Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Сквозь снег (2013), разбор фильма
Для изображения фантастического будущего режиссер использует оригинальный приём: отсылки к распространённым конспирологическим теориям; ими пронизана буквально вся показанная история.
Химтрейлы
Уже первые кадры фильма заставляют зрителя вспомнить о так называемых химтрейлах. Это следы от самолетов, которые, как считают некоторые, содержат химические вещества для воздействия на окружающую среду или даже людей.
В предыстории фильма нам сообщают, что в борьбе с «глобальным потеплением», при помощи распыления в атмосфере реагентов, человечество не учло всех факторов и последствий своей «борьбы» и получило в результате совершенно обратный эффект.
Позднее станет понятно, что эффект был вполне закономерный. Так что поговорка «за что боролись, на то и напоролись» в контексте фильма приобретает характер неизбежного закона функционирования социума.
Впрочем, тема борьбы с глобальным потеплением при помощи распыления реагентов имеет непосредственное отношение к реальности. Как известно, ученые при финансовой поддержке Билла Гейтса собираются провести эксперимент и выбросить в атмосферу мельчайшие частицы мела, чтобы блокировать часть солнечных лучей и таким образом снизить температуру в атмосфере земли.
Но вернёмся к фильму.
Поезд, на котором часть людей спаслась от глобальной катастрофы, является аллегорией на всё человечество. За стенами поезда уже совершенно другой мир — ледяная пустыня (или «пустыня реальности»), выжить в которой невозможно. Показательно, что в хвостовой части поезда не предусмотрено наличие окон. Люди, находящиеся там, не имеют возможности видеть мир за пределами поезда. Так режиссер аллегорически изображает положение дел в реальном обществе, где «низы» видят только ту часть реальности, которую им позволяют видеть «верхи».
Главный герой по имени Кертис, вдохновившись идеями своего «духовного наставника» Гилиама, мобилизует «протестные настроения», царящие в хвосте поезда. Цель протестующих – добраться до головы состава, где находится уникальный «вечный двигатель» поезда и откуда всем управляет мистер Уилфорд.
Уилфорд является создателем и самого поезда, и железной дороги, по которой тот курсирует, огибая за год весь мир. 1:09:10
Мэйсон
Между Уилфордом, который находится в верхней точке социальной иерархии и остальным обществом, помещается Министр Мэйсон, которая поддерживает установленный в обществе порядок.
«У всех предопределенное место» 18:21
Нетрудно догадаться, что говорящее имя министра, Мэйсон, это отсылка к конспирологической теории о том, что миром управляют масоны. На принадлежность министра к масонам также намекает формула «И это так», которую она постоянно повторяет. Это отсылка к масонской формуле «Да будет так».
По мере продвижения, Кертис получает анонимные записки с подсказками, необходимыми для перемещения между вагонами. Ведь путь от социальных низов к вершине власти весьма тернистый и тщательно охраняемый, поэтому без инсайдерской информации не обойтись.
К отсеку водоснабжения повстанцы добираются как раз в канун нового года. Силы, с которыми они сталкиваются, демонстративно вспарывают живот рыбе, что, вероятно, должно символизировать переход от эры Рыб (ассоциируемой с христианством) к эре Водолея, в которую должен произойти синтез научного мировоззрения и различных религиозных учений.
Несмотря на помощь неизвестного «доброжелателя», протестующим приходится преодолевать ожесточенное сопротивление «силовых структур». Но что поделать: революция требует жертв! В фильме даже озвучивается конкретное число людей, которыми необходимо пожертвовать во имя «успеха революции».
«Ровно 74% из вас должны умереть». 48:40
В связи с этим уместно вспомнить об одном загадочном сооружении, построенном неизвестным заказчиком в 1979 году в США. Так называемые Скрижали Джорджии.
Первые два пункта этих скрижалей гласят:
- Пусть земное население никогда не превышает 500.000.000, пребывая в постоянном равновесии с природой
- Разумно регулируйте рождаемость, повышая ценность жизненной подготовки и многообразия человечества
И последний пункт:
10. Не будьте раковой опухолью для земли, природе тоже оставьте место!
Как видим, идея о контроле над популяцией – это не фантастика, а заповедь, высеченная в камне.
Контроль воды
Далее фильм затрагивает тему контроля водных ресурсов. 38:55
Повстанцы хотят получить контроль над водой, чтобы получить преимущество. Но затем выясняется, что источник воды тоже находится в голове состава, то есть, контролируется элитами. 57:57
Идею передать в руки корпораций контроль за расходом мировых запасов воды высказывал бывший генеральный директор корпорации Nestle Питер Брабек. Так что это один из реалистичных вариантов развития экономики.
Уилфорд и его убеждения
В результате кровопролитных сражений, Кертис добирается-таки до головы состава и двигателя. То, что он узнает от Уилфорда повергает его в шок. Всё во что он верил — оказалось ложью. Наставник Кертиса Гилиам все это время был в сговоре с Уилфордом, и революция Кертиса была частью их плана.
Уилфорд объясняет Кертису, что поезд — это закрытая экосистема, с ограниченными ресурсами и пространством. Поэтому время от времени, Уилфорду необходимо «спускать пар». И лучшим решением будет предоставить возможность самим «пассажирам», в первую очередь из хвостовой части поезда, решить эту проблему своими же руками.
Ведь низами общества легко манипулировать. Не имея окон в своих вагонах, находясь в состоянии постоянного голода и стресса от произвола надсмотрщиков, эти люди готовы пойти на любые жертвы, дабы хоть как-то изменить существующий порядок вещей. Тем более, если сам протест проходит под благовидными лозунгами.
Что характерно, Уилфорд даже предлагает Кертису занять его место и тот почти соглашается на его предложение. Это показывает, как легко еще вчерашнего революционера можно вовлечь в систему управления обществом, против которой он и боролся.
Как уже говорилось в видео по фильму «Матрица», лидер — не тот, кто ведёт людей на баррикады. Это делает герой, а лидер остаётся в тени и руководит. Выполнив задачу, поставленную лидером, герой может занять его место.
Уилфорд убеждён, что поезд должен продолжать нестись сквозь снег, пространство и время, поочередно сменяя смотрителей за двигателем. А их главной задачей должно быть поддержание баланса «страха и ужаса» или их искусственное создание с помощью революций, войн и прочих мерзостей.
«Перед и хвост должны работать сообща» 1:39:50
Уилфорд вкладывает в эти слова только тот смысл, который позволяет ему сохранять статус кво. Он, как и те борцы с «глобальным потеплением», берет на себя явно не принадлежащие ему обязательства по «естественному отбору». При этом выставляя «пассажиров» хвостовых вагонов как главных виновников и «глобального потепления», и нарушенного «баланса» в поезде.
Но даже если допустить, что подобной идеологии можно найти оправдание в пределах поезда, как вынужденного способа спасения человеческой расы, то есть ли ей какое-либо обоснование для существования уже во внешнем мире?
Вероятно, Уилфорд сколотил свою империю еще до начала «Апокалипсиса» именно благодаря определенному мировоззрению и подходу к делу. Такие как он и сейчас строят свои капиталы за счет людей и их рабского труда в странах третьего мира (в хвосте поезда), реализуя затем их дешевую продукцию в развитых странах (головных вагонах). Это они называют «свободным рынком».
Но как бы порой не хотелось взять что-нибудь потяжелее и отправиться за поиском справедливости в сторону головных вагонов, стоит задуматься, а то ли это место, где эту самую справедливость нужно искать?
Есть ли она вообще в рамках этого поезда, если вне зависимости от того, кто им управляет, пункт назначения остается неизменным? Разве не удивительно, что человечество в фильме совместными усилиями смогло построить «вечный двигатель», но при этом ему не хватило ума создать общество изобилия для каждого из «пассажиров»?
Заключение
Описанная в фильме система контроля не стоит на месте. Она учитывает изменения настроений в обществе, ведь все больше людей начинают понимать, что проблема лежит не столько в том, кого олицетворяет Уилфорд, сколько в выстроенной им системе и самом «поезде».
По этой причине меняется и облик современного революционера. «Захвати Уолл-стрит», «Pussy Riot» и прочие им подобные — это лишь первые ласточки. Все чаще мы будем сталкиваться с новыми революционными идеями, ставящими под сомнение основные столпы общества: государственные, религиозные и финансовые институты.
Пока общество не созрело для очередного «спускания пара», этих протестующих будут демонстративно «разгонять водометами» и отправлять в места не столь отдаленные. А заодно и пиарить, делая своего рода «скрытую рекламу» для продвигаемых ими идей.
Впрочем, сам формат проведения революций скорее всего тоже изменится. В интернет-эпоху уже появляются такие термины как «диванные-войска», и все Кертисы давно уже по эту сторону монитора. Кто нынче готов идти «сражаться» за чьи-то идеалы, поставив под удар собственную «зону комфорта»? Все «противостояния» теперь происходят исключительно медийно, в интернете. Так что и революции будущего будут происходить тут же.
Что касается идеи о контроле над численностью популяции, то если она не просто придумана, а действительно необходима, у реального аналога Уилфорда есть целый набор других инструментов для «поддержания баланса»: продукты питания, медицина, фертильность…
Как бы то ни было, суть контролируемых революций останется неизменной – обеспечить возможность поезду ехать дальше.
Источник
Сквозь снег содержание/сюжет фильма читать онлайн
В борьбе со всемирным потеплением ученые одерживают большую и решительную победу, погрузив весь мир в холодный апокалипсис. Ресурсов остается совсем мало, и человечество пробует выживать, используя только то, что накоплено до этого, не будучи способными добывать новые, так как все замерзло нафиг. В этом суровом мире нет места для слабых, поэтому слабые должны стать сильными. А лидером у них должен стать человек, который этого хочет меньше всего, но просто не может смириться.
Содержание/сюжет
В 2014 году учёные запустили процесс, призванный остановить глобальное потепление на Земле, распылив в атмосфере химикат CW-7, но процесс вышел из-под контроля и в итоге наступил Ледниковый период. Спустя семнадцать лет мир скован льдом и снегом, и всё это время по кругосветной железной дороге без остановки мчится длинный экспресс, запущенный в дни катастрофы железнодорожным магнатом Уилфордом. На этом поезде нашли убежище около двух или трёх тысяч людей. Но как и в большом мире, так и в поезде пассажиры поделены по социальным классам. Те, кто едет в вагонах ближе к локомотиву, это бывшие сильные мира или те, кому когда-то повезло. Они хорошо обеспечены, у них хорошая еда, обслуживание и развлечения. В хвостовых же вагонах едут бедняки, которые питаются лишь протеиновыми пластинами, производимыми из насекомых.
Время от времени в поезде происходили восстания, но всякий раз их топили в крови солдаты Уилфорда и члены поездной бригады. Но бедняки не сдаются, видя иной будущий исход событий для себя. Старик Гиллиам и молодой мужчина Кёртис анализируя поведение и разговоры работников поездной бригады, приходят к выводу, что солдаты растратили свои боеприпасы в подавлении предыдущих восстаний и ходят с незаряженным оружием. Вскоре происходит событие ставшее причиной очередного восстания. Из первых вагонов приходит помощница начальника поезда и забирает с собой нескольких маленьких детей. Отец одного из них, пытаясь помешать, запускает помощнице в голову своим ботинком. За это солдаты хватают мужчину и вытаскивают его руку в специальное отверстие наружу поезда. Там его рука превращается в подобие сосульки и её демонстративно разбивают молотом. Позже при следующей раздаче еды Кёртис провоцирует одного из солдат выстрелить в себя, даже нажимая за него на спусковой крючок, но выстрела за этим не следует, так как его карабин не заряжен, и это даёт сигнал к началу бунта.
Глава восстания Кёртис получает информацию от неизвестного доброжелателя через красные записки в железных капсулах, спрятанных в еде. В одной из записок содержится имя специалиста по безопасности Намгун Мин Су, которого держат в тюрьме и который может открыть любую дверь поезда. Под руководством Кёртиса бунтовщики идут в сторону локомотива, чтобы освободить Намгун Мин Су и захватить Двигатель. Добравшись до тюремного отсека, они освобождают корейца-наркомана Намгун Мин Су и его дочь Йону. Намгун помогает бунтовщикам открывать двери в следующие вагоны в обмен на кранол — шарообразную взрывчатую массу типа пластилина, которая ещё и действует как наркотик.
Изначально восстание идёт с успехом, бунтовщикам даже удаётся взять в плен одну из важных начальниц на поезде Мейсон. Однако после школьного вагона удача отворачивается от них. Оказывается, что на поезде по-прежнему есть огнестрельное оружие. Посланные Уилфордом полицейские, вооружённые автоматами, пробиваются в хвостовой отсек, а Кёртис принимает решение идти вперёд. До головы локомотива добираются лишь трое: Кёртис, Намгун Мин Су и его дочь.
Намгун Мин Су предлагает Кёртису не открывать дверь в частный отсек Уилфорда, а взорвать с помощью кранола дверь, ведущую на улицу. Он объясняет Кёртису, что холод постепенно отступает. Так как поезд ходит по кругу, он раз в год проезжает мимо места падения пассажирского самолёта. Намгун всегда следил за ним и замечал, что снега на обломках становится всё меньше. Он вместе с дочерью хочет выпрыгнуть из поезда, поэтому он собирал кранол, чтобы сделать из него взрывчатку.
В это время дверь в локомотив открывается и перед Кёртисом предстаёт вооружённая помощница Уилфорда, которая приглашает Кёртиса поужинать с главой поезда. Он рассказывает Кёртису о том, как на самом деле устроена жизнь в поезде. Оказывается, все восстания на поезде были спланированы им и Гиллиамом, который был его другом. Им нужно было, чтобы бедняки и богачи поезда иногда убивали друг друга, чтобы не дать пассажирам поезда переплодиться, тем самым поддерживая исходный баланс. Красные записки Кёртису также посылал сам Уилфорд, изначально казавшийся тайным доброжелателем.
Кёртис оказался первым из всех бунтовщиков, кому удалось добраться до головного вагона. Уилфорд предлагает Кёртису стать партнёром в руководстве поездом после гибели Гиллиама (а в перспективе — и своим будущим преемником). Кёртис фактически поддается на уговоры Уилфорда, понимая скудность перспектив, в это время Намгун с дочерью приделывают бомбу на боковую дверь, и Йона бежит к Кёртису за последней спичкой, чтобы поджечь бомбу. Кёртис отказывается отдать ей спичку, сломленный истиной и внезапным предложением, и она, пользуясь своим даром предвидения, открывает ему глаза на то, что в главных устройствах поезда сидят маленькие дети, тем самым, прерывая его продолжительное оцепенение. Уилфорд пытается объяснить, что некоторые детали поезда уже слишком изношены, так что работу механизмов приходится выполнять детям. Кёртис, пытаясь собраться с мыслями, не дает ему договорить, и, отправляя его в нокаут, вытаскивает из моторного отсека пятилетнего мальчика Тимми, одного из детей уведённых перед бунтом. Также он отдает последнюю спичку Йоне, которая в итоге и поджигает бомбу.
Из-за технической неполадки двери в отсеках не закрываются, и Намгун с Кёртисом прикрывают своими телами Йону с Тимми от взрыва. Поезд в этот момент следует через горы и прогремевший взрыв вызывает мощную лавину, которая, обрушившись на состав, сбрасывает его с путей, и он терпит крушение. Похоже, что погибают все, кто ехал в поезде, в живых остаются только Йона и Тимми. Они выбираются из локомотива и недалеко от места крушения видят идущего через горы белого медведя.
Источник