Снег идет свиридов иллюстрации

Свиридов. Маленький триптих. Снег идёт. Поэма памяти Сергея Есенина

«Маленький триптих» — одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра, маленькая кантата «Снег идет» — едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака и «Поэма памяти Сергея Есенина», вызвавшая небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни.

В исполнении Большого Симфонического Оркестра им. П. И. Чайковского (дирижёр — Владимир Федосеев), государственной академической русской хоровой капеллы им. А. Юрлова (солист — Константин Лисовский), Московского камерного хора под управлением Владимира Минина и капеллы мальчиков под управлением Нинели Камбург.

Маленький триптих
01. Allegro moderato unpocorvbato
02. Contuua forza, un poco maestoso
03. МAllegro moderato

Снег идёт
04. Снег идёт. Commodo
05. Душа. Moderato con moto
06. Ночь. Animate

Поэма памяти Сергея Есенина
07. Край ты мой заброшенный. Andantino
08. Поёт зима. Allegro non troppo
09. В том краю. Andantino
10. Молотьба. Allegretto
11. Ночь под Ивана Купала. Misterioso
12. Ночь под Ивана Купала (продолжение). Con moto
13. 1919. Largo. Attacca
14. Крестьянские ребята. Allegretto vivo
15. Я последний поэт деревни. Largo
16. Небо, как колокол. Largo maestoso

Исполнители: Большой Симфонический Оркестр им. П. И. Чайковского, дирижёр — Владимир Федосеев; государственная академическая русская хоровая капелла им. А. Юрлова, солист — Константин Лисовский, тенор; Московский камерный хор п/у Владимира Минина; капелла мальчиков п/у Нинели Камбург.

Читайте также:  Плавающий лед как пишется

Записи 1977 (Снег идет), 1981 (Поэма памяти Сергея Есенина) 1982 (Маленький триптих).

«Маленький триптих» (1964) — одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья — один из символов музыки Свиридова — воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть — вторая — навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).

Маленькая кантата «Снег идет» — едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака — написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.

День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора — цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 — 1941). Не было — своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова — новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века — сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения — к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х — середины 1980-х (среди авторов — Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла — номера 9 и 10. №9 — «Я — последний поэт деревни» — тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 — «Небо — как колокол. » — праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.

Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще. Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал: «Microsoft PowerPoint Viewer — Средство просмотра презентаций PowerPoint»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1560)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (399)
  • Камерная (294)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (112)
  • Хоровая (92)
  • Народная (54)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1507)
  • Музыкальные жанры и формы (720)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (107)
  • Вальс (80)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (384)
  • Певцы (355)
  • Музыканты (350)
  • Пианисты (179)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (248)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (198)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыкотерапия (96)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Пастернак и Свиридов.«Снег идет»

Воскресенье, 17 Декабря 2017 г. 11:47 + в цитатник

liudmila_leto все записи автора Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет.

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака

«Снег идет» — это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Свиридов, таким образом. выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет. » (1957), «Душа» и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году. Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.

(0:00) — Снег идёт. Commodo
(1:45) — Душа. Moderato con moto
(6:00) — Ночь. Animate

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией.

Во 2-й части, «Душа» , монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

3-я часть, «Ночь», неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник,

У времени в плену.

Рубрики: Музыка/Хоровая
Музыка и литература

Метки: Свиридов советский композитор Пастернак

Процитировано 4 раз
Понравилось: 16 пользователям

Источник

Снег идет свиридов иллюстрации

Состав исполнителей: женский хор, ансамбль мальчиков, оркестр.

История создания

После окончания «Деревянной Руси» в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз — на стихи Б. Пастернака (1890—1960). Хотя и менее заметно, но поэзия Пастернака также прошла сквозь всю жизнь композитора. На его стихи были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел настолько несовершенными, что даже не включил в список сочинений.

Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком. ».

«Снег идет» — это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Свиридов, таким образом. выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет. » (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.

Музыка

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

3-я часть, «Ночь», неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник,
У времени в плену.

Источник

Снег идет свиридов иллюстрации

Г. Свиридов кантата «Снег идёт»

«Маленький триптих» — так называют кантату «Снег идёт», написанную выдающимся русским композитором Георгием Васильевичем Свиридовым. Этот миниатюрный шедевр вокально-инструментальной музыки он создал по произведениям Бориса Пастернака, замечательного поэта, творчество которого отчего-то не привлекало внимания других композиторов. Кантата «Снег идёт» — весьма показательное произведение в творчестве Свиридова. Георгий Васильевич минимальными средствами, каждой нотой и каждой интонацией сумел добиться максимальной содержательности и передать всю сложность сути поэтических произведений, являющихся литературной основой данного сочинения.

История создания

Известно, что Георгий Свиридов в своём творчестве отдавал предпочтение вокальным и хоровым жанрам. Выбирая литературную основу для своих произведений, композитор очень тщательно подходил к отбору материала. Разумеется, что в приоритете у него были такие гениальные поэты как А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Р. Бёрнс. Кроме того, Свиридов не обходил своим вниманием творения В. Маяковского А. Твардовского и очень трепетно относился к А. Блоку и С. Есенину, на стихи последнего композитор написал более 50 произведений. Также особое место в числе любимых стихотворцев композитора занимал Борис Пастернак. Свиридов увлёкся творчеством поэта ещё в годы учёбы в консерватории и даже тогда пробовал сочинить кое-что на его стихи, но тем, что у него получилось, молодой маэстро был крайне неудовлетворён.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем Георгий Васильевич вновь вернулся к творчеству выдающегося поэта, однако на этот раз приобретённое за годы композиторское мастерство позволило ему создать настоящий шедевр. В 1965 году, после завершения кантаты «Деревянная Русь», в основу которой были положены стихи С. Есенина, Свиридов решил продолжить работу в этом же жанре, только теперь, выбирая литературную основу, он остановился на произведениях Пастернака. Свиридов отобрал для кантаты всего три стихотворения: «Снег идёт», «Душа» и «Ночь». Их объединяет одна общая философская тематика — отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно. Один момент – это миг и его дважды прожить нельзя.

Свиридов работал над кантатой недолго, он закончил произведение в том же 1965 году. Впервые оно прозвучало в Большом зале Московской консерватории в конце декабря следующего 1966 года.

Интересные факты

  • Георгий Свиридов написав кантату на стихи Бориса Пастернака, стал первым из композиторов, обратившихся к творчеству выдающегося поэта.
  • Композитор очень любил поэзию Пастернака и именно на его стихи написал свои первые романсы, однако посчитал их настолько неудачными, что даже не отметил их в списке своих произведений.
  • Свиридов никак не мог выбрать из произведений Пастернака то, что подходило бы для средней части кантаты «Снег идёт». Стихотворение «Душа» композитор нашёл в одном из зарубежных источников, так как оно никогда не печаталось в Советском Союзе. Поэт действительно в этом своём произведении отразил негативные стороны режима, установившегося после победы большевиков.
  • Кантата «Снег идёт» среди произведений русских композиторов является самым маленьким произведением в этом жанре.
  • Стихотворение «Снег идёт» Пастернак написал в 1957 году. Эта пора жизни была очень сложной в жизни поэта, так как после издания за границей «Доктора Живаго», который в Советском Союзе назвали клеветническим романом, на него было усилено давление со стороны государственных властей. Находясь в надломленном душевном состоянии, большинство стихов о природе, которые Борис Леонидович писал в это время, он посвящал зиме.

  • Когда в 60-х годах музыка Свиридова впервые прозвучала за рубежом, французские, испанские и английские слушатели не были знакомы с произведениями этого композитора, кроме того они не знали русский язык. Однако музыка Георгия Васильевича так эмоционально воздействовала на публику, что присутствующие на концертах прослезились.
  • Дирижёры всегда жаловались, что работать с Георгием Васильевичем было очень сложно. Находясь на репетициях перед концертным исполнением своих вокальных произведений, он не предъявлял никаких претензий ни солистам-вокалистам, ни хору, ни оркестру, зато дирижёра мог словесно уничтожить.
  • Однажды на репетиции одного из своих творений Свиридов никак не мог добиться от музыкантов задуманного им исполнения. Измучив дирижёра, хор и оркестр, он грустно сокрушался, что видимо, произведение написал неправильно. На последней репетиции композитора не было — он приболел, и дирижёр на свой страх и риск проявил инициативу в трактовке сочинения композитора. Услышав своё произведение на концерте, Георгий Васильевич после выступления с облегчением всем заявил о том, что всё-таки написал его правильно.

Содержание

Первая часть кантаты даёт название всему произведению. Уже с самого начала четырежды повторённое словосочетание «снег идёт» настраивает слушателя на определённую монотонность, ту, которую мы слышим в безостановочном ходе часов, отсчитывающих время. Также однозвучно и размеренно звучит хор: всё первое четверостишие сопрано и альты пропевают только на одной ноте фа-диез. Аккомпанемент также своеобразен: диссонирующие аккорды, в которых один из звуков делает нисходящее движение на «малую секунду», постоянно повторяются через такт. Второе четверостишье хор поёт на ноте «ля», а в третьем он вновь возвращается к «фа». Затем эти две ноты между собой меняются.

Средняя часть кантаты Свиридов — это стихотворение «Душа», в котором поэт размышляет о своём тягостном долге: всю человеческую скорбь, мучения и лишения он должен пропустить через сердце и тяжёлой ношей нести в своей душе всю жизнь. Мелодическая линия партии хора во второй части довольно проста, но весьма выразительна. Она очень напоминает по своему характеру печальную городскую песню, так как немного монотонна, а кроме того написана композитором в куплетной форме и трёхдольном размере. Партия хора исполняется на фоне скупого аккомпанемента: выдержанных звуков оркестрового сопровождения, создающих ощущение отрешённости.

Третий раздел кантаты — «Ночь» является прямой противоположностью предыдущим двум частям. В нем звучит веселая незамысловатая мелодия, сопровождаемая в аккомпанементе легкими, отрывистыми аккордами. Она весьма подвижна, написана в светлом «до мажоре» и исполнятся звонкими детскими голосами. Может показаться странным, что Свиридов исполнение серьёзных по смыслу стихов доверил детскому хору, но это было сделано композитором намеренно, так как звучащий в конце стихотворения призыв к художнику: «Не зная устали исполнять свой долг» более убедительно доносится из детских уст.

Вокально – инструментальное творчество Георгия Свиридова – это яркая музыка, глубоко воздействующая на чувства слушателей. Она наполнена нравственной чистотой и высокой духовностью. В творчестве композитора есть всё – картины природы, история Родины и судьбы людей. Он изображает человека, патетически приподнимая его, тем самым пробуждает не только светлые чувства, но и заставляет верить в свои силы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Кантата «Снег идёт»

Источник

Оцените статью