Шел снег это метафора

Олицетворение в поэзии

Олицетворение — это один из видов метафоры, но все-таки — это самостоятельный троп, который не стоит называть метафорой.

Прародитель олицетворения – анимизм. В древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра.

Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» — это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной. Ко многим олицетворениям мы привыкли настолько, что они нас не удивляют. Например, «идет дождь» (хотя у дождя явно нет ног) или» тучи хмурятся» (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение — это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора — это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Читайте также:  Рецепт томатного соуса с яблоком в домашних условиях на зиму

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе ПОДПОЯСАЛОСЬ,
Мочалами НОГИ ИЗОПУТАНЫ.
(Народная песня)

ИДЕТ седая чародейка,
Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;
И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее ДЫХАНЬЯ
Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ.
(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло ГЛЯДИТ.
Вслед за нею зима
В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит.
(М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«. Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь. / Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела. /и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась. /Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

«Ночевала тучка золотая…». (М. Лермонтов)

«Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ,
Помертвелые их ОЧИ
Льдистым ужасом РАЗЯТ»
(Ф.Тютчев)
«Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей ДЫШИТ степь»
(А.Фет)

«Белая береза
Под моим окном
ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, ЛЕНИВО
ОБХОДЯ кругом,
ОБСЫПАЕТ ветки
Новым серебром».
(С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,
Всё пускается в полет, –
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
СХОДИТ небо с чердака.
Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, СТОПАМИ теми,
В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ
Или с той же быстротой,
Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
УДИВЛЕННЫЕ растенья,
Перекрестка поворот».

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи, пришедшие на память:

• Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
• Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
• Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
• Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
• Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.
• Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
• Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Примеров достаточно. Я уверена, вы уже готовы к очередному туру конкурсной серии «Тропы».

Источник

Анализ «Снег идет» Пастернак

«В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, — шептал я, — благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык — величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество — Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья».
Эти строки написал Борис Пастернак в 1952 году после пережитого им тяжелого инфаркта миокарда. Это острое чувство смертного дыхания времени, но при этом присутствие какого-то другого измерения, где время исчезает, звучит в стихотворении «Снег идет».
Читаем и разбираем известный текст в проекте «50 великих стихотворений»

Снег идет

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буранеТянутся цветы гераниЗа оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет, —Черной лестницы ступени,Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и Святки.Только промежуток краткий,Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:Убеленный пешеход,Удивленные растенья,Перекрестка поворот.
1957

Анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак)

Выполняя анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак), окунаешься в мир философской лирики, в размышления о человеческом бытии. А когда читаешь строки, невольно в мыслях рождаются разные образы, мысли роятся и кружатся, как белый снег Пастернака.

«Снег идет» относится к позднему творчеству поэта, к периоду переосмысления жизни, творчества. К 957 году уже многое написано и сказано, мировоззрение оформилось, остался в прошлом футуризм, к которому относил себя Пастернак. Все чаще теперь в его лирике звучат философские мотивы и рассуждения о смысле жизни, времени и пространстве.

К подобным размышлениям, наверное, в определенный период жизни приходит каждый писатель, но не всякое произведение наполняется такими удивительными образами, не всякое стихотворение прячет под символической вуалью глубокий смысл произведения.

К моменту написания стихотворения «Снег идет» уже был издан роман «Доктор Живаго», и поэт прекрасно понимал, что ему не стоит ждать милости от власти за свое произведение. Возможно, думы об этом под падающие хлопья снега за окном и навели поэта на размышления, которые легли в основу стихотворения.

«Снег идет» венчает футуристическое прошлое поэта, возносившее форму над содержанием и глубокий смысл, свойственный поздней лирике Пастернака. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, это довольно замысловатое по структуре произведение раскрывает и сложную тему скоротечности времени. Главная мысль в стихотворении раскрывается постепенно, рождая в каждой строке новые невероятные образы в сознании читателя, одна часть плавно перетекает в другую, так что не сразу можно заметить этот смысловой переход.

Стихотворение начинается с легкой пейзажной зарисовки. Четырехстопный хорей, которым оно написано, делает произведение похожим на детские стишки, настолько легко и жизнеутверждающе звучит первая часть стихотворения.

Падающий с неба снег создает неповторимые картины за окном лирического героя. Снег падает с неба без перерыва, и, кажется, что так будет всегда. Снег падает и падает, воплощая в миллионах снежинок бесконечность времени. И эта бесконечность приводит в радостное смятение все вокруг: «все пускается в полет». Перед нами возникают образы черной лестницы и перекрестка, но в первой части они еще не оформились в единую идею и пока существуют сами по себе, заметенные миллионами белых снежинок. Но в третьей строфе снегопад становится настолько густым, что как будто само небо спускается на землю в «заплатанном салопе». Но это не просто художественное описание заснеженного города. И вторая часть стихотворения раскрывает тайну образов.

Сразу после описания снегопада следует размышление лирического героя о времени. И в этих размышлениях бесконечный полет снежинок обретает совершенно иное значение. Снегопад и все, что прячется под ним, становится более предметным. Само время начинает обретать определенные границы. Мы видим конкретные праздники и понимаем, что зима идет своим чередом, время не ждет, и пролетают, как одно мгновение, Святки и Новый Год:

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

И тут же теряется нить одной зимы, перетекая в бесконечную череду зим, идущих год за годом. Вполне конкретный временной промежуток неожиданно утопает в вечности, теряя начало и конец, и смешиваясь со снегом. Время становится похожим на снег, оно также бесконечно и с разной быстротой идет и идет:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Так, мы понимаем, что в стихотворении царит зима, а точнее, ее начало, все главные события ее впереди, но в то же время проходит год за годом, события и праздники повторяются, как и падающий с неба снег. И в это цикличность мироздания. Теме повторяющегося однообразия бесконечно вторит рефрен «снег идет». Что бы в мире ни происходило, все это уже было не единожды, и все еще не раз повторится. Характерно и то, что в стихотворении преобладают в основном глаголы настоящего времени, что отражает сиюминутность происходящего, но снегопад как будто растянут во времени. Вероятно, поэтому форма настоящего времени приобретает обезличенное значение и еще больше усиливает ощущение бесконечности жизни.

Особого внимания заслуживают образы и символы стихотворения. Снегопад перемешивает все вокруг, вовлекает в свой белый танец и переворачивает все, меняя даже пространство. Поэтому возникает ощущение, что кругом царит хаос: небо почти сливается с землей, спускаясь на нее в «салопе», а черная лестница стремится к небу. Так, антитеза, призванная противопоставлять небо и землю, объединяет их в единстве всеобщего смятения.

Снег размывает границы пространства и предметов, и в то же время ясно и четко видны разные незначимые, казалось бы, детали бытовой жизни человека, вот и недостижимый свод неба вдруг становится маленьким и обычным, как будто бы и не с небес спустился, а по чердачной лестнице:

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Эти маленькие бытовые зарисовки милы и близки лирическому герою, поэтому обретают особый смысл, перемешиваясь с вечными философскими вопросами.

Многогранен и символ снега. В плотной стене бурана различаются отдельные звездочки. И снова Пастернак смешивает, как художник краски, глобальное и маленькое, вечное и сиюминутное, ирреальное и бытовое. Ведь снегопад здесь представлен неким живым организмом, единым целым, которое способно закружить все и всех, проглотить весь мир, унося его в вечность. И в то же время каждая снежинка в нем – это маленький человечек, не способный сопротивляться законам мироздания. Снежинки поддаются общему движению, так же и человек не в силах остановить время. Но в его власти почувствовать его ход, как по-разному «в том же темпе, с той же ленью» может время идти, то сужая жизнь до одного дня, то расширяя до бесконечности.

Снег символизирует время, в котором оживает все, и все ему подвластно. За окном лирического героя кипит жизнь, но он всего лишь ее сторонний наблюдатель, не в силах изменить что-либо в ее ходе. Он похож на цветки, стоящие на его окне. Лирический герой так же, как и герань не может окунуться в снежную круговерть. Но цветам мешает «оконный переплет», а «удивленный пешеход» стоит перед поворотом на перекрестке, застыв в томительном выборе, какой дорогой идти.

В стихотворении Пастернака талантливо уживаются, казалось бы, абсолютные противоположности: «черная лестница» и белое небо и снег, миг и вечность, каждодневные мелочи и глобальные вопросы времени и пространства, быт и бытие. Поэт мастерски создает общий план жизни: город, заметенный снегом, небо, размытые образы. И выхватывает детали, мелкие подробности каждого дня привычной жизни. Но в действительности не так важно, минута прошла или целый год, бежит время или лениво шагает – все равно никому его не подвластно контролировать. Оно неумолимо идет вперед.

Идея в стихотворения выражена не только рефреном и антитезой. Эпитеты «заплатанном», «густой-густой», «убеленный» рисуют образ снега и образ вечности, в которой многое становится неважным, кроме белой густой пелены времени. Олицетворениями «все пускается в полет», «сходит… небосвод», «играя в прятки» создается эффект жизни, которая идет независимо ни от чего. Важная художественная функция и у сравнений. Так, небо спускается на землю «словно с видом чудака», удивляясь происходящему и принося с собой удивление всему в этом мире. А движение снежинок в пурге сравнивается со словами в поэме: «как слова в поэме». На мой взгляд, в этом выражается слаженность, гармоничность, стройность мироздания. Так что снег сам становится поэзией.

Задавая риторически вопрос в конце стихотворения, автор предлагает каждому самостоятельно ответить на него, остановиться, поразмышлять в снежной тишине о времени. Ведь у каждого будет свой ответ, потому что время у каждого и для каждого движется по-разному.

Стихотворение Пастернака «Снег идет», как и вся его философская лирика, завораживает и околдовывает. Оно — как тихая песня под гитару у окна зимним снежным днем, такое же негромкое, потому что очень личное, интимное, для каждого – свое. В нем нет блоковской обреченности и пустоты, нет и бунинского умиротворения и библейских мотивов. Оно наполнено смятением, но это смятение без лишней суеты. Готов ли лирический герой преодолеть преграду и стать одной из миллиона снежинок, закруженных в танце времени, в пурге, соединяющей небо и землю, вечность и мгновенье? Каждый сам должен решить для себя, стоя на заснеженном перекрестке.

Историко-биографический контекст

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».

В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». О Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.

Борис Пастернак. Переделкино. 23 октября 1958 год

В одном из стихотворений Пастернак пишет:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони,Мне наружу ходу нет.
Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.

Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

Стихотворение «Снег идет» Б. Пастернака было написано в 1957 году, в период, когда поэт отказывается от футуристической манеры, признавая первенство содержания, а не формы. Его поздние произведения отличаются глубокой философией, оригинальными рассуждениями о вечных вопросах существования человека и вселенной, что нашло место и в анализируемом стихотворении. Тема стихотворения «Снег идет» — скоротечность жизни. Автор показывает, что время – категория, неподвластная никому, все живое может лишь удивляться, как бежит за годом год.

В центре стихотворения лирический герой, наблюдающий за снегопадом и снег. Постепенно к центральным образам добавляются небо, пешеход, поворот. Лирический герой сначала наблюдает за снегом из окна, потом на лестничной площадке, постепенно перемещаясь на улицу. Он замечает все изменения, которые принес снегопад: герань тянется за окно, небо «сходит с чердака», а перекресток и люди в смятении от погоды, напоминающей о скоротечности жизни.

Постепенно лирический герой переходит от любования природой к раздумьям о вечном. Падающий снег напоминает ему годы, которые также летят без остановки. Он не может понять тянется время лениво или быстро, но то, что оно утекает – факт. Углубляясь в раздумья и сравнения, герой находит схожесть между годами и строчками в поэме.

В последней строфе стихотворения Б. Пастернака «Снег идет» появляются удивленные и смятенные растенья, пешеход, поворот. Все они очарованы снегопадом и закружены водоворотом времени. С помощью этого приема автор показывает, что течение времени ощущают на себе все – и живые существа и бездушные предметы.

Философская проблема раскрывается в контексте пейзажных зарисовок и интерьеров. Картины природы динамические: снег идет, не переставая, опуская вместе с собой небосвод. Интерьер – лишь несколько деталей (герань и окна плетенье), от которых веет уютом и теплом. Обычная лестничная площадка превращается в посадочную полосу для неба и снежинок.

Не забывает Б. Пастернак и о народных традициях, упоминая святки и Новый год. Но служат они не для воспроизведения жизни народа, а являются маркером, обозначающим точки на бесконечной ленте времени.

Философская проблема раскрывается при помощи художественных средств. В тексте преобладают метафоры («снег идет», «сходит наземь небосвод», «все пускается в полет, — черной лестницы ступени…») и сравнения («снег идет, словно падают не хлопья», «словно с видом чудака»). Дополняются картины природы эпитетами.

Стихотворение состоит из 5 катренов, двух пятистиший и одного терцета. Строки объединены по содержанию. В строфах представлены все виды рифм: перекрестная, кольцевая и параллельная. Стихотворный размер – трех- и четырехстопный хорей. Ритмическая организация помогает отобразить легкость снежинок, танцующих в воздухе.

Произведение Б. Пастернака «Снег идет» – образец гармоничного переплетения пейзажных и философских мотивов, традиционного и индивидуального видения вечной темы.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Пастернака «Определение поэзии» Анализ стихотворения Пастернака «Осень» Анализ стихотворения Пастернака «Импровизация» Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»

Источник

Оцените статью