- Улетают, улетели… — Благинина Е.
- Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
- Другие стихи Благининой Е.
- Научу обуваться и братца — Благинина Е.
- Котенок — Благинина Е.
- Обедать — Благинина Е.
- Все стихи Благининой Е.
- Рекомендуем Вам прочитать
- Мужичок с ноготок — Некрасов Н.
- Про хрустальный башмачок — Благинина Е.
- Бармалей — Чуковский К.И.
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Улетели — Елена Благинина
- Отзывы
- Скоро белые метели.
- VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
- ОСЕННЯЯ ГРУСТЬ В СТИХОТВОРЕНИИ Е. А. БЛАГИНИНОЙ «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…»
Улетают, улетели… — Благинина Е.
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 6
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Спасибо за отзыв!
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Прочитано 310 раз(а)
Другие стихи Благининой Е.
Научу обуваться и братца — Благинина Е.
Стихотворение Елены Благининой для самых маленьких ребят про то, как надо научить маленького брата обуваться. Научу обуваться и братца читать Я .
Котенок — Благинина Е.
Я нашла в садy котёнка.Он мяyкал тонко-тонко,Он мяyкал и дpожал. Может быть, его побили,Или в дом пyстить забыли,Или сам он yбежал? День с yтpа .
Обедать — Благинина Е.
Рая, Машенька и Женька,Мойте руки хорошенько,Не жалейте мыла!Я уж стол накрыла. Всем поставила приборы,Всем салфетки раздала.Прекращайте .
Все стихи Благининой Е.
Рекомендуем Вам прочитать
Мужичок с ноготок — Некрасов Н.
…Однажды, в студёную зимнюю пору,Я из лесу вышел; был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя .
Про хрустальный башмачок — Благинина Е.
Верещит в углу сверчок,Дверь закрыта на крючок.Я разглядываю книжкуПро хрустальный башмачок. Во дворце весёлый бал,Башмачок с ноги упал.Очень .
Бармалей — Чуковский К.И.
Известное произведение про ужасного Бармалея и маленьких детей. Когда родители уснули, Таня и Ваня не послушали их советов и убежали в Африку. .
Добавить комментарий Отменить ответ
Фольклор для детей
Стихи на праздники
Времена года и природа
Стихи по возрасту:
Стихи по интересам:
Жители двух чумов
На лесной поляне стоял чум. В чуме жили лисица, корова и ястреб. На краю леса другой стоял чум. Жили в нём медведь, росомаха и волк. В одном чуме корова на хозяйстве была, вкусно готовила и…
Кто лепешки съел
Жили в тундре ворона, куропатка и мышка. Захотелось им однажды лепёшек поесть, да только за мукой идти ворона с куропаткой отказались. Мышка принесла муки. Теперь надо тесто замесить, но ворона и куропатка опять отговорились… Запись…
Как олененок друга нашел
Сказка о том, как олененку очень хотелось иметь друзей. Подошел он к ворону, предложил дружиться. Ворон сначала долго смеялся, а потом предложил полететь на дальнюю сопку… Запись и обработка Васильева В. Как олененок друга нашел…
Дятел и росомахи
История о том, как лиса хитростью завладела лодкой со всем нажитым добром старой семьи росомах. Им вызвался помочь дятел и ему удалось восстановить справедливость. Запись и перевод Терещенко Н. Дятел и росомахи читать В лесу…
Рассказ про двух старшеклассников, которым летом удалось попасть в настоящую научную экспедицию. Первые дни вместо ожидаемой полевой романтики им пришлось таскать под проливным дождём дрова, а затем пытаться разжечь из них костёр. Но однажды им…
Третий ящик Пандоры
Рассказ о том, как учитель задержался в школе с проверкой уроков до позднего вечера. Все учителя уже ушли и ему надо было взять запасной ключ от школы в тумбочке в кабинете домоводства. Он позвонил маме,…
Веселая история про двух студентов пединститута, а на время зимних каникул – вожатых в детском оздоровительном лагере, который располагался в живописном пригороде. Начальник лагеря поручил им привезти три елки из питомника, но студенты забыли записку…
Интересная история о том как к автору в московскую квартиру повадилась приходить большая крыса. Она совсем не боялась хозяина, хозяйничала во всех комнатах, но поймать ее никак не удавалось… Крыс читать Я проснулся глубокой ночью…
Про паука и трех слонов Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. Каждый чуть побольше мошки, Копошатся на дорожке, Поднимают хоботки, Собирают лепестки. Но их увидал мой знакомый паук И прошептал: “Осторожнее, друг! Не прыгайте…
Стихи для детей
Перевод с французского и составление М. Кудинова. Мир детворы Я с Синей Птицей не знаком, Не носит сапоги мой кот, И Серый Волк в лесу густом Со мною речь не заведёт. Нет каравеллы у меня,…
Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!…
У нашего Йована У нашего Йована Курица подкована. Петухи запряжены, В сапоги наряжены; Овцы яйца несут. Козы yток пасут, Муравьи клюют овёс, Поле пашет старый пёс. Скворец Чёрный скворец Пошел во дворец В белой рубахе…
1 — Котёнок по имени Гав
Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…
2 — Бременские музыканты
История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…
Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…
4 — Ёжик в тумане
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…
5 — Про мышонка из книжонки
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…
6 — Про Бегемота, который боялся прививок
Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…
7 — Лисичка со скалочкой
Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…
8 — Три поросенка
Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…
9 — Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы
История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…
Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…
Источник
Улетели — Елена Благинина
Улетают, улетели
стихи: Елена Благинина
музыка и исполнение: Евгений Глебов-Крылов, 1995
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели.
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает. Улетел!
Лист качается узорный
В синей луже, как во сне.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, облетели
Солнца яркие лучи.
Улетают, улетели
Улетели и грачи!
Авторская песня
Ключевые слова: песня, детям, осень, птицы, журавли, грачи, метель,
Количество отзывов: 2
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 1838
Рейтинг произведения: 15
Свидетельство о публикации: №1140927185384
@ Copyright: Евгений Глебов-Крылов, 27.09.2014г.
Отзывы
Евгений Глебов-Крылов ( 20.10.2014 в 06:31 )
Да нет, Лейла совсем ещё молодая. Я её в вуз готовил, а она педагогический колледж только окончила.
А Вера Александровна была уже зрелой женщиной в 1992 году, когда я впервые попал в 10-ю школу в вальдорфский класс, который она вела. Я тогда проводил психодиагностическое тестирование, осваивал рисуночные тесты. Я работал тогда профконсультантом городского Центра. Ну, знакомство привело к дружбе со всем классом. Они были первыми моими слушателями. так мы и продружили 3 года. А потом их эксперимент прикрыли нехорошие дяди министры.
На фотку я себя вмонтировал уже через 20 лет.
Лейла90 ( 06.10.2014 в 15:52 )
Прекрасная мелодия, красивый тембр, хрестоматийные стихи. А иллюстрация – так и надо! И автору стихотворения почёт заслуженный. Спасибо, Евгений Сергеевич, за Вашу идеологически выверенную работу! С улыбкой пишу! А за качество звучания не переживайте так. Технику можно купить, а голос и неповторимый талант не купишь. Я теперь подписана на Вас, правда, не знаю, что это такое. Жаль, что прихварываете, ребята Вас ждут. Самые ушлые разыскали Вас в интернете, так что при встрече узнают!
Выздоравливайте!
Да, чуть не забыла: и я выложила стишок, там Вадим начал, три строки и остановился. Тут я и поняла, что они готовят к классному часу стихи. Я и перехватила инициативу.
Заходите!
Источник
Скоро белые метели.
Елена Благинина
Улетают, улетели.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
улетели и грачи.
* * *
Улетают, улетели,
Птицы в дальние края,
Листья пали, вновь согрели
Землю милую, поля.
Скоро снег, морозы будут.
Холод стукнет к нам в окно,
Белоснежные метели,-
Всё покроет, даже ели
Будет сказка,- что дано?
Улетают, улетели,
Вон в дали их слышен стон,
Я подпрыгнула с постели,-
Испугалась. вот так гром.
Милый друг, смотри природа
Шепчет нам всё без мечты,
В дальний путь, как непогода
Нас уносит с суеты.
День ступает, день проходит
Так недели все спустя,
С наказаний к нам подходит
Всё толкает уходя.
Уходя, как стая птиц(ы),
Невидать, кругом поля
Сыпет листья, бег синицы
Нам не виден из за пня.
Понимать дано природу,-
Мы обязаны всегда.
В этот день, как чую-то моду
Принимать должны без сна.
Источник
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ОСЕННЯЯ ГРУСТЬ В СТИХОТВОРЕНИИ Е. А. БЛАГИНИНОЙ «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…»
Елена Александровна Благинина (1903-1989) — русская поэтесса. Родилась в Орловской губернии в семье железнодорожника. Печататься началась с восемнадцати лет. Для детей Елена Александровна начала писать в тридцатые годы. Это были лирические стихи, а так же потешки, загадки. Елена Александровна писала об обыкновенной жизни и обыкновенных вещах, окружающих ребенка. Благинина писала стихи о доме, о природе, о маме, о любви.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, он умерла в 1989 г.(5, с.108)
Одно из стихотворений Елены Благининой «Улетают, Улетели…», которое изучается на уроках литературного чтения в 1 классе по программе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой. Это стихотворение входит в одноименный сборник, вышедший в свет в 1983 году.
Анализ стихотворения начнем с анализа названия, которое целесообразно проводить в три этапа. Во-первых, эта работа над закрепленным в словаре лексическим значением слова. Словарь С. И. Ожегова дает такое определение: «улететь — исчезнуть, миновать».(3, с. 675)
Во-вторых, работаем над лексическими ассоциациями. Опрос студентов, будущих учителей начальных классов(17 чел.), показал, что слово улетают чаще всего, вызывает следующие словесные ассоциации: птицы, листья, самолеты, надежды, времена и др.
В-третьих, уточняем эмоциональное значение слова. Слово улетают вызывает у опрошенных ощущение пустоты, отсутствие кого –то, опустошенность.
Итак, читатель, еще не читая стихотворения, может по названию «Улетают, Улетели…» предположить, что события, описанные в стихотворении происходят, осенью, и большинство птиц улетают на юг. Название само по себе является необычным. Тут мы можем увидеть необычное сочетание гласных звуков (ассонанс), это придает стиху особенную музыкальность и некое ощущение хрупкости, некого опустошения, чувства потери чего-то. Особое сочетание гласных направлено на то, чтобы усилить ощущение возвышенности и особенной поэтичности описания. Название состоит из двух глаголов настоящего и прошедшего времени. В глаголе настоящего времени (улетают) заложен процесс еще не свершившийся, то есть птицы еще не улетели (хотя в названии и не указывается, кто улетает и улетел, куда улетает). На это нам указывает многоточие в конце названия. Эта недосказанность придает поэтичность и загадку названию, и все же дает надежду, что птицы вернутся вновь и принесут с собой весну и тепло. Но мы все же предполагаем, что улетают птицы на юг, и это указывает на то, что наступают холода; а глагол прошедшего времени указывает на уже свершившийся процесс – птицы улетели, наступает зима.
Теперь непосредственно переходим к анализу стихотворения.
В первом четверостишии «Скоро белые метели/Снег подымут от земли/ Улетают, улетели,/Улетели журавли» мы видим, что события происходят поздней осенью; перед нами возникает унылая картина последних дней осени, когда уже скоро ляжет снег, завоют метели, и земля заснет под белым покрывалом до наступления весны. Так же здесь виден лексический повтор и сожаление о том, что журавли покинули свое место. Использование инверсии придает особую поэтичность и эмоциональсть стихотворению Также тут используются краски и звуки, свойственный зиме( белые метели; снег подымут…). Именно в первом четверостишии появляется образ журавля. Образ этой птицы есть в сказках, легендах, песнях, пословицах. В народном представлении журавль — олицетворение весны как возрождение жизни, символ родного края, эмблема мудрости. Рассмотрим образ журавля в мировом и народном творчестве.
Еще в Древней Греции образ журавлей имело особое значение. Сохранился фразеологизм «Ивиковы журавли». Что же он означает? Это мы узнаем после знакомства с одной легендой:
— Ивик — реальное историческое лицо. Это поэт, музыкант Древней Греции.
Ивик. Жизнь и легенда
Ивик — древнегреческий лирик VI века до н.э. О жизни Ивика почти ничего не известно. Родился в древнегреческой колонии Регий (южная Италия). Сообщается, что ему предлагалась должность у тирана Регии, но Ивик покинул город из-за ненависти к тиранам и деспотам. Вел жизнь странника.
Упоминается надпись на захоронении, согласно которой Ивик умер в своем родном городе. Существует, однако, легенда, согласно которой Ивик погиб по дороге в Коринф, куда шел на Истмийские игры. Он был защитником слабых и обездоленных, чем вызвал сильное недовольство властей. Опасаясь восстания, правители наняли шайку убийц, чтобы избавиться от поэта-заступника, чье влияние на народ было очень сильным.
Подкараулив Ивика в лесу, бандиты жестоко расправились над поэтом, тщательно проследив, чтобы не было свидетелей происходящего. Умирая, Ивик посмотрел в небо и увидел стаю журавлей. «Будьте моими мстителями!» — воззвал он к ним и умер. Разбойники только посмеялись. Затем они пошли в город, смотреть состязания, до которых так и не дошел Ивик. Сидя в театре, один из разбойников увидел пролетающих журавлей и обратился к товарищу с шуткой: «Вот летят мстители Ивика». Это было услышано, публика заволновалась, сказавшего схватили, начался допрос, и разбойники признались в содеянном. Они были казнены, а ивиковы журавли стали нарицательным образом, символом правды. Фраза «ивиковы журавли» вошла у древних греков поговорку, имея смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства. Несколько веков спустя, в 1797 г., немецкий поэт Фридрих Шиллер написал балладу под названием «Ивиковы журавли», пересказывающую этот легендарный сюжет.
— Итак, фраза «ивиковы журавли» стала фразеологизмом. Каково же его значение? (Это символ правды, фраза имеет смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства).
2. Журавли в культуре Японии
Семь богов Удачи (яп. Ситифуку-дзин) — семь божеств, приносящих удачу в синтоизме. Очень часто изображаются в виде фигурок нэцкэ. Они вобрали в себя «гремучую смесь» древних культур Востока. Начиная с индийских божеств, перешедших и трансформированных в китайской культуре и заимствованных позже японцами. Некий «испорченный телефон» выявил в богах качества, столь востребованные в Китайской и Японской традиции. Среди этих семи фигурок есть Дзюродзин — бог долголетия, изображается в виде старика с посохом Сяку (или Шаку), к которому прикреплен свиток мудрости и журавлем, черепахой или оленем, иногда изображается пьющим саке. В свитке Дзюродзина хранятся сведения обо всех существах, живущих на земле, тайны долголетия и бессмертия. О символах Дзюродзина: Журавль. Символ бдительности, долголетия, мудрости, преданности, чести. Этими качествами журавль наделяется в Китае и Японии. Наблюдения натуралистов показали, что журавль, из-за своего страха перед неожиданностями, всегда спит с камнем в лапе, чтобы не заснуть слишком глубоко. Когда камень выпадает из его лапы, журавль пробуждается. Журавль, из клюва которого сыпется песок: говори только в подходящее время и в подходящем месте. Символ молчаливости, означающий, что мы должны быть осторожны в том, что говорим, где говорим, когда и кому. Это еще один образ предусмотрительности, приписываемый журавлю. Наполняя свой клюв песком и неосторожно высыпая его, он производит шум и тем самым выдает себя. Журавль, поедающий змей: доставляя удовольствие своему желудку я приношу пользу своей стране. Символ патриотизма. Говорят, что между журавлями и змеями существует врожденная антипатия. Журавли отыскивают змеиные норы и поедают их обитателей, тем самым очищая от змей местность, в которой они обитают. В Египте и Фессалии, где обитало множество змей, убийство журавля считалось тяжким преступлением и каралось смертной казнью. Кроме того, журавли хорошо приручаются и дорожат обществом человека — рядом с его жилищем они привыкли строить свои гнезда.
3. В Древнем Египте журавль — символ преданности и уважения к родителям. В самом деле, в египетской иероглифической письменности похожая птица предстает (из соображений фонетики) как знак «сын».(6)
На старинных изображениях журавль нередко сходен до степени смешения с аистом или цаплей, от которых его можно отличить по типичной позе — с поднятой с зажатым когтях камнем. Эта особенность изображения восходит к легендарным сведениям, согласно которым, «каждую ночь журавли собираются вокруг своего царя. Определенных журавлей избирают в качестве стражей, и они всю ночь должны бодрствовать, всеми силами отгоняя от себя сон. Поэтому каждый журавль-страж стоит на одной ноге, подняв другую. В поднятой лапе он держит камень. Засни журавль, и камень выпадет из его лапы и, упав на лапу, на которой он стоит, разбудит его».
Как и другие «стоящие в воде птицы (ибис, аист, цапля), журавль выступает одним из воплощений света утреннего солнца, поскольку первым видит его восход. В качестве посредника между мирами журавль выступает посланцем богом и проводником (переносчиком) душ умерших к месту их загробного существования.(7)
Таким образом, журавль является воплощением тепла, света, солнца. И с перелетом журавлей в теплые края уходят и последние моменты, связанные с теплом, а на их место приходит зима, а солнечный свет уже не греет.
Во втором четверостишии мы видим, как птицы постепенно покидают свои места. На протяжении всего стихотворения природа потихоньку становится безжизненной, пустой, часть живого мира исчезает с приходом зимы. Читая эти строки, читатель испытывает печаль, грусть, уныние; все будто бы заснуло до прихода весны. До весны улетает и аист. Аист – символ новой жизни. Поэтому, когда он вернется весной, природа оживет, все вокруг возродиться к новой жизни. А пока природа замерла и затихла, будто бы захотела отдохнуть в тишине до весны. В конце второго четверостишия стоит восклицательный знак. Он тоже выполняет определенную функцию. Восклицательный знак (!) — знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Поэтому данный знак препинания вбирает в себя сильное эмоциональный настрой, чувство грусти, потерянности, одиночества.
Но в следующих строках мы видим противопоставление пустоте, так называемую, антитезу: «Лист качается узорный/ В синей луже на воде/ Ходит грач с грачихой черной/В огороде по гряде». Несмотря на то, что остался лишь одинокий лист в синей луже, в огороде еще ходит грач с грачихой, они еще не улетели, но тоже готовятся в путь. Цвета здесь конечно менее насыщенные «синяя лужа; черная грачиха», но именно эти цвета соответствуют той обстановке, тому унынию, которое описывает поэтесса – это уныние, безжизненность последних дней осени и преддверие того, когда зима уже окончательно вступит в свои права. В этом четверостишии есть надежда, что не все еще опустело. Тут также присутствует инверсия (ходит грач с грачихой черной), связанная с эмоциональным состоянием засыпающей природы, с печалью.
В последнем четверостишии стихотворения все надежды рушатся «Осыпаясь, пожелтели/ Солнца редкие лучи/ Улетают, улетели/Улетели и грачи». Зима все- таки наступает, звуков и красок становится меньше, наступает пустота. Интересно отметить то, что в последних строках стихотворения лучи солнца сравниваются с пожелтевшими листами. Желтый – цвет солнца, но это уже не то солнце, что способно согреть, как весной. Метафорически нам говорят, что дело идет к зиме, тепла уже не будет, эти редкие солнечные лучи уже неспособны дать тепло жизни. Поэтому они опадают, как осенние листья, но вновь возродятся весной, чтобы дать жизнь природе, молодой листве. Как и в первом четверостишии, тут присутствует лексический повтор (Улетают, улетели, улетели и грачи), что усиливает эмоции, связанные с осенью, с опустошением. Вместе с этим в последней строке появляется образ грача. Грачи – птицы, которые прилетают раньше всех, а улетают последними. Они символизируют собой приход весны, и уносят с собой последнюю надежду на тепло, когда улетают. Таким образом, становится ясно, что впереди – только холода, метели. Природа застывает в оцепенении. Стоит также отметить, что Грач (лат. Corvus frugilegus) — широко распространённая в Евразии птица рода во́рон. Символика ворона обусловлена двумя моментами: его черным цветом и резким криком. Этот образ отмечен выраженной амбивалентностью. Так, например, в мифологии индейцев Северной Америки ворон является демиургом и культурным героем, однако в ряде других традиций выступает в ипостаси трикстера. Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом (в контексте общей символики птиц). Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему приписывается мудрость и способность предвидения,
Как хтоническое существо, связывается с несчастьем и смертью. Таким образом, вещий ворон — преимущественно вестник несчастий, смерти. Это птица вещая и зловещая. Поэтому в данном контексте мы можем провести параллель между вороном и грачом. То, что грач улетел, символизирует собой некую смерть природы до весны.(7)
Эмоциональный настрой к концу стихотворения становится все более тревожным, безнадежным. Рушатся, последние надежны, все больше ощущается чувство опустошенности и одиночества; в стихотворении показана печаль, грусть и уныние.
Таким образом, понимание названия стихотворения происходит постепенно, на протяжении всего повествования. Ощущение опустошения, печаль и одиночество, связанные с осенью и близким наступлением холодов передается с помощью определенных цветов, метафор, образов.
Е.Благинина была поэтессой, которая очень точно передавала душевное состояние, описывала эмоции, которые происходят в душе. Она очень тонко, насыщенно передает то состояние природы, когда уже наступают холода, кончаются последние дни осени, птицы спешат в другие края, и остается лишь серость, уныние и тихая песня последнего листка, который так неумело задержался на ветке и тоже вот-вот сорвется вниз…
Литература
1. Благинина Е.А. Окна в сад. Книга стихов. — М.: Советский писатель, 1966.
2. Благинина Е.А. Улетают, улетели. — М., 1982.
3. Ожегов С.И. толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук. Институт рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4 – е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 928с.
4.Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1. от стимула к реакции: ок. 7000 стимулов./ Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Р. Тарасов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «АСТ», 2002. – 784с.
5. Тарасова, Л.Н. Встреча с писательницей Е.А. Благининой // Нач.шк.- 2000. — № 2. — С.107 — 111.
Источник