Снег идет что это метафора

❄️Снег идёт

Борис Пастернак написал стихотворение «Снег идёт» в 1957 году, когда над поэтом и писателем сгущались тучи, а в душе назревал снежный ураган. Уже публикуют за границей «Доктора Живаго», уже начинается осуждение в СССР, уже живительная вода готова превратиться в лёд.

Мотив стихотворения

Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:

Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.

Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.

Вместе с тем автор понимает:

… что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.

Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.

Читайте также:  Домашний уход за кожей лица зимой

Финал произведения

Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:

Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.

Это моё видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.

Средства выразительности

В произведении «Снег идёт» использованы средства художественной выразительности:

Сравнений два – «словно падают не хлопья» и «словно с видом чудака».

Олицетворений три – «удивлённые растенья», «сходит наземь небосвод» и

Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,

Эпитеты: «заплатанном салопе» и «удивлённый пешеход».

Текст

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Песня на стихи

Источник

борис пастернак снег идет указать в этом стихотворении тропы рифмы размер

«Снег идет, снег идет. «
Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев,
подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада
Эта фраза проходит через все произведение:
она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и
пятой, а в последней звучит трижды.
Благодаря олицетворениям-«снег идет»-«сходит небосвод»-
подчеркивается единство лирического героя с
окружающим его миром, их эмоционально-психологическое
равенство.
Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом.
Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное
количество строк: первые пять строф – четверостишия,
шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку,
седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк.
Такое построение акцентирует внимание на размышлениях
лирического героя о жизни и о времени.
Для создания произведения Пастернак использовал
четырехстопный хорей и сочетание различных видов
рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и
пятой строфах)
и перекрестной (во второй строфе).
Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы
придают особое звучание.

Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок.
Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную
мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается
за счет разнообразия используемых изобразительных
средств:
метафор (к белым звездочкам в буране),
сравнений (словно с видом чудака),
олицетворений (сходит наземь небосвод),
эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения,
заплатанном салопе).

Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах,
усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную
мысль стихотворения о быстротечности времени.
Пастернак использует также антитезу
(белый снег – черной лестницы ступени).

Анафора «снег идет» придает стихотворной речи
более плавное, напевное звучание.

Параллелизм строчек «снег идет»-«жизнь не ждет»
подчеркивает идейный замысел стиха.

Сказочность придают сравнения:
«…словно… в заплатанном салопе»,»словно с видом чудака».

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря
использованию глаголов настоящего времени
(тянутся, пускаются, сходит, проходит).
Особую роль играет глагол «идёт», который употребляется
в тексте десять раз.

Источник

Анализ «Снег идет» Пастернак

«В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, — шептал я, — благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык — величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество — Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья».
Эти строки написал Борис Пастернак в 1952 году после пережитого им тяжелого инфаркта миокарда. Это острое чувство смертного дыхания времени, но при этом присутствие какого-то другого измерения, где время исчезает, звучит в стихотворении «Снег идет».
Читаем и разбираем известный текст в проекте «50 великих стихотворений»

Снег идет

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буранеТянутся цветы гераниЗа оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет, —Черной лестницы ступени,Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и Святки.Только промежуток краткий,Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:Убеленный пешеход,Удивленные растенья,Перекрестка поворот.
1957

Анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак)

Выполняя анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак), окунаешься в мир философской лирики, в размышления о человеческом бытии. А когда читаешь строки, невольно в мыслях рождаются разные образы, мысли роятся и кружатся, как белый снег Пастернака.

«Снег идет» относится к позднему творчеству поэта, к периоду переосмысления жизни, творчества. К 957 году уже многое написано и сказано, мировоззрение оформилось, остался в прошлом футуризм, к которому относил себя Пастернак. Все чаще теперь в его лирике звучат философские мотивы и рассуждения о смысле жизни, времени и пространстве.

К подобным размышлениям, наверное, в определенный период жизни приходит каждый писатель, но не всякое произведение наполняется такими удивительными образами, не всякое стихотворение прячет под символической вуалью глубокий смысл произведения.

К моменту написания стихотворения «Снег идет» уже был издан роман «Доктор Живаго», и поэт прекрасно понимал, что ему не стоит ждать милости от власти за свое произведение. Возможно, думы об этом под падающие хлопья снега за окном и навели поэта на размышления, которые легли в основу стихотворения.

«Снег идет» венчает футуристическое прошлое поэта, возносившее форму над содержанием и глубокий смысл, свойственный поздней лирике Пастернака. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, это довольно замысловатое по структуре произведение раскрывает и сложную тему скоротечности времени. Главная мысль в стихотворении раскрывается постепенно, рождая в каждой строке новые невероятные образы в сознании читателя, одна часть плавно перетекает в другую, так что не сразу можно заметить этот смысловой переход.

Стихотворение начинается с легкой пейзажной зарисовки. Четырехстопный хорей, которым оно написано, делает произведение похожим на детские стишки, настолько легко и жизнеутверждающе звучит первая часть стихотворения.

Падающий с неба снег создает неповторимые картины за окном лирического героя. Снег падает с неба без перерыва, и, кажется, что так будет всегда. Снег падает и падает, воплощая в миллионах снежинок бесконечность времени. И эта бесконечность приводит в радостное смятение все вокруг: «все пускается в полет». Перед нами возникают образы черной лестницы и перекрестка, но в первой части они еще не оформились в единую идею и пока существуют сами по себе, заметенные миллионами белых снежинок. Но в третьей строфе снегопад становится настолько густым, что как будто само небо спускается на землю в «заплатанном салопе». Но это не просто художественное описание заснеженного города. И вторая часть стихотворения раскрывает тайну образов.

Сразу после описания снегопада следует размышление лирического героя о времени. И в этих размышлениях бесконечный полет снежинок обретает совершенно иное значение. Снегопад и все, что прячется под ним, становится более предметным. Само время начинает обретать определенные границы. Мы видим конкретные праздники и понимаем, что зима идет своим чередом, время не ждет, и пролетают, как одно мгновение, Святки и Новый Год:

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

И тут же теряется нить одной зимы, перетекая в бесконечную череду зим, идущих год за годом. Вполне конкретный временной промежуток неожиданно утопает в вечности, теряя начало и конец, и смешиваясь со снегом. Время становится похожим на снег, оно также бесконечно и с разной быстротой идет и идет:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Так, мы понимаем, что в стихотворении царит зима, а точнее, ее начало, все главные события ее впереди, но в то же время проходит год за годом, события и праздники повторяются, как и падающий с неба снег. И в это цикличность мироздания. Теме повторяющегося однообразия бесконечно вторит рефрен «снег идет». Что бы в мире ни происходило, все это уже было не единожды, и все еще не раз повторится. Характерно и то, что в стихотворении преобладают в основном глаголы настоящего времени, что отражает сиюминутность происходящего, но снегопад как будто растянут во времени. Вероятно, поэтому форма настоящего времени приобретает обезличенное значение и еще больше усиливает ощущение бесконечности жизни.

Особого внимания заслуживают образы и символы стихотворения. Снегопад перемешивает все вокруг, вовлекает в свой белый танец и переворачивает все, меняя даже пространство. Поэтому возникает ощущение, что кругом царит хаос: небо почти сливается с землей, спускаясь на нее в «салопе», а черная лестница стремится к небу. Так, антитеза, призванная противопоставлять небо и землю, объединяет их в единстве всеобщего смятения.

Снег размывает границы пространства и предметов, и в то же время ясно и четко видны разные незначимые, казалось бы, детали бытовой жизни человека, вот и недостижимый свод неба вдруг становится маленьким и обычным, как будто бы и не с небес спустился, а по чердачной лестнице:

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Эти маленькие бытовые зарисовки милы и близки лирическому герою, поэтому обретают особый смысл, перемешиваясь с вечными философскими вопросами.

Многогранен и символ снега. В плотной стене бурана различаются отдельные звездочки. И снова Пастернак смешивает, как художник краски, глобальное и маленькое, вечное и сиюминутное, ирреальное и бытовое. Ведь снегопад здесь представлен неким живым организмом, единым целым, которое способно закружить все и всех, проглотить весь мир, унося его в вечность. И в то же время каждая снежинка в нем – это маленький человечек, не способный сопротивляться законам мироздания. Снежинки поддаются общему движению, так же и человек не в силах остановить время. Но в его власти почувствовать его ход, как по-разному «в том же темпе, с той же ленью» может время идти, то сужая жизнь до одного дня, то расширяя до бесконечности.

Снег символизирует время, в котором оживает все, и все ему подвластно. За окном лирического героя кипит жизнь, но он всего лишь ее сторонний наблюдатель, не в силах изменить что-либо в ее ходе. Он похож на цветки, стоящие на его окне. Лирический герой так же, как и герань не может окунуться в снежную круговерть. Но цветам мешает «оконный переплет», а «удивленный пешеход» стоит перед поворотом на перекрестке, застыв в томительном выборе, какой дорогой идти.

В стихотворении Пастернака талантливо уживаются, казалось бы, абсолютные противоположности: «черная лестница» и белое небо и снег, миг и вечность, каждодневные мелочи и глобальные вопросы времени и пространства, быт и бытие. Поэт мастерски создает общий план жизни: город, заметенный снегом, небо, размытые образы. И выхватывает детали, мелкие подробности каждого дня привычной жизни. Но в действительности не так важно, минута прошла или целый год, бежит время или лениво шагает – все равно никому его не подвластно контролировать. Оно неумолимо идет вперед.

Идея в стихотворения выражена не только рефреном и антитезой. Эпитеты «заплатанном», «густой-густой», «убеленный» рисуют образ снега и образ вечности, в которой многое становится неважным, кроме белой густой пелены времени. Олицетворениями «все пускается в полет», «сходит… небосвод», «играя в прятки» создается эффект жизни, которая идет независимо ни от чего. Важная художественная функция и у сравнений. Так, небо спускается на землю «словно с видом чудака», удивляясь происходящему и принося с собой удивление всему в этом мире. А движение снежинок в пурге сравнивается со словами в поэме: «как слова в поэме». На мой взгляд, в этом выражается слаженность, гармоничность, стройность мироздания. Так что снег сам становится поэзией.

Задавая риторически вопрос в конце стихотворения, автор предлагает каждому самостоятельно ответить на него, остановиться, поразмышлять в снежной тишине о времени. Ведь у каждого будет свой ответ, потому что время у каждого и для каждого движется по-разному.

Стихотворение Пастернака «Снег идет», как и вся его философская лирика, завораживает и околдовывает. Оно — как тихая песня под гитару у окна зимним снежным днем, такое же негромкое, потому что очень личное, интимное, для каждого – свое. В нем нет блоковской обреченности и пустоты, нет и бунинского умиротворения и библейских мотивов. Оно наполнено смятением, но это смятение без лишней суеты. Готов ли лирический герой преодолеть преграду и стать одной из миллиона снежинок, закруженных в танце времени, в пурге, соединяющей небо и землю, вечность и мгновенье? Каждый сам должен решить для себя, стоя на заснеженном перекрестке.

Историко-биографический контекст

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».

В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». О Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.

Борис Пастернак. Переделкино. 23 октября 1958 год

В одном из стихотворений Пастернак пишет:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони,Мне наружу ходу нет.
Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.

Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

Стихотворение «Снег идет» Б. Пастернака было написано в 1957 году, в период, когда поэт отказывается от футуристической манеры, признавая первенство содержания, а не формы. Его поздние произведения отличаются глубокой философией, оригинальными рассуждениями о вечных вопросах существования человека и вселенной, что нашло место и в анализируемом стихотворении. Тема стихотворения «Снег идет» — скоротечность жизни. Автор показывает, что время – категория, неподвластная никому, все живое может лишь удивляться, как бежит за годом год.

В центре стихотворения лирический герой, наблюдающий за снегопадом и снег. Постепенно к центральным образам добавляются небо, пешеход, поворот. Лирический герой сначала наблюдает за снегом из окна, потом на лестничной площадке, постепенно перемещаясь на улицу. Он замечает все изменения, которые принес снегопад: герань тянется за окно, небо «сходит с чердака», а перекресток и люди в смятении от погоды, напоминающей о скоротечности жизни.

Постепенно лирический герой переходит от любования природой к раздумьям о вечном. Падающий снег напоминает ему годы, которые также летят без остановки. Он не может понять тянется время лениво или быстро, но то, что оно утекает – факт. Углубляясь в раздумья и сравнения, герой находит схожесть между годами и строчками в поэме.

В последней строфе стихотворения Б. Пастернака «Снег идет» появляются удивленные и смятенные растенья, пешеход, поворот. Все они очарованы снегопадом и закружены водоворотом времени. С помощью этого приема автор показывает, что течение времени ощущают на себе все – и живые существа и бездушные предметы.

Философская проблема раскрывается в контексте пейзажных зарисовок и интерьеров. Картины природы динамические: снег идет, не переставая, опуская вместе с собой небосвод. Интерьер – лишь несколько деталей (герань и окна плетенье), от которых веет уютом и теплом. Обычная лестничная площадка превращается в посадочную полосу для неба и снежинок.

Не забывает Б. Пастернак и о народных традициях, упоминая святки и Новый год. Но служат они не для воспроизведения жизни народа, а являются маркером, обозначающим точки на бесконечной ленте времени.

Философская проблема раскрывается при помощи художественных средств. В тексте преобладают метафоры («снег идет», «сходит наземь небосвод», «все пускается в полет, — черной лестницы ступени…») и сравнения («снег идет, словно падают не хлопья», «словно с видом чудака»). Дополняются картины природы эпитетами.

Стихотворение состоит из 5 катренов, двух пятистиший и одного терцета. Строки объединены по содержанию. В строфах представлены все виды рифм: перекрестная, кольцевая и параллельная. Стихотворный размер – трех- и четырехстопный хорей. Ритмическая организация помогает отобразить легкость снежинок, танцующих в воздухе.

Произведение Б. Пастернака «Снег идет» – образец гармоничного переплетения пейзажных и философских мотивов, традиционного и индивидуального видения вечной темы.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Пастернака «Определение поэзии» Анализ стихотворения Пастернака «Осень» Анализ стихотворения Пастернака «Импровизация» Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»

Источник

Оцените статью