- Пропан или метан: аргументы и факты для вашего авто
- Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
- Метан, пропан и бутан
- Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?
- Почему выгодно заправлять авто газом
- Качество газовой смеси или что такое «Зимний газ»?
- Летний и зимний газ для ГБО автомобилей
- Летний и зимний газ для переоборудованных моторов автомобилей
- Когда такое может произойти
- Почему следует использовать сезонный газ
- Летний и зимний газ – как это определить
Пропан или метан: аргументы и факты для вашего авто
С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.
Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?
Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.
Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.
Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.
Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.
Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?
Метан, пропан и бутан
Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.
Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.
Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:
- Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
- Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.
Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:
- газ подвергается процедуре тщательной очистки;
- пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.
Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.
Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.
По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.
C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.
Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.
Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.
Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:
- Газ фильтруют.
- Дополняют одорантами.
- Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
- Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.
Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.
На заметку! Влияние на человеческий организм метана минимально на открытых площадях из-за низкого веса.
В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.
Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?
Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:
- Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
- По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
- Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
- По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
- По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
- Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
- По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
- Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.
Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.
Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.
Почему выгодно заправлять авто газом
При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:
- автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
- высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
- установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
- использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).
Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.
Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.
Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.
На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.
Метановое ГБО: когда прощаешь все минусы
Какое отличие метана от пропана?
Какое давление в газовом баллоне?
Газовое оборудование на дизель: насколько реально?
Источник
Качество газовой смеси или что такое «Зимний газ»?
Вы здесь: Главная » Качество газовой смеси или что такое «Зимний газ»?
Качество газовой смеси, что такое зимний газ и какой газ лучше, ответы от компании «Промгаз»
Газ, используемый для заправки емкостей — это смесь различных газов (СПБТ): Основные — пропан и бутан, а так же дополнительные газы, которые могут присутствовать в незначительных количествах.
Чем отличается Пропан от Бутана?
Главное отличие (для практических целей) — в температуре и давлении перехода газа в жидкое состояние. Именно в жидком газе можно запасти в баллоне намного больше энергии (при сгорании), чем в сжатом газообразном состоянии. При нормальном давлении (760 мм) пропан сжижается только при охлаждении до минус 44 гр.С, а бутан — при минус 3 гр.С.
При комнатной температуре давление над жидким пропаном равно 9 атм, а над жидким бутаном — всего 2 атм. Если баллон с жидким пропаном нагреется (например, в жарких странах или на солнце) до 50°C, то давление в нем поднимется до 17 атм, что может быть опасно, тогда как в баллоне с жидким бутаном давление при 50°C будет всего 5 атм.
Пропан значительно дороже Бутана, но именно он обеспечивает давление в системе подачи газа. Чем больше Пропана, тем меньше конденсата, постоянное давление и выше надежность газовой системы в целом.
Использование Бутана зимой практически не возможно — при температуре всего в 3 гр.С он перейдет в жидкую фазу и практически не будет испаряться. Система подачи газа остановится.
На практике используют смесь. Причем различают зимнюю (с большим содержанием Пропана) и летнюю с меньшим содержанием Пропана.
Если Вы заправляете свой газгольдер весной или летом, Вы обязательно должны запросить у своего поставщика качественный состав смеси. Если Вы планируете выработать весь заправленный объем в летнее время, то особых проблем при использовании летней смеси у Вас не возникнет. Но если Вы планируете оставить газ на осень или зиму, то заправлять газгольдер летним газом категорически не рекомендуется. Газ замерзнет, будет плохо испаряться, подача газа будет прерываться, давление скакать. И в конечном счете Вы рискуете остаться без отопления в зимний период. Ваш газгольдер может стать непригодным для использования.
Обратите внимание, что согласно ГОСТ 20448-90 для нашей климатической зоны установлены следующие сезонные интервалы:
- летний период — с 1 апреля по 1 октября;
- зимний период — с 1 октября по 1 апреля.
В погоне за клиентами, многие компании снижают стоимость газа за счет удешевления газовой смеси.
В нашей стране рынок углеводородов достаточно прозрачен, ценообразующих компаний не так много, поэтому входящая цена на газ у всех поставщиков практически одинакова.
К нам часто обращаются люди с просьбой помочь, после заправки газгольдеров недобросовестными поставщиками. Помните — реанимировать Ваш газгольдер в зимнее время (особенно если он практически полный) — достаточно сложно и ведет к дополнительным затратам, вплоть до покупки нового газа и ремонта оборудования.
Если Вам предлагают газ по заниженной (ниже рынка) цене , Вы обязательно должны задать себе следующие вопросы:
- Почему?
- Что за газ, почему дешевый?
- Что с газом будет зимой?
- Надежна ли компания, сколько лет на рынке?
- Смогу ли я обратиться к ним в случае возникновения проблем?
Мы желаем Вам удачи, хорошего настроения и …
Источник
Летний и зимний газ для ГБО автомобилей
Многие владельцы автомобилей в качестве топлива используют пропан-бутан. В такой ситуации важно понимать, что такое летний и зимний газ.
Летний и зимний газ оказывают существенное влияние на ГБО автомобиля в разное время года
Свойства этого, альтернативного бензину топлива, оказывают существенное влияние на характер движения машины и отдачу двигателя. Особенно это сказывается в разные периоды года, существенно отличающиеся по температуре.
Летний и зимний газ для переоборудованных моторов автомобилей
В качестве моторного топлива сжиженный газ зарекомендовал себя достаточно хорошо. Несмотря на имеющуюся критику в его адрес, огромное количество автовладельцев устанавливает газовое оборудование. В результате получается экономия финансовых средств, особенно для тех, кто ездит на большие расстояния.
Однако все это удовольствие может резко сократиться. Достаточно чтобы в ГБО начал поступать газ, не соответствующий периоду использования.
Когда такое может произойти
Причина кроется в правильном соотношении количества пропана и бутана в их смеси. Летний и зимний газ готовится в зависимости от наружной температуры периода года, когда он будет использоваться. В теплое время бутана должно быть больше, чем пропана. Оптимальное соотношение составляет 60% на 40% по объему. При низких температурах, наоборот, необходимо преобладание пропана – 60% на 40%.
Автомобильный баллон цилиндрического типа, куда закачивается газ пропан-бутан
Эти величины могут быть несколько иными, не нарушая общего соотношения. Это зависит от двух факторов. Во-первых, от месторождения, где добывался газ (соответственно свойства газа могут отличаться). Во-вторых, от фактической наружной температуры воздуха в регионе, где будет использоваться смесь пропан-бутана. Например, для северных районов количество пропана может достигать 75%. Поэтому летний и зимний газ существенно отличается по составу.
Почему следует использовать сезонный газ
Потому, что основой всему являются физические свойства пропана (C3H8) и бутана (C4H10). Оба газа могут находиться, как в жидком, так и в газообразном состоянии одновременно. Температура кипения пропана минус 43 о C, а бутана минус 0,5 о С. Это означает, что в парообразное состояние они переходят в разных условиях – пропан раньше, бутан – позже.
Причем пропан до испарения находится в двух состояниях — сжиженном, как и бутан и частично газообразном. По мере расходования бутана жидкий пропан дополнительно испаряясь переходит в газ, обеспечивая соответствующее давление в баллоне. Правильно подготовленный летний и зимний газ будет нормально обеспечивать этот процесс.
Смесь пропан-бутана в любом баллоне находится сразу в двух состояниях — жидком и газообразном
В редуктор ГБО поступает в большей части бутан через заборную трубку баллона. Именно он находится в сжиженном состоянии и располагается в нижней части емкости. При такой ситуации система газоснабжения автомобиля будет работать нормально.
Если соотношение пропана и бутана существенно нарушится, возможны разные нештатные ситуации. Например, переизбыток бутана приведет к его не полному испарению. Редуктор просто зальет не испарившейся жидкой фазой, и работа ГБО нарушится. Особенно это скажется, если в баллон заправлен газ низкого качества.
Из-за малого количества пропана может снизится давление в газовой магистрали. Это также отразится на работе газового оборудования автомобиля.
Летний и зимний газ – как это определить
Момент первый. Состав смеси пропан/бутан фиксируется в сертификате. Здесь же подтверждается возможность ее использования по сезону года (зима – лето). Его нужно требовать от заправщика, перед тем, как закачивать газ в баллон. Если документ достоверный, то негативного влияния газа на работу ГБО и двигателя не должно быть. Если заправщик отказывается предоставить сертификат, следует подумать, строит ли закачивать предлагаемый газ. Согласившись, вы рискуете попасть в неприятность.
Заправочная станция автомобилей пропан-бутаном
Второй момент. Пропан стоит дороже бутана. Поэтому зимняя смесь этих газов (когда пропана должно быть больше) дороже летней. Это может служить ориентиром водителю, для какого сезона предназначено это топливо.
Покупать летний и зимний газ очень правильно для обеспечения нормальной работы ГБО автомобиля. Понимая особенности этого вопроса, можно обеспечить себе беспроблемные поездки.
Автор: Сергей Морозов
Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.
Источник