Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»
Наталья Старостина
Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования – городской округ – город Касимов
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе №9 «Колобок»
«Зимующие птицы»
Старостина Наталья Леонидовна, воспитатель I кв. категории
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное – эстетическое развитие».
Закреплять умение детей узнавать и называть птиц.
Закреплять знания детей, чем питаются птицы, как им можно помочь.
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами, воображение и логическое мышление, речь детей.
Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним, интерес к разнообразию окружающего мира.
Коллективная работа «Снегири»,дидактическая игра: «Четвёртый лишний», знакомство с зимующими птицами, изготовление кормушки, кормление птиц.
мультимедийные технологии, карточки с изображениями птиц, мяч, кормушки, семечки подсолнечника, белый хлеб, карточки с изображением семян.
1. Отгадывание загадки
3. Работа по картинкам
4.Дыхательная гимнастика: «Обними себя».
5. Игра «Четвертый лишний»
6. Правила подкормки птиц
7. Украшение кормушки
Ход занятия:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем, его.
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Сегодня я приглашаю вас прогуляться по лесу. Я приготовил для вас интересные задания. Желаю вам удачи! Ваш друг – старичок – Лесовичок.
В:- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да).
В: — Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).
В: — Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глазки. (Звучит спокойная музыка).
В: — Вот мы с вами и попали в лес. (Звучит музыка леса).
В: — Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, и узнаем о чем, мы сегодня с вами будем беседовать.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это –. (птицы)
Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.
Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете? (Синица, сорока, воробей, голубь, дятел, ворона.)
Воспитатель: Лесовичок предлагает отгадать загадки. (Загадки о зимующих птицах. Использование мультимедейных технологий)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом (Дятел)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым
Кле! Кле! Кле! — поет со свистом? (клёст)
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок (воробей)
Носят серенький жилет,
А у крыльев — черный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
И полоска шарфика. (синица)
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Воспитатель: Молодцы ребята. Отгадали загадки. Так какие это птицы?
-Почему они не улетают в теплые края? (Могут найти себе корм)
-Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами,шишками, крошками, ягодами).
-Хватает ли птицам пищи зимой? (нет)
-А как мы можем помочь? (можем их подкармливать)
-Что нужно сделать? (сделать кормушку).
Воспитатель: Лесовичок предлагает накормить птичек. Давайте, когда пойдем на прогулку, тогда их покормим.
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Голубь – хлебные крошки.
Дятел – семена шишек.
Клёст- семена шишек
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете чем покормить птичек.
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
Воспитатель: В лесу воздух чистый, свежий.
Дыхательная гимнастика: «Обними себя».
Воспитатель: Лесовичок любит играть и нам предлагает поиграть.
Игра с мячом «Назови ласково»
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Воспитатель: Что для птиц страшнее голод или холод?
Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку (Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться.)
Смотрите, Лесовичок передал нам корм для птичек. Сейчас мы пойдем на прогулочный участок в детском саду и покормим птичек.
Встали в круг закрыли глазки. Играет музыка.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду! Садитесь на места. Украсим нашу кормушку и насыпим корм, который передал нам Лесовичок.
Правила подкормки птиц.
1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке,саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
3. Кормите птиц регулярно. Птицнельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их –
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
О каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)
Дополнительный материал для работы с детьми
1.Работа над словарем:
1). Знать некоторых птиц: воробей, голубь, синица, сова, филин, дятел, сорока, ворона, галка, кукушка, скворец, снегирь и др.
2). Знать, чем питаются и какую пользу приносят людям.
Питаются: насекомыми, семенами сорных растений и различным зерном, отбросами пищи, мелкими грызунами и т. д.
Полезны тем, что круглый год очищают леса и сады от насекомых и вредителей, а истребляя много семян сорных растений, птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству.
3). Знать, где живут птицы? (Высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах).
4). а) Знать, что они умеют (глаголы): ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, драться, насиживать (яйца, петь, сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, выклёвывать, строить (гнёзда, вылущивать (семена, рыться, нахохливаться, кружить (в воздухе, взлетать и т. д.
б) Знать, как кричать некоторые из птиц:
воробьи — чирикают синицы — свистят
голуби — воркуют вороны — каркают и т. д.
5). Знать, что птицы бывают (прилагательные):
а) крупные, мелкие, красивые, осторожные, голодные, прожорливые (птенцы, подвижные, чистоплотные, певчие, дружные, драчливые.
б)характерные особенности окраски перьев: красные, чёрные, зелёные, жёлтые, серые, белые, коричневые, пёстрые и т. д.
2. Рассмотреть с ребёнком на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т. д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.
3. Дидактическая игра «Один — много» (мн. ч., сущ.)
4. Игра «Четвертый лишний»
Снегирь, ворона, аист, сова.
Соловей, кукушка, сорока, журавль.
Дятел, ворона, воробей, скворец.
5. Дидактическая игра «Подбери признак» (прилагательное)
6. Дидактическая игра «Назови ласково».
7. Есть — нет (родительный падеж единственного числа):
ворона — нет вороны
птица —.
8. Образование форм творительного падежа.
— Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила кормушку с лакомством для птиц. Сегодня на прогулке вы угостите птиц. Посмотрите на корм и скажите кому что?
Примерные ответы детей:
— Я угощу синицу семечками.
— Я угощу воробья крошками
— Я угощу снегиря ягодами.
— Я угощу голубя булкой.
9. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимать и разжимать кулачки
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибать по пальцу
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. опять сжимать и разжимать кулачки
10. Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.
— Как голос подает?
— Кто и как заботится о птицах зимой?
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки — клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Хоть он скрылся под корой,-
Червячка добыть хочу,
Все равно он будет мой.
• Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
• Окраской — сероватая, повадкой — вороватая, крикунья хрипловатая — известная персона. Кто она? (Ворона.)
• Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел.)
• Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
• Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
• Сизокрылая птичка любит семечки и крошки. У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)
13.Учите с детьми наизусть:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел)
Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять, (снегирь)
14. Нарисуй или вырежи картинки с изображением зимующих птиц и приклей их в тетрадь.
Назови части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
Строение птиц
Птицы — животные, тело которых покрыто перьями.
15. Обвести и заштриховать
15. Раскрасить картинки
Конспект беседы «Зимующие птицы» в старшей группе Программное содержание: — Уточнить представления детей о зимующих птицах. -Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация. Образовательные цели: закрепить знания детей о.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цель: -Дать детям знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Цель. Развитие связной речи. Задачи. 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Программные задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Учить составлять описательные.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе: «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.
Конспект ООД в старшей логопедической группе «Зима, зимующие птицы» Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.
Конспект занятия в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы». Задачи: учить классифицировать птиц по группам. Закрепить знания об осени.
Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы перелетные и зимующие» Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах Задачи: —Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц,.
Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Тема «Зимующие птицы» /старшая группа/. Программное содержание: 1. Уточнить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Данный конспект НОД способствует формированию экологической культуры у детей, привитию любви к птицам и воспитанию бережного отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»
( для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: формирование экологической культуры у детей.
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)
Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей — весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Ребёнок читает стихотворение .
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде .
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока — белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона — важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел — большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Ребёнок читает стихотворение.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Воспитатель. Что это за птица?
И полоска шарфика.
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Только лютой зимой.
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель. О ком речь?
Всю ночь летает —
А станет светло —
Спать летит в дупло.
Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
И все вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы — птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску — кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло.
Конспект занятия в старшей группе «Птицы».
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада.
Конспект занятия в старшей группе «Птицы прилетели».
laquo;Птицы – наши пернатые друзья»Цель: систематизировать и закрепить знания детей о птицах; расширить словарный запас, развивать речь. Воспитывать бережное отношение природе.Матери.
Конспект НОД в старшей группе «Птицы Крыма".
Формирование целостного представления у дошкольников о птицах зимой. Вызвать интерес к окружающему мируРасширять у детей понимания о том, где зимуют птицы, чем питаются.Обогатить словарный запас.
Источник