Проводы зимы конспект 2 класс

Конспект урока «Проводы зимы» музыка 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Конспект урока «Проводы зимы» музыка 2 класс

Скачать:

Вложение Размер
muzyka.2_klass.urok_.provody_zimy.doc 310 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урока музыки. 2 класс.

Тема: «Проводы зимы»

Программа: авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Цель: познакомить обучающихся с традициями празднования Масленицы.

1) Изучить историю праздника «Масленица»;

  1. Разучить праздничную песню «Ой, блины»;
  1. Сформировать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе различных видов деятельности;
  2. Развивать умение планировать собственные действия при выполнении творческого задания.

6) Сформировать чувство уважения к народным праздникам и их традициям.

Оборудование и материалы:

  1. Учебник «Музыка. 2 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
  2. Фонохрестоматия. 2 класс.
  3. Синтезатор.
  4. Мультимедийная установка, экран, ноутбук, колонки.
  5. Слова песни «Ой, блины», клей, картон (заготовки солнышка, лучиков), фломастеры.
  6. Комплекты карточек для маркировки текста.
  7. Солнышко большое (на доску) и 6 лучей.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Вид урока: урок- праздник.

Конспект урока во 2 классе по теме «Проводы зимы»

Слайд 1 «Заставка «Масленица- 2»

Дети входят в класс под музыку «А мы масленицу дожидали…».

Дети стоят вдоль доски. Их приветствует учитель.

Парты расставлены по периметру класса (место для вождения хоровода).

На доске прикреплёно солнышко с отдельными лучиками по числу этапов праздника.

Слайд 2 «Русский народный праздник» (Рождество, Новый Год, Троица, Масленица)

Учитель: — Много праздников на свете,

Всей душой их любят дети.

Мы ж Весну к себе зовём.

И о празднике весеннем разговор мы поведём.

Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица,
Ест блины куском большим:
Со сметаной и припёком,
С рыбой, мясом и икрой.
Шире праздник с каждым веком,
Не назвать его игрой!

Учитель предлагает назвать праздники на фотографиях и, проанализировав их, прийти к выводу, что Новый Год – светский праздник, его отмечают все. А все остальные – православные, народные , их отмечают верующие люди.

Слайд 3 «Масленица (солнце в центре)»

— Ребята! Сегодня мы с вами тоже будем встречать Масленицу, наш любимый праздник! А будет помогать нам – Солнце, главный символ этого праздника. Сегодня солнышко будет дарить нам свои лучики. Это лучики не простые, а волшебные. Мы будем каждый лучик отправлять в полёт. Чтобы он нам принёс что-то интересное. Давайте посмотрим, что приготовил нам первый лучик.

Дети садятся на место.

  1. Изучение нового материала.

Сначала дети разучивают слова – заклички лучика.

Дети: — Лучик солнышка, лети!

Всех нас в праздник удиви!

Слайд 4 «Празднование Масленицы»

Лучик 1 «История праздника»

Дети по ходу текста учителем выкладывают на парты карточки со знаками: +,-, ?, ! и запоминают на слух, что они пометили.

Учитель: — Масленица – самый шумный и веселый в народном календаре. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это – «переходящий» праздник, время которого зависит от того, когда в данном году будет праздноваться Пасха.

Масленица берет начало еще в традициях наших далеких предков – древних славян, которые в конце февраля – начале марта устраивали проводы Зимы – праздник, посвященный рождающемуся Солнцу.

Румяные блины были символом праздника весны, Солнца, они символизировали образ Солнца. Потому и эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца.

Самое любимое занятие на Масленицу катание на «карежах» — досках, залитых водой и замороженных на холоде, карежки заменяли санки.

Дети катались на снопах сена или соломы, на старых телячьих шкурах, все старались обогнать друг друга, ведь существовала примета: кто дальше всех с горки скатится, у того лен будет длинным, и масло будет хорошо сбиваться.

Проводились и другие игры и забавы: перетягивание каната, бег в мешках, пелись песни.

В конце праздника сжигали символическое чучело Масленицы, чтобы быстрее наступила весна.

На масленицу принято было угольки от костров разносить по дворам и класть в свои печки. Считается, что огонек с праздника должен «гореть» до следующего прихода весны.

В последний день Масленицы принято просить друг у друга прощение за все дурные дела. Этот день называется Прощёное Воскресенье.

Обсуждение материала: известное, неизвестное, интересное.

— Мы сегодня станем участниками всех этапов праздника. Давайте посмотрим, что нам приготовил следующий лучик.

Лучик 2 «Музыкальный»

— Много песен и закличек сложено про Масленицу. Мы разучим с вами песню «Ой, блины».

СЛУШАНИЕ, РАЗУЧИВАНИЕ, ПЕНИЕ песни «Ой, блины».

Дети: — Лучик солнышка, лети!

Всех нас в праздник удиви!

Открывают третий лучик.

— Пришла весёлая пора

Поиграть нам всем. Ура.

Дети: — Лучик солнышка, лети!

Всех нас в праздник удиви!

Лучик 4 «Творческий»

Приём «кластер» (творческий).

Учитель раздаёт детям половинку листа картона голубого или зелёного цвета, круги жёлтые (солнышко – блин), шесть лучиков, клей, фломастеры.

Задание: наклеить солнышко, нарисовать лицо (оживить его), приклеить лучики, затем написать на них прилагательные, которые, по их мнению, подходят к празднику Масленицы.

Дети выполняют задание.

Дети: — Лучик солнышка, лети!

Всех нас в праздник удиви!

Лучик 5 «Хоровод»

Учитель: — Приглашаю вас, народ

На весёлый хоровод!

В круг скорее ты вставай,

Громко песню запевай!

ХОРОВОД «А мы Масленицу дожидали» (выполнение танцевальных движений по показу учителя).

Дети остаются на месте в кругу.

Дети: — Лучик солнышка, лети!

Всех нас в праздник удиви!

Лучик 6 «Угощенье»

Учитель: — Масленица! Масленица,
Круглые бока!
В небе солнце ластится —
Знать весна близка.

На тарелке блинчики
Горкой у меня,
Круглые, румяные —
Солнышку родня!

Подходите, деточки,
Я вас накормлю,
Молодые «веточки»,
Очень всех люблю.

Праздники славянские —
Радость в каждый дом!
С песнями и плясками
Мы в весну войдем!

Учитель предлагает детям угоститься блинами.

Слайды с 6 по 11 «Масленица в нашем селе»

Подготовить иллюстрацию на выставку по материалу урока.

Показ слайдов 12, 13 «Картины русских художников о Масленице»

(как пример иллюстраций к празднику)

На фоне слайдов 14,15 учитель читает стих, дети становятся полукругом.

Учитель: — Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Слайд 16 «Чучело Масленицы»

Дети хором говорят: «Прощай, Масленица!».

Выходят из класса под музыку песни «Прощай, Масленица!».

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов «Весёлая обезьянка» в форме презентации.

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де.

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.

Источник

План урока «Проводы зимы» для 2 класса
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Урок музыки во 2-м классе по теме:

«Проводы зимы, встреча весны» (на примере русского национального

праздника Масленицаи калмыцкого национальногопраздника «Цаган сар») По программе Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой

Скачать:

Вложение Размер
2 класс План урока «Проводы зимы» 24.48 КБ
provody_zimy.pptx 2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2-м классе по теме:

«Проводы зимы, встреча весны»

(на примере русского национального

и калмыцкого национального

праздника «Цаган сар»)

Учитель музыки: Хейчиева Ю.С.

Урок музыки во 2-м классе по теме:

«Проводы зимы, встреча весны»

(на примере русского национального праздника Масленица

и калмыцкого национального праздника «Цаган сар»).

Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица и с калмыцким национальным праздником Цаган сар.

Развивающая : развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому и калмыцкому фольклору, уважения к народным обычаям.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Оборудование: иллюстрации картин праздника «Масленицы» и праздника «Цаган сар», кукла в национальном русском костюме, кукла в национальном калмыцком костюме, блины, борцоки.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, музыкальный центр.

2.Объяснение нового материала.

Вот и наступило время, когда зима сходится с весной.

В деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу, а у нас в республике празднуют «Цаган сар».

Запись в тетрадь темы урока.

— Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этих праздниках?

— Как и когда празднуют масленицу?

— А как Цаган сар?

Масленица — древний славянский праздник.

Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

А главным угощением были -…?

Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали — символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

Цаган сар- один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Цаган празднуется через два месяца после Зул, в первый же день первого весеннего месяца, и месяц этот называется Цаган Сар.

Калмыки с нетерпением ждали этого дня. Во-первых, потому что кроме праздников у калмыков не было больше дней для веселья и встреч. Во-вторых, с наступлением весны заканчивалась трудная зимовка с пронизывающими ветрами и снежными заносами, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу.

У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика. Многие не верили в него, ходили в степь проверить, и часто убеждались: как оно и есть, суслик появлялся из норки.

Очень любили праздник Цаган Сар дети, потому что их красиво и нарядно одевали, часто по случаю праздника им шили новую одежду, и разрешали ходить в гости к родственникам. А в гостях их одаривали лакомствами, давали деньги. И дети вдоволь наедались сладостей, набивали ими карманы, приносили их домой, а там, припрятав, растягивали сладкий праздник еще на несколько дней.

К празднику готовились задолго до его наступления: прибирались в доме, шили новые наряды, устраивали большую стирку. Из отары выбирали самых жирных, упитанных баранов, резали их, потому что праздничный стол без мяса даже и представить было трудно, к тому же мясо — традиционное блюдо праздничного стола, накрываемого в Цаган Сар. Столь же традиционным блюдом были и борцики, которые по случаю праздника делали разных видов и разной формы. Например, пеклись: целвг, хорха борцг, кет, жола, хуцын толга. Каждый вид борциков нес свою смысловую нагрузку. Например, хорха борциков старались напечь как можно больше, потому что считалось, что их количество будет способствовать росту поголовья скота.

Вечером накануне Цаган Сар ставят дееж, в который обязательно надо положить три целвг, несколько хорха борциков, кет, хуцын толга, жола борцг, конфеты, печенье. Зажигают зул (лампадку), перебирают четки, потому что в этот день, последний день зимы по лунному календарю, — день молитв и очищения.

Дееж, поставленный перед божницей, надо съесть через три дня, причем есть его надо в кругу семьи, чужим давать не положено.

Название праздника «Цаган» имеет один перевод — белый потому что с белым цветом у калмыков ассоциируется все чистое, светлое и доброе. Даже пожелание есть: «Белой тебе дороги», что означает пожелание удач. Молоко белого цвета, и потому отношение к нему особое, если не сказать, почтительное.

В старину Масленица тоже была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.

— Ребята, а вы знаете, что такое Великий пост?

— А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.

— Как вы думаете, зачем его сжигали?

А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну, из которых мы сейчас послушаем.

4. Слушание и анализ — обсуждение музыкального произведения.

Звучит песня «Ой, масленая недалечка».

— О чем поется в песне?

— Какая музыка по характеру?

— А теперь послушайте песню «Масленая погорела».

— А о чем эта песня?

— Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?

5. Разучивание песни калмыцкой народной песни «Цаган сар».

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

дикцию (четкое произношение текста)

характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой, пританцовывая)

6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

— С какими народными праздниками мы с вами сегодня познакомились? Масленица, Цаган сар.

— Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).

— Когда праздновали праздник Цаган сар?

— Как праздновали Масленицу, Цаган сар?

— В какие игры играли на масленичной неделе?

— Что вам больше всего запомнилось на уроке?

7. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию по теме «Масленица», «Цаган сар»

Источник

Читайте также:  Куски льда как называется
Оцените статью