- Сосульки
- Что такое сосулька?
- Механизм образования
- Способы борьбы
- Весной солнце светит ярче и греет теплее. Весной тает снег, и бегут ручейки. Тают сосульки, и бывает капель. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Весной солнце светит ярче и греет теплее. Весной тает снег, и бегут ручейки. Тают сосульки, и бывает капель.» — Транскрипт:
- Консультация «Как появляются сосульки?»
- Статья «Как появляются сосульки?».
Сосульки
Осенью и весной, когда похолодания сменяются потеплениями, на крышах, ветвях деревьев и прочих объектах появляются сосульки. Выглядят они красиво, но могут нести опасность для жизни, если достигают крупного размера и свисают с крыш над пешеходной частью улицы. Ледяные наросты – явление обычное, мало кто обращает на них внимание. Однако любознательные дети спрашивают у родителей, откуда берутся сосульки. Ответ на вопрос ниже в статье.
Что такое сосулька?
Ее научное название – ледяной сталактит. Иногда ее также называют висячей наледью. Это образование изо льда, свисающее с краев строительных и природных объектов, а также с потолков пещер и прочих полостей в породах при постепенном замерзании медленно текущей вниз или капающей воды.
Образование обычно конусообразное. Вершина не острая, а имеющая диаметр в несколько миллиметров. Структура слагающего льда такая же, как в градинах. Основание ледяного конуса чаще круглое, но бывает сложным, ребристым.
В смешанных осадках (снег и дождь) появляются ледяные сталактиты, состоящие из концентрических слоев, в которые вкраплены снежные кристаллы. Нередко сосульки сливаются, в результате образуются длинные массивные гирлянды причудливой формы.
Если сталактит растет в закрытых помещениях (в погребе, на чердаке), то капающая с наледи на пол вода образует встречную, устремленную вверх структуру – ледяной сталагмит. Слившись, сталактит и сталагмит формируют ледяную колонну. Такое явление можно увидеть и в пещерах.
Чаще всего сосульки появляются весной и осенью. Иногда зимой, если отмечаются температурные перепады. Увидеть свисающую наледь можно на крышах, ветвях деревьев, качелях, турниках – на любом объекте, где есть нависающая поверхность.
Причина образования сосулек – совмещение двух температур: выше нуля происходит таяние, ниже нуля – замерзание.
Механизм образования
Природная вода замерзает при переходе температуры воздуха на отрицательное значение, появляется гололедица. Но вода может замерзнуть не только на дороге и прочих горизонтальных поверхностях. Капли, медленно стекающие вертикально вниз, тоже замерзают.
Под воздействием силы поверхностного натяжения капля падает не сразу, а некоторое время держится на краю поверхности стекания. Если бы этой силы не было, и вода сразу падала на землю под влиянием силы тяжести, то образование сосулек было бы невозможно. При похолодании висящая капля замерзает, к ней притекает следующая капля, с которой происходит тот же процесс. Замерзающие капли постепенно наслаиваются друг на друга, так растет сосулька.
Нестабильная погода, наблюдающаяся весной и осенью, а также зимняя оттепель способствуют оттаиванию снега, скопившегося на крышах и деревьях. Образующаяся вода стекает вниз, постепенно замерзает. Чем дольше отмечается нестабильность погодных условий, тем большее количество воды стекает и замерзает, тем массивнее и тяжелее становятся ледяные сталактиты.
При возвращении морозов сосульки остаются в том виде, в котором сформировались при оттепели, висят до наступления дней с положительными температурами. Слишком массивные наледи часто откалываются под собственным весом, падают под влиянием ветра или механического воздействия. Когда устанавливается постоянная температура выше 0°C, сосульки тают, по тротуарам начинают бежать ручьи.
Гораздо реже сосульки на крыше образуются зимой, когда температура стабильно держится ниже нулевой отметки. Такое явление возможно в определенных условиях, когда здание, оборудованное центральным отоплением, имеет чердак или мансарду. В данном случае выходит, что в здании тепло, крыша нагревается изнутри. Накопившийся снег тает, несмотря на отрицательную наружную температуру, превращается в воду, стекает вниз. При стекании на морозе вода сразу превращается в сосульки.
Способы борьбы
В городских условиях наледь – серьезная проблема. Она не только опасна для жизни прохожих, но и может повредить постройки, оборвать провода. Поэтому коммунальные службы стараются своевременно избавиться от сосулек всеми доступными способами.
Бороться с сосульками можно посредством:
- активных методов, подразумевающих непосредственное удаление;
- профилактических мер, предупреждающих скопление льда.
В первую категорию входят следующие мероприятия:
- Применение лазеров. Для сжигания наледи применяются большие лазерные установки, требующие много энергии. Поэтому процедура энергозатратная. Да и сама установка стоит недешево. Для работы с ней персонал должен пройти обучение. Необходимо соблюдение техники безопасности, поскольку лазерное излучение может серьезно навредить органам зрения.
- Сбивание паром. Используются парогенераторные установки. Они тоже дорогие и энергоемкие. А еще громоздкие, неудобные в применении. Поэтому чаще для коммунальных мероприятий приобретаются мобильные версии парогенераторов.
- Электроимпульсное воздействие. Эффективный способ, но дорогостоящий. Поэтому применяется нечасто. Посредством электрических импульсов убирают сосульки в некоторых районах Москвы. На поверхность объекта устанавливаются катушечные индукторы. При подаче импульса создается магнитное поле, продуцирующее вторичный вихревой ток. При соединении токов провоцируется кратковременная (2 с) деформация поверхности, благодаря чему становится невозможным накопление льда. Электрический импульс разрушает сосульки любой величины, не повреждая поверхность объекта.
- Разрушение посредством ультразвука. Применяется мощный ультразвуковой аппарат. Энергетические затраты небольшие, но само устройство стоит дорого.
- Механическое удаление. Имеется в виду сбивание лопатой или другими средствами. Мероприятие осуществляют работники коммунальных служб, промышленные альпинисты. Самый простой способ борьбы с сосульками, но и самый травмоопасный. Велика вероятность получить удар падающим осколком льда, сорваться с крыши.
Профилактические мероприятия включают:
- качественную тепловую изоляцию чердаков;
- хорошую теплоизоляцию верхней отопительной системы;
- герметичность вентиляционной системы;
- реконструкцию крыши и водосточных труб;
- применение антиобледенителей для крыш;
- установку капельников на край крыши;
- плотное закрытие чердачных входов;
- отсутствие выхода тепловых источников на чердак (например, канализации);
- отсутствие закупоривания слуховых окошек.
Современные методы борьбы с обледенением – сооружение крыш с подогревом, проведение кабельной противообледенительной системы.
Нужно понимать, что не существует метода, полностью предотвращающего образование висячей наледи. Погодные условия изменить нельзя, в межсезонье снег всегда будет таять, вновь замерзать. Но вышеперечисленные мероприятия помогают существенно снизить скорость обледенения воды, а значит, предупредить появление крупных и опасных сосулек.
Источник
Весной солнце светит ярче и греет теплее. Весной тает снег, и бегут ручейки. Тают сосульки, и бывает капель. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВероника Фиронова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Весной солнце светит ярче и греет теплее. Весной тает снег, и бегут ручейки. Тают сосульки, и бывает капель.» — Транскрипт:
2 Весной солнце светит ярче и греет теплее.
3 Весной тает снег, и бегут ручейки. Тают сосульки, и бывает капель.
4 На реках лёд становится хрупким и трескается. Появляются большие льдины. Начинается ледоход.
5 Весной прилетают птицы. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Тили – тели, тили – тели, С юга птицы прилетели. Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко, Жаворонок, соловей, торопились – кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж. Все вернулись, прилетели, песни звонкие запели.
6 Просыпается в берлоге медведь.
7 Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду. В садах проводят посадку деревьев и кустарников. В парках и скверах высаживают цветы.
11 Наступает (что?). С каждым днём (что?) светит всё ярче. Быстро тают (что?) и (что?). Весенние (что?) бегут в реку. На проталинах появились (что?) и (какая?) (что?). Из тёплых стран возвратились (кто?).
12 Идёт снег.Тает лёд, сосульки.Бегут ручьи. Опадают листья с деревьев. Прилетают птицы. Собирают урожай. Появились первые цветы. Солнце греет мало. Солнце светит ярче.
14 Что сделал грач?
19 «У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою».
Источник
Консультация «Как появляются сосульки?»
Наталья Сорокина
Консультация «Как появляются сосульки?»
Статья «Как появляются сосульки?».
Сорокина Н. А. воспитатель, г. Верхняя Салда, Свердловская область.
На своём жизненном пути, также как и дети, взрослые задают вопросы. Ответы на них взрослые находят быстро. А вот для ответа на детские вопросы взрослые затрачивают гораздо больше усилий, чем для ответа на взрослые вопросы. Ребёнок, порой, спрашивает и ждёт исчерпывающей по тем темам вопросов, на которые, прежде чем ответить, взрослым надо хорошо подумать.
В последнее время, при виде наростов льда на кровле домов и живописных на вид сосулек в декабре месяце, у меня появляется вопрос: «Почему зимой, а не весной начинается таяние снега с крыш?». Ведь в последние десятилетия прошлого столетия, на Урале, именно с таяния сосулек начинался плавный переход к весне. И свисание сосулек и капель с крыш символизировало только приход весны.
Часто ли мы задумываемся о том, почему образуются сосульки, которые мы видим зимой, свисающих с водостоков, козырьков?
Попробуем ответить на вопросы. Сосулька – это ледяной сталактит (реже – висячая наледь, который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды[5].
Снег начинает превращаться в лёд под влиянием двух факторов: природного и техногенного. К природному фактору относится глобальное потепление, означающее повышение средней температуры Мировых океанов и атмосферы Земли, и его прогнозируемое продолжение. Причины изменений климата могут быть такие как – вулканические выбросы, изменения солнечной активности (в том числе и изменения солнечной постоянной, изменения орбиты Земли[1].
К техногенному фактору относится увеличение концентрации парниковых газов, вызванное деятельностью человека, такие как вырубка лесов и сжигание ископаемого топлива. Эти результаты признаны национальными академиями наук всех крупных промышленно развитых стран. Определения состава воздуха показывают, что сейчас в атмосфере Земли углекислого газа стало на 25% больше, чем 200 лет назад. Может повторюсь, но это, безусловно, результат хозяйственной деятельности человека, а также вырубки лесов, зелёные листья которых поглощают углекислый газ [1].
Нам необходимо понять, как появляются сосульки – в мороз или оттепель[4].
Проблема образования наледи наиболее актуальна не холодной зимой, а в периоды оттепелей, когда температура переходит через 0° и вода от подтаявшего снега почти сразу же замерзает[2].
В среднем за зиму, по данным метеорологов, фиксируется около 70 переходов температуры через отметку 0°С. Именно эти изменения температуры в вечернее время, приводят к быстрому охлаждению воздуха, а значит, и водостоков. Тогда как массы снега на кровле, вместе с элементами самой кровли, могут некоторое время сохранять тепло [2]. Из-за этого нижний слой снега начинает таять и стекать к водоотводам.
В них температура ниже нуля, поэтому происходит их промерзание и замерзание сосулек. При колебаниях в диапазоне от +3…+5°С днём, до -4…-6°С ночью создаются наиболее благоприятные условия для образования сосулек и наледи. Талая вода по каплям стекает, замерзая по капле. Капли натекают одна на другую и свисают с края крыши.
Чем архитектура строения богата сложным дизайном кровли, тем больше шансов у талой воды замерзнуть на них в сосульки. При следующей оттепели такие ледяные наплывы удлиняются, и в результате происходит замерзание сосулек. Образовываются целые ледяные наросты и живописные на вид сосульки длиной в несколько метров и весом до сотни килограммов[4].
С наступлением весны снег начинает таять, так как солнечные лучи нагревают снег на крыше домов до температуры выше нуля. Ночные температуры повышаются, и появляется круглосуточная капель с ледяных наростов и сосулек. Реальную опасность для жизни людей создаёт срыв достаточно массивных ледовых масс [2].
Для прохожих падающие ледяные наросты представляет немалую опасность. Так что лишний раз стоит напомнить, что во время оттепели и в начале весны надо соблюдать особую осторожность – не подходить близко к домам и чаще глядеть наверх.
Одним из распространенных вопросов малышей является: как появляются сосульки? Наступит время, когда мир маленького ребёнка начнёт расширяться, и его будут волновать более серьёзные вопросы, ответы на которые должны быть подготовлены заранее.
Когда взрослые на вопрос ребёнка не могут быстро найти ответ, малыш начинает нервничать и понимать, что они тоже не всё знают. Поэтому, чтобы не теряться от вопросов юного почемучки, лучше сразу ознакомиться с самым распространённым вопросом,который задают большинство детей: «Как появляются сосульки?».
Ответ на него достаточно прост, но если показать ребёнку наглядно как они возникают, результат закрепится на всю жизнь. Для малышей можно провести небольшой эксперимент и показать наглядно, как появляются сосульки. Для этого можно взять любую пластиковую бутылку (лучше всего с удобной ручкой) и шило. Налить в бутылку воды и выйти с детьми на улицу, в подходящую погоду. Теперь проткнуть шилом небольшое отверстие в дне бутылки и повесить её на веточку дерева. Вода будет капать и замерзать. Если на улице очень холодно, можно повесить бутылку вечером, а утром прийти посмотреть какая получилась сосулька. Обычно дети бывают в восторге от увиденного эксперимента [6].
После ряда занятий, когда дети поймут что такое сосульки, тогда и нужно подвести их к разговору о том, что сосульки могут быть опасны для жизни.
Активно использую опыт работы своих коллег посредством интернета. Понравившийся материал использую при составлении занятий (приложения). В своей работе с воспитанниками использую загадки, стихи, рассказы про сосульки из интернет-ресурсов,например:
Стихотворения Шалаевой Г. «Не стойте под сосульками», «Не ешьте снег и сосульки».
Стихи Орловой А., Пригоцкой С., Овчинниковой Т. из «Сайта для мам и малышей».
Рассказ «О чём плачут сосульки» Лякишева М. А. и т. д.
Использую в своей деятельности просмотр мультфильмов и передач:
«Смешарики» (Азбука безопасности. Опасные сосульки).
«Дуда и Дада» (Зимние сокровища).
«Аркадий Паровозов спешит на помощь» (Почему опасно стоять под сосульками).
Передача «Шишкина школа» (Забота друзей. Сосулька).
Играем с воспитанниками в игру на развитие общей моторики «Сосулька», в дидактическую игру «Что сначала, что потом», «Правильно – неправильно»,в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Под сосулькой не играй, от сосульки убегай!». Составляем рассказы по картинке «Как Вася заболел». Рисуем на тему «Сосульки на крыше». В беседах на тему «Осторожно, сосульки» знакомлю детей с правила безопасного поведения на улице. Обучаю предвидеть опасность и формирую ответственное отношение к своему здоровью.
Ответ на вопрос ребёнка: «Как появляется сосулька?», должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям о сосульках. Именно какую опасность для жизни они представляют в период, когда температура поднимается выше ноля.
Источник