детей с загадками, пословицами и поговорками.
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:
Кто поляны белит снегом
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Дети. Зима, метель, пурга.
Воспитатель. А какие зимние явления вы знаете?
Дети. Снегопад, метель, пурга, лед, вьюга, снег, иней, гололед .
Воспитатель. Сегодня я приготовила снег, лед и воду. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Как вы думаете, почему в загадке так сказано:
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло?
Дети. Реки зимой замерзают, покрываются сверху льдом. Получается, что лед в водоеме как крыша.
Воспитатель. Вполне убедили. Молодцы! Подвиньте — к себе розетки, достаньте лед. Потрогайте и подумайте, что можно сказать про него.
Дети. Холодный, прозрачный, твердый, гладкий, скользкий, голубоватый, хрупкий.
Воспитатель. Докажите, что он хрупкий. Ходят же люди зимой по льду?
Дети. Хрупкий он только тогда, когда тонкий. Льдинка падает и разбивается, крошится. Можно под лед провалиться.
Воспитатель. Верно, лучше не ходить по льду на реке, чтобы избежать опасности. Подумайте и скажите, используют ли люди лед в быту.
Дети. Да, используют для охлаждения чего-нибудь. Например, лед кладут — в стакан с водой, и она становится холодной. А еще лед накапливается в холодильнике. Там продукты лежат, долго не портятся.
Воспитатель. А где еще человек использует лед для своей пользы?
Дети. А можно горки ледяные делать, чтобы дети катались. Спортсмены катаются на коньках и соревнуются.
Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что бывает, когда лед тает?
Дети. Конечно, знаем, получается вода, и на улице лужи, а горки уже не будут скользкими.
Воспитатель. А сейчас для вас очень трудное задание: подумайте и скажите, есть ли у воды какая-то конкретная форма и как это доказать.
Дети. Наверное, у воды нет формы. Все зависит от того, во что ее налить. В банке ее мало, а в пруду, море или озере воды много. Она бесформенная.
Воспитатель. А какую воду можно назвать прозрачной?
Дети. Чистую, не мутную. Вода может быть разного цвета, но если она прозрачная, то сквозь нее все видно.
Воспитатель. Разве розовый морс не может быть прозрачным?
Дети. Может. А в море вода зелено-голубая, так как ее там много, но когда она не мутная и у берега, то все дно просматривается.
Воспитатель. Да, вода бывает разного цвета и прозрачной тоже бывает. Давайте сделаем «ледоход». Каждый сделает «ледоход». Что надо делать? (Дети бросают льдинки в воду.)
Дети. И у меня тоже «ледоход». И у меня.
Воспитатель. Если лед плавает, то как про него можно сказать, сравнивая с водой?
Дети. Он легче воды. Он не тонет.
Воспитатель. Теперь подумайте, как сделать лед цветным.
Дети. Покрасить воду чем-нибудь. Можно краской.
Воспитатель. Но это же будет цветная вода. А нужен лед.
Дети. Цветную воду надо заморозить в морозилке.
(Далее педагог предлагает сделать цветные льдинки)
Дети гуашью подкрашивают воду и разливают ее в формочки (розетки ставятся на поднос, и помощник воспитателя уносит их в холодильник).
Воспитатель. Теперь расскажите друг другу, чем похожи и не похожи вода и лед. Слушайте и дополняйте.
(Дети, стоящие рядом, могут объединиться в пары и рассказывать друг другу, что они узнали.).
Все готово, можно сесть на стулья.
Многие дети уже хорошо знают, для чего человеку нужна вода. Сейчас можно перечислить все, что вы знаете. Итак, вода нужна для .
Предполагаемые ответы детей:
Вода нужна человеку для питья, приготовления пищи.
Вода нужна для поддержания чистоты в доме.
Вода нужна для умывания и мытья посуды.
Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.
Вода переносит тепло по трубам и обогревает жилище. Вода нужна в хозяйстве, животным, растениям.
Воспитатель. А вот для вас сюрприз. (Отодвигает ширму на столе и открывает игрушечного снеговика, на подносе у которого много снега; обходит детей, все берут с подноса немного снега.)
Трудный вопрос для тех, кто может сравнить лед, воду и снег: чем они различаются?
Предполагаемые ответы детей:
Лед твердый, вода жидкая, а снег рыхлый.
Вода, лед, снег разные по качеству.
Снег скрипит, лед скользкий, а вода жидкая, может переливаться.
Из снега можно лепить, а из воды и льда нет. Снег, вода, лед полезны людям и природе.
Воспитатель. Да, дети, снег, вода и лед — это разные состояния воды. При замерзании вода превращается в снег, а потом в лед. Все, что вы рассказали, правильно. А сейчас вспомните загадки про воду, лед или снег.
Дети. В огне не горю, в воде не тонет. (Лед.)
Вился, вился белый рой, сел на землю — стал горой. (Снег)
Что в решете не унесешь? (Воду)
Воспитатель. Молодцы! Занятие закончено. Будем собираться на прогулку и возьмем с собой цветные льдинки для игр и наблюдений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети знакомяться с признаком мягкое твёрдое,учатся выделять главный признак.
Конспект занятия-экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.Продолжать формировать у детей умение выявлять и называть качества и свойства льда.
Север-царство льда и снега.
конспект занятия по развитию речи и познавательных способностей.
Способствовать созданию условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.
Выдержка из Программы кружка по исследовательской деятельности «Очумелые ручки».
Источник