Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку
Практика по материалам открытого банка ФИПИ.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.
4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.
7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу
9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз
10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.
11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.
12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.
13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
15.
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
5) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.
18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.
19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.
20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.
22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.
1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45
Источник
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Майков «Ласточка примчалась»
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. А. Майков «Ласточка примчалась. », «Весна»; А. Плещеев «Травка зеленеет…»; Т. Белозеров «Подснежники»
Цели: познакомить с лирическими стихотворениями А. Майкова «Ласточка примчалась. », «Весна», А. Плещеева «Травка зеленеет. »; Т. Белозерова «Подснежники»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
Учебная задача: наблюдать, какие слова используют поэты для описания картин природы.
Оборудование: портреты и книги А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозерова; текст речевой разминки; карточки с текстом загадки, картинки с изображением весенней природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Прочитайте загадку О. Дружковой.
Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнезда сели на яички.
Что с природою такое?
— Прочитайте загадку, произнося первые слова каждой строчки с вопросительной интонацией.
— Прочитайте загадку, произнося первые слова каждой строчки с утвердительной интонацией.
— Прочитайте сердито, весело.
— Прочитайте загадку выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как вы думаете, о чем шла речь в загадке? Что происходит в природе? (Наступает весна.)
— Какие весенние месяцы вы знаете?
— Кто из вас любит это время года? За что? (Ответы детей.)
— Какие произведения о весне вы прочитали?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 66 и прочитайте Учебную задачу.
— Произнесите еще раз название раздела.
— Можно ли по такому веселому, звучному названию догадаться, какие произведения будем читать?
Верно, об апреле, но не только о нем.
— Прочитайте, кто написал первое стихотворение. (А. Майков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Майкова
(см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 44). Выразительное чтение стихотворения учителем.)
— Кому посвятил свое стихотворение поэт?
— Как вы поняли строчки «Ласточка примчалась из-за бела моря»?
— Что услышал А. Майков в пении ласточки?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте, кто автор следующего стихотворения. (А. Плещеев.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Плещеева (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 62).)
— Прочитайте стихотворение А. Плещеева.
— О ком это стихотворение? (Оно тоже про ласточку.)
— Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Самостоятельно перечитайте оба стихотворения и сравните их.
V. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
VI. Продолжение работы по теме урока
— Я для вас приготовила очень трудную загадку О. Дружковой. Прочитайте ее.
Первый лучик солнца
На трубача прольется,
Цветком расцветет. (Первоцвет.)
— Какие первоцветы вы знаете? Как их называют?
— Прочитайте на с. 67 учебника еще одно стихотворение А. Майкова.
— С каким чувством он пишет о первом цветке? (С любовью, нежностью.)
— Как он его называет? (Голубенький, чистый.)
— Каким словом в стихотворении характеризует автор последний снежок? (Сквозистый.)
— Как вы понимаете значение этого слова?
— Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями — цветами. Угадайте, что это за цветы.
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Подснежник.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением о подснежниках.
(Учащиеся читают стихотворение Т. Белозерова «Подснежники», отвечают на вопрос на с. 67 учебника.)
Материал для учителя
Белозеров Тимофей Максимович (1929-1986). Родился 23 декабря 1929 г. в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью в голодные 30-е гг. Он рано лишился матери и во время войны оказался сначала в Омске, потом в Болыпереченском селе Старый Карасук на воспитании у доброй женщины Марии Никитичны Терентьевой. Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново. Далее судьба забросила Т. Белозерова в г. Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Жизнь его была неустроенной, он постоянно голодал. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов-речников, но и офицеров для Военно-морского флота. Выдержав конкурс (12 человек на место), Тимофей Белозеров стал курсантом технологического отделения. Училище окончил в 1952 г. и уехал на военно-морскую стажировку во Владивосток. Потом вернулся в Омск и получил направление в Барнаул на Бобровский судоремонтный завод техником-технологом по обработке металла резанием. Как вспоминал он сам, работал с охотой, нравились напористые и шумные механики, капитаны, цеховая напряженная работа.
В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо, явилась большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную училищную пору, а с ней и дальнейшее пристрастие к сочинительству. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай».
Книга стихов «Карасик» с предисловием И. Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: «Стихи Тимофея Максимовича Белозерова — глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом. Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего легкого дождичка, назвать голубые подснежники снегурочкиными слезами».
За заслуги перед отечественной литературой Т. Белозеров был награжден правительственными наградами «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 г. подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. А несколько позже ему присваивается звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер Т. Белозеров 15 февраля 1986 г. и похоронен на Старо-Восточном кладбище в Омске.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
— Что вас огорчило?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел?
— Стихотворения каких поэтов мы читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
Рекомендации для занятий дома
Выучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить иллюстрацию к нему.
Источник