Снег еще не изборожденный полозьями лежал ровными пеленами

Снег еще не изборожденный полозьями лежал ровными пеленами

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными синевато-розовыми пеленами.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Снег, выпавший ночью и ещё не изборождённый полозьями, лежал ровными синевато-розовыми пеленами.

Запятые 1 и 4 выделяют однородные причастные обороты «выпавший ночью и ещё не изборождённый полозьями».

Запятые должны стоять на местах 1, 4.

ОБОСОБ­ЛЕ­НИЕ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЙ И ОБ­СТО­Я­ТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся уме­ние ви­деть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять за­пя­тые в пред­ло­же­ни­ях с обособ­ле­ни­ем. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное за­да­ние вклю­че­ны лишь слу­чаи обособ­ле­ния/не­обособ­ле­ния опре­де­ле­ний и об­сто­я­тельств . Таким об­ра­зом, в за­да­нии могут встре­чать­ся со­че­та­ния двух видов обособ­лен­ных чле­нов, и рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния будет за­ви­сеть от осо­бен­но­стей обособ­ле­ния опре­де­ле­ний (см. пункт 16.1) и об­сто­я­тельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособ­лен­ные опре­де­ле­ния. Ос­нов­ные по­ня­тия.

Обособ­лен­ные опре­де­ле­ния — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых опре­де­ле­ния.

Сле­до­ва­тель­но, не­обособ­лен­ные — не вы­де­лен­ные за­пя­ты­ми и ин­то­на­ци­ей .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособ­лен­ные, так и не­обособ­лен­ные опре­де­ле­ния чаще всего* пол­ны­ми фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или при­ча­стий . Это со­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособ­лен­ные, так и не­обособ­лен­ные опре­де­ле­ния обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та (глав­но­го слова).

* Об­ра­ти­те вни­ма­ние : слу­чаи обособ­ле­ния не­со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, вы­ра­жен­ных име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, в дан­ном раз­де­ле не рас­смат­ри­ва­ют­ся, так как за­да­ния ЕГЭ не со­дер­жат по­доб­ных при­ме­ров.

Если у опре­де­ле­ния нет за­ви­си­мых слов, то это оди­ноч­ное опре­де­ле­ние .

Если от опре­де­ле­ния можно за­дать во­прос к дру­го­му слову (сло­вам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют рас­про­странённым . Самый яркий при­мер рас­про­странённого опре­де­ле­ния— при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

При­мер 1. Ма­ши­на (какая?) (ГС) «ско­рой по­мо­щи» , |сто­я­щая поперёк мо­сто­вой |, успе­ла при­влечь зевак. Опре­де­ле­ние к слову «ма­ши­на» вы­ра­же­но при­ча­сти­ем «сто­я­щая»; от него мы задаём во­прос где? — к «поперёк мо­сто­вой». И при­ча­стие, и за­ви­си­мые от него слова вклю­ча­ют­ся в при­част­ный обо­рот.

При­мер 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени при­ла­га­тель­ном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «се­реб­ря­ном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», сле­до­ва­тель­но, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют опре­де­ли­тель­ный обо­рот(=|ОО|).

И при­част­ный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ни­ем.

Если опре­де­ле­ний не­сколь­ко, то они могут быть од­но­род­ны­ми , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть за­пя­тые;

и не­од­но­род­ны­ми , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет за­пя­тых.

При­ведём при­ме­ры рас­про­странённых од­но­род­ных опре­де­ле­ний, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми обо­ро­та­ми:

При­мер 3: Маль­чиш­ка , |ка­тав­ший­ся на сан­ках| и |иг­рав­ший с сестрёнкой| , ока­зал­ся сыном на­ше­го со­се­да.

К глав­но­му слову маль­чиш­ка от­но­сят­ся два рас­про­странённых опре­де­ле­ния, каж­дый из ко­то­рых вы­ра­жен при­част­ным обо­ро­том: «ка­тав­ший­ся» + за­ви­си­мые слова и «иг­рав­ший» +за­ви­си­мые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как ви­ди­те, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ста­вит­ся, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных чле­нах, со­единённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

При­мер 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре рас­про­странённые опре­де­ле­ния не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния:

Маль­чиш­ка , |ка­тав­ший­ся на сан­ках| ,(1) и |иг­ра­ю­щий со своей доч­кой| сосед ока­за­лись папой и сыном. Ка­та­ю­щим­ся был маль­чиш­ка, а иг­ра­ю­щим — сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба обо­ро­та, пред­ло­же­ние не сло­ма­ет­ся: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким об­ра­зом, нужна не для од­но­род­ных опре­де­ле­ний, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го обо­ро­та.

16.1.1. БА­ЗО­ВОЕ ПРА­ВИ­ЛО обособ­ле­ния опре­де­ле­ний

Вернёмся ещё раз к при­ме­ру Маль­чиш­ка , |ка­тав­ший­ся на сан­ках| , и |иг­ра­ю­щий со своей доч­кой| сосед ока­за­лись папой и сыном.

По­че­му после слова «маль­чиш­ка» перед ПО (=при­част­ным обо­ро­том) стоит за­пя­тая, а перед сло­вом «сосед» нет?

Су­ще­ству­ет ряд пра­вил, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих это. Опре­де­лим самое важ­ное, прак­ти­че­ски един­ствен­ное пра­ви­ло, ко­то­рое нужно знать при вы­пол­не­нии за­да­ния 16 при ра­бо­те с опре­де­ле­ни­я­ми.

При­част­ный (опре­де­ли­тель­ный) обо­рот все­гда обособ­ля­ет­ся, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособ­ле­ние про­ис­хо­дит все­гда: ГС+ПО.

При­мер 5: Че­ло­век, |не пом­ня­щий про­шло­го| , ли­ша­ет себя бу­ду­ще­го. Обосо­бил­ся при­част­ный обо­рот, сто­я­щий после глав­но­го слова.

При­мер 6: Были слыш­ны звуки, |по­хо­жие на стоны де­ре­вьев| .Схема: ГС+ОО.

Обосо­бил­ся опре­де­ли­тель­ный обо­рот, сто­я­щий после после глав­но­го слова

Ме­ня­ем ме­ста­ми ПО и ГС в при­ведённых пред­ло­же­ни­ях:

При­мер 7. |Не пом­ня­щий про­шло­го| че­ло­век ли­ша­ет себя бу­ду­ще­го. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

При­мер 8. Были слыш­ны |по­хо­жие на стоны де­ре­вьев| звуки.Обособ­ле­ния нет. Схема: ОО+ГС

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: Нет та­ко­го пра­ви­ла: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми . Со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо со­блю­де­ние усло­вий для его вы­де­ле­ния.

16.1.2. ДО­ПОЛ­НИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ПРА­ВИ­ЛА обособ­ле­ния опре­де­ле­ний

Ни­же­при­ведённые пра­ви­ла можно на­звать до­пол­ни­тель­ны­ми толь­ко с точки зре­ния не­об­хо­ди­мо­сти для вы­пол­не­ния за­да­ния 16. Эти пра­ви­ла вхо­дят в школь­ный курс рус­ско­го языка, обя­за­тель­ны для изу­че­ния, но в за­да­ни­ях ЕГЭ на­пи­са­ния, ре­гла­мен­ти­ро­ван­ные дан­ны­ми пра­ви­ла­ми, не встре­ча­лись.

1. При­част­ный обо­рот дол­жен обособ­лять­ся в по­зи­ции перед опре­де­ля­е­мым сло­вом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступ­ки .

При­мер 9: |Из­му­чен­ная мно­го­днев­ной за­су­хой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (По­че­му земля уто­ля­ла жажду? По­то­му, что была из­му­че­на за­су­хой.) Схема: ПО+ГС.

При­мер 10: | Укра­шен­ная бле­стя­щи­ми ша­ра­ми |, ёлка то и дело при­вле­ка­ла вни­ма­ние котёнка. По­че­му елка при­вле­ка­ла вни­ма­ние? По­то­му что была укра­ше­на. Схема: ПО+ГС.

При­мер 11: Вы­рос­ший в ни­ще­те и го­ло­де , Павел враж­деб­но от­но­сил­ся к тем, кто был в его по­ни­ма­нии бо­га­тым. По­че­му так от­но­сил­ся? По­то­му что вырос в ни­ще­те.

Если зна­че­ния при­чи­ны нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не вы­де­ля­ет­ся.

|По­ве­шен­ный на де­ре­во| скво­реч­ник в этот же день ока­зал­ся за­се­лен­ным. (Нет при­чи­ны, нель­зя утвер­ждать, что его за­се­ли­ли по­то­му, что он ока­зал­ся по­ве­шен­ным. Обособ­ле­ния нет, дей­ству­ет ба­зо­вое пра­ви­ло.)

2.Обособ­ле­ние про­ис­хо­дит все­гда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му ме­сто­име­нию.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ лич­ное ме­сто­име­ние.

При­мер 12 |Увлечённый раз­го­во­ром| , он при­слу­шал­ся.

При­мер 13 Раз­го­рячённый и взвол­но­ван­ный , он вбе­жал в ком­на­ту.

При­мер 14 Обо­га­щен­ный но­вы­ми по­ня­ти­я­ми и чув­ства­ми , он при­нял­ся пе­ре­чи­ты­вать опять свои книги.

Очень часто эти два пра­ви­ла со­че­та­ют­ся в одном пред­ло­же­нии:

При­мер 15 Утом­лен­ный ходь­бой по бо­ло­ту, за­брел я в сарай и за­снул глу­бо­ко: с одной сто­ро­ны есть при­чи­на (по­че­му за­снул?), с дру­гой — глав­ное слово-лич­ное ме­сто­име­ние.

Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные пра­ви­ла от­но­си­лись к обособ­ле­нию при­част­ных и опре­де­ли­тель­ных обо­ро­тов.

Су­ще­ству­ет ещё один тип обособ­ле­ния, от­ли­ча­ю­щий­ся от дру­гих.

3. Обособ­ля­ют­ся не­сколь­ко не­рас­про­странённых опре­де­ле­ний, со­единённых со­ю­зом и (или без него, с за­пя­той), сто­я­щие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Опре­де­ле­ние + И+ Опре­де­ле­ние.

При­мер 16 Мар­тов­ская ночь, об­лач­ная и ту­ман­ная , оку­та­ла землю.

При­мер 17 Ве­сен­ний дух, весёлый и бес­пут­ный , ходил по­всю­ду.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся пред­ло­же­ния с двумя−тремя при­част­ны­ми (опре­де­ли­тель­ны­ми) обо­ро­та­ми, что услож­ня­ет про­цесс вы­де­ле­ния их гра­ниц. При этом может по­лу­чить­ся, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за дру­гом, либо встра­и­ва­ют­ся один в дру­гой, либо на­хо­дят­ся спра­ва и слева от ГС. При этом в пред­ло­же­ни­ях могут быть и будут не­обособ­лен­ные опре­де­ле­ния, вы­ра­жен­ные оди­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми и ме­сто­име­ни­я­ми.

При­ведём при­ме­ры раз­бо­ра наи­бо­лее труд­ных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИ­МЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИ­МЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства. Ос­нов­ные по­ня­тия

Обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные де­е­при­ча­стия и де­е­при­част­ные обо­ро­ты . Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма гла­го­ла, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сде­лав?, от­но­сит­ся все­гда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет до­ба­воч­ное дей­ствие по от­но­ше­нию к ос­нов­но­му. На­при­мер, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — де­е­при­ча­стия, подчёрк­ну­ты как об­сто­я­тель­ства вме­сте с за­ви­си­мы­ми от них сло­ва­ми, то есть де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми (=ДО)

16.2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло обособ­ле­ния де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных обо­ро­тов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных обо­ро­тов, оди­ноч­ные де­е­при­ча­стия и де­е­при­част­ные обо­ро­ты вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми все­гда, не­за­ви­си­мо от места их рас­по­ло­же­ния .

Слу­чаи, когда де­е­при­ча­стия не вы­де­ля­ют­ся, то есть не обособ­ля­ют­ся, не влю­че­ны в за­да­ния ЕГЭ и не вхо­дят в объём ин­фор­ма­ции, не­об­хо­ди­мой для вы­пол­не­ния за­да­ния 16.

16.2.2 Осо­бые слу­чаи. По­ста­нов­ка за­пя­тых при не­сколь­ких ска­зу­е­мых или не­сколь­ких обо­ро­тах (оди­ноч­ных де­е­при­ча­сти­ях).

Слож­ность за­да­ний со­сто­ит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные ком­би­на­ции со­че­та­ний обособ­лен­ных об­сто­я­тельств и ска­зу­е­мых. На­при­мер, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных де­е­при­ча­стия; могут быть два, три ска­зу­е­мых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты по­дроб­нее.

1. В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных ска­зу­е­мых, а де­е­при­част­ный обо­рот от­но­сит­ся к од­но­му из них.

При­мер 1. В кар­ма­не га­ли­фе Сер­гей на­щу­пал крош­ки ма­хор­ки и, осто­рож­но стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , за­вер­нул тол­стую не­ук­лю­жую ци­гар­ку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных ска­зу­е­мых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «за­вер­нул». Де­е­при­част­ный обо­рот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный обо­рот). За­ме­тим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из пред­ло­же­ния, если гра­ни­цы обо­ро­та вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сло­ма­ет­ся: В кар­ма­не га­ли­фе Сер­гей на­щу­пал крош­ки ма­хор­ки и за­вер­нул тол­стую не­ук­лю­жую ци­гар­ку.

2. Если к од­но­му ска­зу­е­мо­му от­но­сит­ся не­сколь­ко ДО , то есть при со­че­та­нии де­е­при­част­ных обо­ро­тов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния:

При­мер 2. Он пошел , по­ша­ты­ва­ясь и все под­дер­жи­вая го­ло­ву ла­до­нью левой руки , а пра­вой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособ­ле­ных об­сто­я­тель­ства, от­но­ся­щих­ся к од­но­му ска­зу­е­мо­му, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу од­но­род­ных чле­нов.

3. Де­е­при­част­ные обо­ро­ты, от­но­ся­щи­е­ся к раз­ным гла­го­лам-ска­зу­е­мым, вы­де­ля­ют­ся по от­дель­но­сти:

При­мер 3. Сер­гей, по­сто­яв еще ми­ну­ту , мед­лен­но на­пра­вил­ся к груде угля и, ак­ку­рат­но под­сте­лив полу ши­не­ли , сел на боль­шой кусок ан­тра­ци­та. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му от­но­сит­ся свой де­е­при­част­ный обо­рот.

Если рядом сто­я­щие де­е­при­част­ные обо­ро­ты от­но­сят­ся к раз­ным гла­го­лам-ска­зу­е­мым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их со­став, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся от­дель­но:

При­мер 4 Он стоял , при­сло­нясь к груде ци­би­ков чая , и, бес­цель­но по­гля­ды­вая во­круг себя , ба­ра­ба­нил паль­ца­ми по своей тро­сти, как по флей­те. Из­влечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной по­ста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния. Он стоял и ба­ра­ба­нил паль­ца­ми по своей тро­сти, как по флей­те.

Источник

Снег еще не изборожденный полозьями лежал ровными пеленами

Утро было ясное, сверкающее. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами, розовыми на солнце, синеватыми в тени. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывавший при дыхании горло.

Борис шел по направлению к анатомическому театру большими гимнастическими шагами, засунув руки в карманы летнего пальто (обыкновение носить зимою летнее пальто он перенял у князя Белого, который в этом случае тоже подражал гвардейским офицерам). Его радовало и ясное утро, и чувство бодрости и здоровья во всех членах, и веселое, звонкое поскрипывание снега под ногами. В иных местах упругий снег так плотно слежался, что звенел под каблуком, точно чугунная плита. Порою Бориса обгоняли извозчичьи сани, визжа полозьями, но он не хотел садиться — на ходьбу Борис смотрел, как на физическое упражнение.

Но по мере приближения к анатомическому театру Борис почувствовал, что его мысли принимают неприятный оттенок. Конечно, пойти необходимо, нечего и говорить. И профессор на днях сказал, что, кажется, господин Полубояринов не посещает анатомического театра, и товарищи несколько раз спрашивали, отчего он не приходит? Могут подумать, что из трусости. Но эта пачкотня ужасно противна. Потом, наверное, целый день будет казаться, что руки пахнут. И, наконец, Борис питает решительное отвращение к покойникам. Тут не трусость, — это, конечно, было бы смешно, — нет, а просто чувство здорового, сильного человека при виде смерти и разрушения. Не будь желания отца, Борис непременно выбрал бы другой факультет, тем более что «наши» почти все на юридическом, кроме этого психопата Мельникова, помешавшегося на математике, и двух филологов, которые готовятся куда-то в китайские посланники. Отец держится того мнения, что медицинский факультет один только может приучить к постоянному и упорному труду. Странное мнение. Положим, ему простительно так думать, потому что он сам — медицинское светило.

Вдали показалось громадное серое здание анатомического театра. По дороге начали Борису попадаться студенты. Они шли туда же кучками по три, по четыре человека, с книгами под мышками. С некоторыми Борис был знаком и издали раскланялся. Один из студентов, Затонский, трудолюбивый и скромный молодой человек, отделился от своих товарищей и догнал Бориса.

— Здравствуйте, Полубояринов, — сказал Затонский, задыхаясь от быстрой ходьбы. — Вы знаете, что мы с вами в одной партии?

— Да, благодарю вас. — Борис пожал ему руку и, видя, что Затонский хочет уйти, задержал его и добавил: — Пожалуйста, пойдемте вместе. Вы знаете, я ведь в первый раз, так не согласитесь ли вы быть моим Вергилием?

— С удовольствием, — отвечал Затонский, широко улыбаясь. — Мне самому в первый-то раз жутко было.

Но Борис не хотел признаться в своей нерешительности.

— Мне не то чтобы жутко, — сказал он, — а просто я не знаю, куда там нужно идти, что делать, как держать инструмент.

— Э, пустяки! Вам и резать-то ничего не придется. Так, сначала только посмотрите, пока не привыкнете.

Они вместе вошли в шинельную и разделись. Борису казалось, что он уже отсюда слышит тяжелый, гнилой запах. Он вздрогнул от какого-то ощущения, похожего на холод, и — странно — после этого уже никак не мог согреться и все дрожал мелкой нервной дрожью.

— Что вы такой бледный, Полубояринов? — окликнул его студент, товарищ Бориса по гимназии. — Не выспались?

В шинельной было тесно и шумно. Одни приходили, другие уходили; дверь поминутно открывалась и закрывалась, впуская каждый раз резкую холодную струю воздуха. Между молодыми, свежими, словно девическими лицами мелькали серьезные, бородатые физиономии студентов последнего курса. Эти пользовались правом носить штатское платье, и молодежь относилась к ним с оттенком некоторого почтения.

Полубояринов и Затонский из шинельной прошли в длинную анатомическую залу, освещенную с обеих сторон высокими окнами; целый поток яркого света лился сверху из громадного стеклянного купола. Вдоль обеих стен и посредине, саженях в двух один от другого, стояли три длинных ряда высоких столов, сверху обитых цинком. Затонский, в качестве опытного человека, давал пояснения.

Источник

Читайте также:  Как сушить тело зимой
Оцените статью