LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1560)
- Симфоническая (545)
- Фортепианная (399)
- Камерная (294)
- Скрипичная (187)
- Духовная (112)
- Хоровая (92)
- Народная (54)
- Органная (41)
- Композиторы (1507)
- Музыкальные жанры и формы (720)
- Концерт (244)
- Симфония (171)
- Соната (107)
- Вальс (80)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (384)
- Певцы (355)
- Музыканты (350)
- Пианисты (179)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (248)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (198)
- Музыкальная культура народов мира (165)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыкотерапия (96)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (36)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Светлый и веселый «Зимний костёр» Сергея Прокофьева.
Понедельник, 01 Декабря 2014 г. 12:36 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора
Слушая светлую и веселую музыку «Зимнего костра», звонкий разлив ее мелодий, трудно представить себе, что она написана тяжело больным композитором. Прокофьев обладал удивительной способностью отвлекаться от личных обстоятельств, и они никак не повлияли на характер создававшейся в ту пору музыки.
В «Зимнем костре» вновь проявилась щедрость мелодического дара Прокофьева. Ясные по настроению, свежие по интонациям мелодии звучат в каждой из восьми частей сюиты. Как и в других своих произведениях, композитор стремился избежать мелодических штампов, и в его музыке не найти ставших привычными оборотов детских песен. Он ищет и находит оригинальные интонации, достигая нужного результата введением нескольких штрихов — неожиданными, но всегда естественными поворотами мелодии, захватом широких регистров и т. д. Истоки этого стиля в более ранних находках самого Прокофьева можно увидеть, в частности, в сказке «Петя и волк». Конечно, новизна тематики определила многие черты мелодики «Зимнего костра», в которой есть отзвуки интонаций массовой песни. Но как смело и интересно они использованы, какой большой путь прошел композитор от первых опытов в этом жанре, относящихся к середине 30-х годов!
«Зимний костёр»- это сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака,сочинение 122,(1949),(премьера — 19 декабря 1950, Москва, под упр. С. Самосуда)
Cюита «Зимний костёр»(без чтецов и хора)
Симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета.
Дирижёр Антон Лубченко.
1 Отъезд
2 Снег за окном
3 Вальс на льду
4 Костёр
5 Пионерский сбор
6 Зиний вечер
7 Походный марш
8 Возвращение
Своеобразен, при всей простоте, и гармонический язык сюиты. Что касается оркестровки, то она отличается прозрачностью и изяществом мелодически насыщенных подголосков. Словом, музыкальный язык «Зимнего костра» доступен для детской аудитории, к которой это произведение обращено, пожалуй, больше, чем «Петя и волк».
В «Зимнем костре» восемь частей, чередующихся с интермедиями чтеца. Все части, за исключением пятой, в которой участвует детский хор, написаны для оркестра. Хотя самый текст и предрасполагал композитора к иллюстративности, но он предпочел обобщенность музыкальных картин, в которых есть самостоятельный интерес, независимо от ассоциаций, возникающих при слушании чтеца.
Два самых больших номера сюиты — первый («Отъезд») и третий («Вальс на льду»), могут послужить примером прокофьевского понимания жанра «легкой» музыки. Сколько изящества и тонкого юмора в его произведении, захватывающем свежестью уже с начальной фразы валторн!
В «Отъезде» мелодия звучит на фоне непрерывного движения сначала восьмушками, а затем — шестнадцатыми. Фактура интересно варьируется, оживляется введением новых элементов. В «Вальсе на льду» Прокофьевым использованы традиционные ритмоформулы, но они насыщены новыми интонациями. Светлая, лирическая музыка «Вальса на льду» — едва ли не самая впечатляющая часть «Зимнего костра».
В «Пионерском сборе» на первый план выступает хоровая песня, написанная во свойственной Прокофьеву самостоятельной трактовке жанра. Ее мелодия типична и для советской детской песни, и для самого Прокофьева. Она увлекает ритмической упругостью, особенно в размашистой фразе на словах «Наш костер гудит, бушуя, сыплет искры головня». Это живая и веселая пионерская песня, которая может стать в один ряд с лучшими образцами этого жанра.
Другие номера сюиты также отличаются лирической свежестью. Запоминаются мелодия гобоя, начинающая вторую часть («Снег за окном»), ясный запев шестой части («Зимний вечер») и другие эпизоды, отмеченные тонкостью вкуса и мастерства.
С. Маршак «Зимний костер»
— 1 —
Нам открывается страна
С вокзального порога.
Отворишь дверь — и вот она,
Железная дорога!
Дают свистки кондуктора,
Поют рожки на стрелке,
И ударяют буфера
Тарелками в тарелки.
Зеленый, красный свет горит,
И каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит
И поезда — с вокзалом.
— 2 —
Крепок утренний мороз,
Но, вспотев от жара,
Прямо в небо паровоз
Бьет струями пара.
Мы выходим на перрон,
На снежок хрустящий.
Мы находим свой вагон
Новенький, блестящий.
Хочет каждый из ребят
Сесть к окну поближе.
По углам торчком стоят
Смазанные лыжи.
Плавно тронул паровоз.
Город, до свиданья!
Проезжают без колес
За окошком зданья.
Вот и кончились дома.
В окнах посветлело.
Подмосковная зима
Блещет гладью белой.
— 3 —
На пустынном полустанке
Мы выходим на перрон.
Распрощался на стоянке
С пассажирами вагон.
Постояв перед вокзалом,
Поезд с грохотом исчез.
Мы идем за ним по шпалам:
И сворачиваем в лес.
Сосен сизые иголки
Побелели наверху,
А разряженные елки
Словно в заячьем пуху.
Тишина. И только дятел,
Хлопотливый, деловой,
Барабанит, будто спятил,
Машет пестрой головой.
Только изредка тяжелый
Снежный ком валится в снег.
Впереди — деревня, школа,
Вкусный ужин и ночлег.
— 4 —
Мы встречаем утро в школе,
В окна льдистые глядим.
За одним окошком — поле,
Бор сосновый — за другим.
Хлопья снега с неба падают
Пеленой сквозной
И, мелькая, сердце радуют
Чистой белизной.
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Низкие дома.
Как хмельной идет-шатается
По мосткам ходок.
А в ведре гремит, болтается
Молодой ледок
— 5 —
С ледяной съезжая горки
На открытый лед реки,
Пишут тройки и восьмерки
Наши острые коньки.
Мы узорами изрежем,
Исчертим речную гладь.
Хорошо нам чистым, свежим,
Снежным воздухом дышать!
— 6 —
Костер раскладывать пора
Настал закатный час.
Зажгутся разом два костра —
На небе и у нас.
Огнем охвачен край небес,
И длинный, красный луч
Насквозь пронизывает лес,
Пробившись из-за туч.
И лес стоит в густом дыму, —
Как будто солнца шар,
В штыки лучей встречая тьму,
Зажег лесной пожар.
Пилу несите и топор,
Валите сухостой.
Пусть и у нас горит костер
Такой же золотой.
Пусть хворост корчится в огне,
Пускай трещит кора.
А снег кружится в вышине
Над пламенем костра.
— 7 —
Идем во тьме и в тишине.
Под нами снег хрустал.
Холодный месяц на сосне
Корабликом стоит.
Кругом — деревья до небес.
И с каждым ветерком
Вздыхает лес, роняет лес
Тяжелый снежный ком.
Спят глухари, медведи спят
В снегах, в лесной глуши.
А кроме них да нас, ребят,
Здесь нет живой души.
Пора и нам домой, в постель.
Сильней кружится снег,
И поздних путников метель
Торопит на ночлег.
— 8 —
Мы снова входим в школьный дом.
Постели нам готовы.
И веет в комнатах теплом
И свежестью сосновой.
Железной дверкою звеня,
Гудит, стреляет печка.
И все ребята у огня
Нашли себе местечко.
Стремится пламя на простор,
Бушует в дымоходе,
Напоминая нам костер,
Пылавший на свободе.
И в этот тихий, поздний час,
Зардевшись от мороза,
Пришли в свой класс проведать нас
Ребята из колхоза.
В снегу морозном, как в пыли,
Их куртки и ушанки.
С собой ребята принесли
Сосновых дров вязанки
Пришел за ними черный пес.
Он свел знакомство с нами
И, между лап уткнув свой нос,
Глядел, зажмурясь, в пламя.
А мы, усевшись на скамьи,
На парты и поленья,
Давай рассказывать свои
Дела и приключенья.
Могли болтать мы до утра,
Но вот встает вожатый
И говорит: — Вам спать пора,
А нам домой, ребята!
Они ушли в поля, в леса,
И слышались во мраке
Далекий смех, и голоса,
И звонкий лай собаки.
— 9 —
Общий сбор трубят горнисты.
Петухи встречают день.
Мы простимся с полем чистым,
С лесом белым и пушистым,
С дымом дальних деревень.
После зимнего похода
Возвращаемся
Домой —
И до будущего года
Распрощаемся
С зимой.
— 10 —
Опять несет нас паровоз
По колее дорожной.
В дороге петь под гул колес
Любую песню можно.
Сейчас огни у нас зажгут,
И окон отраженья
С вагоном рядом побегут
Прозрачной, светлой тенью.
Среди полей, среди лесов
Несемся без оглядки,
И вторят хору голосов
Гремящие площадки.
Еще платформа или две
Мелькнут в окне вагонном —
И вот уж поезд наш в Москве
Стоит перед перроном.
Зеленый, красный свет горит.
И каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит
И поезда — с вокзалом.
Даю! свистки кондуктора,
Поют рожки на стрелке.
И ударяют буфера
Тарелками в тарелки.
Рядами частых фонарей
Столица засверкала.
И мы выходим из дверей
Московского вокзала.
«Зимний костер»исполняет национальный детский оркестр Великобритании
«Зимний костер»исполняетШотландский камерный оркестр
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Композиторы Музыка и литература Классика для детей: Твой друг Музыка |
Метки: Прокофьев музыка для детей сюита советские композиторы Маршак
Процитировано 15 раз
Понравилось: 13 пользователям
Источник
Прокофьев кто по снегу
2 декабря – 120 лет Александру Андреевичу Прокофьеву (1900—1971). Известный русский поэт, он писал стихи о России, о русской природе.
Поэт не забывал и самых маленьких читателей, создавая для них великолепные детские стихи, яркие и своеобразные, насыщенные фольклорными мотивами, нежные и озорные, с прекрасными рифмами . Звонкие, весёлые, запоминающиеся с лёту, стихи востребованы и в наши дни.
У него несколько сборников стихов для детей. Во второй половине 1950-х вышли книжки для детей «Днем весенним» (1956 г), «Шел кот-скороход» (1956 г), «Синички-невелички» (1958 г), «Хороши малыши», (1963), «Галя-Галинка» (1966 г). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938 г), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938 г), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939 г), «Загадки-шутки» (1962 г), «Еще про жука» (1965 г). В более поздние годы выходили сборники «Красный платочек», «Хороши малыши», «Для маленьких». Стихи Прокофьева напоминают русские народные потешки, рисунки Васнецова ещё больше усиливают сходство. А ещё у него есть считалки и прибаутки.
Стихи одновременно и тихие и громкие, нежно-лирические и звонко-озорные. В них столько упоения жизнью, чудесных открытий, ярких впечатлений. Светлые, позитивные, добрые и милые стихи о природе, временах года, растениях и животных, о жизни ребят, играх и забавах. Помните «Алёнушку» Благининой, «Машеньку» Барто, циклы про Таню и Олю Александровой? А в стихах Прокофьева вы встретитесь с Галинкой и Настенькой. Мне его стихи чем-то напомнили стихи Ольги Высотской. В цикле про Галинку весна подарила крошечной Галинке голубые подснежники, тёплое лето — шумный берег моря, золотой подсолнух и утреннюю песенку иволги, зима — красногрудых снегирей. И всё воспринимается малышкой как целое событие.
Яркие, образные, истинно народные, красочные строки стихов всегда чудесно проиллюстрированы. Книжки с рисунками Васнецова, О. Богаевской, А. Якобсон хочется рассматривать снова и снова. Замечательные рисунки Юрия Васнецова как нельзя лучше передают их мягкий сказочный колорит и радостное настроение. Стихи подходят для детей 2-5 лет. Книжечки стихов для детей переиздаются и в наше время, входят в различные сборники и хрестоматии и радуют уже не одно поколение маленьких читателей.
Звонкие, весёлые, запоминающиеся с лёту, стихи востребованы и в наши дни. У Александра Прокофьева очень мягкий слог, стихи легко запоминаются и читаются. Стихи замечательные, очень детские, с прекрасными рифмами. Не длинные и не короткие, в самый раз для заучивания.
Почитайте их вместе с детьми, вспомните детство, вернитесь в него снова!
Источник