- Снег еще не изборожденный полозьями лежал ровными пеленами
- 16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
- 16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
- 16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
- 16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
- 16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
- 16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
- Снег еще не изборожденный полозьями лежал ровными пеленами
Снег еще не изборожденный полозьями лежал ровными пеленами
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными синевато-розовыми пеленами.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Снег, выпавший ночью и ещё не изборождённый полозьями, лежал ровными синевато-розовыми пеленами.
Запятые 1 и 4 выделяют однородные причастные обороты «выпавший ночью и ещё не изборождённый полозьями».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения — это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС). Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения— причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2. Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры. От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего ? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения — определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И.
Пример 4: В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном. Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5: Человек, |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6: Были слышны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7. |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8. Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9: |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным. (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом, |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо, унизанное ярко мерцавшими звёздами.
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства — это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие — особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова — деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку.
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
Источник
Снег еще не изборожденный полозьями лежал ровными пеленами
Утро было ясное, сверкающее. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами, розовыми на солнце, синеватыми в тени. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывавший при дыхании горло.
Борис шел по направлению к анатомическому театру большими гимнастическими шагами, засунув руки в карманы летнего пальто (обыкновение носить зимою летнее пальто он перенял у князя Белого, который в этом случае тоже подражал гвардейским офицерам). Его радовало и ясное утро, и чувство бодрости и здоровья во всех членах, и веселое, звонкое поскрипывание снега под ногами. В иных местах упругий снег так плотно слежался, что звенел под каблуком, точно чугунная плита. Порою Бориса обгоняли извозчичьи сани, визжа полозьями, но он не хотел садиться — на ходьбу Борис смотрел, как на физическое упражнение.
Но по мере приближения к анатомическому театру Борис почувствовал, что его мысли принимают неприятный оттенок. Конечно, пойти необходимо, нечего и говорить. И профессор на днях сказал, что, кажется, господин Полубояринов не посещает анатомического театра, и товарищи несколько раз спрашивали, отчего он не приходит? Могут подумать, что из трусости. Но эта пачкотня ужасно противна. Потом, наверное, целый день будет казаться, что руки пахнут. И, наконец, Борис питает решительное отвращение к покойникам. Тут не трусость, — это, конечно, было бы смешно, — нет, а просто чувство здорового, сильного человека при виде смерти и разрушения. Не будь желания отца, Борис непременно выбрал бы другой факультет, тем более что «наши» почти все на юридическом, кроме этого психопата Мельникова, помешавшегося на математике, и двух филологов, которые готовятся куда-то в китайские посланники. Отец держится того мнения, что медицинский факультет один только может приучить к постоянному и упорному труду. Странное мнение. Положим, ему простительно так думать, потому что он сам — медицинское светило.
Вдали показалось громадное серое здание анатомического театра. По дороге начали Борису попадаться студенты. Они шли туда же кучками по три, по четыре человека, с книгами под мышками. С некоторыми Борис был знаком и издали раскланялся. Один из студентов, Затонский, трудолюбивый и скромный молодой человек, отделился от своих товарищей и догнал Бориса.
— Здравствуйте, Полубояринов, — сказал Затонский, задыхаясь от быстрой ходьбы. — Вы знаете, что мы с вами в одной партии?
— Да, благодарю вас. — Борис пожал ему руку и, видя, что Затонский хочет уйти, задержал его и добавил: — Пожалуйста, пойдемте вместе. Вы знаете, я ведь в первый раз, так не согласитесь ли вы быть моим Вергилием?
— С удовольствием, — отвечал Затонский, широко улыбаясь. — Мне самому в первый-то раз жутко было.
Но Борис не хотел признаться в своей нерешительности.
— Мне не то чтобы жутко, — сказал он, — а просто я не знаю, куда там нужно идти, что делать, как держать инструмент.
— Э, пустяки! Вам и резать-то ничего не придется. Так, сначала только посмотрите, пока не привыкнете.
Они вместе вошли в шинельную и разделись. Борису казалось, что он уже отсюда слышит тяжелый, гнилой запах. Он вздрогнул от какого-то ощущения, похожего на холод, и — странно — после этого уже никак не мог согреться и все дрожал мелкой нервной дрожью.
— Что вы такой бледный, Полубояринов? — окликнул его студент, товарищ Бориса по гимназии. — Не выспались?
В шинельной было тесно и шумно. Одни приходили, другие уходили; дверь поминутно открывалась и закрывалась, впуская каждый раз резкую холодную струю воздуха. Между молодыми, свежими, словно девическими лицами мелькали серьезные, бородатые физиономии студентов последнего курса. Эти пользовались правом носить штатское платье, и молодежь относилась к ним с оттенком некоторого почтения.
Полубояринов и Затонский из шинельной прошли в длинную анатомическую залу, освещенную с обеих сторон высокими окнами; целый поток яркого света лился сверху из громадного стеклянного купола. Вдоль обеих стен и посредине, саженях в двух один от другого, стояли три длинных ряда высоких столов, сверху обитых цинком. Затонский, в качестве опытного человека, давал пояснения.
Источник