Разгреби снег до земли увидишь

Разгреби снег до земли увидишь

Книга Дм. Зуева «Времена года» — о родном Подмосковье и о простой и милой нашему сердцу среднерусской природе. Книга эта представляет собой ценное, на мой взгляд, собрание тонких фенологических заметок, несущих радость всякому любителю лесов и лугов наших, сделанных отменным мастером зарисовок и обладателем зоркого глаза. Так приятно иной раз — не имея возможности выехать на часок из черты города — ощутить дыхание весны, почувствовать хруст ледка под ногой или полюбоваться на осенний убор леса! Тут и придет на помощь книга Дм. Зуева.

Она раскрывает глаза людям на окружающий их родной край, на его потаенные и незамечаемые красоты. Она учит понимать и любить живой и скрытный «язык» природы — смену фенологических явлений, примет…

Эта книга — обо всем: о лесах и водах; о падающих листьях и облаках; о птицах и зверях; об охоте, о рыбной ловле… Это сердечный разговор о чем-то очень важном для всех нас — чтоб жить, работать и делать великое дело.

Дм. Зуев — страстный любитель природы, исходивший вдоль и поперек все Подмосковье. Он уверенно ведет своего читателя глухими тропами в луховицкие или завидовские леса, в таежные уголки Высоковской поймы, на заливные луга Протвы или Оки, на просторы Московского моря…

Читайте также:  Снега нет ничего нет

Вместе с тем он прекрасный охотник, опытный рыболов, неутомимый грибник, который с каждым читателем найдет общий язык, любимую тему: с лыжником — он спортсмен, с цветоводом — ботаник, с пчеловодом — пасечник…

А сверх всего он одаренный художник, и это художественное, поэтическое восприятие природы составляет основу и сущность его книги.

У Зуева палитра живописца, умело разбирающегося в колорите и красках пейзажа, а это помогает ему находить порою просто удивительные реалистические детали.

Надо иметь тоже особый, очень тренированный слух, чтобы различать все голоса в подмосковном оркестре пернатых музыкантов. Надо быть опытным следопытом Подмосковья, чтобы с таким знанием поведать читателю о тайнах леса, о звериных хитростях и повадках. Зуев просто читает лесные шепоты и, кажется, понимает птичьи разговоры, — во всяком случае, его «переводы с птичьего» не только забавляют, но и радуют своей познавательностью и народной поэтичностью.

С благодарной улыбкой, с живым любопытством читаешь у Дм. Зуева эти маленькие новеллы. А многие рассказанные им лесные были из жизни зверей — своими меткими психологическими характеристиками животных, своим хорошим мягким юмором — как они сродни русской народной сказке!

Да, «Времена года» — книжка не только занимательная, она имеет и несомненное познавательное значение. Автор стремится не только увлечь читателя своей лесной романтикой, но и делится с ним множеством полезнейших естественнонаучных сведений.

Отсюда любопытные цифровые выкладки об аппетите певчих птиц, истребляющих вредителей сельского хозяйства; отсюда разговор об освоении наших лесных кладов — ягод и грибов; отсюда забота о привлечении птиц в московские парки, сады, бульвары и другие практические советы.

Все это добыто не кабинетным изучением, а личным опытом, многолетними, в любую погоду странствиями, непосредственным общением с природой. Следовательно, все это — плод подлинной, жаркой, патриотической любви к родной природе Подмосковья.

Вот почему для горожанина-москвича эта книга — словно окно, распахнутое настежь, прямо в чащу подмосковного леса.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…

Март — утро года. Улыбается ясное солнце. Раньше рассветает, позднее смеркается.

Весна… Сыреет, мякнет под ногой податливый снег. В тени — неприкосновенная зима, а на солнцепеке — капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни…

И в этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Поутру неугомонно чирикают воробьи, будто стараются перекричать синиц.

В голубую высоту игриво взвиваются птицы-зимники. Наступает пора покидать зимовку, перелетать в лес… Парами летают лесные сплетницы — сороки. Вон они, болтуньи, застрекотали над овражными кустами ивняка, будто дивятся ранним серебристым барашкам. Заглядывают под кусты… Что-то заприметили. Там орехово-голубой русак. Трусливо покосился он на белобоких доказчиц, плотнее прижал уши, съежился в снежной норке под кустом: «Летите, мол, своей дорогой, пустомели, не разглашайте тайну заячьей лежки».

Сорокам и самим недосуг задерживаться над запуганным косым. Полетели дальше, прямо и гордо, по-фазаньи несут свои чопорно вытянутые ступенчатые хвосты.

Над ольховником что-то непонятное вдруг приключилось с сороками, вроде как на лету повздорили, — и ну кувыркаться в небесной бирюзе. Забавен этот своеобразный сорочий ток в воздухе.

С высоты птичьего полета заметили зимние завсегдатаи города новость в природе. Волнуется легкая рябь на освободившейся от льда полынье. Вековая ива распростерла над первой живой водой развесистый шатер узорных ветвей.

Потешно, бочком-бочком запрыгала серая ворона к самой кромке снега, хитрым глазком уставилась на струю, словно сомневаясь: вода ли это? Потом прильнула клювом, тряхнула утвердительно головой и каркнула: «Да!» И мгновенно слетели на неожиданный водопой вороны, галки, сороки и галдели без умолку: вот невидаль — зимой вода течет! Напились и расселись по деревьям.

А в выси новая пара. Уже первый весенний ток затевает игривая чета воронов. Реют и парят в голубом просторе угольно-черные птицы. Пришла пора подумать и о потомстве птичьего рода. А красные и желтые клесты уже вывели птенцов, и они напоминают своим писком о приближении чарующей весенней поры.

Пока еще морозят ночи, снежат порой метельные дни. Но какие бы сюрпризы ни преподносил март, все звонче мартовская капель и все сильнее аромат сочно-смолистых набухающих почек.

Источник

Административные работы по русскому языку за I полугодие

Выбранный для просмотра документ 1 класс.docx

Административная проверочная работа

по русскому языку / обучение грамоте

за I полугодие 20___\20___ учебного года

Цель: проверить уровень прочности усвоения и осознанности материала учащимися по пройденным темам на конец 1 полугодия.

Определи на слух количество предложений в тексте. Запиши цифрой.

У дома рос высокий клён. Подлетели вороны. Они сели на ветки клёна.

лес Ира волк ворона

Поставь красным карандашом точки под гласными буквами.

Составь из данных слогов слова, запиши их.

вол ки ла су пы пи бан бо кон кло ты

Спиши с печатного текста (текст на доске):

Ира кормит кур. Куры пили воду.

Спиши с письменного текста (текст на доске):

Мы были в парке. Там липы и сосны.

Запиши под диктовку предложение:

Лиса рыла норку.

Выбранный для просмотра документ 2 класс.docx

Административная контрольная работа по русскому языку

Диктант ( базовый уровень).

Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда. (40 слов.)

Слова для справок: солнца, ожил, растут.

1. Найти и выписать из текста два слова с орфограммой «Проверяемые парные согласные в конце слова» и записать к ним проверочные слова.

2. Найти в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки твёрдые и выписать его.

Диктант (повышенный уровень).

Весна. Стоят чудные деньки. Бегут ручьи. Поют птички. Свистят иволги. Кричат кукушки. Цветут ландыши. По зелёной траве прыгают воробьи.

Ребята бегут играть в лес. Девочки любуются цветами. Петя и Миша Петуховы нашли ёжика. Как хорошо в лесу весной! (39 слов.)

1. Выпиши три слова с безударными гласными в корне, поставь ударение, подчеркни безударную гласную.

2. Выпиши из текста 3 слова, обозначающие предмет.

Выбранный для просмотра документ 3 класс.docx

Административная контрольная работа по русскому языку

Диктант ( базовый уровень) .

Хмурый и унылый стал лес. Звери попрятались в норы. Птицы улетели в тёплые края. Робкий зайчик лежал под низким кустом. Кругом всё пожелтело. Небо покрыли тучи. Посыпались лёгкие, белые снежинки. Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось. Выглянули яркие звёзды. Они осветили поля и леса. Зайчишка боялся выйти из-под куста. (52 слова.)

Слова для справок: из-под.

Подчеркнуть главные члены предложения и указать над ними части речи.

во 2-м предложении.

Разобрать по составу слова: лисёнок, подснежник.

Найти в тексте диктанта слово с парным согласным в середине слова и записать проверочное.

Диктант (повышенный уровень).

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне! (60 слов.)

1. Выписать из текста два слова, у которых звуков больше, чем букв.

2. Из текста выпиши три глагола.

3.Выполни морфологический разбор существительного из первого предложения.

Выбранный для просмотра документ 4 класс.docx

Административная контрольная работа по русскому языку

Диктант ( базовый уровень).

На улице холодно. Комья земли сковал мороз. К вечеру повалил хлопьями снег. Он оседал на верхушках деревьев. Светло стало в лесу. Появились гости с севера. На ветках берёзки уселись птички в малиновой шапочке на голове. Слетелись к рябине снегири с красной грудкой.

Жители леса тоже встречают зиму в новом наряде. У белки шубка серенькая, у зайчишки беленькая. Топтыгин давно спит в яме под елью. Здравствуй, зима!

В девятом предложении выделить грамматическую основу и над каждым словом указать часть речи.

Разбери слова по составу: пушистые, бесполезный.

3. В предложении: «Слетелись к рябине снегири с красной грудкой» укажи падеж имён существительных.

Диктант (повышенный уровень).

Как чудесен зимний пейзаж леса! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки.

Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. Под снегом увидишь кустики брусники и черники. (80 слов.)

1. Определить падеж и склонение имен существительных: в кольчуге, у тропинки, в вершине.

2. Разобрать пятое предложение по членам предложения, составить схему, выписать словосочетания.

3. Разобрать слова по составу: березка, зимний, пробежала.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Номер материала: ДБ-022793

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Итоговые контрольные диктанты и грамматические задания в 4 классе

Итоговые контрольные диктанты и грамматические задания в 4 классе.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. ); в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово: загрустила, полетел.

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные и вторстепенные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:во 2-м предложении (Теплые лучи. ); в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:пробежала, побегут.

В гостях у лесника.

Мы вышли из леса. Так от опушки к опушке мы добрались до домика деда Евсея. У изгороди стоял сам хозяин. Его пушистая борода развевалась на ветру. Теплая шапка лихо сдвинулась на затылок. Тулуп съехал с плеча. Он был очень рад гостям.
Перед домом деда росла корабельная сосна. Сверху упала шишка. Мы посмотрели вверх. Там с ветки на ветку прыгала дымчатая белочка. Дед рассмеялся и пригласил нас в теплый уютный дом. В доме топилась печь. Мы радостно толпились у печки и грели озябшие руки. Хорошо дома!

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Как чудесен зимний пейзаж леса! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. Под снегом увидишь кустики брусники и черники. (85 слов)

1.Определить падеж и склонение имен существительных: в кольчуге, у тропинки, в вершине.

2.Разобрать предложение по членам предложения, составить схему, выписать словосочетания.

Пробороздил сугроб лось.

3.Разобрать слова по составу: березка, зимний, пробежала.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.

Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

1.Первое предложение разобрать по членам.

2.В 9 предложении определить склонение, падеж и число существительных.

3.Выписать глаголы настоящего времени, определить спряжение.

По небу ползёт тёмная туча. На ней красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие раскаты грома. Ветер качает деревья. Сейчас брызнет майский дождик и начнётся гроза. Тучи уже закрыли солнце. Темнеет. Первые крупные капли брызнули на землю. Дождь стучит мелкой дробью по сухой дороге. Сверкает молния. Раздаётся раскатистый гром. Вот гром стихает, и раскаты его слышатся издалека. Солнце выглядывает из-за облаков, заливает лес и поле солнечным светом. Грозная туча ушла и унесла грозу. В тёплом воздухе пахнет черёмухой, медовой кашкой, ландышами. (82 слова)

Слова для справок: из-за, раздаётся, выглядывает.

1.Сделать звукобуквенный разбор слова далёкие.

2.Разобрать слова по составу: заливает, солнечным, дождик.

3.Разобрать второе предложение по членам предложения.

Скоро луч солнца пробьётся сквозь тьму. Утро наступает быстро. Низкие

облака начинают таять на горизонте. Кусты, деревья шелестят листьями, встречают рассвет. Лёгкий ветер пролетел над вершинами деревьев и разбудил всех жителей леса.

Вот запели ранние птички, затрепетали крыльями. Серый заяц шмыгнул в чащу леса. Проворные белки выглядывают из дупла, готовятся встретить новый день.

На траве заблестели капли росы. Пройдёшь по траве и оставишь мокрый след. Но мягкая трава быстро просохнет, а в воздухе появятся запахи леса. Тепло летнего утра разольётся по окрестности. Замелькают солнечные блики на глади озера. День начался.

Май — соловьиная пора, месяц птичьих песен и плясок. Это чудесная весна леса и воздуха. Полная победа весеннего солнца над мрачным холодом

Кипучая жизнь уже захватила землю и воду и без устали ша­гает дальше. Лес надевает праздничный наряд. Крылатые насеко­мые тучами летают в воздухе. На охоту за ними отправилась летучая мышь. Реют в высоком небе ласточки и стрижи, в сво­бодном полёте парят орлы, трепещут жаворонки.

Открыли ульи узкие летки. Зажужжали жильцы с золотисты­ми крыльями. Всё в природе объято радостью жизни. Всё поёт, играет, пляшет.

Источник

Оцените статью