- В чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном»? Что с чем сравнивается?
- Проверим себя и оценим свои достижения стр. 78 — 80
- 1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?
- 2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?
- 3. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?
- 4. Найди созвучные слова:
- 5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.
- Смотреть и слушать онлайн стихотворение «Листья» Ф. И. Тютчева
- 6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:
- 7. Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение «снег лежит полотном»?
- 8. Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?
- 9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения
- Вариант 1: А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»
- Вариант 2: И. Никитин «Полно, степь моя…»
- 10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.
- Какое чтение тебе понравилось больше? Почему?
- Школьное чтиво
- Содержание сайта
- 17.12.2019
- Никитин И. «Встреча зимы»
В чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном»? Что с чем сравнивается?
Задание по литературе для 3 класса 8. Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?
Снег обладает таким волшебным свойством выравнивать любые поверхности. Если летом мы видим на полях и разные травы, небольшие овраги, ручейки, прочие неровности почвы, то зимой снег укрывает поля ровным полотном.
Именно с полотном сравнивает поэт Иван Никитин снег в своем стихотворении «Встреча зимы». Здесь автор использует такое средство художественной выразительности как сравнение. Мы можем переиначить эти строчки таким образом: Снег лежит как полотно. А именно наличие слова Как прямо указывает на сравнение, а не на метафору.
Это сравнение помогает нам представить ровное заснеженное пространство, картину наступившей зимы.
В сравнении «Снег лежит полотном», которое использует поэт Иван Никитин, нет никакого секрета. Полотно — это большой отрезок ткани, обычно белого цвета, которым можно укрыть что-то, например поле. При этом поле получает необыкновенную ровность, сглаживаются все неровности, которое оно имело летом или осенью.
Таким образом такое сравнение позволяет лучше представить себе картину снега, которым укрыто поле, лучше представить приход зимы.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.
Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.
Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.
Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.
Но далее если бы не Серый волк, ничего бы у Ивана царевича не вышло. Сперва он проспал своего коня, видимо спал богатырским сном. Потом постоянно не слушал мудрых советов волка и попадал в беду. Здесь проявилась жадность Ивана Царевича — он прельстился золотыми клеткой и уздечкой.
Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.
В стихотворении Тютчева «Листья» листья называют себя Легким племенем и с некоторым презрением отзываются об иголках хвойных деревьев. Листья рассказывают нам, как весело им было летом, какие они были красивые и зеленые и как радовались солнцу, дождю и росе.
Когда пришла осень, листья увидели, что птицы отпели свои песни и вместе с теплыми ветрами, зефирами, улетели, и также не захотели просто так висеть на деревьях и медленно желтеть. Они обращаются к буйным ветрам с просьбой скорее сорвать их с веток, чтобы лететь вместе с ветром и радоваться переменам.
Листья в этом стихотворении показаны не просто как легкое племя, но как племя молодое, которому не хочется медленно стареть на ветках.
А тут и сравнивать нечего.
Иван царевич в сказке «Иван царевич и серый волк» пытался добыть жар-птицу самостоятельно, но на его счастье ему начал помогать серый волк, который все-таки сумел добыть все нужное — и жар-птицу, и Елену Прекрасную и коня златогривого.
Братья отправились в разные стороны в поисках жар-птицы. но такого помощника как у Ивана они не нашли и возвращаясь с пустыми руками увидели спящего Ивана.
Тут они решили, что проще всего добыть жар-птицу просто убив Ивана царевича и забрав все его трофеи. То есть если Иван царевич все-таки пытался что-то делать, то его братья пришли на все готовое и завладели добычей нечестным путем. Поэтому справедливо то наказание, которое их потом постигло.
Источник
Проверим себя и оценим свои достижения стр. 78 — 80
1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?
В этом разделе произошло знакомство со следующими авторами стихотворений: Ф. Тютчев, А. Фет, И. Никитин, И. Суриков.
Мне запомнились более всего стихотворения Фета, в частности «Мама! Глянь-ка из окошка…».
Это произведение вызывает радостные эмоции, помогает ощутить тот восторг, который испытывается при виде первого снега.
Ещё в этом стихотворении мне понравилась рифма.
Интересная периодичность рифмующихся строчек заставляет читать стихотворение в игривом ритме.
И это очень забавно.
Помимо этого стихотворения, можно выделить многие другие.
Ведь каждый автор писал по-своему прекрасно и в каждом произведении присутствует уникальность.
2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?
Я бы сказал, что это литературное произведение, строчки которого рифмуются.
При этом строение рифм может быть самым разным.
В стихотворении поэты могут изображать различные картины и события.
Чтоб оно было интереснее и красивее, авторы часто используют художественные приёмы.
Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом.
3. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?
4. Найди созвучные слова:
раскаты молодые — перлы золотые (ледяные, полевые, снеговые);
пыль летит — нити серебрит (оживит, шевелит, теребит).
Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмованные слова.
5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.
Я согласен с этим утверждением.
Например, произведение Фёдора Ивановича Тютчева можно читать под ритмичную, быструю музыку.
А указанное произведение Никитина – под медленную, торжествую.
Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.
Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.
Ритм – это определённое чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.
Смотреть и слушать онлайн стихотворение «Листья» Ф. И. Тютчева
6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
На безлюдный простор
Смотрит весело лес
7. Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение «снег лежит полотном»?
Под эти строки можно сделать иллюстрацию с изображением села, которое окутано снегом.
За селом виднеются поля и лес.
Они также покрыты густым снежным одеялом.
На иллюстрации должно присутствовать солнце, лучи которого падают на снег.
При этом людей здесь нет, все они попрятались от мороза в своих тёплых домах.
Указанное сравнение помогает представить, насколько много было снега – не единого места без него.
Создаётся ощущение, что снег создал непроходимые сугробы.
Возможно, из-за этого простор был безлюдным (подчёркнутое слово).
Поэтому на иллюстрации нужно изображать большое количество снега.
Подчёркнутое слово «разноцветный» рисует в голове картину солнечного, но морозного дня – лучи играют на снегу, создавая разноцветное сияние.
Возникает впечатление, что на снег кто-то рассыпал блёстки.
Слово «чёрных» передаёт томность леса, его непроходимость.
Такие кудри создают контраст со снегом белоснежного цвета.
Ещё я представляю лес спящим, опустошённым.
Ведь все животные попрятались на зиму в норки, а птицы улетели в тёплые края.
8. Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?
Указанное выражение говорит о том, что снег покрыл все видимые автору просторы Земли, без него не осталось ни единого местечка.
Ведь полотно – это белоснежный, сплошной материал.
То есть, такое сравнение – снега с полотном – даёт полное представление того, насколько масштабным был снежный покров.
Благодаря этому, в голове рисуется картина очень заснеженных местностей.
9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения
- Определи в нём важные мысли.
- Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
- Обрати внимание на знаки препинания.
- Выбери тон и темп чтения.
- Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
- Воспользуйся советами Я. Смоленского.
Вариант 1: А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»
Важные мысли выражены в строках:
Выделить голосом следующие слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Это произведение нужно читать в быстром темпе, тон – весёлый, немного волнующий от радости.
Все слова нужно произносить чётко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.
Вариант 2: И. Никитин «Полно, степь моя…»
Важные мысли выражены в строках:
«Снег пропал – и тепло, и светло…»
Выделить голосом следующие слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее.
Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Это произведение нужно читать в нормальном либо замедленном темпе, тон – сообщающий, поднесённый, с присутствием нежности и любви в голосе.
Ведь автор любуется природой, восторгается её изменениями.
Это прослеживается в каждой строчке стихотворения.
Все слова нужно произносить чётко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.
10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.
В воздухе кружится
И на землю тихо
Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.
В воздухе кружится
И на землю тихо
Какое чтение тебе понравилось больше? Почему?
Я выбрал второе предложение.
Потому что в нём сделан акцент на словах, что самые важные по смыслу.
В первом же случае акцентируется внимание на рифме.
А я считаю, что читая стихотворение, нужно пытаться максимально передать задумку автора.
Для этого следует обращать внимание не только на рифмы, но и на слова, которые наилучшим образом раскрывают задумку, суть произведения.
И это должно быть первостепенной задачей. Именно поэтому мой выбор был таковым.
Источник
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Содержание сайта
17.12.2019
Никитин И. «Встреча зимы»
Читайте анализ других стихотворений Ивана Никитина:
«Зимняя ночь в деревне»
«Вечер ясен и тих»
Главные герои стихотворения «Встреча зимы» и их характеристика
- Народ. Могучий, бесшабашный, богатырский.
- Зима. Суровая, защитница.
План пересказа стихотворения «Встреча зимы»
- Вчерашний дождь
- Снежок
- Белые дворы и поля
- Здравствуй, Зима!
- Песни и забавы
- Горячая кровь
- Тулуп зимой и летом
- Богатыри
- Враги
Главная мысль стихотворения «Встреча зимы»
Сама природа, суровая русская зима, рождает в нашей земле богатырей.
Чему учит стихотворение «Встреча зимы»
Стихотворение учит любить Родину, любить родную землю, гордится своей страной, своей природой. Учит любоваться красотой природы, любоваться зимой, любить морозы и непогоду, потому что они закаляют характер человека, заставляют его кровь гореть.
Отзыв на стихотворение «Встреча зимы»
Мне понравилось это стихотворение, в котором автор показывает свою любовь к Родине, ее бескрайним просторам и суровым зимам, но больше всего к простому народу, к мужикам, которым не страшна никакая непогода, которые с детства растут богатырями, которых боятся враги. Видно, что автор гордится своей Родиной, и эта гордость вызывает в читателе ответные чувства.
Анализ стихотворения «Встреча зимы»
Стихотворение было написано Иваном Никитиным в 1854 году
По жанру это пейзажная лирика с патриотическими мотивами.
Автор начинает стихотворение с описания прихода зимы, красивого, хотя и холодного времени года. Эта часть стихотворения очень легкая, почти воздушная. Но дальше стихотворение меняет тональность, и начинает звучать патетически. Автор восхваляет зиму, которая закаляет русского человека. Он с гордостью пишет о простых мужиках, русских богатырях, которым не страшен мороз, и которым не страшны любые враги. Ведь даже погода на их стороне.
Стихотворный размер ямб, рифмовка — параллельная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Встреча зимы»
Эпитеты: угрюмых небес, сумрачный лес, белый пушок, осеннюю грязь, разноцветным огнем, безлюдный простор, православный народ, степной мужичок, весны золотой, Руси святой, гость незваный, хмельной пир.
Метафоры: туман облаками вставал, воздух легок и чист, снег лежит полотном, блестит огнем, черных кудрей, строй мосты, ковры расстилай, кровь горит, рассыпай серебро.
Сравнения: что белый пушок, как алмазы горят, что под бурями дуб.
Олицетворения: дождь стучал, туман вставал, плакал лес, смотрит весело лес, гостья-зима, песни вьюга поет.
Пословицы к стихотворению «Встреча зимы»
Нет земли краше, чем страна наша.
Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне и весна не красна.
Родимый край — сердцу рай.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Встреча зимы»
Вчера утром в окна стучал дождь и над землей вставал туман. Плакал сумрачный лес.
Но в обед дождь перестал, и на осеннюю грязь начал падать снежок.
Прошла ночь. Воздух стал легким и чистым, река замерзла. На дворах и домах лежит и блестит на солнце снег. Даже лес повеселел и смотрит на заснеженные поля. На ветках берез горят алмазы.
Здравствуй, зима! Милости просим петь песни и гулять. Можно строить мосты, расстилать ковры. Крепкий мороз не страшен людям, чья кровь горит на морозе.
Ведь таков русский народ — летом ходит в тулупе, а зимой по колено в снегу. Когда крутит метель, мужичок едет по полю, поет песни, и уповает на лошадок.
Легко встречать смерть с шуткой, если даже дитя в колыбели привыкает к морозу. Под звуки непогоды у матерей растут богатыри.
И пусть рассыпает зима серебро. Если придет к нам враг за нашим добром, то примет его зима, и метелью засыплет его следы.
Источник