Схема описания зимы для детей

Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем (старшая группа)

Виктория Репина
Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем (старшая группа)

Тема: » Составление рассказа

по картине

«Зима пришла«

с использованием опорных схем.

(старшая группа)

МКДОУ «Детский сад №6»

Старшая группа

Избербаш 2018 г.

Тема: » Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем.

(старшая группа)

образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественная литература»

— Учить детей составлять описательные рассказы о людях, животных, времени года, используя план-схему.

— Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.

— Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.

— Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

Ввести в активный словарь детей слова:

Вьюга, снегопад, ясный день, заснеженный, пернатые друзья

картина «Зима наступила», тёмный фон, белая, серебристая бумага, веточки, ножницы.

схема для составления описательных рассказов.

— Игра «загадки о зиме»

— Заучивание поговорок и пословиц о зиме

-Чтение сказки «Зимовье»

Ход занятия:

В. Дети послушайте загадку, и подумайте, когда это бывает.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала,

На поля – озерушки

Белый пух да перышки. (Снег).

В. Когда это бывает.

В. Правильно это зимой. Какие изменения приносит с собой зима? Как меняется жизнь людей с приходом зимы? Скажите дети, какие трудности животные испытывают зимой?

В. Молодцы. Правильно, снег «укрыл» всю землю и животным тяжело найти себе корм, некоторые звери легли в спячку, такие как медведь, еж.

А как зима повлияла на жизнь птиц?

В. Правильна, есть птицы, которые улетели в теплые края, а есть птицы, которые перебираются жить ближе к человеческому жилью.

Сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину про людей и птиц. (Выставляется картина «Зима пришла») дети рассматривают картину. Я вам буду задавать вопросы, вам нужно отвечать полным предложением.

• Кого вы видите на картине;

• Что делают люди;

• Каких птиц вы узнали на картине;

• Как их можно назвать, одним словом;

• Что делают птицы.

В. Как вы думаете, для чего люди кормят птиц?

Чем могут люди накормить птиц? А что вы еще видите?

Ребята как можно охарактеризовать их поступок. Что вы чувствуете, глядя на этих заботливых людей.

В. А вы заботитесь о природе, животных, птицах. Что вы для этого делаете.

В. Молодцы! Вы у меня очень добрые и заботливые. Дети, а какое время года мы видим на картине.

В. Как вы догадались, что это зима, и какой день нарисовал художник.

В. Еще такой день, когда на улице нет ветра, и не идет снег можно назвать ясный, а когда идет снег и дует ветер, то часто говорят – вьюжный, пасмурный.

В. Вот художник назвал эту картину «Зима пришла», а можно её назвать по-другому? Давайте мы придумаем название картине.

Вот под елкою зеленой

Скачут весело вороны:

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Только к ночи умолкают,

И все вместе засыпают.

В. Молодцы. А сейчас послушайте рассказ, который я составила:

«Был ясный, зимний день. В заснеженном парке, деревья стояли, словно в серебре. Дедушка с внучкой пошли на улицу. Из дома они прихватили кормушку, сделанную своими руками, для птиц и повесели ее в парке на дерево, насыпали зерно и хлебные крошки, чтобы птички могли кушать. Маленькие воробушки прилетели к кормушке и стали клевать еду. На асфальте дети рассыпали зерно для голубей. Голуби дружно принялись за работу. Так люди помогают своим пернатым друзьям пережить лютые морозные дни».

В. А теперь пришло время для составления рассказа. Вам нужно зарисовать схему рассказа, для того чтобы не забыть его пока слушаете других ребят.

В своем рассказе используйте слова, которые вы говорили о картине.

(Дети составляют схемы, опираясь на картину).

Дети, опираясь на схему, составляют рассказ.

В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего?

Дети анализируют составленные рассказы.

А теперь представим, что в этом красивом зимнем парке наступила ночь. Все деревья укатанные снегом в темноте, смотрятся как звезды на ночном небе.

Я предлагаю вам создать такой парк. На столе у вас есть всё необходимое для работы. Посмотрите внимательно и выберите тот материал, который на ваш взгляд подходит для создания нашего ночного парка.

Каждый сделает свое дерево (предложить детям приклеить только ствол, а ветви частично, что создаст эффект объема). Звучит музыка «мммм»

Мы поставим все работы рядом, и у нас получится настоящий ночной парк со сказочными, волшебными деревьями.

Конспект НОД «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» (средняя группа) Конспект НОД Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Средняя группа Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Зима, зима!» Тема: Составление рассказа по картине «Зима, зима!» Задачи: -Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по картине.

Конспект открытой НОД «Составление коллективного описательного рассказа на тему «Весна» (старшая группа) Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью пространственно-временной схемы-модели. Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем». Программное.

Консультация «Составление рассказа по сюжетной картине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Краснооктябрьский детский сад» – филиал «детский сад Красная шапочка» Консультация.

НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Средняя группа Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

Составление рассказа по картине «Ежи» Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Тагирова.

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» детский сад № 16 «Жемчужинка» воспитатель: Дергунова Е. А. Конспект занятий с детьми. Тема «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка» ЦЕЛИ: учить составления описательного рассказа по репродукции картины; развивать наблюдательность и зрительное внимание; развитие логического.

Источник

Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем

Ольга Размашкина
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем

НОД: рассматривание и составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» с использованием карт-схем

в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.

Тема: «Дремлет лес под сказку сна»

Цель. Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами.

Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности.

Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.

Материал. Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», карты-схемы (алгоритм составления рассказов по картинам).

Ход занятия. 1 часть.

1. Вступительная беседа.

Дети свободно располагаются на ковре.

— Ребята, какое сейчас время года? (зима).

— А вы любите зимушку? Чем она вам нравится? (ответы детей).

-Тася приготовила для нас отрывок из стихотворения Ивана Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

— Вспомните, как мы с вами наблюдали за первым снегом, какой он? (белый, пушистый, воздушный, легкий, невесомый, блестящий, искристый, холодный).

— Снег даже пахнет. Помните чем? (необыкновенной свежестью, чистотой, запахом мороза).

— Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.

Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима (Чтение стихотворения ребенком).

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Здравствуй, матушка зима!

— Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья — зима», «русская — молодка», «раскрасавица — душа», «белоснежная лебедка», «матушка — зима»).

— А вы рады приходу зимы? А хотите отправиться в зимний лес? Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы закроете глаза.

— По щучьему веленью, по моему хотенью, перенесите нас в зимний лес.

Подходим к мольберту, на котором выставлена репродукция И. И. Шишкина «Зима».

— Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.

— Ребята, эту картину, пейзаж написал великий художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин (хоровое и индивидуальное повторение).

Дети рассматривают картину 1-2 минуты.

2. Беседа по содержанию картины.

*Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?

(На этой картине изображена зима).

Схема №1- подскажет вам какое время года на картине.

* О чем нам рассказал художник?

(О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

Схема №2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник

*Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (схема №3) .

(Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).

*Что изображено дальше, на втором плане картины? (схема №4)

*Какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).

* Что это за деревья растут в этом лесу? (ели). Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.)

*Почему мы не видим верхушек деревьев (потому что стоим очень близко к ним)

(Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко).

* Какие краски использовал художник для написания картины? (схема № 5)

Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он? (Да,необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)

Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется она тоже заснула.

*Какая по настроению эта картина? Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (схема №6)

(Да, картина тихая, спокойная, не громкая).

*Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название. (схема №7) (Ответы детей)

Физминутка «Снежинки и ветер»

2 часть. Составления рассказов детьми, с опорой на карты-схемы.

— Ну, что согрелись? Сейчас мы с вами поучимся составлять рассказы по картине, но сначала послушайте мой рассказ.

На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.

На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.

Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.

Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне.Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона.

На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.

Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса.

Я бы назвала эту картину «Зимнее царство».

— А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.

Дети составляют рассказы (5-6 человек).

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (антонимы)

Чем мы с вами сегодня занимались?

Что вам понравилось? В чем были затруднения?

Чей рассказ вам больше всего понравился?

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы». И только.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Источник

Читайте также:  Лед как тонус для кожи
Оцените статью