Особенности организации склада с продукцией глубокой заморозки
Особенности организации склада с продукцией глубокой заморозки
Продукция глубокой заморозки
Глубокой заморозкой называют хранение продуктов питания при температуре воздуха -18 °С и ниже, Некоторые категории продуктов (например, мороженое) хранятся при более низких температурах -24 °С и ниже. В настоящее время хранение продуктов глубокой заморозки регламентируется двумя основными документами:
СП № 4695-88 «Санитарные правила для холодильников» от 29 сентября 1988 г.;
СП № 2.3.6,1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» от 6 сентября 2001 г. с изменениями от 3 мая 2007 г.
К сожалению, эти нормативы в значительной степени устарели. В них не учитываются возможности современной морозильной техники, уровень отделки современных складских помещений и качество упаковки, используемой сегодня для хранения продукции глубокой заморозки зарубежными и российскими производителями. Условия и сроки хранения каждого конкретного типа продукции определены в ГОСТах или технических условиях (ТУ), разработанных для данного типа продукции.
Прием продукции глубокой заморозки
На современных складах приемку продукции глубокой заморозки рекомендуется осуществлять с использованием док-шелтеров. Это делается для того, чтобы теплый воздух с улицы не попадал в кузов автомобиля и в складское помещение. Выгрузка продукции происходит сразу внутрь склада — в зону экспедиции (приемки), где поддерживается температура от О до +5 °С (не выше +10 °С). Каких-то ограничений по времени выгрузки не существует, но квалифицированные сотрудники склада стараются разгрузить и отпустить машину как можно быстрее. За рубежом для перевозки продукции глубокой заморозки часто применяют рефрижераторы с так называемым подвижным полом (sliding floor). Используя такие устройства, водитель может самостоятельно выгрузить в зону экспедиции до 30 паллет. Длительность этого процесса не превышает нескольких минут.
Сразу же после выгрузки товара в зону экспедиции его идентифицируют, принимают (заносят в базу данных WMS) и отправляют в зону основного хранения, где поддерживается температурный режим -18 °С и ниже.
Трудности при приемке продукции глубокой заморозки могут возникнуть по следующим причинам:
отсутствие необходимой сопроводительной документации;
несоблюдение температурного режима перевозки;
невозможность считать сканером штрих-код, нанесенный на упаковку;
нарушение целостности упаковки, несоответствие товара полученного по факту и ТТН и т. д.
1. Сопроводительная документация, Практически все продукты глубокой заморозки при перевозке относят к категории скоропортящихся грузов. Согласно документу «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (с изменениями от 21 мая 2007 г.), помимо обычных сопроводительных документов (ТТН, счет, CMR — если товар импортный и т, д.) к таким грузам необходимо прилагать: ветеринарное свидетельство (выдается органами ветеринарно-санитарного надзора), сертификат качества и качественное удостоверение, в котором указываются фактическая температура груза перед погрузкой, его качественное состояние, состояние упаковки. Кроме того, при перевозке скоропортящихся грузов в товарно-транспортной накладной должны быть указаны:
температура продукции перед погрузкой;
температура в кузове рефрижератора, поданного на погрузку;
температура в кузове рефрижератора, привезшего продукцию на склад.
2. Несоблюдение температурного режима перевозки. Если у сотрудника, занимающегося приемкой продукции, есть подозрения, что во время перевозки температурный режим мог быть нарушен, он имеет полное право произвести соответствующую проверку. Как правило, при выборочной проверке продукцию берут из начала, середины и конца кузова автомобиля и делают 3-4 замера, Результаты замеров необходимо регистрировать в ТТН. Если температура продукции оказывается выше -18 °С, необходимо сразу связаться с ее владельцем, сообщить о возможном дефростировании товара и совместно решить вопрос о дальнейшей судьбе груза.
3. Трудности при идентификации груза. Иногда точно идентифицировать продукцию глубокой заморозки сразу не удается. Поэтому очень желательно, чтобы в WMS склада была предусмотрена возможность принимать товар как неизвестный — при такой приемке ему присваиваются коды Х0001, Х0002 и т. д. После того как товар распознан и полностью идентифицирован, его регистрируют в системе как известный, изготавливают и наклеивают этикетку с соответствующим штрих-кодом.
Если по какой-либо причине продукцию глубокой заморозки не удается сразу идентифицировать и принять, то в любом случае ее необходимо перевезти в зону основного хранения и только после этого начать разбираться в ситуации, При этом необходимо учитывать требование СП № 4695-88 «Санитарные правила для холодильников» (п. 7.9), согласного которому продукты «в загрязненном состоянии с явными признаками порчи, пораженные плесенью или имеющие несвойственные им посторонние запахи» необходимо размещать в отдельном помещении, специально предназначенном для хранения дефектных грузов.
Размещение товаров на складе
Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при хранении пищевых продуктов, сформулированы в СП № 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». Согласно этому документу при хранении пищевых продуктов должны соблюдаться «правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи». Никаких более четких указаний, касающихся товарного соседства продуктов в российских нормативных документах сегодня нет. Тем не менее считается (например), что мясо и мясные изделия нельзя хранить в одной морозильной камере с рыбой или изделиями из рыбы. Сегодня ряд ограничений по товарному соседству являются устаревшими — современная упаковка для мяса, рыбы, мороженных овощей и т. д. практически полностью предотвращает проникновение в помещение каких-либо запахов.
В связи с этим Национальная Мясная Ассоциация обратились в Роспотребнадзор с просьбой разъяснить правила хранения различных продуктов в одном помещении. В ответном письме было сказано, что действующее законодательство допускает «совместное хранение замороженного мяса сырья и рыбы сырья и полуфабрикатов глубокой заморозки в промышленной упаковке». При этом «не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами».
При значительном грузообороте определение места размещения той или иной товарной позиции на складе целесообразно доверять WMS. Если речь идет о хранении продуктов глубокой заморозки, необходимо учитывать оборачиваемость товара и его срок годности. Товары с более высокой оборачиваемостью и меньшим сроком хранения система старается разместить как можно ближе к зоне экспедиции. Оборачиваемость товара WMS определяет самостоятельно, срок годности указывается на этикетке товара и определяется системой автоматически при считывании шрих-кода или вводится вручную сотрудниками склада.
Сбор заказов и отгрузка
Продукты глубокой заморозки имеют значительные сроки хранения, но время, которое они находятся на складе, рекомендуется минимизировать — это позволяет увеличить срок остаточного хранения. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании заказов. В первую очередь WMS должна ставить на отгрузку те продукты, которые поступили на склад раньше. Для развоза заказов по магазинам целесообразно использовать следующую технологию отгрузки. Заказы, принятые менеджерами на протяжении дня, начинают собирать вечером. Собранные заказы размещаются в зоне экспедиции (температура воздуха от 0 до +5 °С), где их проверяют и сразу же после проверки отгружают в рефрижератор — температура в кузове должна соответствовать температуре в зоне основного хранения. До начала утреннего развоза по магазинам продукция хранится в кузове авторефрижератора, подключенного к системе электроснабжения склада.
Согласно СП № 4695-88 «Санитарные правила для холодильников», качество продуктов глубокой заморозки, отгружаемых со склада, должно соответствовать требованиям, сформулированным в отраслевых нормативно-технических документах (ГОСТы и технические условия), разрабатываемых для каждого вида продукции, Непосредственно перед погрузкой товара в рефрижератор необходимо измерить температуру продукции. Данные измерений заносятся в ТТН и «Лист контрольных проверок температуры грузов и воздуха в кузове авторефрижератора» (документ составляется в двух экземплярах, оба экземпляра передаются водителю). Температура продукции глубокой заморозки не должна превышать -18 °С. Поэтому время нахождения собранных заказов в зоне экспедиции и время погрузки продукции в кузов автомобиля рекомендуется сокращать до технологического минимума.
Техника для работы в холодильных камерах
Из-за высоких требований по экологической чистоте на складах продуктов питания в основном используются погрузчики, оснащенные электродвигателями, При температуре воздуха ниже +20 °С емкость электрических аккумуляторов начинает снижаться (примерно 1% на 1 °С). Практика показывает, что погрузчики, которые при нормальной температуре воздуха могут работать без подзарядки до 8 ч, в холодильных камерах работают не более 5-6 ч. При интенсивных погрузочно-разгрузочных работах это может создать значительные неудобства. Кроме того, частая перезарядка батарей снижает срок их службы — аккумуляторы рассчитаны на определенное количество зарядок. Время работы погрузчика можно увеличить за счет использования аккумуляторов повышенной емкости.
Работа погрузочно-разгрузочной техники в помещениях с низкой температурой воздуха может быть затруднена из-за следующих факторов:
конденсации влаги на поверхностях погрузчика (часто с последующим обмерзанием);
нарушения работы электронных компонентов;
повышении вязкости масла (увеличивается расход электроэнергии);
повышении хрупкости металлических деталей (особенно в местах сварки).
Кроме того, при работе в холодильных камерах операторам погрузчиков приходится работать в теплой одежде, шапках, утолщенной обуви, Это затрудняет управление машиной, делает водителей менее чувствительными к поведению техники, повышает их утомляемость. Поэтому в помещениях, где хранятся продукты глубокой заморозки, рекомендуется использовать технику, специально приспособленную для работы при низких температурах. Сегодня в ассортименте всех крупных производителей есть модели, приспособленные для работы при температурах воздуха от -18 до -35 °С (так называемое «зимнее» или «холодное» исполнение). Разница в стоимости между обычными погрузчиками и погрузчиками, приспособленными для работы в холодильных камерах, может достигать 80 и более тыс. руб. Поэтому некоторые предприниматели отказываются от приобретения такой техники. Погрузчики в стандартном исполнении могут работать при низких температурах, но это значительно сокращает срок их службы. Плюс, некоторые производители погрузочно-разгрузочной техники отказываются предоставлять гарантию на неадаптированные машины, которые эксплуатировались в холодильных камерах, Поэтому со своей стороны могу порекомендовать использовать для работы в морозильных камерах только специально приспособленную для этого технику.
Док-шелтеры (герметизаторы проемов) — механические устройства, которые применяются на складах при разгрузке или загрузке автомобилей для снижения потерь тепла и защиты от пыли.
Чтобы снизить образование конденсата на конструктивных элементах погрузчика, необходимо выполнять следующие рекомендации:
Время пребывания погрузчика внутри холодильной камеры и вне ее должно быть одинаковым.
Непрерывное время нахождения машины в холодильнике не должно превышать 30 мин.
Время парковки или стоянки погрузчика (в неработающем состоянии) в морозильной камере не должно превышать 10 мин.
Температурный режим. Не допускать эксплуатацию погрузчиков при температуре ниже -35 °С.
Рекомендации производителя. При эксплуатации погрузочной техники следовать рекомендациям, сформулированным ее непосредственным производителем.
Работа в морозильной камере. Если погрузчику приходится часто въезжать в морозильную камеру и выезжать из нее, оператор должен стараться как можно дольше держать машину в теплом помещении и как можно меньше — в морозильной камере (желательно чтобы при этом температура внешних конструктивных элементов машины не опускалась ниже 0 °С).
Если обеспечить такой режим не удается, работу можно организовать так, чтобы машина как можно дольше находилась в морозильной камере и как можно меньше в теплом помещении (желательно чтобы при этом температура внешних конструктивных элементов машины не поднималась выше 0 °С).
Док-шелтеры бывают занавесочными, подушечными, надувными и комбинированными. Занавесочные док-шелтеры отличаются относительно низкой стоимостью и легко устанавливаются. С помощью надувных док-шелтеров погрузочную площадку можно закрыть почти герметично (независимо от размеров грузового автомобиля), Поэтому их рекомендуется использовать в перегрузочных зонах холодильных и морозильных складов. Подушечные док-шелтеры бывают двух типов: с фиксированными размерами секций и с надувной верхней секцией. Устройства первого типа рекомендуется использовать на складах, которые работают с автомобилями одного типа, Если на складе планируется разгружать грузовики разной высоты, их целесообразно оборудовать док-шелтерами с надувной верхней секцией.
дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 10725
Источник
Глубокая заморозка ягод и фруктов
Автор идеи: A_Sergeev
Предлагаю вниманию уважаемых форумчан следующую бизнес идею: сбор ягод и фруктов с их дальнейшей глубокой заморозкой, расфасовкой и последующей продажей.
Идея довольно-таки простая: закупить и глубоко заморозить в летний сезон ягоды/фрукты, расфасовать и продавать их осенью, зимой и весной.
Многие из нас имеют дачи, на которых выращивают для себя садовую клубнику, вишню, смородину и т. д. После сбора урожая часть закатывается в компоты, часть варится в виде джемов и варений, а часть мы моем, кладем в полиэтиленовый пакет и … правильно – замораживаем на зиму и храним в морозильнике.
Многие, но не все. Чем больше город, тем меньше горожане склонны «впахивать» на своих дачах и более склонны покупать необходимые продукты в супермаркетах. Думаю, что потребность в замороженных ягодах и фруктах в несезон достаточно велика. Лично я, пройдя по супермаркетам своего города, замороженных ягод и фруктов не обнаружил.
К сведению – ягоды и фрукты, будучи один раз заморожены до температуры -25 градусов по Цельсию, при размораживании сохраняют большинство полезных свойств и содержащихся в них витаминов.
Но сначала о коммерческой выгоде. Вишня и смородина в этом году продавалась по цене 60 руб./кг, садовая клубника – 70 руб./кг. Это цены оптовые с необходимыми сертификатами качества на продукцию. У частников можно приобретать дешевле.
Заглянув в первый попавшийся прайс оптовой московской фирмы по продаже замороженных ягод и фруктов, я обнаружил следующие цены:
Клубника (300 гр.) – 40,21 или 134 руб./кг.
Вишня (300 гр.) – 31,93 или 106,43 руб./кг.
Смородина (300 гр.) – 31,91 или 106,36 руб./кг.
Итого, если грубо посчитать стоимость упаковки в 10 руб. на 1 кг (3 пакета), то мы получим прямую накрутку от 50 до 70%. Согласитесь, очень даже неплохо.
Нижеперечисленное оборудование позволяет обработать и сохранить 36 тонн готовой продукции в год. Получается, что если мы летом вкладываем 36000 х 75 руб. = 2.700.000 рублей, то в течение года мы получаем с этого вклада 1.620.000 рублей «грязной» прибыли.
Перейдем непосредственно к оборудованию и его стоимости.
(Сразу обращаю внимание, что считал его стоимость и характеристики по сайтам. Поэтому, естественно, отнесся к его характеристикам и стоимости несколько по-дилетантски – брал первое попавшееся оборудование. Но, думаю, что если будут желающие воплотить идею в жизнь, то они отнесутся к выбору оборудования более серьезно. Кое-где и сэкономят.)
Итак, необходимо следующее оборудование:
Аппарат глубокой заморозки (морозильная установка) – позволяет заморозить в 3 этапа необходимые продукты (1 этап – до 0 градусов, 2 этап – до –10 градусов, 3 этап – до –30 градусов).
Аппарат производительностью 50 кг в час стоит 5478 USD х 30 = 164340 руб.
Холодильная камера на 240 м3 габариты – 10 м х 8 м х 2,5 м – 12739 USD x 30 = 382170 руб.
Сплит системы: Rivacold FAL024Z002 4 шт х 133230 = 532920 руб.
Дозатор ДВДДП-3.0 (8 пакетов в минуту) – 46000 руб.
Упаковочная машина МУСП-01 – 22000 руб.
Потребление эл. энергии холодильной камеры – 4,2 кВт / сутки х 4 = 16,8 кВт / сутки х 2,4 руб х 300 дней = 12096 руб./год. (Будет работать весь год с планируемой остановкой ближе к лету на 65 рабочих дней. Продадите всё раньше – раньше и остановите.)
Потребление эл. энергии морозильной установки – 4 кВт х 8 часов х 90 дней = 2880 руб./год (Будет работать сезон – лето.)
Итого, вложения в оборудование – 1.147.430 рублей. Дорого? Дорого, но и прибыль ожидается хорошая. Фактически, весь комплекс оборудования окупается всего за один сезон. В дальнейшем же будет приносить ежегодную хорошую прибыль. Кроме того, чем больше ты вкладываешь в организацию бизнеса, тем меньше в дальнейшем опасаешься конкуренции.
Сколько нужно работников? Думаю, максимум двое: один занимается мытьём и сушкой ягод и фруктов, другой – заморозкой, расфасовкой и складированием в холодильную камеру. Женщины и студенты – предпочтительнее.
Думаю, идея ясна. Можно много обсуждать сложности данного вида бизнеса – думаю, их немало. Но то, что идея имеет место быть – это, на мой взгляд, несомненно.
Далее – почему именно домашний бизнес? Сумма вложений, несомненно, велика.
А почему бы и нет? Сколько нам нужно необходимой производственной площади? 50 м2 для приема ягод, их мойки, обработки, заморозки и упаковки, да плюс 80 м2 под установку холодильной камеры. Согласитесь, такую площадь под бизнес может обеспечить любой владелец частного дома. Таким образом, мы избавляемся от дорогостоящей аренды.
Я намеренно не рассматриваю оборудование для мытья ягод и фруктов – согласитесь, это небольшая проблема.
Я не рассматриваю вопросы сертификации данного вида бизнеса – уверен, что решить несложно.
Я не рассматриваю проблему первоначального и оборотного капитала – для кого-то и 100 рублей деньги, а для кого-то и миллион – пустяк. В конце концов, что такое 4 миллиона? Хорошая квартира или хороший кредит.
Я не рассматриваю проблему закупки сырья и сбыта готовой продукции – есть прекрасные книги по экономике, маркетингу, торговле.
Источник