Маленькой ёлочке холодно зимой
Маленькой ёлочке холодно зимой
Жанр | Новогодняя песня |
Язык песни | Русский |
Композитор | Михаил Красев |
Автор песни | Зинаида Александрова |
Впервые прозвучала | 1939 год |
«Маленькой ёлочке холодно зимой» — новогодняя хороводная детская песня.
Эта новогодняя детская песенка оказалась настолько популярна, что воспринимается как народная и мало кто знает о ее авторах.
Наряду с песней «В лесу родилась ёлочка» песня «Маленькой ёлочке холодно зимой» является самой известной новогодней песней в России и странах бывшего СССР. Песня постоянно звучит в новогодних концертах, разучивается в музыкальных и обычных школах к новогодним утренникам.
Так же, как и в случае с песней «В лесу родилась ёлочка», песня «Маленькой ёлочке холодно зимой» имеет множество вариантов аранжировки и на неё сочиняются различные литературные и музыкальные пародии.
[править] Описание
Песня входит в программы детских новогодних утренников и давно стала русской классикой. Однако обычно исполняются 3 или 4 ее куплета [1] [3] . Тогда как на самом деле песня значительно длиннее.
Несмотря на огромную популярность песни, так и не удалось выяснить точных дат, когда она была сочинена, кем впервые исполнена и где впервые была опубликована.
Тем не менее приблизительное время рождения песни вычислить можно. Известно, что Зинаида Николаевна Александрова, с юных лет сочинявшая стихи, впервые обратилась к детской литературе в 1930—1931 годах, а первая ее детская книжка-сборник стихов появилась в 1932 году [4] . Стихи понравились и взрослым читателям, и маленьким, и Зинаида Александрова полностью переключилась на детскую литературу. Некоторые из ее произведений привлекали внимание композиторов, которые клали стихи на музыку.
Тематика ее стихов была, конечно, советская — да и как иначе: власть была искренне уверена, что литература должна служить ее, власти, интересам. Вот названия стихов Зинаиды Александровой: «Полевой Октябрь», «Колхозная весна», «Фабричные песни», «Бескозырка белая», «Гибель Чапаева», «Хорошо живется» [4] … Каким-то странным образом затерялась среди них совсем не политическая история про замерзшую в лесу маленькую елочку, написанная в те же годы. Лишь на одном-единственном сайте автор как-то не слишком уверенно и путаясь в датах и событиях, дает год написания стихов, послуживших началом для создания песни — за два года до 1933 или до формального разрешения новогоднего праздника (1935 г.), то есть первая половина 1930-х годов [5] .
Михаил Красев, сочинивший незамысловатую, но притягательную мелодию к этим стихам, в 1920-е годы был руководителем одного из коллективов «Синей блузы», а когда это движение было запрещено, переключился на композиторскую деятельность, создав несколько музыкально-сценических произведений [6] , в том числе для детей [7] . Песня про маленькую елочку вошла в один из его песенных циклов, а произошло это событие не иначе как во второй половине 1930-х годов: потому что с 1928 года советским гражданам было запрещено отмечать и Новый год, и Рождество, и ставить украшенную елку с игрушками; лишь 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья секретаря ЦК компартии Украины Постышева с предложением возродить праздник новогодней елки, и уже на следующий день «Комсомолка» опубликовала постановление ЦК ВЛКСМ, подписанное его главой Александром Косаревым, в котором советским гражданам вменялось в обязанность «отметить новый праздник елки весело и без занудства» [8] [9] , иными словами, праздник Нового года был реабилитирован, но без Рождества. 1939 годом значится музыкальный цикл детских песен под названием «Песни для малышей» композитора М. Красева [6] . Очевидно, в этот цикл и входила песенка про замерзшую маленькую елочку, которую добрые люди взяли в теплый дом — запрещение вырубать ёлки в лесах вышло значительно позже.
Конкретно про первое появление песни «Маленькой елочке…» ничего неизвестно — по всей видимости, она не стоила особого внимания, чтобы говорить о ней отдельно… Но простая — до схематизма — мелодия, не требующая особых вокальных навыков, легко запоминалась и повторялась. Кто-то, услышавший песенку, ее напел… Потом еще кто-то… За оперу «Морозко» и детские песни — «О Ленине», «Песня московских детей о Сталине», «Праздничное утро», «Кукушка», «Дядя Егор» — Михаилу Ивановичу Красеву была присуждена Сталинская премия [7] . Песня о елочке никаких наград не получала.
Поэтесса Зинаида Александрова и дальше сочиняла в том же духе. Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг [4] , но их мало кто помнит, а «Маленькая елочка» так и осталась в сердцах слушателей, растеряв память об авторах и исполняемая по-своему, как обычно и бывает с народными песнями…
Источник
История одной песни «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Новый год, елочка, песенка для деда Мороза… Трудно найти человека на постсоветском пространстве, который не водил бы хороводы вокруг новогодней елки, напевая «Маленькой елочке холодно зимой» или «В лесу родилась елочка». Эти стопроцентные хиты поют и стар, и млад, песни стали поистине народными. Но у каждой из них есть своя история и свои авторы.
«Маленькой елочке холодно зимой»
Стихотворную историю спасения елочки из морозного леса написала в 1931 году Зинаида Александрова. Вообще-то первые свои стихи она начала писать еще в детском доме, куда попала после смерти родителей в 1919 году (мама умерла от сыпного тифа, а отец — от туберкулеза). Но ее творчество было неизвестно, да и прокормить вряд ли оно могло, поэтому после детдома Зинаида Александрова пошла работать на прядильную фабрику. Подруги поэтессы в тайне от нее отправили стихи в журнал «Работница и Крестьянка». Удивительно, но факт — на страницах этого журнала они вышли в свет. И уже в 30-е годы писательство стало для Зинаиды профессией, прежде всего она сконцентрировалась на детской литературе. Когда в 1933 по решению Иосифа Сталина ранее считавшимся буржуазным праздник Нового года вернули народу, стране очень понадобились праздничные тексты – песни, сценарии и пр. Вот тогда этот незатейливый стишок и оказался востребованным, его положили на музыку Михаила Карасева. И уже очень скоро песня «Маленькой елочке холодно зимой» стала невероятно популярной, ее пели на каждом детском новогоднем утреннике, в каждом доме. Такая народная любовь породила и большое количество вариантов стихотворного текста. Изначально он был таким:
Маленькой елочке холодно зимой.
Из лесу елочку взяли мы домой.
Беленький заинька ёлочку просил:
«Мятного пряничка зайке принеси!»
Белочка прыгала в шубке голубой:
«Елочка, елочка, я пойду с тобой!»
Маленькой елочке в комнатах тепло,
Заяц и белочка дышат на стекло.
Красные зяблики вьются у окна,
В теплой проталине елочка видна.
Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых!
Елочка, елочка, яркие огни!
Синими бусами, елочка, звени,
Ветку нарядную ниже опусти,
Нас шоколадною рыбкой угости!
Сколько под елочкой маленьких ребят!
Топают, хлопают, весело кричат.
Встанем под елочкой в дружный хоровод,
Весело, весело встретим Новый год!
«В лесу родилась ёлочка»
Эта песенка — фаворит среди новогодних композиций уже более ста лет. Ее история удивительная прежде всего тем, что авторы стихов и музыки не были знакомы и никогда не встречались, более того они были любителями, а не профессиональными поэтом и композитором. Текст песни, а поначалу просто детский стишок под названием «Ёлка» был напечатан в 1903 году в журнале «Малютка». Сочинила его Раиса Адамовна Кудашева, библиотекарь и гувернантка. Она была дамой стеснительной и часто подписывала свои стихи псевдонимами. И этот стих, получивший такую славу в последствии, был обозначен лишь авторскими «А. Э.».
Музыку же сочинил кандидат естественных наук, агроном Леонид Бекман в 1905 году. Наигрывая для своей маленькой дочери, на глаза ему попался тот самый журнал и теми самыми строками. Мотив песни «В лесу родилась елочка» родился очень быстро, а ноты записала уже его жена, блестящая пианистка, профессор Московской консерватории Елена Бекман-Щербина, ведь ее муж не знал музыкальной грамоты! К слову сказать, песенка про елочку – не единственная у талантливой семьи, они даже издали сборник «Верочкины песни», который еще четырежды переиздавался! И так о существовании чудесной новогодней песни узнали и в других семьях, и она стала неизменным атрибутом праздничных торжеств.
Еще один удивительный факт в истории самой песни: автор слов, Раиса Кудашева, узнала о существовании песни лишь в 1921 году, когда в поезде услышала, как ее напевает маленькая девочка.
Кстати, изначальный текст песни весьма внушительный: 14 строф или 56 строчек! Автором музыки он был немного сокращен. Сейчас легендарная песня «В лесу родилась елочка» переведена еще и на английский, немецкий, финский, латышский азербайджанский, новогреческий, украинский языки и даже эсперанто.
Источник
Что мы знаем об истории рождественских и новогодних хитов? «Маленькой ёлочке. » и «Песенка про пять минут»
Хватит уже писать про западные новогодние хиты. У советских собственная гордость и свои истории песен — надо сказать, песни очень добрые и позитивные. Начать наш рассказ, конечно, стоило бы со знаменитой «В лесу родилась ёлочка…». Но я уже уделил этому безусловному новогоднему хиту № 1 целую статью. Поэтому сразу же переходим к другой «Ёлочке»…
«Маленькой ёлочке холодно зимой» (1935)
После Октябрьской революции 1917 года в запале построения нового мира и ненависти к старому досталось и Рождеству. До 1935 года годов этот «буржуазно-церковный» праздник был отменен. Однако постепенно общество стало возвращаться к традициям, связывать цепь времен.
Конечно, происходило это с учетом новых реалий, поэтому Рождество на госуровне никто праздновать не собирался. Зато стране вернули Новый год с ёлками и Дедом Морозом. Для праздничных мероприятий возобновили производство елочных игрушек, а от пишущей братии потребовались праздничные сценарии и песни.
Тут-то и пригодилось стихотворение поэтессы Зинаиды Александровой. Впрочем, поэтессой она стала не сразу. Ее детство пришлось на тяжелые годы революции, и в 1919 году она потеряла родителей (отец умер от туберкулеза, мать — от сыпного тифа) и была определена в детдом. Хотя именно там Зинаида стала писать первые стихи, на жизнь ими зарабатывать не собиралась, и после детдома отправилась работать на прядильную фабрику.
Подруги Александровой, зная о ее хобби, втихую отослали ее стихи в журнал «Работница и Крестьянка». И их напечатали! Постепенно публикаций становилось больше, и к 1930-м годам Зинаида стала профессионально работать в литературе — прежде всего детской.
С возрождением Нового года Александрова извлекла из своих архивов стихотворение о замерзшей ёлочке, которую добрые дети забрали домой и украсили праздничными игрушками. Музыку написал Михаил Красев, и вскоре песня стала постоянным спутником всех новогодних детских утренников. Поют ее в разных вариантах, потому что само стихотворение Александровой достаточно длинное:
Маленькой елочке холодно зимой.
Из лесу елочку взяли мы домой.
Беленький заинька ёлочку просил:
«Мятного пряничка зайке принеси!»
Белочка прыгала в шубке голубой:
«Елочка, елочка, я пойду с тобой!»
Маленькой елочке в комнатах тепло,
Заяц и белочка дышат на стекло.
Красные зяблики вьются у окна,
В теплой проталине елочка видна.
Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых!
Елочка, елочка, яркие огни!
Синими бусами, елочка, звени,
Ветку нарядную ниже опусти,
Нас шоколадною рыбкой угости!
Сколько под елочкой маленьких ребят!
Топают, хлопают, весело кричат.
Встанем под елочкой в дружный хоровод,
Весело, весело встретим Новый год!
В постсоветской России песню даже переделали на рождественский манер, хотя такой вариант вряд ли приживется. Ведь уже давно ёлка ассоциируется не с религиозным Рождеством, а со светским Новым годом.
«Песенка про пять минут» (1956)
Думаю, никто не будет спорить, что первым настоящим новогодним советским фильмом стала «Карнавальная ночь». Появился этот фильм с подачи режиссера и директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, который решил воскресить к жизни давно пылившийся на полке сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Задание снять фильм было дано молодому режиссеру Эльдару Рязанову, который до этого момента работал только в документальном жанре.
Сценарий Рязанову… не понравился — ведь он мечтал о драмах, а не о водевилях. Рязанов даже попытался удрать от съемок в отпуск, но Пырьев просто порвал его билеты и путевку, сказав, что: «Надо, Эльдар, надо».
Начался подбор актеров. Сперва на роль главной героини — Леночки Крыловой — планировалась… другая актриса, но что-то не задалось. И тут в коридорах ВГИКа Пырьев натолкнулся на тоненькую молоденькую студентку Люсю Гурченко. «Где-то я вас видел?» — прищурился режиссер. «На кинопробах „Карнавальной ночи“, — ответила студентка. — Вы меня точно вспомните. Я единственная вживую пела песенку Лолиты Торрес». «Пели вы, действительно хорошо, — припомнил Пырьев. — Только зачем так кривлялись?»
Слово за слово, и вот уже Гурченко пробуется на роль Леночки. Умение петь, безусловно, сыграло свою роль.
А песен в фильме хватало! Написал их композитор Анатолий Лепин — возможно, вы вспомните его музыку из к/ф «Здравствуй, Москва», «Сын полка», «Девушка без адреса», «Мы где-то с вами встречались» и др. Финальная «Песенка про пять минут», после которой, собственно, и наступает Новый год, была написана на стихи Владимира Лифшица. Слова же второй знаменитой песни фильма написал другой поэт — Вадим Коростелев.
В. Коростелёв:
«- Вот что, — без лишних вступлений начал Пырьев, — нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать её текст. Что для этого нужно?
— Главное вы уже подсказали, — отвечаю ему, — в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится…
— Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся, и петь такую галиматью никто и никогда не будет, — раздражённо бросил Пырьев.
— Постараюсь сделать так, чтоб запели, и вы первый их запоёте…
Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер меня в своём кабинете, заявив, что, пока текст песни не будет написан, меня из студии не выпустит.
Через сутки или двое с рижским поездом от Лепина пришёл пакет с партитурой „Песенки о хорошем настроении“. Пырьев прослушал её, остался доволен и приказал срочно записывать».
Песни записывал оркестр Эдди Рознера. И поначалу они музыкантам не приглянулись.
Юрий Саульский:
«Однажды, это было летом 1956 года, ко мне на репетицию в клуб МИИТ (Рознера в этот день не было) приехали совсем молодой тогда режиссер Эльдар Рязанов, музыкальный редактор Мосфильма Раиса Лукина и какой-то неизвестный мне полный человек. К этому времени мы с нотным материалом уже познакомились. Большой радости он у меня не вызвал. Я — поклонник Эллингтона, Гершвина, Стена Кентона, изысканной французской эстрады… И вдруг — что-то, как мне показалось, старомодное, траченное молью. И на вопрос Лукиной: „Как вам нравится эта музыка?“, не задумываясь, брякнул: „Совсем не нравится. Она какая-то нэпманская, напоминает немецкие шлягеры 30-х годов. Слишком благопристойная…“. Все смутились. Потом за рояль сел толстый незнакомец. В одном месте должны были звучать куранты, и пианист стал советоваться, как их изобразить — может, с помощью уменьшенных трезвучий?». Я снова брякаю: «Неужели Лепин не мог что-нибудь пооригинальнее придумать?». Толстяк (в отчаянии): «Да это я — Лепин!». Немая сцена».
Саульский недооценил песни Лепина. Существует легенда, что когда-то на радио «Свобода» забрел сам Луис Армстронг. Он услышал по радио «Песенку о хорошем настроении», взял трубу, начал импровизировать, и, мол, кто-то это записал.
Не знаю точно, правда или нет, но что касается одной шестой части суши, там «Карнавальная ночь» имела оглушительный успех. На показы фильма было продано 48 млн. билетов, и он вмиг сделал знаменитыми и режиссера, и актрису, и авторов песен.
Ни Рязанов, ни Гурченко этого не ожидали. Эльдар Александрович понял, что недооценил ни жанр водевиля, ни Людмилу Марковну (которую считал слишком манерной). Впоследствии песни станут важной «изюминкой» в фильмах Рязанова, а Гурченко снимется в его «Вокзале для двоих» и «Старых клячах».
Источник