Снег потемнеет синий анализ

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»

Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

Стихотворение «Снега потемнеют синие» А. Т. Твардовский написал в 1965 году, за шесть лет до ухода из жизни.

Тема стихотворения – описание природы, пробуждающейся, оживающей весной в очередной раз. Поэт узнает знакомые с детства ощущения весны. Как и много лет назад все произойдёт и на этот раз: снег растает, потекут ручьи, деревья покроются листвой, а молодая трава пробьётся сквозь опавшую осенью листву.

Композицию стихотворения можно условно разделить на две основные части. В начале произведения описываются изменения в природе, происходящие каждой весной: «снега потемнеют», «воды отовсюду ринутся», молодая трава будет «прошивать» старую листву.

Во второй части поэт размышляет о связи между явлениями природы и человеческой жизнью. Упоминание о пыльце, «донесённой из детских лет», позволяет читателю понять, какие ощущения испытывает автор, его ностальгию по беззаботному детству. Возрождение природы придаёт силы, внушает надежду и оптимизм поэту. Особенно хорошо это ощущается в последнем четверостишии.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой. Чтобы лучше передать читателю свои ощущения и эмоции поэт использует различные средства художественной выразительности: метафоры («свежесть поры», «сырая ночь», «сонная земля»), эпитеты («синие», «ольховая», «недвижимая»), олицетворения («воды зайдут низинами», «гладью прикинутся», «в поход отовсюду ринутся, из русел выбив ручьи», «пойдет строчить трава»).

Читайте также:  Конструкция укрытий для растений зимой

Мне кажется, что это стихотворение трогает тем, насколько искренне автор делится с нами своим настроением, своими переживаниями.

Источник

Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Александра Твардовского

Александр Трифонович Твардовский — советский поэт, корреспондент фронтовой газеты, автор «Василия Теркина». В его зрелом творчестве особое место занимает стихотворение «Снега потемнеют синие».

Стихотворение написано в 1965 году. Его автору исполнилось 55 лет, он возглавляет журнал «Новый мир», собирает вокруг себя писателей, которые эти годы воспринимали как возможность честного высказывания и о сталинском времени, и о нынешнем. В этот год умирает его мать, а брат, с которым он был в непростых отношениях, тяжело заболел. По жанру — элегия, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, 5 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Поэтапно и реалистично описывается приход и наступление весны. Поэт разворачивает сквозное сравнение весны со своеобразными боевыми действиями. В нем нет ничего грозного, пугающего, напротив, только добрая улыбка и одобрение. Симптоматично, что поэта не отпускает тема войны, пусть и в таком мирном произведении: воды зайдут низинами в лесок, гладью прикинутся, в поход ринутся, выбив ручьи, пойдет строчить трава, прошивая листву. Победа будет за весной.

Далее интонация становится задумчивей: пыльца из детских лет коснется. И в такой момент любой, даже самый уставший и разочарованный человек, понимает: свежесть не только была да канула, а есть и будет с тобой. Поэт подчеркивает «любой поры», ведь каждое время года по-своему стучится в сердце. Красив поэтический эпитет: синие снега. Образ воды — один из ключевых. «Прозрачный лесок» — деревья еще почти без листьев. Уменьшительный суффикс в слове «лесок» выдает любовное отношение А. Твардовского к природе. К уже упомянутым олицетворениям, рисующим весну как полководца с войском, добавляются другие: земля сонная, талая. Глагол «обвянет» здесь употреблен в народно-разговорном значении «обсохнет». Эпитеты: недвижимой гладью, сырой ночи, нежно-зеленая пыльца. Память о детстве обычно разглаживает хмурые морщинки на лбу, проще делается взгляд на проблемы, хочется остановиться и подумать о своей жизни, о дальнейшем пути. В каждом четверостишии употребляется соединительная конструкция с союзом «и». «И разом — в ночи» передает стремительность нападения. Сравнение: как тень.

Пейзажная зарисовка «Снега потемнеют синие» А. Твардовского — размышление поэта о прожитой жизни, написанное в традициях классической русской поэзии.

Источник

Александр Твардовский — Снега потемнеют синие: Стих

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского

Александр Трифонович Твардовский — советский поэт, корреспондент фронтовой газеты, автор «Василия Теркина». В его зрелом творчестве особое место занимает стихотворение «Снега потемнеют синие».

Стихотворение написано в 1965 году. Его автору исполнилось 55 лет, он возглавляет журнал «Новый мир», собирает вокруг себя писателей, которые эти годы воспринимали как возможность честного высказывания и о сталинском времени, и о нынешнем. В этот год умирает его мать, а брат, с которым он был в непростых отношениях, тяжело заболел. По жанру — элегия, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, 5 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Поэтапно и реалистично описывается приход и наступление весны. Поэт разворачивает сквозное сравнение весны со своеобразными боевыми действиями. В нем нет ничего грозного, пугающего, напротив, только добрая улыбка и одобрение. Симптоматично, что поэта не отпускает тема войны, пусть и в таком мирном произведении: воды зайдут низинами в лесок, гладью прикинутся, в поход ринутся, выбив ручьи, пойдет строчить трава, прошивая листву. Победа будет за весной.

Далее интонация становится задумчивей: пыльца из детских лет коснется. И в такой момент любой, даже самый уставший и разочарованный человек, понимает: свежесть не только была да канула, а есть и будет с тобой. Поэт подчеркивает «любой поры», ведь каждое время года по-своему стучится в сердце. Красив поэтический эпитет: синие снега. Образ воды — один из ключевых. «Прозрачный лесок» — деревья еще почти без листьев. Уменьшительный суффикс в слове «лесок» выдает любовное отношение А. Твардовского к природе. К уже упомянутым олицетворениям, рисующим весну как полководца с войском, добавляются другие: земля сонная, талая. Глагол «обвянет» здесь употреблен в народно-разговорном значении «обсохнет». Эпитеты: недвижимой гладью, сырой ночи, нежно-зеленая пыльца. Память о детстве обычно разглаживает хмурые морщинки на лбу, проще делается взгляд на проблемы, хочется остановиться и подумать о своей жизни, о дальнейшем пути. В каждом четверостишии употребляется соединительная конструкция с союзом «и». «И разом — в ночи» передает стремительность нападения. Сравнение: как тень.

Пейзажная зарисовка «Снега потемнеют синие» А. Твардовского — размышление поэта о прожитой жизни, написанное в традициях классической русской поэзии.

Источник

Сочинение: Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок…

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход… ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный еще лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца».

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Стихотворение А.Т. Твардовского об ожидании весны. Природа в сказках, былинах, поговорках и пословицах, в народнопоэтическом языке всегда живая. Мы сегодня не задумываемся, когда говорим «солнце встает», «дождь идет», «ветер дует», «земля дышит», перед нами просто общепринятые фразы, а ведь кто-то когда-то первым придумал эти метафоры. Наблюдает описывает природу человек, поэтому все, что они видят, люди пропускают через себя, характеризуют с помощью понятных им вещей. И совсем не обязательно для этого быть поэтом, нужно просто уметь видеть.

В стихотворении Твардовского весна приходит постепенно: сначала «снега потемнеют синие» и воды начнут играть (они «зайдут» в лесок, ненадолго «прикинутся» неподвижными, потом «в поход отовсюду ринутся», выбивая ручьи), затем начнет просыпаться земля, пробьется трава, все зацветет. Картина, созданная Твардовским, напоминает искусную вышивку: уже нет белого цвета, синие снега потемнели, чернеют дороги и деревья. Еще не появилась молодая листва, лес еще прозрачен, но уже недолго ждать. Передаются не только цвета, но и движение: весна бьется с зимой, неподвижные, притворяющиеся спокойными воды «в поход отовсюду» ринулись, закрутились, забурлили, растеклись ручьями. Природа – искусная мастерица: вышила гладью снега и воды, деревья, но вот она бросила нитку с иголкой, а картина продолжает вышиваться самостоятельно:

Листву прошивая старую,

Пойдет строчить трава…

Травинки-иголочки буквально прошивают, пробивают старую листву, как иголка прошивает материю. На вышиваемом полотне прорастает трава, а вот и полетела нежно-зеленая пыльца ольхи. И лес, не переставая быть прозрачным, перестал быть голым. Теперь это лес сказки, лес детства: «И с ветром нежно-зеленая // Ольховая пыльца, // Из детских лет донесенная, // Как тень, коснется лица». Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Весна заставляет и природу, и человека постоянно возрождаться, быть готовым к новому.

Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета…»

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета.

Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.

Особую роль играет у А.Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, – макушка, –

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.

Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета»? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой», а не «стихами». А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.

В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка». Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.

Попробуем воссоздать образ «макушки», как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.

О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света») – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.

А с липового цвета,

Считай что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Стихотворение А.Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета»), время («дневного убыль света»), лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета»). И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай», он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет».

Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.

Источник

Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 30.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 30.

Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов. И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1965 году. Произведение стало символом обновления и прихода светлых дней, в которых поэт отчаянно нуждался после смерти матери.

Тема стихотворения – Приход весны, описание пробуждающейся природы.

Композиция – Композиция произведения состоит из двух условных частей. В начале стихотворения лирический герой описывает изменения, которые произойдут в природе с приходом первых теплых весенних дней. Во второй части он приходит к выводу, что все перемены в природе имеют много общего с ходом человеческой жизни.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь».

Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая».

Олицетворения – «пойдёт строчить трава», «воды зайдут низинами».

История создания

На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых – невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.

Однако стих «Снега потемнеют синие», написанный Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорогого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

В этот период им было написано немало произведений, посвящённых Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие». В нём автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдёт, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

Центральная тема произведения – описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.

Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

Момент встречи зимы и весны, когда « листву прошивая старую, пойдёт строчить трава », является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передаёт идею преемственности поколений.

Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем – в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.

Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи – именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.

Композиция

Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесёт с собой это время года.

Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.
При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Это лирическое стихотворение. Произведение, в котором сквозь призму чувств лирического героя очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна.

Средства выразительности

Для описания всего очарования весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры ( «свежесть поры любой», «сырая ночь» ), эпитеты (« синие», «ольховая», «недвижимая »), олицетворения (« пойдёт строчить трава», «воды зайдут низинами »).

Источник

Оцените статью
Название: Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 18:59:03 05 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 5805 Комментариев: 18 Оценило: 8 человек Средний балл: 3.3 Оценка: 3 Скачать