Серебристый снег прямое или переносное значение

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71

1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.

Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
Лексическое значение слова берёза — лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.
Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.

У многозначного слова может быть прямое и переносное значение.

Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.
Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.

В языке есть слова, противоположные по значению: большой — маленький, плакать — смеяться, день — ночь. Такие слова называются антонимами.

В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.
Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».

В рус­ском языке есть слова, ко­то­рые сей­час мы не ис­поль­зу­ем в своей речи. Он упо­треб­ля­лись толь­ко в про­шлом. Слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го по­все­днев­но­го упо­треб­ле­ния, – уста­рев­шие. Рань­ше шея на­зы­ва­лась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛА­НИ­ТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РА­МЕ­НА, пра­вая рука – ДЕС­НИ­ЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сей­час слова ВЫЯ, ЛА­НИ­ТЫ, ДЕС­НИ­ЦА, ШУЙЦА вышли из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния и живут толь­ко в ис­то­ри­че­ских кни­гах, в фольк­лор­ных про­из­ве­де­ни­ях.

С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют нео­ло­гиз­ма­ми. Нео­ло­гизм – это не про­сто новое слово, а очень «све­жее», со­всем недав­но по­явив­ше­е­ся слово:
вай-фай
ксерокс
рейтинг
слоган

2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие — переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

Серые тучи — серый день.
Серебристый ландыш — серебристый звон.

Серые тучи — прямое значение.
Серый день — переносное значение.
Серебристый ландыш — прямое значение
Серебристый звон — переносное значение.

Небо заволокли серые тучи.
Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.

3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.

Ходят белые барашки по горам,
Словно пенные барашки по волнам.

Омонимы:
Барашки 1 — молодые бараны.
Барашки 2 — небольшие белые пенистые волны.

4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.

сущ. числит. числит.
Четвёрка, четыре, четвёртый.
сущ. гл. прил. прил.
Сон, спать, сонный, сонливый.

5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.

Сахар, осина, трактор, ветер.

Сахар/сахар/ный, сахар/ница.
Осин/а — осин/овый, под/осин/овик.
Трактор/трактор/ист, трактор/ный.
Ветер/ветр/еный, ветер/ок.

6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.

Безударный гласный в корне.
Проверяемые орфограммы: вода — в’дный, река — рéки, морской — мóре.
Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.

7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).

чайка [чáйка] — 2 слога.
[ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
[á] — гласн., ударн.
[й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
[к] — согл., глух. парн., мягк. парн.
[а] — гласн., безуд.
5 зв., 5 б.

Источник

Прямое и переносное значение слов (15 примеров)

У сло­ва может быть как пря­мое, так и пере­нос­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Прямое зна­че­ние сло­ва — это основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Переносное зна­че­ние воз­ни­ка­ет как про­из­вод­ное на базе пря­мо­го. Им обла­да­ют мно­го­знач­ные сло­ва.

Узнаем, что такое пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва в рус­ском язы­ке.

Прямое значение слова

Слова нашей речи назы­ва­ют пред­ме­ты, их при­зна­ки и дей­ствия. Однозначные сло­ва непо­сред­ствен­но соот­но­сят­ся с объ­ек­том дей­стви­тель­но­сти, напря­мую назы­ва­ют пред­мет, его при­знак или про­цесс дей­ствия. Это пря­мое зна­че­ние сло­ва.

В пото­ке речи такие сло­ва сра­зу вызы­ва­ют пред­став­ле­ние о том, что они назы­ва­ют. Их зна­че­ние не зави­сит от кон­тек­ста, напри­мер:

Над лесом, над полем, над дере­вуш­ка­ми рас­ки­ну­лось синее небо .

По небу лени­во плы­вут белые мох­на­тые обла­ка.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка высту­па­ют в пря­мом зна­че­нии в соб­ствен­ном смыс­ле.

Примерыдочь, дом, тра­ва, веж­ли­вый, огром­ный.ОпределениеПрямое зна­че­ние сло­ва — это его основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние без допол­ни­тель­ных оттен­ков.

Возникновение переносного значения слова

У сло­ва может быть несколь­ко лек­си­че­ских зна­че­ний, кото­рые воз­ни­ка­ют на базе пря­мо­го зна­че­ния. Такое новое допол­ни­тель­ное лек­си­че­ское зна­че­ния назы­ва­ют пере­нос­ным. Оно появ­ля­ет­ся как отте­нок основ­но­го зна­че­ния на осно­ве похо­же­сти пред­ме­тов по внеш­не­му виду, по при­зна­ку или выпол­ня­е­мо­му дей­ствию (функ­ции).

Переносное зна­че­ние сло­ва — это вто­рич­ное, про­из­вод­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на осно­ве сход­ства пред­ме­тов, их при­зна­ков и функ­ций.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «камен­ное зда­ние» сло­во «камен­ный» назы­ва­ет мате­ри­ал, из кото­ро­го сло­же­но зда­ние, и обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та «креп­кий, твёр­дый, непо­движ­ный».

В сло­во­со­че­та­нии «камен­ное лицо» при­ла­га­тель­ное «камен­ное» обо­зна­ча­ет «суро­вое, бес­чув­ствен­ное» или «недоб­ро­же­ла­тель­ное» лицо. В этом при­ме­ре сло­во «камен­ное» обла­да­ет вто­рич­ным пере­нос­ным зна­че­ни­ем, обра­зо­ван­ным на осно­ве пря­мо­го зна­че­ния.

Суть пере­но­са зна­че­ния состо­ит в том, что оно пере­хо­дит на дру­гой пред­мет, дру­гое явле­ние или про­цесс по общим точ­кам сопри­кос­но­ве­ния в зна­че­нии. Тогда одно сло­во упо­треб­ля­ет­ся в каче­стве назва­ния одно­вре­мен­но несколь­ких пред­ме­тов. Так воз­ни­ка­ет мно­го­знач­ность слов. Переносным зна­че­ни­ем обла­да­ют мно­го­знач­ные сло­ва, напри­мер:

  • синее море — море пше­ни­цы — море наро­ду ;
  • лёг­кая ноша — лег­кая рука — лег­кая про­мыш­лен­ность .

Примеры слов в переносном значении

  • шеп­чет бабуш­ка — шеп­чет листва ;
  • уда­рил пал­кой — уда­рил мороз ;
  • пла­чет малыш — пла­чет дождь ;
  • леле­ять ребен­ка — леле­ять меч­ту ;
  • мед­ный коло­коль­чик — синий коло­коль­чик ;
  • серёж­ки в ухе — бере­зо­вые серёж­ки ;
  • зим­ний вечер — вечер жиз­ни ;
  • желез­ные дета­ли — желез­ные нер­вы ;
  • жем­чуж­ные бусы — жем­чуж­ные зубы ;
  • дере­вян­ный стол — дере­вян­ная поход­ка .

Внимание!Знаете ещё при­ме­ры пря­мых и пере­нос­ных зна­че­ний слов в рус­ском язы­ке? Поделитесь, пожа­луй­ста, ими в ком­мен­та­ри­ях!

На осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ют выра­зи­тель­ные образ­ные сред­ства худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры — тро­пы. Узнаем, как обра­зу­ет­ся мета­фо­ра, мето­ни­мия, синек­до­ха.

Видеоурок

Источник

Прямое и переносное значение слова
план-конспект урока (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_5_klass.docx 26.53 КБ
pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.pptx 1.18 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Прямое и переносное значение слова

  • познакомить учащихся с прямым и переносным значением слова;
  • познакомить учащихся с произведениями поэтов, воспевавших красоту русской природы.
  • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся;
  • развивать чувство прекрасного;
  • творческие способности учащихся;
  • диалогическую и монологическую речь
  • любовь к слову;
  • трудолюбие
  • коллективизм

Цели урока (детям)

  • что такое прямое и переносное значение слов.
  • роль переносного значения слова в художественной литературе
  • что такое метафора
  • находить в тексте слова с переносным значением,
  • различать прямое и переносное значение слова,
  • употреблятьв речи слова с переносным значением.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Эпиграф к уроку

С русским языком можно творить чудеса…

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. С каким настроением пришли вы на урок? Теперь давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с пожеланием творческих успехов.

Чтение стихотворение Ивана Бунина учителем наизусть.

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах – небо ярко – синее

И застреха в золотой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

Будут видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

Эти слова, ребята, принадлежат замечательному поэту Ивану Бунину, человеку с чистой душой. Таких людей немного, но они есть. Они могут удивляться и радоваться, сами удивлять и радовать других. Нашу мастерскую открыли эти стихи, потому что говорить мы сегодня будемо чудесах, которые окружают нас всегда, и поможет нам в этом прекрасное время года – зима. Образные выражения будут звучать на уроке, вы постарайтесь запомнить их, и в процессе работы применять на практике.

2.2 Работа по выявлению темы урока.

  • Какие чувства, настроение возникает у вас при чтении стихотворения?
  • Ребята, что необычного увидели в данном стихотворении?

(Автор использует для образной картины слова не только в прямом , но и с переносным значением)

Ребята, давайте подумаем , какова тема нашего урока?

Тема и цели выводятся детьми. Слайд

Откройте, пожалуйста, тетради , запишем число, классная работа, тему урока

«Прямое и переносное значение слово»

  • Ребята, так какую роль играют слова с переносным значением в этом стихотворении? Создают образную картину, выразительность, образность)
  • Скажите, что такое прямое и переносное значение слова .
  • (прямое – указывает прямо на предмет, действие;
  • переносное значение – происходит перенос названия, если у предметов есть какое – либо сходство)

— работа по учебнику упр. 338

Итак, ребята , употребление слов или оборотов речи в художественной литературе называется метафорой.

Писатели и поэты используют метафору, чтобы создать живую образную картину природы.

Действительно, какой красивый, яркий наш русский язык, с ним можно творить чудеса по словам Паустовского. Запишем в тетрадь высказывание Паустовского.

С русским языком можно творить чудеса……

3. Первичное восприятие материала

Мы произносим слово «зима», а какие образы возникают у вас?

– снег, мороз, иней, вьюга, холод. Нашу работу сегодня построим в группах.

У каждого на столе карточки.

1. Подберите ассоциативный ряд к данным словам и составьте словосочетания, предложения.

Красивая, суровая, злая, лютая, капризная, старуха – злая, зима — красавица, холодная.

Стучит, шагает, крепчает, сковал, крепкий, сильный, слабый.

Серебристый пушистый, искрится, идет, укутал…

замела, кружит, гонит, завывает, носится, срывает, злится, плачет….

Вывод: Слова с переносным значением помогают оживить картину , делают ее образной, яркой.

Работа в группах

2 .Прочитайте составленные словосочетания, предложения .

Скрип снега, завывание вьюги, смех, восклицания, глухой хлопок от падающей снежной шапки, убежала ведьма злая.

Составьте предложения с вашими словосочетаниями.

Например: Мороз крепчал, и скрип под легкими шагами смеющихся ребят приятно радовал меня.

4. Закрепление материала .Физминутка.

Перед вами стихотворение А. С. Пушкина. Поработаем вместе. Восстановим текст

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима ,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз , и рады мы

Проказам матушки — зимы.

Назовите слова, которые называют образную картину.

5. Применение знаний.

— Ребята, было дано опережающее задание, составить акростих.

(читают свои стихи)

Переносное значение слов используется и для создания комического эффекта, когда слово, употребленное в переносном значении, понимается буквально. Известный писатель Корней Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших переносного значения слов .

— Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. Слайд

— А я тогда не пойду на улицу.

— А чтоб морозы не ударили.

Старшая сестра говорит младшей

— Послушай, Настя, как у Веры речь льется.

— Разве у нее вода вместо слов? – отвечает Настя.

Почему эти высказывания вызвали улыбку? На каком языковом материале основаны эти высказывания? (на непонимании переносного значения)

4. Рефлексия .Слайд

Ребята, мы сегодня так много говорим о зиме, о снеге, о чуде. Видимо, уже пришло время и нам рассказать о чуде. Попробуем свои творческие возможности и напишем этюд о зиме.

Возможные варианты начала сочинений:

  • На стекле, серебряном от инея…
  • Ну и мороз…
  • Однажды утром я проснулся с удивительным ощущением….
  • Разгулялась вьюга

5.Итог урока . Слайд

Вернемся к нашему эпиграфу

«С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом»

На уроке мы сегодня это доказали.

6. Домашнее задание. Написать сочинение – этюд

  • Мороз и солнце; день чудесный!
  • Выписать из стихотворений строки, в которых используются слова с переносным значением

Карточка для учащегося 1 группа

Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».

Знать : что такое прямое и переносное значение слова.

Уметь: подбирать слова с переносным значением и использовать в своей речи.

Подберите ассоциации к слову мороз , составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.

(Используйте слова с переносным значением)

Например, (мороз крепчал, мороз сильный…….)

Например, (скрип снега……)

Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.

Карточка для учащегося 2 группа

Тема урока «Прямое и переносное значение слова».

Знать : что такое прямое и переносное значение слова.

Уметь: подобрать слова с переносным значением и использовать в своей речи.

  • Подберите ассоциации к слову снег, составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.

(Используйте слова с переносным значением)

Например, ( снег серебристый, снег укутал…….)

Например, (скрип снега……)

Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.

Карточка для учащегося 3 группа

Тема урока «Прямое и переносное значение слова».

Знать : что такое прямое и переносное значение слова.

Уметь: подбирать слова с переносным значением и использовать в своей речи.

  • Подберите ассоциации к слову вьюга, составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.

(Используйте слова с переносным значением )

Например, ( вьюга замела, вьюга злющая…)

Например, (скрип снега…)

Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.

Карточка для учащегося 4 группа

Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».

Знать : что такое прямое и переносное значение слова.

Уметь: подбирать слова с переносным значением и использовать в своей речи.

  • Подберите ассоциации к слову зима, составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.

(Используйте слова с переносным значением)

Например, ( зима красивая, зима капризничает…)

Например, (скрип снега…)

Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.

Иван Алексеевич Бунин

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах – небо ярко – синее

И застреха в золотой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

Будут видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 Лепаева Валентина Николаевна, у читель русского языка и литературы

На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стеклах – небо ярко–синее И застреха в золотой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистые Будут видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моем окне.

Прямое и переносное значение слова

ЗНАТЬ: что такое прямое и переносное значение слова р оль переносного значения слова в художественной литературе ч то такое метафора

УМЕТЬ: находить в тексте слова с переносным значением различать прямое и переносное значение слова употреблять в речи слова с переносным значением

На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стеклах – небо ярко – синее И застреха в золотой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистые Будут видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моем окне.

значение слова Прямое Указывает прямо на предмет, действие Переносное Происходит перенос названия, если у предметов есть какое-либо сходство Петя идёт по улице . Дождь идёт .

Метафора – употребление слов или оборотов речи в переносном значении На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели…

С русским языком можно творить чудеса… К. Паустовский

Вот ветер, тучи нагоняя, Дохнул , …………. – и вот сама Идет волшебница –………., Пришла , рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла ………………..коврами Среди полей вокруг………… , Брега с недвижною рекою Сравняла …………пеленою ; Блеснул………., и рады ……. Проказам матушки -……….

Вот ветер, тучи нагоняя, Дохнул , завыл – и вот сама Идет волшебница – зима , Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов , Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою ; Блеснул мороз , и рады мы Проказам матушки — зимы

— Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. — А я тогда не пойду на улицу. — Почему? — А чтоб морозы не ударили. Старшая сестра говорит младшей : — Послушай, Настя, как у Веры речь льется. — Разве у нее вода вместо слов? – отвечает Настя.

Возможные варианты начала сочинений: На стекле, серебряном от инея… Опять зима… Ну и мороз! Однажды утром я проснулся с удивительным ощущением… Разгулялась вьюга…

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским c ловом . К.Паустовский

Написать сочинение-этюд Мороз и солнце; день чудесный! Выписать из стихотворений строки, в которых используются слова с переносным значением Домашнее задание

Источник

Читайте также:  Снег пошел с первым днем зимы тебя
Оцените статью