- Основные признаки зимы
- Родителям на заметку
- Занятие «Признаки зимы» для детей дошкольного возраста
- На что следует обратить внимание
- На уроке «Окружающего мира»
- Знания, которые должны быть сформированы
- Занятие на свежем воздухе
- Признаки зимы в сказках и стихах
- Подводим итог
- Признаки зимы в живой и неживой природе
- Первые признаки зимы. Снег
- Гололедица
- Морозы
- Сосульки
- Календарь природы
- Окончание зимы
- Начало зимы в живой природе
- Из чего состоит снег?
- Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы
Основные признаки зимы
Один сезон сменяет другой — так устроена природа. Каждый год начинается с зимы, потом обязательно наступит весна, которая сменится летом, а за ним непременно придет осень. Круговорот сезонов сопровождается признаками, которые присущи каждому из них. В статье мы разберем основные признаки зимы. Маленьким детям иногда сложно понять, почему сезон называется «осенью» (например, в конце ноября), но вокруг все белым-бело от снега. Ученикам начальной школы уже можно объяснить, что есть такие понятия, как «календарный» сезон и «климатический».
Родителям на заметку
Все познается в сравнении. Это истинное выражение нужно учитывать мамам и папам, когда они рассказывают своим малышам о природе и ее явлениях. Например, объясняя ребенку признаки зимы и лета, нужно приводить яркие примеры.
- Летом мы купаемся в речке, вода в ней теплая, солнышко ее прогревает. А зимой оно греет плохо, вода замерзает и покрывается толстой коркой льда.
- Летом деревья стоят зеленые, вокруг благоухают цветы, летают бабочки, весело щебечут птички. А зимой опавшие листья деревьев покрывает снег, насекомые прячутся в свои норки до весны, а птички улетают в дальние страны, где тепло.
- Летом мы можем гулять долго, потому что день длинный, а ночь короткая. Солнышко просыпается рано и будит все вокруг. Зимой рано становится темно, потому что день стал коротким, а ночь — длинной. Утром солнце нужно ждать долго, пока оно «проснется» и осветит землю.
Занятие «Признаки зимы» для детей дошкольного возраста
Здесь важно учитывать возраст ребенка — малышу будет скучно и неинтересно слушать ваш долгий рассказ. Занятие необходимо проводить в игровой форме, а нудное повествование заменить несложными вопросами. Ребенок, отвечая на них, обязательно будет вовлечен в происходящее.
Не нужно просить назвать признаки зимы (какая она), вместо этого задавайте наводящие вопросы:
- Какая погода зимой?
- Что происходит с деревьями?
- Какие звери впадают зимой в спячку?
- Что появляется на реках и озерах?
- Какой праздник бывает зимой?
- Какие сказки про зиму вы знаете?
На что следует обратить внимание
Помните, что дети в возрасте 4-5 лет — это маленькие «почемучки». Им обязательно нужно разъяснять, по какой причине происходит то или иное явление. Поэтому дальше занятие нужно строить на вопросах, которые подразумевают не только ответы деток, но и ваши объяснения-дополнения.
- Почему зимой стало холодно? Солнышко стало дальше от нашей планеты, поэтому оно ее теперь прогревает меньше.
- Почему снег лежит на земле и не тает? Температура стала очень низкой — «минусовой», земля промерзла, не хватает тепла — снег лежит и не тает.
- Почему птички улетают в теплые края? Насекомые впали в спячку, растения тоже «замерли» от холода — птичкам не хватает пропитания, поэтому они стремятся в теплые края, где нет зимы.
- Зачем зайчики и белочки меняют окраску? Они стараются быть похожими на окружающую их природу (снежную и белую), чтобы не попасться в лапы хищникам. Например, зайчика, который поменял серую шкурку на белую, волку среди снежной поляны заметить сложнее.
Дополнительно малышам нужно рассказать, что бывает три месяца зимы: декабрь, январь и февраль. Еще одним из первых признаков зимы является то, что дни становятся короче, а ночи — длиннее.
На уроке «Окружающего мира»
Во время занятия с детками более старшего возраста следует акцентировать внимание на том, что зима бывает «календарной» и «климатической». В первом случае длительность сезона определяется месяцами: декабрем (31 день), январем (31 день) и февралем (28 или 29 дней). Но это относится лишь к Северному полушарию Земли, на Южном зима длится с июня по август.
Главным признаком климатической зимы является стойкое понижение температуры (ниже 0 о С). Важно учитывать, что в некоторых регионах (например, рядом с экватором) климатические признаки зимы могут отсутствовать. Там не выпадает снег, не замерзают водоемы, но продолжительность дней уменьшается, а ночей — увеличивается.
Знания, которые должны быть сформированы
На уроке детей следует попросить рассказать о признаках зимы в их местности. Они могут быть разными: ученики Краснодарского края скажут, что устойчивый снежный покров может совсем не установиться; дети из школ Мурманской области отметят — в ноябре появляются первые признаки зимы. День, когда подуют холодные ветра, может наступить и в октябре, и в декабре, и в январе (в зависимости от региона).
На подобном уроке обязательно объясняют следующие понятия:
- метель, вьюга, буран;
- гололедица;
- оттепель;
- изморозь.
Период, который начинается с дня зимнего солнцестояния и заканчивается днем весеннего равноденствия, называется астрономической зимой. Жители Северного полушария считают время от 22 декабря до 21 марта, а Южного — от 22 июня до 21 сентября. Астрономическая зима почти совпадает по времени с периодом, который считался зимним в давние времена на Руси — от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Благовещения (25 марта по старому стилю).
Занятие на свежем воздухе
Самое хорошее закрепление материала можно получить на уроке-экскурсии. Учитель с классом, одевшись по погоде, выходит в пришкольный двор.
Здесь можно увидеть признаки зимы в живой и неживой природе. Рассмотрите поближе деревья: они не только стоят обнаженные, но покрыты изморозью, земля вокруг ствола уплотнена, чтобы дополнительно уберечь корень от морозов и лютой стужи.
К ребятам можно обратиться с вопросами:
- Почему зиму сравнивают с волшебством?
- Какие птички остались зимовать в городе?
- Чем мы можем им помочь?
- Боятся ли животные, которые не впадают в спячку, морозов?
- Что защищает птиц от холода и стужи?
- Какие радости приносит зима детям и взрослым?
Человек тоже изменяет свое поведение зимой. Мы покупаем теплую одежду, не выходим на улицу без варежек, шарфов, шапок и теплых курток. Многие делают зимние заготовки: варенья, соленья, морозят ягоды и овощи. Мы меньше гуляем, чтобы не замерзнуть; раньше ложимся спать, а встаем позднее и с неохотой. Жители деревень запасаются дровами.
Дети должны внимательно рассмотреть все, что их окружает. Увиденное можно оформить в форме небольшого сочинения или устного рассказа. Рефлексия здесь имеет очень большое значение — ребенок должен научиться «пропускать через себя» новую информацию, дополнять ее, анализировать, додумывать, делать выводы.
Признаки зимы в сказках и стихах
Описания этого волшебного и сказочного времени года можно встретить в классической литературе, русских народных сказках. Больше всего воспевали зиму в своих стихах великие русские поэты: А. С. Пушкин, Сергей Есенин, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов. Тютчев, например, очеловечивал зиму, приписывая ей людские эмоции: «Зима недаром злится, прошла ее пора. «. Михаил Исаковский рисовал образу такую картину: «За окошком в белом поле — сумрак, ветер, снеговей. «. У Николая Некрасова «. превратились лужицы в холодное стекло. «. Стоит ознакомить деток с такими замечательными стихотворениями, как «Зимняя дорога» Пушкина, «Зима» Есенина, «Чародейкою зимою» Тютчева, «Чудная картина. » Фета и др.
Самые популярные детские сказки про зиму: «Морозко», «Снежная королева», «Рукавичка», «Двенадцать месяцев» и многие другие.
Подводим итог
Итак, можно перечислить следующие признаки зимы:
- Понижение температуры воздуха до отметки ниже 0 о С по Цельсию.
- Образование устойчивого снежного покрова.
- Низкие, тяжелые серо-свинцовые облака на небе.
- Осадки в виде снега; метель, вьюга, буран.
- Изморозь на обнаженных деревьях.
- Явление гололедицы.
- Птицы улетают в теплые края, а те, что остаются, стараются держаться в поисках пропитания ближе к человеческому жилищу.
- Животные ложатся в спячку (медведи, ежи и пр.), а другие линяют и наращивают теплый подшерсток.
- Рыбы подо льдом замерзших водоемов ведут малоактивный образ жизни, прячутся в ямах или под корягами.
- Люди приобретают теплые вещи, делают заготовки, мечтают о лете.
Источник
Признаки зимы в живой и неживой природе
Зима — это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.
Первые признаки зимы. Снег
21 декабря самая длинная ночь. Это период зимнего солнцестояния. После этого дня отсчет идет в обратную сторону, день начинает увеличиваться, а ночь стремительно сокращается.
Первые признаки зимы в неживой природе могут появиться и в ноябре, и в декабре. Облака нависают над землей, они становятся серыми и тяжелыми, так как воздух переполнен влагой. Летом они легкие и кучные, а вот с приходом холодов заполняют все небо, отчего на улице ощущается влажность и свежесть. Такие тучи обсыпают землю снегом, после чего могут появиться метровые сугробы.
Только в зимний период выпадает снег, накрывая покрывалом все вокруг. Это позволяет небольшим животным и растениям спрятаться. От низкой температуры снег становится более рыхлым, он не так хрустит, жесткий при прикосновениях.
Зависит она от перераспределения воздуха. Сильные метели чаще всего можно заметить в середине зимы. Кстати, это явление создает снежный ландшафт, придает сугробам интересные формы.
Гололедица
Существуют и другие признаки зимы в неживой природе. Например, гололедица. После того как температура резко изменилась, стало морозно, поверхность земли покрывается ледяной коркой. Провоцируют это явление мокрый снег или дождь перед изменением температуры ниже нуля. Гололедица способна превратить в лед мелкие ручейки, для этого не обязательно выпадать осадкам.
Морозы
В признаки зимы входит и морозная температура. Это опасное явление, которое может продолжаться длительное время, переходя в антициклон. Низкая температура способна навредить сельскому хозяйству, перерасти в чрезвычайную ситуацию, к которой коммунальные службы всегда готовы.
Сосульки
Постепенно после зимы приходит весна. Начинают таять сосульки, температура поднимается, пропадают морозные узоры.
Календарь природы
Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.
Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:
- птицеводство;
- сельское хозяйство;
- рыбная ловля;
- животноводство;
- шелководство;
- пчеловодство.
Окончание зимы
Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее — на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.
Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.
Начало зимы в живой природе
- Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
- В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
- Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.
Такие признаки зимы в живой природе.
Из чего состоит снег?
Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.
Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы
Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.
Первая игра называется «Самодельное лото». Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.
Хорошо развивает мысли малыша игра «Что надеть». Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.
Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.
Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.
Итак, есть много изменений в живой и неживой природе с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.
Источник