Толщина льда и его грузоподъемность
Первое, что следует помнить — толщина льда зимой не везде одинакова. Он тоньше у берегов, на стремнине, в районе перекатов, у камней, в местах слияния рек, их впадения в озеро или водохранилище, около вмерзших предметов на изгибах и излучинах рек. Наиболее опасен лед под снегом и сугробами. При перепрыгивании с одной льдины на другую точка опоры должна находиться не ближе полметра от края льда. Не рекомендуется скапливаться на льду группой в несколько человек или складировать груз в одном месте.
В зимнее время по льду можно передвигаться на автотранспортных средствах и перевозить грузы. Соотношение массы перевозимых грузов и безопасной толщины льда представлено в следующей таблице.
Таблица толщины льда и его грузоподъемности (зависимость грузоподъемности от толщины льда и температуры воздуха).
Толщина льда(при-1 С)
Толщина льда(при -20 С)
от кромки льда(трещины) м.
Так же следует помнить при расчете нагрузки, что прочность льда весной(март-апрель) уменьшается вдвое-трое, тут уже надо смотреть на его цвет и структуру. При появлении воды на льду или больших сугробов(более 30 см.) следует учитывать, что запас прочности уменьшается на 20-50 %. Не стоит забывать, что на водоемах с течением или регулируемым уровнем воды — толщина льда неоднородна.
При передвижении в торосах нужно наступать только на прочные ледяные глыбы. Снежные мосты, образующиеся между вершинами торосов, зачастую непригодны для передвижения по причине своей непрочности. В период весеннего таяния ледовая поверхность изобилует впадинами и неровностями, лед становится пористым и слабым, покрывается талой водой, а после ее ухода поверхность ледяного поля просыхает, белеет и размягчается. При понижении температуры талая вода иногда замерзает, покрывает тонким ледяным слоем основной, мокрый и рыхлый, лед. Передвигаться по такому льду нельзя.
Еще бывалые люди знают, что особую опасность представляет собой ледяное покрытие болот. На их поверхности часто остаются места с тонким льдом, льдом под которых образовались газовые пузыри, который трещит и ломается под тяжестью человека. Плохо промерзают болота, покрытые ряской, порослью деревьев или кустарников. Очень опасны болота, покрытые толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно, иногда вообще не замерзает.
Источник
Таблица льда по тоннажу
частой поливкой его по слою разостланной соломы или хвороста. При толщине льда в 4-10 сантиметров могут переправляться одиночные люди на расстоянии 2 метров друг от друга, а до 13 сантиметров — шеренгами. Для переправы конницы и артиллерии лед должен быть не тоньше 13-15 сантиметров, а для легких танков до 35-40 сантиметров. При толщине льда свыше 70 сантиметров могут переправляться любые орудия и танки. »
http://www.src.mchs.gov.ru/article.html?id=10824
«при температуре воздуха от -1 до -20?С:
лед толщиной 10 см способен выдержать нагрузку до 100 кг при расстоянии до кромки льда 5 м;
лед толщиной 20 см способен выдержать нагрузку до 800 кг при расстоянии до кромки льда 11 м;
лед толщиной 25 см способен выдержать нагрузку до 3,5 т при расстоянии до кромки льда 19 м;»
http://adventure.hut.ru/transit/ice.htm
для моего случае-52 см
Армейские нормы допуска уже забыл..
Единственное, что могу добавить: иногда при нехватке льда или слабых морозах, предполагаемую «дорогу» укрепляли длинными хлыстами и поливали водой (армирование и утолщение льда). Пробы тольщины льда снимали недалеко от предполагаемой «дороги». Если русло реки известно, обратить внимание на возможность промоин (направление течения). Движение техники по льду с большим интервалом (от 40-50 метров), никаких резких торможений, в случае непредвиденных ситуаций впереди — плавный угол поворота (либо большой диаметр объезда), полный газ и вытягивать к берегу.
С уважением Андрей
спасибо всем, тема в общем ясна
не менее 50, лучше 70см
наледь- вдвое
где Р- вес техники в тоннах.
2. Толщина льда фактическая (так называемая приведенная толщина)
где, К- к-т работы от наружной температуры (1,0 при т 0, но при отсутствии сквозных трещин)
Нч — толщина слоя чистого, прозрачного льда,
Ннам — толщина слоя намороженного льда,
Нмут — толщина слоя мутного льда.
3. Во льду долбится (сверлится, бурится) проруби (лунки) (требуют через 5-10 метров с краю трассы, но обычно делают через 25) и определяется глубина уровня воды в лунке. Уровень воды должен быть ниже верха льда на 0,1 от толщины льда. НЕ БОЛЬШЕ.
4. При наличии сквозных трещин движение запрещено.
5. В весенний период а также при движении по льду на соленных водоемах, расчетная толщина увеличивается вдвое.
6. Особое внимание обращается на съезд (выезд) на лед, т.к. там очень часто лед лежит не на воде а провисает в воздухе (п.3.) и возможно его аварийное обрушение.
7. От полыньи держаться подальше и вообще всю трассу пройти и проверить сперва пешком.
8. Скоростной режим, интервал движения, запрет на перевоз пассажиров (пусть пешком переходят), движение с открытыми дверьми техники.
Так. Вроде всё вспомнил. Если нужно будет поподробнее и с сылкой на официальные источники (учебники, справочники и пр.) то обращайтесь в ПМ, всегда рад помочь.
Источник
ПРОХОДИМОСТЬ ТЕХНИКИ ПО ЛЬДУ
Для определения возможности переправы по льду какого-либо груза необходимо знать не только фактическую толщину льда на реке, но и толщину льда, обеспечивающую безопасность движения данного вида транспорта.
Необходимая толщина ледяного покрова на реках и озерах для пропуска гусеничной бронетанковой техники может быть определена по таблbwt или упрощенным расчетом по формуле
Н = 9 √G,
где Н – толщина льда, см;
G – полная масса машины, т.
Толщина льда, определенная по приведенной формуле, при среднесуточной температуре воздуха от –5 до 0 °С должна быть увеличена на 10 %, а при температуре выше 0 °С (при потеплении) – на 25 %.
При расчете толщины ледяного покрова учитывается только слой основного чистого кристаллического льда.
Проходимость машинами рек и озер по льду (температура ниже —5°С)
Вид машин | Полный вес. т | Необходимая толщина льда, см |
Гусеничные машины (танки,бронетранспортеры и др.) | 6 | 22 |
10 | 28 | |
16 | 36 | |
20 | 40 | |
30 | 49 | |
40 | 57 | |
50 | 64 | |
60 | 70 | |
Колесные машины (автомобили.бронетранспортеры) | 2 | 16 |
4 | 22 | |
6 | 27 | |
8 | 31 | |
10 | 35 | |
Войска в пешем порядке: | ||
в колонне по одному | — | 4 |
в колонне по два | — | 6 |
в любом построении | — | 15 |
Примечание. При температуре выше —5°С и особенно выше 0°С прочность льда резко снижается.
Ориентировочно можно определить минимально допустимую для переезда толщину кристаллического льда по формуле:
а = 11 √ Q,
где: а — толщина льда в см;
Q — полный вес автомобиля в тоннах.
Для безопасной переправы автопоездов по льду рекомендуется, чтобы расстояние между тягачом и прицепом было равно:
L = 1/2 Q + 6 м,
где: L — расстояние в метрах;
Q — полный вес автомобиля в тоннах.
В том случае, когда сцепные устройства не обеспечивают такой длины, расчет грузоподъемности льда необходимо определять на суммарный вес тягача и прицепа. Если лед не выдерживает расчетной нагрузки, то можно использовать длинный стальной трос.
Допустимая нагрузка на лёд
Допустимая нагрузка (т) | Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток | Дистанция между автомашинами (м) | ||
– 10 °и ниже | – 5 °С | При кратковременной оттепели до 0 ° | ||
Гусеничная техника | ||||
4 | 18 | 20 | 28 | 10 |
6 | 22 | 24 | 31 | 15 |
10 | 28 | 31 | 39 | 20 |
16 | 36 | 40 | 50 | 25 |
20 | 40 | 44 | 56 | 30 |
30 | 49 | 54 | 68 | 35 |
40 | 57 | 63 | 80 | 40 |
50 | 63 | 70 | 88 | 55 |
60 | 70 | 77 | 98 | 70 |
Колёсная техника | ||||
3,5 | 22 | 24 | 31 | 18 |
6 | 29 | 32 | 40 | 20 |
8 | 34 | 37 | 48 | 22 |
10 | 38 | 42 | 53 | 25 |
15 | 46 | 50 | 64 | 30 |
Примечание: При указанной в таблице толщине льда возможна переправа соответствующих подразделений и грузов при температуре воздуха -5 град и ниже. При температуре выше -5 °С прочность льда уменьшается
Источник
Безопасная толщина льда для человека и зимней переправы
Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима — рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют, наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения.
Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!
Для человека
Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.
Безопасная толщина льда
Это нужно знать:
- Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
- В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
- Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
- Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
Закрепим материал о прочности льда:
- лёд голубого цвета – прочный,
- белого – прочность его в 2 раза меньше,
- матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.
Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.
Минимальная толщина льда для пешего перехода
Для зимней переправы
Приводим данные в таблице ниже.
Безопасная толщина, м | С учетом веса, т | С учетом расстояния до кромки льда, м | |
там, где пресная вода | там, где морская вода | ||
0,10 | 0,15 | до 0,1 | 5 |
0,20 | 0,25 | до 0,8 | 10 |
0,25 | 0,30 | до 3,0 | 20 |
0,35 | 0,45 | до 6,5 | 25 |
0,40 | 0,50 | до 10 | 26 |
Зная вес техники, нетрудно рассчитать, каким должен быть лед.
Для техники
Безопасная толщина, м | С учетом веса, т | С учетом расстояния до кромки льда, м | |
там, где пресная вода | там, где морская вода | ||
0,70 | 0,55 | до 20 | 30 |
100 | 0,95 | до 40 | 40 |
Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:
- глубину водоема;
- скорость течения;
- расстоянием между берегами реки;
- интенсивность грузопотока;
- когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.
Ледовая переправа на автомобиле
Теория и практика
Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок — от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей — чаще.
Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:
В ней учитываются:
- H – толщина льда;
- n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
- a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
- P – масса груза, т.
Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.
Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:
Допустимая нагрузка, т | Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток | Дистанция между автомашинами, м | ||
– 10 °и ниже | – 5 °С | При кратковременной оттепели до 0 ° | ||
Гусеничная техника | ||||
4 | 18 | 20 | 28 | 10 |
6 | 22 | 24 | 31 | 15 |
10 | 28 | 31 | 39 | 20 |
16 | 36 | 40 | 50 | 25 |
20 | 40 | 44 | 56 | 30 |
30 | 49 | 54 | 68 | 35 |
40 | 57 | 63 | 80 | 40 |
50 | 63 | 70 | 88 | 55 |
60 | 70 | 77 | 98 | 70 |
Колесная техника | ||||
3,5 | 22 | 24 | 31 | 18 |
6 | 29 | 32 | 40 | 20 |
8 | 34 | 37 | 48 | 22 |
10 | 38 | 42 | 53 | 25 |
15 | 46 | 50 | 64 | 30 |
Поправки и уточнения
При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.
В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.
Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.
Правила поведения на тонком льду
Правила поведения на тонком льду
Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:
- Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
- Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
- Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
- Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
- При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
- Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
- Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
- Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».
Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:
- При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
- Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
- На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
- На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.
Видео о правилах нахождения на льду
Источник