Сколько будет стоить бензин зимой

Прогноз цен на бензин и дизельное топливо 2021-2030 год

Точный прогноз цен на бензин популярных марок и дизельное топливо на 2021-2030 год – по месяцам на год и на 10 лет. Как будет меняться стоимость горючего для автомобилей и спецтехники.

Стоимость топлива — самый тяжелый и резонансный вопрос в России. Цены выросли настолько, что ежедневные передвижения на автомобиле становятся не по карману даже жителям Москвы.

Минэнерго обнародовало планы по увеличению производства бензина и дизтоплива почти на 30% к 2025–2030 году. Прогнозы стоимости нефти показывают наступление «дешевой эры» с избытком углеводородов на рынке. Сбудутся ли надежды большинства россиян — упадут ли на этом фоне цены на готовое горючее?

Прогноз цен на бензин и солярку на 2021 год:

Месяц Бензин АИ-95 Дизтопливо
Январь 48,1 48,1
Февраль 48,3 48,5
Март 49,6 50,2
Апрель 49,8 49,7
Май 50,1 47,6
Июнь 51,3 48,2
Июль 51,6 46,33
Август 52,1 48,9
Сентябрь 52,3 50,1
Октябрь 51,7 50,9
Ноябрь 52,1 51,1
Декабрь 52,6 51,4

Несмотря на обвал нефти и снижение спроса из-за коронавируса, бензин АИ-95 продолжает стабильно расти. В 2021 году стоимость углеводородов несколько возрастет. что спровоцирует новый виток роста.

Топливо в России не дешевеет даже при падении цены на нефть из-за особенностей ценообразования, демпферного механизма, введенного в 2018 году, и высоких государственных акцизов, составляющих до 65% в цене топлива. Иначе говоря, за счет внутреннего рынка государство компенсирует бюджетные потери, а также стимулирует нефтяную отрасль.

Читайте также:  Беговые кроссовки для осени зимы

Ежегодно нефтегазовый сектор приносит России до 11 триллионов рублей или около 52% всех бюджетных доходов. Для того, чтобы бензин не дорожал, необходимы серьезные реформы в экономике. Министерство экономического развития закладывает «форсированные сценарии» к 2030 году, подразумевающие, например, увеличение экспорта «высокотехнологичных капитальных товаров», машин и оборудования, но насколько успешно это будет реализовано — большой вопрос.

Прогноз цен на топливо на 10 лет, до 2030 года:

Источник

Топливный баланс: как могут измениться цены на горючее в России до конца 2021 года

В 2020 году цены на бензин марки АИ-92 в России выросли примерно на 2%. Об этом в понедельник, 11 января, заявил заместитель председателя правительства страны Александр Новак.

«Рост цен на 92-й бензин в России в 2020 году составил около 2%, что существенно ниже темпов инфляции», — приводит ТАСС слова вице-премьера.

Согласно оценке Росстата, по итогам 2020 года инфляция в России составила 4,9%. При этом с 9 января по 28 декабря стоимость топлива АИ-92 в среднем по стране увеличилась на 2,2% (до 43,28 рубля за литр), цены на горючее АИ-95 поднялись на 2,7% (до 47,04 рубля), а дизельное топливо подорожало на 1,5% (до 48,74 рубля).

Как полагает Александр Новак, в 2021 году темпы удорожания бензина по-прежнему будут оставаться ниже инфляции, которая, по прогнозу Центробанка, составит 3,5—4%.

Вице-премьер также добавил, что правительство и Минэнерго держат на особом контроле ситуацию с ценами на топливо как на оптовом, так и на розничном рынках. При этом, подчеркнул Новак, рост стоимости горючего на российских АЗС удаётся сдержать за счёт специального компенсирующего механизма — демпфера.

Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году (на 9,4%) правительство России договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. В результате с 1 января 2019 года государство стало возмещать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Такой механизм позволяет избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей, рассказал RT исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.

«Если по результатам мониторинга в каких-либо регионах наблюдается резкое удорожание горючего, то компетентные органы оперативно проводят проверки и выявляют причины роста цен. Вкупе с демпфером такая политика даёт возможность сохранять стабильную стоимость горючего на внутреннем рынке», — добавил Тузов.

Отметим, что в ближайшие месяцы аналитики прогнозируют рост оптовых цен на бензин в России. Во многом специалисты объясняют это удорожанием нефти на мировом рынке. Так, с начала 2021 года котировки сырья эталонной марки Brent выросли примерно на 10% и сейчас находятся в диапазоне $55—56 за баррель.

«Благодаря росту нефтяных цен производителям вновь стало выгоднее продавать топливо на экспорт. В результате предложение на внутреннем рынке сокращается, а внутренние цены на горючее начинают расти», — объяснил RT исполнительный директор Klopenko Group Дмитрий Иванов.

Так, 11 января в ходе первых торгов 2021 года оптовая цена бензина АИ-92 выросла сразу на 4,2% — до 49,6 тыс. рублей за тонну, а горючее АИ-95 подорожало на 3,2%, до 50,7 тыс. рублей за тонну. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

«Длинные праздники сыграли злую шутку с оптовыми производителями: наши трейдеры ушли на каникулы, когда цена на нефть находилась в диапазоне $51—52 за баррель, а сейчас показатель превышает $55. В результате игроки были вынуждены оперативно отыгрывать изменения, что и привело к росту стоимости горючего в опте», — объяснил RT аналитик компании Virgin Oil Group Андрей Гордеев.

Между тем наблюдаемый рост биржевых цен носит временный характер, считают специалисты Минфина. Согласно сообщению ведомства, удорожание горючего на бирже удастся сгладить в течение одного-двух месяцев за счёт действия демпфирующего механизма.

Более того, как отметил Андрей Гордеев, на биржах приобретают топливо небольшие независимые компании с невысокой долей на рынке, в то время как основной объём продают крупнейшие производители. На этом фоне динамика биржевых цен на топливо в России оказывает лишь незначительное влияние на стоимость бензина в рознице, подчеркнул эксперт.

По мнению шеф-аналитика ГК «ТелеТрейд» Петра Пушкарёва, вне зависимости от нефтяных котировок российские производители топлива не станут резко повышать цены на горючее. Как пояснил эксперт, в противном случае власти могут сократить экспортные квоты и тем самым ограничить вывоз топлива за рубеж.

«По этой причине независимо от того, будут ли цены на бензин в Европе и Азии высокими или низкими, в России удорожание горючего будет ориентировочно в рамках прошлогодних 2% или 3%», — отметил Пушкарёв в разговоре с RT.

Источник

Насколько еще вырастут цены на бензин до конца года и как на это влияет госрегулирование

Власти России создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде. Так считает глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов, по прогнозу которого цена на топливо до конца года вырастет еще на 1,5-2%. По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.

По данным Росстата, с 10 по 16 августа цены на бензин выросли в 74 регионах РФ. Сильнее всего, полагают в ведомстве, он подорожал в Петропавловске-Камчатском (на 2,2%), Махачкале (на 1,9%), Грозном и Южно-Сахалинске (1,6%). В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,5 и 0,2% соответственно.

Самый дорогой бензин — в Анадыре. Здесь литр топлива стоит 61,35 рубля. В среднем в Дальневосточном федеральном округе цена литра бензина сейчас — 52,09 рубля, в Северо-Кавказском50,47 рубля, в Южном49,76 рубля. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах литр топлива в среднем стоит 48,93 рубля, в Уральском48,37 рубля, в Сибирском47,28 рубля. По сравнению с аналогичным периодом, 2020 года стоимость бензина в России выросла на 5,9%, солярки — на 3,8%.

Впрочем, официальная статистика, видимо, не вполне отражает происходящее, потому что власти ряда регионов уже пытаются самостоятельно предпринимать какие-то действия для стабилизации. Неделю назад правительство Курганской области обратилось в ФАС и прокуратуру с просьбой проверить обоснованность решения производителей, трейдеров или поставщиков о повышении цен на газ. В соцсетях жители региона писали, что цены на газ на автозаправках у них буквально за неделю выросли с 22,5 до 34 рублей за литр. Также в ФАС обратился губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, здесь, по данным с мест, цены на топливо выросли на 11,6% за неделю.

Ключевое звено в ценообразовании — биржа

Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.

Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Курс рубля и увеличение акцизов

«Ключевая особенность [топливного] рынка в России в том, что он работает по экспортному паритету. Так называемый индекс нетбэк — приведенная цена внешнего рынка к реалиям внутреннего рынка. Грубо говоря, искусственно решается, какой должна быть цена, чтобы производителю было безразлично поставлять топливо на внутренний рынок или на внешний. Если биржевая цена и нетбэк одинаковы, то без разницы, куда поставлять, с точки зрения выручки», — говорит Баженов.

Весь вопрос в том, как считается нетбэк. Для этого рассчитывается цена топлива на релевантных экспортных рынках. Как правило, это Северная Европа. Далее учитывается курс рубля — котировки на топливо в долларах приводятся к рублевому эквиваленту. Еще два важных фактора — это налоговая нагрузка на экспортные поставки и налоговая нагрузка на внутренние поставки.

С декабря 2020 года, напоминает Баженов, котировки на западных рынках, в том числе в Северной Европе, растут. А вот курс рубля не укрепляется, оставаясь на уровне больше 73 рублей за доллар. По мнению собеседника, это связано с действиями Минфина РФ, который, «осуществляя валютные закупки и повышая спрос на доллар, не дает укрепляться рублю». Соответственно, компенсирующий эффект, который играл бы сейчас существенную роль, просто отсутствует.

Третий важный фактор — это увеличение акцизов на топливо. В среднем в РФ они растут на 4% в год. И так будет продолжаться как минимум до 2023 года. При этом экспортные пошлины падают и должны обнулится в 2024 году. «Естественно, все эти факторы способствуют росту индекса нетбэка. Вслед за ним увеличиваются оптовые котировки», — констатирует Баженов.

По его мнению, в отношении дизтоплива, которого на внутреннем рынке продается лишь 50% от произведенного объема, такую схему еще хоть как-то можно признавать удобоваримой. А вот в отношении бензина, которого на экспорт уходит не более 10%, она совершенно не годится.

«Вывод ведь простой. Цены растут преимущественно за счет роста налоговой нагрузки на внутреннем рынке и снижения налога на экспортные поставки. То есть чисто по фискальной нагрузке поставлять на внешние рынки выгоднее», — отмечает аналитик НТС.

Он полагает, что вся эта сложная конструкция предназначена лишь для того, чтобы «легитимизировать цены, которые устанавливаются на внутреннем рынке».

Другой парадокс в том, что все это завязано на оптовый рынок, хотя Санкт-Петербургская биржа «не является пространством, где реализуется значительный объем топлива».

«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение. В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», — полагает Баженов. Летний сезон, когда мобильность россиян возрастает, с его слов, лишь дополнительный фактор, усугубляющий сейчас ситуацию.

Прогноз по поводу цены на топливо

Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.

Как происходящее касается заправок

Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов. «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник.

По его мнению, это наносит удар «по частному независимому бизнесу» — частным АЗС и небольшим сетям, не включенным в вертикально интегрированные нефтяные компании. «Эта ситуация началась с 2014 года, а в заметную фазу переросла с 2018 года. Самое главное, что это все пытаются фиксить не нормальным дизайном рынка, то есть пересмотром правил игры, а новыми подпорками системы, которые только усугубляют ситуацию», — пояснил Баженов.

Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки. «НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ. Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС.

С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится».

И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся. Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов. Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят.

«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко». Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.

Источник

Оцените статью