Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем (старшая группа)
Виктория Репина
Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем (старшая группа)
Тема: » Составление рассказа
по картине
«Зима пришла«
с использованием опорных схем.
(старшая группа)
МКДОУ «Детский сад №6»
Старшая группа
Избербаш 2018 г.
Тема: » Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем.
(старшая группа)
образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественная литература»
— Учить детей составлять описательные рассказы о людях, животных, времени года, используя план-схему.
— Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
— Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
— Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.
Ввести в активный словарь детей слова:
Вьюга, снегопад, ясный день, заснеженный, пернатые друзья
— картина «Зима наступила», тёмный фон, белая, серебристая бумага, веточки, ножницы.
— схема для составления описательных рассказов.
— Игра «загадки о зиме»
— Заучивание поговорок и пословиц о зиме
-Чтение сказки «Зимовье»
Ход занятия:
В. Дети послушайте загадку, и подумайте, когда это бывает.
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала,
На поля – озерушки
Белый пух да перышки. (Снег).
В. Когда это бывает.
В. Правильно это зимой. Какие изменения приносит с собой зима? Как меняется жизнь людей с приходом зимы? Скажите дети, какие трудности животные испытывают зимой?
В. Молодцы. Правильно, снег «укрыл» всю землю и животным тяжело найти себе корм, некоторые звери легли в спячку, такие как медведь, еж.
А как зима повлияла на жизнь птиц?
В. Правильна, есть птицы, которые улетели в теплые края, а есть птицы, которые перебираются жить ближе к человеческому жилью.
Сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину про людей и птиц. (Выставляется картина «Зима пришла») дети рассматривают картину. Я вам буду задавать вопросы, вам нужно отвечать полным предложением.
• Кого вы видите на картине;
• Что делают люди;
• Каких птиц вы узнали на картине;
• Как их можно назвать, одним словом;
• Что делают птицы.
В. Как вы думаете, для чего люди кормят птиц?
Чем могут люди накормить птиц? А что вы еще видите?
Ребята как можно охарактеризовать их поступок. Что вы чувствуете, глядя на этих заботливых людей.
В. А вы заботитесь о природе, животных, птицах. Что вы для этого делаете.
В. Молодцы! Вы у меня очень добрые и заботливые. Дети, а какое время года мы видим на картине.
В. Как вы догадались, что это зима, и какой день нарисовал художник.
В. Еще такой день, когда на улице нет ветра, и не идет снег можно назвать ясный, а когда идет снег и дует ветер, то часто говорят – вьюжный, пасмурный.
В. Вот художник назвал эту картину «Зима пришла», а можно её назвать по-другому? Давайте мы придумаем название картине.
Вот под елкою зеленой
Скачут весело вороны:
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Только к ночи умолкают,
И все вместе засыпают.
В. Молодцы. А сейчас послушайте рассказ, который я составила:
«Был ясный, зимний день. В заснеженном парке, деревья стояли, словно в серебре. Дедушка с внучкой пошли на улицу. Из дома они прихватили кормушку, сделанную своими руками, для птиц и повесели ее в парке на дерево, насыпали зерно и хлебные крошки, чтобы птички могли кушать. Маленькие воробушки прилетели к кормушке и стали клевать еду. На асфальте дети рассыпали зерно для голубей. Голуби дружно принялись за работу. Так люди помогают своим пернатым друзьям пережить лютые морозные дни».
В. А теперь пришло время для составления рассказа. Вам нужно зарисовать схему рассказа, для того чтобы не забыть его пока слушаете других ребят.
В своем рассказе используйте слова, которые вы говорили о картине.
(Дети составляют схемы, опираясь на картину).
Дети, опираясь на схему, составляют рассказ.
В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего?
Дети анализируют составленные рассказы.
А теперь представим, что в этом красивом зимнем парке наступила ночь. Все деревья укатанные снегом в темноте, смотрятся как звезды на ночном небе.
Я предлагаю вам создать такой парк. На столе у вас есть всё необходимое для работы. Посмотрите внимательно и выберите тот материал, который на ваш взгляд подходит для создания нашего ночного парка.
Каждый сделает свое дерево (предложить детям приклеить только ствол, а ветви частично, что создаст эффект объема). Звучит музыка «мммм»
Мы поставим все работы рядом, и у нас получится настоящий ночной парк со сказочными, волшебными деревьями.
Конспект НОД «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» (средняя группа) Конспект НОД Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Средняя группа Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Зима, зима!» Тема: Составление рассказа по картине «Зима, зима!» Задачи: -Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по картине.
Конспект открытой НОД «Составление коллективного описательного рассказа на тему «Весна» (старшая группа) Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью пространственно-временной схемы-модели. Программное содержание:.
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем». Программное.
Консультация «Составление рассказа по сюжетной картине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Краснооктябрьский детский сад» – филиал «детский сад Красная шапочка» Консультация.
НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Средняя группа Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.
Составление рассказа по картине «Ежи» Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Тагирова.
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» детский сад № 16 «Жемчужинка» воспитатель: Дергунова Е. А. Конспект занятий с детьми. Тема «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка» ЦЕЛИ: учить составления описательного рассказа по репродукции картины; развивать наблюдательность и зрительное внимание; развитие логического.
Источник
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем
Ольга Размашкина
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем
НОД: рассматривание и составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» с использованием карт-схем
в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.
Тема: «Дремлет лес под сказку сна»
Цель. Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами.
Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности.
Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
Материал. Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», карты-схемы (алгоритм составления рассказов по картинам).
Ход занятия. 1 часть.
1. Вступительная беседа.
Дети свободно располагаются на ковре.
— Ребята, какое сейчас время года? (зима).
— А вы любите зимушку? Чем она вам нравится? (ответы детей).
-Тася приготовила для нас отрывок из стихотворения Ивана Никитина «Встреча зимы».
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
— Вспомните, как мы с вами наблюдали за первым снегом, какой он? (белый, пушистый, воздушный, легкий, невесомый, блестящий, искристый, холодный).
— Снег даже пахнет. Помните чем? (необыкновенной свежестью, чистотой, запахом мороза).
— Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.
Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!» (Чтение стихотворения ребенком).
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Здравствуй, матушка зима!
— Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья — зима», «русская — молодка», «раскрасавица — душа», «белоснежная лебедка», «матушка — зима»).
— А вы рады приходу зимы? А хотите отправиться в зимний лес? Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы закроете глаза.
— По щучьему веленью, по моему хотенью, перенесите нас в зимний лес.
Подходим к мольберту, на котором выставлена репродукция И. И. Шишкина «Зима».
— Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.
— Ребята, эту картину, пейзаж написал великий художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин (хоровое и индивидуальное повторение).
Дети рассматривают картину 1-2 минуты.
2. Беседа по содержанию картины.
*Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?
(На этой картине изображена зима).
Схема №1- подскажет вам какое время года на картине.
* О чем нам рассказал художник?
(О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).
Схема №2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник?»
*Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (схема №3) .
(Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).
*Что изображено дальше, на втором плане картины? (схема №4)
*Какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).
* Что это за деревья растут в этом лесу? (ели). Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.)
*Почему мы не видим верхушек деревьев (потому что стоим очень близко к ним)
(Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко).
* Какие краски использовал художник для написания картины? (схема № 5)
Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он? (Да,необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)
Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется она тоже заснула.
*Какая по настроению эта картина? Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (схема №6)
(Да, картина тихая, спокойная, не громкая).
*Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название. (схема №7) (Ответы детей)
Физминутка «Снежинки и ветер»
2 часть. Составления рассказов детьми, с опорой на карты-схемы.
— Ну, что согрелись? Сейчас мы с вами поучимся составлять рассказы по картине, но сначала послушайте мой рассказ.
На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.
На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.
Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.
Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне.Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона.
На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.
Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса.
Я бы назвала эту картину «Зимнее царство».
— А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.
Дети составляют рассказы (5-6 человек).
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (антонимы)
Чем мы с вами сегодня занимались?
Что вам понравилось? В чем были затруднения?
Чей рассказ вам больше всего понравился?
Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы». И только.
Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.
Источник