- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71
- Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
- Прямое значение слова
- Возникновение переносного значения слова
- Примеры слов в переносном значении
- Видеоурок
- Прямое и переносное значение слова план-конспект урока (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71
1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.
Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
Лексическое значение слова берёза — лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.
Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.
У многозначного слова может быть прямое и переносное значение.
Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.
Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.
В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.
В языке есть слова, противоположные по значению: большой — маленький, плакать — смеяться, день — ночь. Такие слова называются антонимами.
В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.
Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».
В русском языке есть слова, которые сейчас мы не используем в своей речи. Он употреблялись только в прошлом. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, – устаревшие. Раньше шея называлась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛАНИТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РАМЕНА, правая рука – ДЕСНИЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сейчас слова ВЫЯ, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА вышли из активного употребления и живут только в исторических книгах, в фольклорных произведениях.
С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами. Неологизм – это не просто новое слово, а очень «свежее», совсем недавно появившееся слово:
вай-фай
ксерокс
рейтинг
слоган
2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие — переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.
Серые тучи — серый день.
Серебристый ландыш — серебристый звон.
Серые тучи — прямое значение.
Серый день — переносное значение.
Серебристый ландыш — прямое значение
Серебристый звон — переносное значение.
Небо заволокли серые тучи.
Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.
3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.
Ходят белые барашки по горам,
Словно пенные барашки по волнам.
Омонимы:
Барашки 1 — молодые бараны.
Барашки 2 — небольшие белые пенистые волны.
4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.
сущ. числит. числит.
Четвёрка, четыре, четвёртый.
сущ. гл. прил. прил.
Сон, спать, сонный, сонливый.
5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.
Сахар, осина, трактор, ветер.
Сахар/ — сахар/ный, сахар/ница.
Осин/а — осин/овый, под/осин/овик.
Трактор/ — трактор/ист, трактор/ный.
Ветер/ — ветр/еный, ветер/ок.
6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.
Безударный гласный в корне.
Проверяемые орфограммы: вода — в’дный, река — рéки, морской — мóре.
Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.
7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).
чайка [чáйка] — 2 слога.
[ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
[á] — гласн., ударн.
[й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
[к] — согл., глух. парн., мягк. парн.
[а] — гласн., безуд.
5 зв., 5 б.
Источник
Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо .
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
- синее море — море пшеницы — море народу ;
- лёгкая ноша — легкая рука — легкая промышленность .
Примеры слов в переносном значении
- шепчет бабушка — шепчет листва ;
- ударил палкой — ударил мороз ;
- плачет малыш — плачет дождь ;
- лелеять ребенка — лелеять мечту ;
- медный колокольчик — синий колокольчик ;
- серёжки в ухе — березовые серёжки ;
- зимний вечер — вечер жизни ;
- железные детали — железные нервы ;
- жемчужные бусы — жемчужные зубы ;
- деревянный стол — деревянная походка .
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
Источник
Прямое и переносное значение слова
план-конспект урока (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass.docx | 26.53 КБ |
pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.pptx | 1.18 МБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Прямое и переносное значение слова
- познакомить учащихся с прямым и переносным значением слова;
- познакомить учащихся с произведениями поэтов, воспевавших красоту русской природы.
- продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся;
- развивать чувство прекрасного;
- творческие способности учащихся;
- диалогическую и монологическую речь
- любовь к слову;
- трудолюбие
- коллективизм
Цели урока (детям)
- что такое прямое и переносное значение слов.
- роль переносного значения слова в художественной литературе
- что такое метафора
- находить в тексте слова с переносным значением,
- различать прямое и переносное значение слова,
- употреблятьв речи слова с переносным значением.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Эпиграф к уроку
С русским языком можно творить чудеса…
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. С каким настроением пришли вы на урок? Теперь давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с пожеланием творческих успехов.
Чтение стихотворение Ивана Бунина учителем наизусть.
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко – синее
И застреха в золотой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Будут видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Эти слова, ребята, принадлежат замечательному поэту Ивану Бунину, человеку с чистой душой. Таких людей немного, но они есть. Они могут удивляться и радоваться, сами удивлять и радовать других. Нашу мастерскую открыли эти стихи, потому что говорить мы сегодня будемо чудесах, которые окружают нас всегда, и поможет нам в этом прекрасное время года – зима. Образные выражения будут звучать на уроке, вы постарайтесь запомнить их, и в процессе работы применять на практике.
2.2 Работа по выявлению темы урока.
- Какие чувства, настроение возникает у вас при чтении стихотворения?
- Ребята, что необычного увидели в данном стихотворении?
(Автор использует для образной картины слова не только в прямом , но и с переносным значением)
Ребята, давайте подумаем , какова тема нашего урока?
Тема и цели выводятся детьми. Слайд
Откройте, пожалуйста, тетради , запишем число, классная работа, тему урока
«Прямое и переносное значение слово»
- Ребята, так какую роль играют слова с переносным значением в этом стихотворении? Создают образную картину, выразительность, образность)
- Скажите, что такое прямое и переносное значение слова .
- (прямое – указывает прямо на предмет, действие;
- переносное значение – происходит перенос названия, если у предметов есть какое – либо сходство)
— работа по учебнику упр. 338
Итак, ребята , употребление слов или оборотов речи в художественной литературе называется метафорой.
Писатели и поэты используют метафору, чтобы создать живую образную картину природы.
Действительно, какой красивый, яркий наш русский язык, с ним можно творить чудеса по словам Паустовского. Запишем в тетрадь высказывание Паустовского.
С русским языком можно творить чудеса……
3. Первичное восприятие материала
Мы произносим слово «зима», а какие образы возникают у вас?
– снег, мороз, иней, вьюга, холод. Нашу работу сегодня построим в группах.
У каждого на столе карточки.
1. Подберите ассоциативный ряд к данным словам и составьте словосочетания, предложения.
Красивая, суровая, злая, лютая, капризная, старуха – злая, зима — красавица, холодная.
Стучит, шагает, крепчает, сковал, крепкий, сильный, слабый.
Серебристый пушистый, искрится, идет, укутал…
замела, кружит, гонит, завывает, носится, срывает, злится, плачет….
Вывод: Слова с переносным значением помогают оживить картину , делают ее образной, яркой.
Работа в группах
2 .Прочитайте составленные словосочетания, предложения .
Скрип снега, завывание вьюги, смех, восклицания, глухой хлопок от падающей снежной шапки, убежала ведьма злая.
Составьте предложения с вашими словосочетаниями.
Например: Мороз крепчал, и скрип под легкими шагами смеющихся ребят приятно радовал меня.
4. Закрепление материала .Физминутка.
Перед вами стихотворение А. С. Пушкина. Поработаем вместе. Восстановим текст
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима ,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз , и рады мы
Проказам матушки — зимы.
Назовите слова, которые называют образную картину.
5. Применение знаний.
— Ребята, было дано опережающее задание, составить акростих.
(читают свои стихи)
Переносное значение слов используется и для создания комического эффекта, когда слово, употребленное в переносном значении, понимается буквально. Известный писатель Корней Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших переносного значения слов .
— Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. Слайд
— А я тогда не пойду на улицу.
— А чтоб морозы не ударили.
Старшая сестра говорит младшей
— Послушай, Настя, как у Веры речь льется.
— Разве у нее вода вместо слов? – отвечает Настя.
Почему эти высказывания вызвали улыбку? На каком языковом материале основаны эти высказывания? (на непонимании переносного значения)
4. Рефлексия .Слайд
Ребята, мы сегодня так много говорим о зиме, о снеге, о чуде. Видимо, уже пришло время и нам рассказать о чуде. Попробуем свои творческие возможности и напишем этюд о зиме.
Возможные варианты начала сочинений:
- На стекле, серебряном от инея…
- Ну и мороз…
- Однажды утром я проснулся с удивительным ощущением….
- Разгулялась вьюга
5.Итог урока . Слайд
Вернемся к нашему эпиграфу
«С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом»
На уроке мы сегодня это доказали.
6. Домашнее задание. Написать сочинение – этюд
- Мороз и солнце; день чудесный!
- Выписать из стихотворений строки, в которых используются слова с переносным значением
Карточка для учащегося 1 группа
Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».
Знать : что такое прямое и переносное значение слова.
Уметь: подбирать слова с переносным значением и использовать в своей речи.
Подберите ассоциации к слову мороз , составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.
(Используйте слова с переносным значением)
Например, (мороз крепчал, мороз сильный…….)
Например, (скрип снега……)
Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.
Карточка для учащегося 2 группа
Тема урока «Прямое и переносное значение слова».
Знать : что такое прямое и переносное значение слова.
Уметь: подобрать слова с переносным значением и использовать в своей речи.
- Подберите ассоциации к слову снег, составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.
(Используйте слова с переносным значением)
Например, ( снег серебристый, снег укутал…….)
Например, (скрип снега……)
Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.
Карточка для учащегося 3 группа
Тема урока «Прямое и переносное значение слова».
Знать : что такое прямое и переносное значение слова.
Уметь: подбирать слова с переносным значением и использовать в своей речи.
- Подберите ассоциации к слову вьюга, составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.
(Используйте слова с переносным значением )
Например, ( вьюга замела, вьюга злющая…)
Например, (скрип снега…)
Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.
Карточка для учащегося 4 группа
Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».
Знать : что такое прямое и переносное значение слова.
Уметь: подбирать слова с переносным значением и использовать в своей речи.
- Подберите ассоциации к слову зима, составьте с ними словосочетания и предложения, запишите в тетрадь.
(Используйте слова с переносным значением)
Например, ( зима красивая, зима капризничает…)
Например, (скрип снега…)
Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.
Иван Алексеевич Бунин
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко – синее
И застреха в золотой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Будут видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 Лепаева Валентина Николаевна, у читель русского языка и литературы
На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стеклах – небо ярко–синее И застреха в золотой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистые Будут видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моем окне.
Прямое и переносное значение слова
ЗНАТЬ: что такое прямое и переносное значение слова р оль переносного значения слова в художественной литературе ч то такое метафора
УМЕТЬ: находить в тексте слова с переносным значением различать прямое и переносное значение слова употреблять в речи слова с переносным значением
На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стеклах – небо ярко – синее И застреха в золотой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистые Будут видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моем окне.
значение слова Прямое Указывает прямо на предмет, действие Переносное Происходит перенос названия, если у предметов есть какое-либо сходство Петя идёт по улице . Дождь идёт .
Метафора – употребление слов или оборотов речи в переносном значении На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели…
С русским языком можно творить чудеса… К. Паустовский
Вот ветер, тучи нагоняя, Дохнул , …………. – и вот сама Идет волшебница –………., Пришла , рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла ………………..коврами Среди полей вокруг………… , Брега с недвижною рекою Сравняла …………пеленою ; Блеснул………., и рады ……. Проказам матушки -……….
Вот ветер, тучи нагоняя, Дохнул , завыл – и вот сама Идет волшебница – зима , Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов , Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою ; Блеснул мороз , и рады мы Проказам матушки — зимы
— Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. — А я тогда не пойду на улицу. — Почему? — А чтоб морозы не ударили. Старшая сестра говорит младшей : — Послушай, Настя, как у Веры речь льется. — Разве у нее вода вместо слов? – отвечает Настя.
Возможные варианты начала сочинений: На стекле, серебряном от инея… Опять зима… Ну и мороз! Однажды утром я проснулся с удивительным ощущением… Разгулялась вьюга…
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским c ловом . К.Паустовский
Написать сочинение-этюд Мороз и солнце; день чудесный! Выписать из стихотворений строки, в которых используются слова с переносным значением Домашнее задание
Источник