Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
ХвалЯщийся своими успехами ; таЯщий на солнце снег ; режУщий металл станок ; числЯщиеся по списку ученики ; колонны держ. щие балкон ; беспоко. щаяся о здоровье ребёнка мать ; по обстоятельствам не завис. щим от нас ; Знач…щееся по списку количество книг ; се…щий раздор между людьми ; дежур…щий милиционер ; огни маяч…щие во тьме ; школьники готов…щие выступление ; ветер колыш…щий тростник ; косынка трепещ….щаяся на ветру ; решение завис…щее от друзей ; зверёк меч…щийся от испуга ; кле…щие игрушки дети ; кол….щий дрова сосед.
Не! С этим не справиться. 🙁
Вилик и могуч.
А. Хвалящийся своими успехами; тающий на солнце снег; режущий металл станок; числящиеся по списку ученики; колонны, держащие балкон; беспокоящаяся о здоровье ребёнка мать; по обстоятельствам, не зависящим от нас; значащееся по списку кол-во книг; сеющий раздор между людьми; дежурящий врач; огни, маячащие во тьме; школьники, готовящие выступление; ветер, колышущий тростник; косынка, трепещущая на ветру; решение, зависящее от друзей; зверёк, мечущийся от испуга; клеящие игрушки дети; колющий дрова сосед;
Б. Пограничники, охраняющие границы; прячущийся в кустах зверёк; широко стелющиеся растения; знамёна, реющие на ветру; плещущееся у ног море; дождь, хлещущий в окна; борющиеся за независимость народы; колышущийся на волнах плот; птицы, щебечущие под окном; пилящий дрова дед; лепечущий малыш; щенок, лающий на прохожих; колющая в боку боль; сеющий хлеб фермер; тяжело дышащий больной; плохо видящий старик; держащий знамя.
Нерешаемая (I спр.) задача; видимые (IIспр.) в тумане корабли; возобновляемое (I спр.) строительство; увлекаемый (I спр.) потоком; поддерживаемый (I спр.) товарищами; избираемые (I спр.) делегатами; вдохновляемые (I спр.) болельщиками; исполняемое (I спр.) девочкой; оберегаемые (I спр.) юннатами; собираемые (I спр.) детьми; колеблемые (I спр.) ветром; орошаемые (I спр.) водой канала; восстанавливаемое (I спр.) реставраторами; обожаемая (I спр.) сестрой; используемый (I спр.) при ответе.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Найдите в толк. словаре русского языка знач. слова реставратор и запишите, как оно толкуется:
1.Специалист по реставрации памятников культуры, искусства.
2.Сторонник восстановления свергнутого революцией строя.
Выпишите два прич., морфемный состав кот. соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание:
НЕ/РЕШ/А/ЕМ/АЯ
ИЗ/БИР/А/ЕМ/ЫЕ
каким способом образ. слово юннаты?
Сложение сокращенных основ
Источник
Урок по русскому языку 7 класс Действительные причастия настоящего времени
настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий
Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. Работа по развитию речи: предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок.
Повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов, окончаний прилагательных, причастий; переходность глаголов.
I . Индивидуальные задания.
К а р т о ч к а
(Записывается на доске, проверяется коллективно.)
Надписать сверху спряжение глаголов. Вставить гласные в окончания глаголов 3-го лица мн. ч. настоящего и будущего времени. Выделить окончания.
(Они) полощ..т, ре..т, кле..т, кол..т, выдержива..т, пол..т, чу..т, слуша..т, гон..тся, исправля..т, стро..т, ропщ..т, вылет..т, услыш..т, брезж..т, стел..т, дыш..т, бре..т, ве..т, исправ..т, пляш..т, вид..т, завис..т, гон..тся, леч..т, реша..т, проявля..т, расхвал..т, отвеча..т, вступа..т, раздел..т, укрепля..т, се..т, заправ..т, зате..т, дремл..т.
1. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ят.
1) Они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т.
2) Они распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т.
3) Они гон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т.
4) Они увид..т, услыш..т. слуша..т, дыш..т.
2. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ют.
1) Они стел..т, кле..т, бре..т, та..т.
2) Они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т.
3) Они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т.
4) Они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т.
II. Проверка домашнего задания.
У доски один ученик из домашнего упражнения выписывает слова, в которых надо было вставить пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях; другой — слова с орфограммой в корне. (Обратить внимание на графическое объяснение орфограмм.) Третий выписывает причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными); четвертый — причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными).
Опрос: как определить, перед нами действительное или страдательное причастие? Привести примеры. Как определить переходность и непереходность глаголов? Привести примеры.
III. Контрольный словарный диктант. (Диктуется сразу два слова — одно для учащихся первого варианта, другое — второго.)
I вариант II вариант
1. ресница черноволосый
2. продолговатый реальный
3. истинный выправка
4. величественный истинный
5. царственный великий
6. подлинный калитка
7. отразить приключение
8. возникать начинаться
9. рождаться появляться
10. могучий отразить
11. будьте представьте
12. преодолеть препятствие
13. бирюзовый парашют
14. присутствовать побагроветь
15. парашют гирлянда
16. калитка бирюзовый
17. как будто как-нибудь
18. правильный серебряный
19. препятствие каких-то
20. где-то подлинный
21. искусство искусный
22. исказить поразить
23. сразить копошиться
I V . Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся записывают предложение, графически объясняют постановку знаков препинания, дают его характеристику, определяют роль причастного оборота в предложении.
Покрытая морозною росою,
Шуршит в аллее под моей ногою.
— Какие средства выразительности использованы поэтом? Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное. За счет чего? (Обращаем внимание школьников на то, то способность причастий передавать признак предмета по действию также является выразительным средством в художественном тексте.)
V . Орфографическая диктовка.
Учащиеся записывают примеры, объясняют графически написание безударных личных окончаний глаголов, определяют их переходность, вид.
Строят дом, борются за мир, лечат людей, сеют рожь, видят насквозь, тревожат людей, ненавидят ложь.
V I. Объяснение нового материала методом наблюдения на с. 42 учебника.
На данном уроке начинается работа по составлению таблицы «Суффиксы причастий», которая потом заполняется постепенно, по мере изучения материала (все таблицы записываются в раздел ученического словаря).
Вот как будет в итоге выглядеть таблица.
Вопросы, подводящие итог наблюдений.
1. От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.)
2. От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени. Например: (строить, II спр.) (§ 16).
Запись в словарь:
V II. Упражнения на закрепление материала.
Колющая лед; спеющая ягода; машущая крыльями; борющийся за первенство строящийся стадион; беспокоящаяся о здоровье сына мать; пишущий письмо; дремлющий в тиши; клеящиеся обои; виднеющиеся вдали; пенящиеся струи фонтана; чувствующий холод; лечащий врач; на тающем снегу; бушующего моря; колеблющиеся языки пламени; чинящие сети рыбаки; прекращающийся ливень; видящие во тьме; слышащие шум; плачущая девочка.
— Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов победить, прочитать, появиться, появляться? Почему? (Все они совершенного вида, кроме глагола появляться, поэтому только от него можно образовать действительные причастия настоящего времени.)
Материал для индивидуальных карточек.
Графически объяснить выбор орфограммы в суффиксе причастий; расставить знаки препинания.
1. Хвал..щийся своими успехами; та..щий на солнце снег; реж..щий металл станок; числ..щиеся по списку ученики; колонны держ..щие балкон; беспоко..щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис..щим от нас; знач..щееся по списку количество книг; се..щий раздор между людьми; дежур..щий милиционер; огни маяч..щие во тьме; школьники готов..щие выступление; ветер колыш..щий тростник; косынка трепещ..щаяся на ветру; решение завис..щее от друзей; зверек меч..щийся от испуга; кле..щие игрушки дети; кол..щий дрова сосед.
2. Пограничники охраня..щие границы; пряч..щийся в кустах зверек; широко стел..щиеся растения; знамена ре..щие на ветру; плещ..щееся у ног море; дождь хлещ..щий в окна; бор..щиеся за независимость народы; колыш..щийся на волнах плот; птицы щебеч..щие под окном; пил..щий дрова дед; лепеч..щий малыш; щенок ла..щий на прохожих; кол..щая в боку боль; се..щий хлеб фермер; тяжело дыш..щий больной, плохо вид..щий старик; держ..щий знамя.
Домашнее задание: § 16; упр. 91, 93.
Источник
7 класс. Словарные диктанты № 3
материал для подготовки к егэ (гиа, 7 класс) по теме
повторение по теме «Причастие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_no_3.doc | 33 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Правописание суффиксов действительных
и страдательных причастий настоящего времени
Обозначить условия выбора гласных в суффиксах.
I. Сеющийся дождь; строящиеся дома; дремлющий старик; трепещущий на ветру; скачущая лошадь; ясно видящий цель; шепчущиеся кусты; пенящиеся волны; тающий снег; дышащий прохладой; стелющийся туман; клокочущий водопад; плачущий малыш; клеящие коробки; хлопочущие о детях; борющийся с ленью; хлещущий дождь; хвалящийся успехами; числящийся по списку; держащие знамена; зависящие от нас обстоятельства; значащееся по списку количество; колющий предмет; дежурящий милиционер; пилящий дрова; охраняющие границы; прячущийся в кустах; ненавидящий ложь; плещущееся море; рубящие лес; слышащие шум; зависящие от погоды; лечащий врач; рокочущая вдали; тяжело дышащий.
II. Увлекаемый течением; колеблемый ветром; убираемый мамой; орошаемый водой; изображаемый художником; преследуемый врагом; освещаемый луной; исследуемый учеными; поддерживаемый отцом; окружаемый заботой; воспеваемый в стихах; рекомендуемый для чтения; мучимый сомнениями; едва видимые облака; избираемые народом; зависимые от обстоятельств; невидимый во тьме; изучаемое в школе; гонимые ветром; исполняемый певцом; уважаемый всеми; прерываемый гулом; управляемый по радио; ведомые проводником; возобновляемый полет; плохо видимый предмет; пилотируемый летчиком.
III. Увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны; терпящий бедствие корабль; колеблемые ветром листья; надеющийся на помощь; тающие на щеках снежинки; клокочущего вдали водопада; о строящемся доме; самоклеящихся обоев; мечущегося из стороны в сторону; беспокоящегося о результатах экзамена; едва видимого во тьме; щебечущей птицей; зависящий от погоды; рекомендуемая для чтения книга; от жалящих пчел; корабль, борющийся с волнами; едва слышимого шепота; гонящегося за зайцем; у лающей собачонки; в расстилающемся над речкой тумане.
1) Стало плохо видно из-за стелющегося по земле дыма. (Б. Акунин) 2) Мелкий сеющий дождь стал набирать силу. 3) Воцарилась полная тишина, нарушаемая только кваканьем лягушек в пруду. 4) За узкой полоской мелкого песка лежала просторная заводь, едва тревожимая ветерком. (М. Семенова) 5) Солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко. (Л. Толстой) 6) Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины деревьев поблескивал на солнце Финский залив. (С. Высоцкий) 7) Высокие кружевные верхушки травы проступают сквозь мягкий, стелющийся к земле туман. (П. Дашкова) 8) В мае 1827 года торжественно провожаемый московскими друзьями Пушкин отбыл в Петербург. (В. Кулешов) 9) Веющий с юга ветер приносил полынный запах. 10) Слышащийся с поля волчий вой наводил тоску. 11) Возле речки тихо шелестел дремлющий камыш.
Гласные в причастиях прошедшего времени
перед суффиксами -нн- (-н-), -вш-
I. Слышавший шорох; ненавидевший ложь; обидевший малыша; маявшийся от жары; удостоивший чести; растаявший снег; развеявший семена; посеявший страх; рассеявший сомнения; почуявший зверя; расклеивший афиши; правивший конями; увидевший картину; сеявший рожь; оттаявшая земля; встретивший друзей; построивший дом; ужалившая ребенка; лаявшая собака; зависевший от обстоятельств; завязавший узел; отчаявшийся человек.
II. Рассеянные тучи; посаженный сад; вырубленный лес; овеянный славой; услышанный разговор; расстрелянные патроны; пойманная мышь; выкаченная бочка; выкачанная нефть; развешанные картины; развешенная мука; размешанные краски; замешанный в преступлении; замешенное тесто; склеенный клеем; подстреленный зверек; потерянное время; поддержанный другом; развеянный ветром; посеянный в поле; сломанный стул; построенный в срок; дорога изъезжена; тропинка протоптана; книга прочитана.
1) Я в лесу подтаявшем, около ствола, гладенькую, мокрую шишку подняла. (В. Тушнова) 2) По реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая стаи рассеянных гусей и уток. (И. Тургенев) 3) Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами. (И. Тургенев) 4) Остатки рассеянных туч плыли к горизонту. 5) Слышен был конский топот и сдержанный говор всадников. (А. Фадеев) 6) Радостно и волнующе запахло оттаявшим кедром. (Ф. Абрамов) 7) Со своей стороны Троекуров столь же мало заботился о выигрыше затеянного дела. (А. Пушкин) 8) Посредине стены, оклеенной обоями с коричневыми букетами, Петя заметил зиявшую дыру. (В. Катаев) 9) Путникам открылось море, усеянное блестящими искрами огней.
Источник