- 5 интересных и эффективных способов уборки снега.
- Содержание:
- 1. Проверенный дедовский метод
- 2. Соль, веревки и брезент
- 3. Орудуем лопатой
- 4. Усовершенствованная лопата
- 5. В ход идет тяжелая техника
- Как эффективно расчистить территорию от снега
- Простые способы уборки снега во дворе, чтобы не надорваться
- 2 способа простой и быстрой уборки снега
- Нормативы уборки снега в городе
- Категории дорог и улиц
- Классификация автомобильных дорог
- Классификация улиц
- Требования к уборке городской территории в зимнее время
- Нормативы уборки проезжей части дорог
- Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
- Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок
- Требования к складированию и утилизации снега
5 интересных и эффективных способов уборки снега.
Содержание:
Такого снегопада такого снегопада
Давно не помнят здешние места.
А снег не знал и падал, а снег не знал и падал.
Зима была прекрасна прекрасна и чиста.
(музыка – С.Березин, слова – Л. Козлова)
Наверняка вам знакома эта песня. Сразу представляется завораживающий танец снежинок, которые собираются в белоснежные хлопья и пушистые сугробы. Кстати, о сугробах… Когда представляешь, что их надо убирать, лирическое настроение куда-то пропадает. Машину завалило, дверь из дома не открыть, и тропинка от крыльца до забора скрылась под снегом. Не стоит отчаиваться! Мы расскажем о самых эффективных способах уборки снега на участке.
1. Проверенный дедовский метод
Дедушки и бабушки в деревнях расчищали небольшие участки, например, тропинку от калитки к дому или от дома к сараю, с помощью таза. Отбрасывать снег лопатой – слишком тяжелый труд для пожилых людей: так и спину надорвать можно. Поэтому использовали самодельные санки. К тазу привязывают веревку и кладут в него несколько кирпичей для устойчивости. Останется покатать такие санки по участку – снег примнется и бортиками таза откинется в стороны. Остатки снега потом можно сровнять метелкой или веником.
В каком случае подойдет такой способ? Когда снег только выпал – мягкий и сухой снежный покров убирать легко. Кстати, в этом процессе могут поучаствовать дети. Посадите ребенка в пластиковые санки без полозьев или даже в тазик и покатайте по сугробам – вот будет веселье!
2. Соль, веревки и брезент
Если правильно подготовиться к снегопаду, убрать выпавший снег легко. Дорожку или двор посыпают солью, затем сверху укладывают веревки – лучше брать толстые, примерно с палец толщиной. Их застилают брезентом. Соль не дает веревкам и брезенту примерзнуть к земле под слоем выпавшего снега. Очищают подготовленный участок, когда снегопад прекратится. Нужно просто взять брезент за край и отвалить скопившийся на нем снег в одну сторону.
В каком случае подойдет такой способ? Когда снег еще не выпал, но вы знаете, что близится снегопад. Расчищать таким образом можно территорию, на которой летом вы не будете сажать растения. Земля от обилия соли теряет плодородность. Гравийные дорожки, тротуарная плитка, подъезд к гаражу – наиболее распространенные места.
3. Орудуем лопатой
Самый распространенный способ уборки снега – работа лопатой. Нужна специальная модель – снеговая. Она имеет широкий ковш с небольшим углублением и прямую кромку. Желательно выбирать с прочной металлической окантовкой: ведь лопатой придется сгребать и отбрасывать снег. Продуктивность процесса зависит от ширины рабочей части, которая может составлять от 35 до 75 см. Модели с ковшом шириной до 100 см называются скреперы. Они подходят для расчистки больших участков и используются в основном для сгребания снега. Вместо обычного черенка для удобства работы у них предусмотрена П-образная рукоять.
В каком случае подойдет такой способ? Когда нужно быстро расчистить дорожку, освободить из сугроба автомобиль, подготовить парковочное место. Лопаты подходят для уборки выпавшего и слежавшегося снега. Для удаления наледи лучше использовать ледоруб.
4. Усовершенствованная лопата
Если очищать длинные дорожки или большой двор частного дома лопатой, работать придется очень долго. Чтобы ускорить процесс и уменьшить усталость, можно установить лопату на колесо и вести ее по нужной траектории, таким образом отгребая снег. Возьмите ненужное колесо от детской коляски или садовой тачки, закрепите его в нижней части ковша. Вы получите усовершенствованную лопату – мобильный и удобный в перемещении инструмент для уборки большого количества снега.
В каком случае подойдет такой способ? Когда нужно расчищать большую территорию, а работать лопатой утомительно. Способ эффективен при уборке слежавшегося и свежевыпавшего снега.
5. В ход идет тяжелая техника
Уборка снега с помощью спецтехники – наименее затруднительный способ для владельца частного дома с большой территорией. Пользователю не надо предпринимать никаких усилий – достаточно направлять снегоуборщик в нужную сторону. Ковшом со шнеком машина разбивает твердые комья и отбрасывает снег в сторону на 7 – 10 м. Она справляется даже с большими слежавшимися сугробами. Энергию для работы дает двигатель – электрический или бензиновый. Первый предпочитают владельцы частных домов с небольшой территорией, где есть возможность подключить технику к электросети. Если нужно работать за пределами дома, например, расчищать подъезд к нему от проселочной дороги, лучше отдать предпочтение бензиновому снегоуборщику. К тому же он более производительный.
В каком случае подойдет такой способ? Когда предстоит убирать снег на большой территории частного дома, расчищать двор, подъезд к дому от дороги. Снегоуборщики пользуются спросом и у коммунальных служб, и у владельцев домов – есть много бюджетных моделей для частного использования.
Нашли подходящий способ уборки снега? Тогда одевайтесь теплее – и вперед, бороться с сугробами! Возьмите с собой детей или собаку, чтобы работа превратилась в увлекательный процесс. А если вы предпочитаете работать в одиночку, чтобы никто не мешал, не забудьте плейер с любимой музыкой. Пусть звучат строчки давно знакомой песни: снег кружится, летает, летает… И ничто не помешает лирическому настроению.
Источник
Как эффективно расчистить территорию от снега
Одними из ключевых факторов выбора техники для владельцев участков являются — легкость выполнения работ, скорость и универсальность самих инструментов, приобретаемых дачниками. В случае со свежевыпавшим снегом, который необходимо убирать сразу, чтобы предотвратить налипание, дачники все больше прибегают к использованию воздуходувов. Бензиновые или аккумуляторные модели становятся популярны и незаменимы в осенне-весенний период, когда возникает необходимость уборки дачного участка от мусора и листьев, а также в зимний сезон, когда мощность воздушного потока инструмента позволяет убрать свежевыпавший снег с прилегающих территорий, автомобилей, дачных строений.
Выбор той или иной модели воздуходува зависит от регулярности и продолжительности применения техники (трудочасов) и сложности планируемых работ, а значит рабочий объем цилиндра, скорость воздуха, а также возможные режимы и функции (усиление воздушного потока, режим пылесоса, функция мульчирования) станут ключевыми при выборе. Бензиновый воздуходув Husqvarna 125 BVx, как одна из моделей для частного использования, с достаточным объемом рабочего цилиндра (28 куб.см) и скоростью воздушного потока 76 м/с имеет небольшой вес для комфортного выполнения работ и справится со свежевыпавшим снегом: расчистить от снега дорожки, уличную мебель, клумбы, автомобиль. Режим круиз-контроля позволит регулировать и фиксировать скорость потока в зависимости от снежных объемов, а работа в режиме пылесоса с функцией мульчирования мусора будет необходима в осенний период для уборки участка от опавших листьев.
Воздуходувы удобны еще и тем, что позволяют выполнять некоторые садовые задачи. Например, с его помощью можно убирать снег с плодовых деревьев, так как осадки на ветвях опасны для деревьев и могут привести к слому веток и ослаблению иммунитета растения. Поэтому от снега на ветвях лучше вовремя избавляться, пока он свежий, направив поток воздуха необходимой скорости на ветви.
Для эффективной расчистки больших территорий от снега стоит воспользоваться снегоуборщиком или крупной универсальной колесной техникой вроде райдеров, которые с помощью дополнительных аксессуаров в виде снегоотвала, снегоотбрасывателя и специальной щетки становятся техникой для круглогодичного использования. Прежде всего, нужно развеять миф о снегоуборщиках, якобы способных бороться не только со снегом, но и со льдом. Снегоуборщик — это машина, которая в полном соответствии со своим названием убирает только снег. Самые мощные модели смогут помочь вам в уборке как свежего, так и залежавшегося снега высотой захвата до 60 см.
Чтобы определиться, какая техника лучше всего подойдет для уборки вашего участка, нужно провести его оценку: площадь расчистки, рельеф местности (уклоны, подъемы). Для жителей небольших частных секторов подойдут модели 100-ой серии снегоотбрасывателей — Husqvarna ST 131 и Husqvarna ST 151. Данные снегоотбрасыватели отличаются компактностью и удобством транспортировки. Одноступенчатые, с двигателем мощностью 5,4 л.с. и 6,5 л.с. соответственно — доступные модели базового уровня, отлично подходящие для уборки пригаражной территории, дорожек и детской площадки. Модели рассчитаны для ежедневной уборки свежевыпавшего снега высотой от 5 до 20 сантиметров. Наличие электрического стартера для запуска существенно упрощает подготовку снегоуборщиков к работе и позволяет запустить двигатель одним нажатием кнопки даже в сильные морозы. Корпус шнека крепко сварен, а поверх покрыт резиновыми накладками, устойчивыми к износу, и бережно очищает любые покрытия дорожек. Уровень шума во время работы и вибрация невелики. Протектор шин гарантирует хорошее сцепление, не допускает прилипания снега к колесам. Рукоятка складная, находится под наклоном и регулируется по высоте, что повышает комфорт при работе. Husqvarna ST 151 имеет LED-фары, с которыми можно работать в темное время суток.
Снегоотбрасыватели Husqvarna 200-ой серии повышенной производительности,оснащенные двухступенчатой системой, которая подразумевает два этапа уборки снега, позволяют обрабатывать еще большие площади даже со слежавшимся снегом высотой до 30 см. Сначала снег подается на шнек в виде ленты, смешиваясь с воздухом, а затем сбрасывается по желобу и переходит на вентилятор. Такие снегоотбрасыватели работают вне зависимости от снежного покрова, так как «мощный» дизайн конструкции обеспечивает высокую устойчивость машины даже на рельефной местности. Имеют дефлектор, управляемый рычагом, благодаря которому можно выбрать угол выброса снега. Запускаются от электрического стартера при любой температуре, что важно в условиях регионов с суровым климатом.
Источник
Простые способы уборки снега во дворе, чтобы не надорваться
Проблема уборки снега в частных домах сейчас актуальна как никогда. Лопата помогает расчищать лишь небольшую территорию. Чтобы быстро справится со снегом на даче, возле дома нужен другой инструмент.
Сейчас можно купить современный инструмент для уборки снега – скрепер. Стоит он, к примеру, в Леруа от 700 до 4000 рублей. Самый дешевый (за 700 руб.) подходит лишь для уборки рыхлого снега.
Если чистить залежавшийся, уплотненный снег, то быстро ломается. По отзывам, при уборке снега практически сразу (при первой чистке) лопается пластик. Здесь работает правило – чем дешевле, тем хуже. Но покупать за 4000 как то не хочется.
От снега многие спасаются при помощи соли. Просто рассыпают обычную соль на сугробы, и снег начинает «плавиться». Но после такой манипуляции появляется снежная каша, которую опять нужно убирать.
Минус такого способа еще в том, что поваренная соль разъедает покрытия дорожек, подошву. И когда соль попадает в почву, то это тоже не желательный процесс для растений.
Про снегоуборщики не будем много говорить. Это безусловно хороший инструмент в борьбе со снегом. Но тратить 25-30 тыс. руб. не многие готовы. Дешевый, бензиновый снегоуборщик за 25 р. в Леруа не советуют покупать. К концу сезона мотор дымит, по отзывам у агрегата слабый ремень. Сырой снег он не осилит.
2 способа простой и быстрой уборки снега
Можно сделать снегоуборщик своими руками из подручных материалов. Эта не сложная рамная конструкция, состоящая из брусков, шпильки, полозьев от старых санок (можно сварить из трубы). Усиление посредине (брусок), чтобы шпилька не прогибалась.
Источник
Нормативы уборки снега в городе
Почти каждую зиму в города приходят снегопады. Несмотря на то, что метеослужбы заранее предупреждают о них, это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП , а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.
Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.
Итак, процесс зимней уборки регламентируется рядом документов:
- ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
В этом ГОСТе перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период. Там указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации. - ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»
Этот документ содержит технологию устранения наледи на проезжей части. В нем даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ). - Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест
Здесь рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.
Эти три документа имеют силу на территории всей России. Существуют также локальные документы. Их разрабатывают администрации отдельных населенных пунктов и муниципалитетов. В частности , это регламенты зимней уборки. Они учитывают специфику конкретного региона. Например, в Екатеринбурге действуют следующие правила. Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.
Узнать, какие специфические требования предъявляются к зимней уборке в вашем регионе, вы можете на сайте местной администрации – в разделе с официальными документами. В этой же статье мы поговорим об универсальных стандартах.
Далее мы рассмотрим следующие вопросы:
- Требования к уборке городской территории
— Нормативы уборки проезжей части
— Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
— Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек и остановок - Требования к складированию и утилизации снега
Кроме того, в статье будут упоминаться категории дорог и улиц. Это большая классификация, которая выходит за рамки темы нашей статьи. Однако без ее понимания будет трудно понять, почему в р азных городах (и даже в отдельных районах одного города) снег убирают по-разному.
Поэтому прежде всего мы представим эту классификацию, а затем перейдем к конкретным нормативам и правилам.
Категории дорог и улиц
Давайте разберемся в том, зачем вообще выделяются какие-то категории. Дело в том, что у всех дорог и улиц есть своя пропускная способность. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о проспекте в центре города. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – тысячи.
Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны выбрать очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная , но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому чистка снега всегда начинается с наиболее крупных и важных улиц.
Именно классификация дорог и улиц на категории позволяет установить приоритеты для уборки. Далее поговорим об этом подробнее.
Классификация автомобильных дорог
Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в Постановлении Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» от 28.09.2009. Именно на этот нормативный документ ссылается уже рассмотренный выше ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с постановлением, все дороги разделяются на три класса:
- Автомагистраль
Это дорога, предназначенная специально для скоростного движения автомобилей – как правило, до 110-130 км/ч. Она не имеет одноуровневых пересечений с другими дорогами и железнодорожными путями. Попасть на автомагистраль можно только через специально оборудованные въезды. В городах такие дороги почти не встречаются. - Скоростная автомобильная дорога
Как и магистраль, эта дорога предназначена исключительно для движения автотранспорта. Здесь также не допускаются одноуровневые пересечения. Но, в отличие от автомагистрали, на скоростную трассу можно попасть с примыкающей дороги. - Обычная (нескоростная) автомобильная дорога
Это самый обширный класс, к которому относится большинство дорог в городе. Они могут быть одно-, двух- и четырехполосными , на них обустраиваются перекрестки и пешеходные переходы.
Также существует деление автомобильных дорог на категории. Оно учитывает целый ряд технических характеристик: количество полос движения и их ширину, размер обочин, расстояние между соседними перекрестками и так далее.
Выделяются следующие категории дорог:
- I (с подкатегориями – IА, IБ, IВ)
Это крупные магистральные дороги с количеством полос не менее 4 и обязательным наличием разделительной полосы шириной в 5-6 метров. При этом категория IА полностью соответствует автомагистрали, а IБ – скоростной дороге. Категория IВ – это обычная дорога, которая допускает наличие одноуровневых пересечений, но не чаще чем через 5 км. - II
Это крупная нескоростная дорога с 2-4 полосами движения шириной в 3,5-3,75 м и наличием регулируемых и нерегулируемых пересечений с другими автомобильными дорогами (но не железнодорожными и трамвайными путями). - III
В эту категорию входят двухполосные дороги без обязательной разделительной полосы. От категории II их отличает меньшая ширина полос движения – 3,5 м. На них также возможны регулируемые и нерегулируемые перекрестки с автомобильными дорогами, но не с железнодорожными путями. - IV
Сюда относятся двухполосные дороги без каких-либо ограничений на пересечения. Ширина полосы движения – 3 м.
- V
Это небольшие однополосные дороги шириной от 4 , 5 м. Они могут пересекаться как с другими автомобильными дорогами, так и с железнодорожными или трамвайными путями.
Помимо деления дорог на категории, в ГОСТ 50597-2017 используется и деление улиц на группы.
Классификация улиц
Подробная классификация улиц в зависимости от их значения дана в пункте 11.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако в ГОСТ Р 50597-2017 приводится более краткое разделение: там указываются 6 групп, обозначенных буквами русского алфавита от А до Е.
В таком варианте явно прослеживается связь между различными группами улиц и категориями дорог. Поэтому мы рассмотрим их вместе.
Соотношение групп улиц и категорий дорог выглядит таким образом:
Группа улиц | Виды улиц и дорог (по значению) | Соответствующие категории дорог (по техническим характеристикам) |
А | Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения | IА |
Б | Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения | IБ |
В | Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные | IВ |
Г | Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные , поселковые дороги | II |
Д | Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные | III |
Е | Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки | IV |
Дороги категории V не имеют четкого соответствия в классификации улиц. К ним обычно относятся внутриквартальные проезды и подъезды к зданиям.
Итак, мы разобрались с классификацией дорог и улиц. В дальнейшем эти обозначения будут встречаться во всей статье. А теперь пришло время поговорить о том, какие существуют нормативы на уборку городской территории от снега.
Требования к уборке городской территории в зимнее время
В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования». Он включает в себя как обычный снег, так и всевозможные виды наледи. В то же время могут использоваться и более узкие обозначения.
В частности, выделяются два вида снега:
- Рыхлый снег
Это свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований. - Талый снег
Это снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.
Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость». Это снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком т р отуаре можно легко получить серьезные травмы при падении.
Зимняя скользкость бывает двух видов:
- Уплотненный снег (снежный накат)
Это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов. Коэффициент сцепления шин с накатом составляет от 0,1 до 0,25 (при норме в 0,3). - Стекловидный лед (гололед)
Самый опасный вид скользкости. На льду коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до 0,08-0,15 – это в 2-4 раза ниже нормы.
Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.
Нормативы уборки проезжей части дорог
К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).
Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:
- Сгребание и подметание снега
- Скол уплотненного снега и льда
- Формирование снежных валов
- Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
- Вывоз снега и скола льда
Расчистка дорог – механизированная , хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.
Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.
В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:
- На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
- Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега
Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория) – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.
Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:
- Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
- Снег и наледь счищаются до асфальта
Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.
К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:
- Толщина УСП – от 3 до 8 см
- Максимальная скорость движения – 60 км/ч
- На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей
- В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 с у ток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед
Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.
Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:
Вид дефекта | Сроки устранения *, сут |
Колея глубиной более 3 см | не более 2 |
Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см 2 | не более 2 |
Слой рыхлого снега толщиной более 8 см | не более 6 |
*Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.
Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.
Сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах таковы:
Вид снежно-ледовых образований | Категория дороги | Группа улиц | Срок устранения*, ч |
Рыхлый или талый снег | IА, IБ | А, Б | не более 4 (в сельских поселениях – не более 3) |
IВ, II | В, Г | не более 5 (в сельских поселениях – не более 4) | |
III-IV | Д, Е | не более 6 | |
V | — | не более 1 2 | |
Зимняя скользкость | IА, IБ, IВ | А-В | не более 4 (в сельских поселениях – не более 5) |
II, III | Г, Д | не более 5 | |
IV | Е | не более 6 | |
V | — | не более 12 |
* Срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.
Из этой таблицы видно, что в первую очередь убираются крупные магистральные улицы и дороги (они относятся к группам улиц А-Г). Уже после их расчистки техника переходит к дорогам в жилой застройке (Д-Е). Самый долгий срок устранения – у однополосных проездов местного значения (категория V). Но тут стоит сказать, что такие дороги отличаются низкой интенсивностью движения, и вместо полноценной уборки на них обычно обустраивают УСП.
Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 к ним относятся:
- Заездные (парковочные) карманы
- Посадочные площадки автобусов
- Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например , около автомагистрали или скоростной дороги)
Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.
Требования к содержанию элементов благоустройства не такие жесткие. ГОСТ допускает здесь наличие снега. Главное, чтобы он не создавал препятствий для водителей и пешеходов.
Устанавливаются следующие сроки уборки рыхлого (уплотненного) снега:
Элемент благоустройства | Категория дороги | допустимая толщина слоя, см | Срок снегоочистки*, ч |
Заездные карманы | IА, IБ (автомагистраль и скоростная дорога) | 2 (0) | не более 6 |
IВ, II, III | 6 (4) | ||
IV, V | 8 (6) | ||
Посадочные площадки автобусов | IА, IБ | 2 (0) | не более 6 |
IВ, II, III | 6 (4) | ||
IV, V | 8 (6) | ||
IА, IБ | 6 (4) | не более 24 | |
IВ, II | 8 (6) | ||
Площадки отдыха и стоянки транспортных средств | III , IV, V | 12 (8) |
* Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.
Любопытно, что в этом случае ГОСТ ничего не говорит о борьбе с зимней скользкостью. По всей видимости, этот вопрос решается уже на уровне местных коммунальных служб.
Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок
Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие.
Во время снегопада на тротуарах допускается:
- На улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого)
- На тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега
- На остальных дорогах – не более 12 см снега
Можете сравнить эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.
А что же после окончания снегопада? Должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки?
Вот что говорится по этому поводу в ГОСТ Р 50597-2017:
«8.5 На покрытии тротуаров , служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению».
Однако здесь есть важное исключение. Оно делается для регионов I-III дорожно-климатических зон, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа.
Другими словами, снежная корка на тротуарах, остановках и пешеходных дорожках – это норма практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.
Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:
- Толщина уплотненного снега – не более 6 см
- Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
- Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
- При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток
Что же касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они зависят от интенсивности движения пешеходов по тротуару или пешеходной дорожке.
Сроки снегоочистки в соответствии с ГОСТ таковы:
Вид снежно-ледяных образований | Интенсивность движения пешеходов или велосипедистов, человек/ч | Срок устранения*, ч |
Рыхлый и талый снег | от 250 | 1 |
100-250 | 2 | |
до 100 | 3 | |
Зимняя скользкость | от 250 | 1 2 |
100-250 | 18 | |
до 100 | 24 |
* В данном случае срок устранения и для снега, и для зимней скользкости отсчитывается с момента окончания снегопада.
Как и в случае с уборкой дорог, в первую очередь убираются те территории, которые пользуются повышенным спросом.
Итак, мы рассмотрели основные требования к расчистке дорог и улиц города. В следующем разделе мы поговорим о том, как нормативные документы предписывают поступать с собранным снегом.
Требования к складированию и утилизации снега
Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017, снежные валы можно формировать:
- На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
- В лотковой части дороги
- На разделительной полосе ши р иной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)
А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.
Снежные валы запрещается формировать:
- На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
- На разделительной полосе шириной меньше 5 м
- Около железнодорожных переездов
- Около перекрестков
- На тротуарах
- На газонах
- На мостовых сооружениях
На случай споров о том, что именно считать за расположение «около» того или иного объекта, в ГОСТ приводятся конкретные цифры.
Требования к размещению снежных валов на дорогах II-V категорий таковы:
Элемент дороги | Минимальное расстояние от снежного вала до элемента дороги, м |
Железнодорожный переезд | 400 |
Пересечение в одном уровне | 150 |
Остановочный пункт маршрутных транспортных средств | 20 |
Пешеходный переход | 15 |
Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?
В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:
- Оставить лежать до конца зимнего сезона
- Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник
Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае , если снежный вал никому не мешает.
Складировать снег до весны разрешается:
- На разделительной полосе шириной более 5 м
- В лотковой части дороги
- На пустырях
Если же сугробы создают препятствия для водителей или пешеходов, их необходимо вывезти. При этом оперативность играет не последнюю роль. Ведь если вдруг случится потепление, то снежные валы начнут таять. А при последующем похолодании они превратятся в огромные куски льда, которые придется дополнительно раскалывать для погрузки в самосвалы. Это все – дополнительные траты.
ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:
- С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
- С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада
При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.
Итак, основные требования к содержанию дорог и улиц в зимнее время закреплены в ГОСТ Р 50597-2017. Именно на этот документ ориентируются администрации муниципалитетов при создании регламентов зимней уборки.
Еще раз коротко пройдемся по основным моментам статьи:
- Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
- Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
- На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
- Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
- Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
- Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1 -3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
- Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
- Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада
Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.
Хотите узнать больше?
Хотите регулярно получать информацию по данной теме? Тогда рекомендуем подписаться на наши группы в социальных сетях:
Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями этого раздела:
Источник